Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция ввода одиночного символа getch()

Поиск

Функции scanf() и cscanf() требуют аккуратного ввода данных с клавиатуры, незначительная ошибка при вводе информации приводит к сбоям в работе программ. В добротных программах используется посимвольный ввод данных с помощью функции getch(), определяемую в той же библиотеке <conio.h>. Эта функция имеет два варианта применения:

а) для остановки программы до нажатия произвольной клавиши, например, перед ее завершением. В этом случае листинг программы может быть таким

{

getch(); /* Ожидание ввода произвольной клавиши */

}

б) получение кода ASCII нажатой клавиши. Для получения кода клавиши необходимо объявить целую переменную и присвоить результат исполнения функции getch() этой переменной. При этом синтаксис использования функции может быть следующим:

{

int i;

i=getch(); /* Ожидание нажатия клавиши и присвоение

ее кода символа переменной i */

}

Пример 3.3

Написать программу, принимающую символ с клавиатуры и выдающую его код на экран

Листинг 3.3

/* программа вывода на экран кода нажатой клавиши */

#include <conio.h>

void main()

{

int kod; /* объявление переменной */

clrscr(); /* очистка экрана */

cprintf(“Нажмите клавишу: ”); /* вывод сообщения */

kod=getch(); /* ввод клавиши */

cprintf(“\nКод клавиши: %d\n”); /* вывод кода клавиши */

getch(); /* ожидание нажатия

произвольной клавиши */

}

3.6. Задание для самостоятельной работы

3.6.1. Записать отдельные строки программы, используя функции форматированного ввода-вывода:

а) вывод на экран двух переменных типа символ, целой переменной в восьмеричном формате и переменной типа длинное целое (идентификаторы выбрать самостоятельно);

б) вывод на экран значения переменных типа строка (массив символов) family, name, gruppa в следующем виде (после символов … должны идти значения указанных переменных):

Фамилия: …

Имя: …

Группа: …

в) вывести на экран две вещественные переменные в заданном формате: 10 позиций общая ширина поля переменной, 3 позиции – точность;

г) ввод двух переменных типа беззнаковое целое first и second;

д) ввод целой переменной x в шестнадцатеричном формате, вещественной переменной y и вещественной переменной двойной точности z;

е) выполнить ввод вещественных переменных power, moment и velocity, используя функции ввода-вывода в следующем формате (после символов … должен идти ввод указанных переменных):

Параметры двигателя:

мощность двигателя – …

момент двигателя – …

скорость двигателя – …

 

3.6.2. Записать отдельные строки программы, используя только функции консольного ввода-вывода:

а) очистить экран и далее вывести в центре экрана значения двух целых переменных
a и b, изменив при этом цвет символа и фона;

б) вывести значения четырех вещественных переменных a, b, c и d в следующем виде (ширина поля каждой переменной – 8 позиций, точность – 0 позиций):

a= …

b=…

c=…

d=…

в) выполнить предыдущий пример, но совмещенный с вводом значений этих переменных.

3.6.3. Написать программу: выполняется очистка экрана, вводится вещественное число, на экран выводится корень из введенного числа (функция корня находится в математической библиотеке и вызывается так: y=sqrt(x);). Вывод корня выполнить в следующем формате – выравнивание по левому краю, общая ширина поля – 10 позиций, точность – 2 символа после десятичной точки.

3.6.4. Составить программу, в которой: выполняется очистка экрана, рисуется на экране изображение окна, внутри окна выполняется ввод трех параметров двигателя (см. задачу 3.6.1,е).

 

 


ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ЯЗЫКА

Операции языка Си

В языке существует большое количество операций (операторов). С помощью операций языка выполняются вычисления, сравнения, присваивания, а также ряд специфических задач. Наиболее часто используемые приведены в табл. 4.1. При выполнении операторов учитываются следующие особенности их исполнения:

а) каждой операции соответствует определенное количество операндов:

– унарные операции, имеющие только один операнд, например, операция взятия адреса переменной x запишется так: &x, а операция инкрементирования переменной i: i++;

– бинарные операции, имеющие два операнда, например, простейшие арифметические операции сложения, вычитания и т.д.: a+b или 4*x;

– единственная трехоперандная операция в языке – операция выполнения условия <операнд1>? <операнд2>: <операнд3>.

б) некоторые операции могут работать только с определенными типами данных, например, побитовые операции применяются только к целым типам данных;

в) в сложных выражениях, содержащих ряд операций, исполнение большинства операций выполняется слева направо, за исключением, унарных операций и операций присваивания. Если необходимо задать строго определенный порядок исполнения выражения можно использовать круглые скобки;

г) в сложных выражениях последовательность исполнения операций определяется их приоритетом (см. крайнюю правую колонку в табл. 4.1, где 1 – наибольший приоритет исполнения операции).

Таблица 4.1.

