Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Школьное отделение питомника.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая школа В первую школу для выращ-ия саженцев пересаживается из отдела размн-ия посад-го материала. На этом поле для удобства механизированной выгонки отделяют от других смешанные грунты, одновременной посадкой изоляционной полосы из двух рядов кустарника, с раст-м м/у рядами 1 см. срок пребывания саженцев в 1-й школе 4 года. В 1-ую шк.отдела формирования высаживают хорошо отсортированный посевной материал. Перед посадкой проводят обрезку корней. Размещение раст-й в школе: рядовой способ (м/у рядами 0,8-1м, в ряду 0,2-0,4м), квадратное размещение (0,7х0,7м). Техника посадки ручная и механиз-ая. После посадки проводят след.мероп-ия: 1.уход за почвой 2.подкормка 3.формирование кроны Вторая школа Во 2-ую шк.из первой пересаживают саженцы умеренно и медленно растущих пород для завершения выращивания и формирования кроны. Размещение раст-й 1х1м. Подготовка саженцев: перед посадкой их сортируют, корневую систему обрезают. Уход за саженцами: культивация, внесение удобрений, борьба с вредителями. На второй год после посадки окончательно формируется штамб и крона, регулируется рост побегов. Третья школа Для выращивания крупномерных саженцев исп-ся сравнительно небольшой ассортимент древесных пород. Для посадки в третью школу выращ-ся наиб.ценные по качеству с хорошей сформированной кроной, корневая система д.б.не менее 35см. Размещен-е саженцев 1,5х1,5м. Уход за саженцами как и во 2-й школе. 12. Климат и лес. Из комплекса климатических факторов основное значение имеют тепловые условия и количество выпадающих осадков. Известно, что высшие растения, особенно деревья, в процессе ассимиляции расходуют очень большое количество воды. На единицу образования сухого вещества деревья расходуют до 1000 единиц воды. Известно также, что транспирация растений увеличивается с повышением температуры воздуха и дефицита его влажности, зависящего от температуры. Г.Н.Высоцкий считал, что важным является не сами по себе величины осадков, а отношение величины осадков к величине испарения, или коэффициент увлажнения; при коэффициенте увлажнения больше 1 - климат влажный, свойственный лесной зоне; при 1 - соответственно лесостепи; коэффициент 0,5 характерен для полупустынь. В практике широко пользуются коэффициентом Селянинова. Теплообеспеченность - это сумма активных температур (выше 100). Влагообеспеченность определяется гидротермическим коэффициентом. Он представляет собой отношение осадков за вегетационный период к сумме температур за этот же период, увеличенное в 10 раз. Коэффициент больше 1,3 соответствует зоне избыточного увлажнения, 1,3-1,0 - зоне обеспеченного увлажнения. Рост деревьев и биологическая продуктивность в целом особенно тесно связанны с продолжительностью вегетационного периода, соотношением тепла и влаги. В общем, чем больше тепла и влаги в течение вегетационного периода в данном районе и чем длиннее вегетационный период, тем выше производительность леса. Климат определяет не только количественную, но и качественную продуктивность лесов. Самые гигантские деревья и самые большие запасы древесины на 1 га наблюдается все же не в тропиках, которые отличаются чрезвычайным богатством видов, но сравнительно скромными запасами, а во влажных субтропиках. Северная сосна отличается более выгодным соотношением весенней и летней частей годичного слоя, чем южная сосна. В леса севера годичный прирост увеличивается в годы повышенных температур вегетационного периода, а в лесостепи и степных насаждениях прирост лимитируется количеством осадков. Климат оказывает сильное и самое разнообразное влияние на жизнь леса. Размещение лесов естественного происхождения на нашей планете, их состав, запасы древесины на единице площади в значительной степени определяются характером климата. Метеорологические условия сравнительно коротких отрезков времени, исчисляемых несколькими годами и даже отдельными сезонами года, отражаются на изменении прироста, плодоношении, общем санитарном состоянии лесов, развитии полезной и вредной фауны в лесу, усилении или ослаблении пожарной опасности, облегчения или затруднения заготовки и транспортировки древесины, проведения лесовосстановительных работ и т. п. Распределение лесов земного шара по составу пород тесно связано с типами климата.
13.Понятие о предмете "Лесоводство" Под лесоводством понимают всю область лесного хозяйства, включая выращивание лесов, их учет, организацию лесного хозяйства и лесозаготовок. В процессе совершенствования теории и практики лесного дела из лесоводства выделены лесные культуры, лесная мелиорация, лесоэксплуатация, таксация леса, лесоустройство, экономика и организация лесного хозяйства. Объект лесоводства - лес, не только существующий, но и лес будущий, который еще предстоит вырастить. Лес обладает способностью восстанавливаться и непрерывно служить человеку, пока человек живет. Лесоводство - понятие многоплановое. В наиболее широком значении оно приравнивается к понятию "лесное хозяйство". В то же время лесоводство - отдельная профилирующая дисциплина, имеющая и научную, и практическую сторону. Лесоводство - наука о природе леса, методах его выращивания, улучшения и повышения продуктивности. Лесоводство занимается выращиванием леса для получения древесины и других продуктов леса, а также для использования его защитных, водорегулирующих, целебно-оздоровительных, эстетических и других полезностей. Это вытекает, во-первых, из биогеоценотической, экосистемной сущности леса, его комплексной природы. Во-вторых, из многостороннего практического значения леса. Лес имеет огромное народнохозяйственное, природоохранное, социальное значение. 1.2. Разделение лесоводства По инициативе Г.Ф. Морозова в 1902 г. лесоводство было разделено на две дисциплины: общее лесоводство и частное лесоводство. Общее лесоводство включает учение о природе леса (лесоведение), методы его естественного возобновления и формирования, изучение и разработку лесоводственных систем и способов рубок. Частное лесоводство изучает и разрабатывает вопросы искусственного возобновления и разведения леса. Начиная с 30-х годов эта дисциплина носит название "лесные культуры". С конца 50-х годов дисциплину "общее лесоводство" в нашей стране стали называть сокращенно "лесоводство". Лесоводство как синоним общего лесоводства разделяется на те же две части - теоретическую, или общую, в виде учения о природе леса, называемую лесоведением, и специальную, или собственно лесоводство. Современное лесоводство можно разделить также и по функционально-целевому принципу, например, лесоводство рекреационное, лесоводство плантационное, которое в свою очередь может включать разные цели (выращивание елового сырья для целлюлозно-бумажных предприятий, выращивание новогодних елок и т.д.), лесоводство почво- и водозащитное, лесоводство, связанное с загрязнением окружающей среды и мерами его преодоления. В настоящее время исключительно важное значение приобретает разработка вопросов противорадиационного лесоводства. История лесоводства Зачатки лесоводственных знаний возникли в Древней Греции и Древнем Риме. За три столетия до новой эры Теофраст одну из книг посвятил лесным деревьям. Римский поэт Вергилий сформулировал некоторые положения об уходе за лесом. Еще больше внимания лесоводству уделял римский ученый Плиний Старший, считавший лес высшим даром человеку. Еще в ХI в при Ярославе 1 (Мудром) законом предусматривались строгие наказания за поджог и порубку лесов. В ХIV-ХVI веках соблюдался особый режим рубок в среднерусских лесах, имевших большое стратегическое значение (Тульские засеки), сыгравшие огромную роль в обороне нашей Родины против набегов кочевых племен, борьбе русского народа с Ливонским орденом в ХУ1 в., а также и другими захватчиками в более поздние периоды. Лесу, его рациональному использованию и сохранению уделяли внимание выдающиеся государственные деятели - в том числе Юлий Цезарь в Древнем Риме и Петр 1 в России. Петр 1 прежде всего ценил древесину как материал для строительства отечественного флота; при этом особенно выделялась древесина дуба, сосны, ильма, ясеня, клена, лиственницы. Леса из этих пород, особенно дуба, объявлялись заповедными, сохраняемыми для нужд флота. Вместе с тем в целях рационального использования