Опера-ция Назначение Пример Прио-ритет
  Первичные операции    
[] индекс массива x[2][0]=5;  
() вызов функции, очередность выполнения y=sin(6.28*(x+1));  
. элемент структуры (прямой доступ) time.tm_hour=5;  
-> элемент структуры (косвенный доступ) time->tm_hour=5;  
  Унарные операции    
++ инкремент (увеличение на единицу) i++  
–– декремент (уменьшение на единицу) i––  
sizeof размер в байтах x=sizeof(int);  
(тип) преобразование типа y=(float)5/2;  
- унарный минус (изменение знака) y=-x;  
* косвенная адресация int x=*y;  
& взятие адреса scanf(“%d”,&x);  
  Арифметические операции    
* умножение 20*x  
/ деление x/10  
% деление по модулю x%10  
+ сложение x+20  
вычитание 40–x  
  Битовые операции    
~ побитовое НЕ y=~x;  
<< побитовый сдвиг влево y=x<<1;  
>> побитовый сдвиг вправо y=x>>1;  
& побитовое И y=x&15;  
^ побитовое исключающее ИЛИ y=x^15;  
| побитовое ИЛИ y=x|15;  

Продолжение таблицы 4.1.

Опера-ция Назначение Пример Прио-ритет
  Операции отношения    
< меньше if (x<6)  
> больше if (x>6)  
<= меньше или равно if (x<=6)  
>= больше или равно if (x>=6)  
== равно if (x==6)  
!= не равно if (x!=6)  
  Логические операции    
! логическое отрицание (операция НЕ) if (!x)  
&& логическое умножение (операция И) if (x>0 && x<6)  
|| логическое сложение (операция ИЛИ) if (x<0 || x>6)  
  Условная операция    
?: при условии a>b?10;-10  
  Операции присваивания    
= присваивание x=5  
*= присвоение произведения x*=3  
/= присвоение частного x/=3  
%= присвоение остатка x%=3  
+= присвоение суммы x+=3  
–= присвоение разности x–=3  
<<= присвоение левого сдвига x<<=3  
>>= присвоение правого сдвига x>>=3  
&= присвоение И x&=3  
^= присвоение исключающего ИЛИ x^=3  
|= присвоение ИЛИ x|=3  
  Прочие операции    
, запятая a=1, b=2;  

Арифметические операции

Операции сложения, вычитания, умножения и деления можно использовать ко всем типам данных. Если операнды одного типа, то результат будет того же типа. Например, вычисляя выражение 12/5, так как операнды целые числа, то в результате получим целое число 2 (округление не выполняется). С другой стороны, если рассчитывается выражение 12./5, результатом будет вещественное число 2.4.

Операция деление по модулю используется при необходимости вычисления остатка от деления целых чисел, например, при вычислении выражения 17%3, результатом будет целое число 2.

Операции присваивания

Эти операторы имеют наименьший приоритет при вычислении выражений, т.е. выполняются в последнюю очередь (за исключением оператора запятая). В языке Си знак равенства означает выполнение операции присваивания. Например, выражение

x=10+3*4;

означает, что вначале вычисляется выражение слева от знака равенства и затем результат присваивается переменной x. Поэтому выражения

x=x+2;

приобретают при программировании строго определенный смысл: вначале вычисляется выражение справа от знака равенства (к старому значению переменной x прибавляется число 2) и затем полученный результат присваивается переменной x.

Оператор присваивания выполняется справа налево. В языке Си возможно использования выражений с несколькими операторами присваивания, например, допустимо использовать следующее выражение

с=b=5*(a=5*45);

Оно выполняется в следующем порядке: вычисляется значение 5*45, результат присваивается переменной ‘а’, затем эта переменная умножается на 5 и результат присваивается переменной ‘b’, и далее присваивается переменной ‘c’.

Помимо традиционной операции присваивания в языке Си существуют дополнительные операции: +=, –=, *= и т.п. Например, операции слева и справа в приведенной ниже таблице идентичны

a=a+10; a+=10;
a=a/10; a/=10;
a=a&64; a&=10;
a=a>>1; a>>=1;

 

Достоинства этих операции – они выполняются быстрее, чем операции с обычным присваиванием.

Пример 4.1

Пример использования арифметических операций и операций присваивания:

Листинг 4.1

#include <stdio.h>

void main()

{

int a=25,b=3,с,d;

float x=25.,y=3,z;

c=a/b;

d=a%b;

printf(“Деление целых чисел: %d\nОстаток: %d\n”,c,d);

z=x/y;

printf(“Деление вещественных чисел: %d %d\n”,c,d);

a=a+10;

y=y*3;

printf(“Традиционная форма операции присваивания: %d %f\n”,a,y);

a+=10;

y*=3;

printf(“Присваивание со сложение и умножением: %d %f”,a,y);

}

 

Результат выполнения программы:

Деление целых чисел: 8

остаток: 1

Деление вещественных чисел: 8.333333

Традиционная форма операции присваивания: 35 9.000000

Присваивание со сложение/умножением: 45 27.000000

Операции отношения

Эти операции позволяют сравнивать друг с другом данные, например:

x>0 y<=x z!=27 g==’\n’

Значения переменных после выполнения операции сравнения не изменяется, каждое выражения проверяется – истинно оно или ложно. В языке Си истинному значению выражения с операцией отношения соответствует единичный результат, ложному – нулевой. Например, выражение

y=x>5;

определяет значение переменной ‘у’ равным единице для ‘x’ равным 25 и равным нулю для ‘х’ равным –5.