лесов, охраны особо ценных для кораблестроения деревьев от самовольных порубок их владельцами Петр 1 издал большое количество суровых указов, распоряжений, правил, которыми такие рубки запрещались. Нарушения карались строгими наказаниями (вплоть до смертной казни). Этими указами регламентировалась рубка леса, особенно вдоль рек. Петр велел описать все леса вдоль больших рек в обе стороны на 50 верст, вдоль малых сплавных притоков их - на 20 верст, описать заповедные леса и составить карты с обозначением лесных дач, рек и пристаней, к которым удобно доставлять лес. Петр 1 требовал бережного, рационального отношения к лесу и в 1715 г. дал указание - лес, годный на дома, не рубить на дрова, дрова готовить из ели, березы, ольхи и осины. Заботясь о развитии лесного дела Петр создал лесное управление. После смерти Петра 1 по его заветам на Карельском перешейке под Петербургом была создана знаменитая Линдуловская лиственничная роща. Это старейший в мировой практике широкий опыт искусственного создания леса на севере. И сегодня некоторые подходы Петра 1 к лесу, как к национальному достоянию, которое надо беречь, рационально использовать и восстанавливать, не потеряли своего значения.В России во второй половине ХУШ и в начале Х1Х веков не было школ, где преподавались бы лесные науки. Но пытливая мысль русских ученых, включая Ломоносова, пытались проникнуть в закономерности роста леса, публикуются статьи по лесной тематике. Но все же основоположником российского лесоводства следует считать А.Т. Болотова. Его работа "О рублении, поправлении и заведении лесов" (1766) имела большое теоретическое и практическое значение. Для хвойных деревьев Болотов рекомендовал «по крайней мере восьмидесятилетний оборот рубки». Касаясь вопроса о смешанных и чистых лесах, Болотов доказывал преимущества смешанных. Он впервые поставил вопрос о лесных питомниках. Его статьи – выдающееся явление для своего времени. Но, как это часто бывало в истории России, работы Болотова не были оценены по заслугам. В 1804 г. вышел из печати первый русский учебник по лесоводству «Начальные основания лесоводства» Е.Ф.Зябловского. Но у автора не было такого опыта работа в лесу, как у Болотова, и многие рекомендации учебника были неприемлемы. После смерти Петра 1 в России началось, особенно при Екатерине II, хищническая вырубка лесов без всяких правил и ограничений. В 1804 г. выдающийся деятель по степному лесоразведению И.Я.Данилевский закультивировал сосной сыпучие пески своего имения «Пришиб» в Змиевском уезде Харьковской губернии на площади 1000 десятин. А уже через 40 лет его дети жили в доме, построенном из леса, разведенного отцом. Начиная с 1818 г., помещик Скаржинский вырастил в степи 400 десятин лесов. В царствование императрицы Анны Иоановны во исполнение неосуществленного указа Петра, требовавшего правильного обращения с лесами, были вызваны из Германии форстмейстеры, получившие специальное образование, и в их числе известный «лесной знатель» Фокель. В 1774 г. при оберегермейстерском корпусе обучалось форстмейстерским делам десять ягд-пажей из дворян. В 1799 г. 4 воспитанника Морского кадетского корпуса были отправлены в Англию «для обучения, как разводят там леса при королевских рощах, из коих английские флоты снабжаются лесами». Двое из них, возвратившись в Россию, получили звание ученых форстмейстеров и были направлены в Казань для разведения корабельных лесов и для ботанического описания пород деревьев, произрастающих в Казанской губернии. В 1800 г. в Морском кадетском корпусе был учрежден форстмейстерский класс для обучения кадетов лесным наукам. В 1802 г. был утвержден «Устав о лесах». На Лесной департамент, согласно пункту 19 этого устава, возлагалась организация школ «для образования и научения людей в лесоводственных науках». Избрание места первой лесной школы было поручено курляндскому дворянину фон Штейну. Местом для школы выбрали Царскосельский зверинец и дом при нем, в котором разместились директор фон Штейн с семейством и двадцать учеников. Другая лесная школа была организована в 1805 г. в Козельске Калужской губернии для тридцати школьников. Она именовалась Калужским институтом. Задачей его было «заниматься переводом лесных книг для способствования и обучения тех, кои иностранных книг читать и в такие институты являться не могут…». В 1808 г. по инициативе графа М.М.Орлова в Петербурге на Елагином острове был открыт Лесной институт. В 1811 г. он объединился с Лесным училищем, переведенным в Петербург из Царского села. В 1813 г. сюда же был переведен Калужский институт. Так образовался Петербургский лесной институт, ныне лесная академия. В 1829 г. был утвержден устав института, по которому курс обучения был рассчитан на шесть лет. Заметное влияние на развитие отечественного лесоводства оказала организация в 1865 г. под Москвой Петровской земледельческой и лесной академии. В 1869 г. был открыт Ново-Александровский институт сельского и лесного хозяйства. Подготовка научных кадров в этих учебных заведениях сыграла большую роль в решении научных и практических задач отечественного лесоводства. Высшие учебные заведения опирались в своей работе на экспериментальные базы в виде опытных и учебно-опытных лесничеств. Каждое из этих лесничеств разрешало определенные научные задачи, имевшие большое значение для практики лесного хозяйства. Лесное хозяйство имеет специфическую особенность – это длительность производства. В спелых лесах заложен труд по меньшей мере трех поколений лесоводов. Научные рекомендации, достаточно эффективные для одного лесничества, могут оказаться неприемлемыми в соседнем. Лесничества в дореволюционной России были основными звеньями управления лесами и организации лесохозяйственного производства. Их руководители – лесничие сочетали в себе высокий профессионализм и творческую заинтересованность ученых. Многие из российских лесничих были хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. К таковым относился Нестор Карлович Генко, лесничий Шиповского лесничества с 1866 г., Виктор Евграфович Графф – лесничий Велико-Анадольского лесничества. Добрую память о себе оставил в лесоводственной науке Андрей Павлович Молчанов. Он работал лесничим Богородского лесничества, Веневского и 1-го Одоевского лесничеств. В 1888 г. А.П.Молчанов становится лесничим Крапивенской низшей школы – одной из первых в России. А.П.Молчанову предстояло не только вести хозяйство в Крапивенском лесничестве, но и готовить специалистов для соседних лесничеств. На протяжении 20 лет он был управляющим лесами Тульской и Калужской губерний. Умер А.П.Молчанов лесничим, приняв незадолго до смерти в сентябре 1919 г. Велико-Анадольское лесничество от известного лесовода Н.Я.Дахнова. Там же в кв. 22 А.П.Молчанов и похоронен. Немало сделал для российского леса лесничий-экспериментатор Дмитрий Михайлович Кравчинский. В Лисинском лесничестве он прослужил 37 лет с 1885 по 1919 г. В этом лесничестве проходили практику выпускники Лесного института. Леса здесь усиленно эксплуатировались, гл. образом для заготовки дров, причем рубка велась беспорядочно. Лесовосстановлением практически не занимались. Все эти проблемы предстояло решать лесничему Д.М.Кравчинскому. И он сумел справиться со всеми насущными задачами хозяйства. От перестойных лесов Д.М.Кравчинский избавился с помощью лесорубов лесничества, к которым в прежние годы лесничие прибегали сравнительно редко, предпочитая лесосеки продавать лесопромышленникам. В Лисинском лесничестве были определены 5 направлений хозяйственной деятельности: на сосну, на ель, хозяйство в суходольных березовых лесах, сосняках по болоту и березняках по болоту. Для каждого хозяйства Д.М.Кравчинский разработал способы рубок и восстановления, отвечающие природе древесной породы и условиям произрастания. В еловых лесах это были упрощенные 2-3 приемные рубки, семенолесосечные, получившие имя автора «рубки Кравчинского». С помощью воспитанников Лисинской школы Д.М.Кравчинский провел лесоустройство в лесничестве. Выбор лесничих для государственных лесов производился весьма тщательно. Лесничие, как правило, были специалистами, достаточно подготовленными, выпускниками Петербургского лесного и Ново-Александровского сельскохозяйственных институтов, Петровской земледельческой и лесной академий. Авторитет лесничих был настолько велик, что чаще всего из их числа приглашали преподавателей в лесные институты. Был приглашен в Петровскую академию в 1867 г. лесничий Велико-Анадольского лесничества Виктор Евграфович Графф, в 1866 г. он был избран профессором. Заслуги В.