Согласно табл. 4.1. наибольшим приоритетом обладает операции ‘<’ и ‘>’, наименьшими равенство и неравенство. Поэтому, например, выражение

(x>5 == y<10)

будет выполняться в следующем порядке:

– сравнение y<10;

– сравнение x>5;

– сравнение на равенство.

Логические операции

В языке Си отсутствуют данные типа булева переменная, но существуют логические операции, в которых можно использовать данные типа символ или целое в любой модификации. При этом подразумевается, что нулевое значение выражения соответствует значению «FALSE» (ложь), а любое другое – значению «TRUE» (истина). Эти операции: логическое умножение && (операция И), сложение || (операция ИЛИ) и отрицание! (операция НЕ). Результат выполнения этих операций для различных значений целых переменных a и b приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2.

Значение переменной a Значение переменной b Результат
a&&b a||b !a !b
ноль ноль        
ноль отлично от ноля        
отлично от ноля ноль        
отлично от ноля отлично от ноля        

 

Следует отметить, что «истинным» значением переменной считается не только ее положительное значение, но и отрицательное. Если выражение при выполнении логической операции является «истиной», то результату присваивается значение единица, в противном случае – нулевое значение.

Пример 4.2

Листинг 4.2

#include <stdio.h>

void main()

{

int x=5,y=-3;

printf(“x&&y x||y!x!y x>3 y>0\n”);

printf(“%3d %3d %3d %3d %3d %3d”,x&&y,x||y,!x,!y,x>3,y>-10);

}

 

Результатом исполнения программы будут строки на экране

x&&y x||y!x!y x>3 y>0

1 1 0 0 1 0

Согласно табл. 4.1. наибольшим приоритетом среди логических операций обладает операция НЕ. Поэтому, например, оператор

z=a&&b||!c&&d;

будет выполняться в следующем порядке:

– операция НЕ переменной c;

– операция И операндов a и b;

– операция И операндов (!c) и d;

– операция ИЛИ операндов (a&&b) и (!c&&d).

Логические операции можно использовать и для реализации сложных неравенств. Например, для составления условия 10<x<20 в языке Си необходимо записать логическое выражение (x>10 && x<20), а математическое выражение x<10Èx>20 можно представить в виде (x<10 || x>20).

Битовые операции

Эти операции позволяют выполнять проверку и изменение отдельных битов в данных целого и символьного типов. Их нельзя использовать для вещественных чисел. Действие битовых операций идентично логическим, но они выполняются над каждым битом данных.

Каждая из битовых операций служит определенным целям. Например, операция & (И) полезна для проверки единичных значений отдельных битов числа, а также для установки определенных битов в «0». Операция | (ИЛИ) полезна для установки в «1» битов. Операция ^ (Исключающее ИЛИ) используется для проверки несовпадения битов. Операции сдвига << и >> позволяют сдвинуть все биты числа влево/вправо на заданное количество разрядов. Недостающие значения битов дополняются нулями, информация в исчезающих битах теряется.

Примеры использования битовых операций приведены в табл. 4.3. Все переменные a, b, z этой таблицы типа unsigned char. Язык Си не умеет работать с данными в двоичном формате, но для упрощения понимания работы каждое число представлено в двоичном формате (например, для первой строки a=20210=110010102, b=15510=100110112).

Таблица 4.3.

Операция 1 операнд 2 операнд Результат Комментарий
НЕ a=11001010 b=10011011 z=~a=00110101 z=~b=01100100 Инвертируются все биты числа
И a=10011010 b=11110000 z=a&b=10010000 На число a накладывается маска (число b) – выделяются значения 4 старших битов числа а, младшие биты обнуляются
ИЛИ a=10011010 b=00001111 z=a|b=10011111 Четыре младших бита числа a устанавливаются в единичное состояние, старшие биты остаются без изменения
Исключающее ИЛИ a=10011010 b=00001111 z=a^b=10010101 Старшие биты числа a остаются без изменения, младшие – инвертируются
Сдвиг вправо a=10011010 b=00001111 z=a<<1=00110100 z=b<<3=01111000 Выполняется сдвиг вправо всех битов числа a на один разряд, числа b – на три разряда. Происходит потеря старших битов, установленных в «1»
Сдвиг влево a=10011010 b=00001111 z=a>>2=00100110 z=b>>1=00000111 Выполняется сдвиг влево всех битов числа a на два разряда, числа b – на один разряд. Происходит потеря младших битов, установленных в «1»

 

Следует отметить, что результатом исполнения битовой операции в отличии от логических операций будет число типа символ или целое, а не логические «0» или «1». Так, например, исполнение выражений b=a&&8 и b=a&8 при различных значениях переменной а даст такой результат:

Значение переменной а Результат для b=a&&8 Результат для b=a&8
     
     
     
     


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.01 с.)