Е. Граффа (1819-1867) перед отечеством общепризнанны (степное лесоарзведение). Перенесенные лишения не прошли бесследно, умер Графф в возрасте 48 лет. Известный русский лесовод Александр Фелицианович Рудзский, автор «Лесных бесед», «Очерков современного европейского лесоводства», «Справочной книги по лесоводству», «Лесной таксации», редактор журналов «Сельское хозяйство и лесоводство», «Плодоводство» начал свою деятельность в лесничестве. Лесной институт он закончил в 1857 г. Был командирован как один из лучших специалистов за границу для совершенствования знаний. По приезде получил предложение остаться в институте на преподавательской работе, но отправился в Засурско-Селексинское лесничество Пензенской губернии, после заведовал лесами графа Уварова во Владимирской губернии, затем лесами Кулебакских горных заводов и только в 1880 г. согласился принять кафедру в Лесном институте, которой руководил 25 лет. Лесничими начинали свой путь профессора Г.Ф. Морозов (Каменно-Степное лесничество Воронежской губернии), Г.Н. Высоцкий (Мариупольское лесничество Харьковской губернии). Имя Морозова – это целая эпоха в русском лесоводстве. Своим учением Г.Ф. Морозов провозгласил, что «пора всероссийских рецептов миновала так же точно, как прошла пора «неметчины», т. е. простого переноса западноевропейских, преимущественно немецких, образцов хозяйства на русские леса». Благодаря Г.Ф. Морозову оформилось учение о смене пород, учение о типах леса, разработаны оригинальные методы возобновления сосны и многое другое. Книга Г.Ф. Морозова «Учение о лесе» и до настоящего времени является непревзойденным учебником по лесному хозяйству. Работы Морозова заложили фундамент научного лесоводства в нашей стране. За свою короткую жизнь (он умер 9 мая 1920 г.) Г.Ф. Морозов опубликовал более 400 научных работ, рефератов, статей, брошюр, книг, венцом которых является его бессмертное творение «Учение о лесе». Бюст Г.Ф. Морозова установлен в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова в ряду других выдающихся деятелей – корифеев отечественной науки. Корпус лесничих дореволюционной России был одним из лучших в Европе. В 1913 г. в 1519 лесничествах значилось 5499 специалистов. Первая мировая война и затем революция отрицательно сказались на кадровом составе специалистов лесного хозяйства. После 17 года последовали массовые увольнения и репрессии лесничих, рассматривавшихся новоявленными правителями как «буржуи». Это приобрело такие масштабы и привело к таким негативным для хозяйства страны последствиям, что Ленин был вынужден специальным циркуляром запретить отстранение лесничих от должности, так как этих специалистов нельзя никем заменить. Несмотря на это, уровень квалификации лесничих и лесных специалистов после революции существенно снизился. Нехватку их знаний приходилось, в какой то мере, восполнять инструктивными письмами, указаниями и инструкциями. Непоправимую утрату понесла в 30-е годы и лесная наука. Беспрецедентная травля корифея лесной науки М.М. Орлова, дискредитация на уровне государственной политики учения о лесе Г.Ф. Морозова практически полностью перечеркнули научное наследие отечественной и мировой науки. Лесные отрасли оказались на грани полного профессионального примитивизма. От окончательной научной и практической деградации их спасла лишь возрастающая опасность сырьевого кризиса лесной промышленности. К началу войны многие леспромхозы уже с трудом набирали лесосечный фонд под план лесозаготовок. Исчерпаемость лесных богатств страны стала вполне очевидной. Стали все чаще задумываться о необходимости лесовосстановления, которое на поверку оказалось не таким простым и легким делом, как казалось на первый взгляд. Каждый второй гектар посевов и посадок выполненных упрощенным способом малоквалифицированными специалистами бесследно пропадал. Оказалось, что неспроста высоко ценилась профессия лесовода в царской России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.012 с.) |