Организация лесосеменной базы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация лесосеменной базы.



Организация лесосеменной базы.

Создание лесосеменной базы в Западной Сибири имеет специфические особенности, которые обусловлены зонально-провинциальными и высотнопоясными особенностями произрастания основных лесообразующих пород, труднодоступностью и неравномерностью освоения лесов, слабой селекционной изученностью насаждений, разнородной интенсивностью введения лесного хозяйства, преобладанием во многих районах деятельности лесной промышленности.

Организация постоянной лесосеменной базы в Западной Сибири проводится с учетом максимального использования селекционного фонда основных лесообразующих пород с целью массового получения семян с высокими наследственными и посевными качествами для последующего использования их при создании культур общего лесохозяйственного и целого плантационного назначения, а также в защитном лесоразведении и зеленом строительстве.

Объектами постоянной лесосеменной базы (ПЛСБ) являются отдельные деревья и насаждения, отобранные в природных популяциях или специально созданные на основе селекции, занесенные в государственный реестр и сводные ведомости постоянных лесосеменных участков (ПЛСУ) и лесосеменных плантаций (ЛСП), за которыми ведется уход по установленной технологии.

Полученные на постоянной лесосеменной базе семена по лесоводственной ценности с учетом наследственных особенностей подразделяются на три категории.

Сортовые (отборные) семена - семена с лесосеменных плантаций от контролируемого опыления между вегетативным потомством лучших по фенотипическим признакам (плюсовых) деревьев или от искусственного скрещивания самих плюсовых деревьев.

Улучшенные семена, собранные с плюсовых и лучших нормальных насаждений, из которых удалены минусовые деревья, на постоянных лесосеменных участках, заложенных в лучших нормальных насаждениях, на плантациях заложенных сеянцами и саженцами выращенными из семян сортовых (отборных).

Нормальные семена, заготовленные в нормальных насаждениях, с удовлетворительными по хозяйственной ценности и состоянию деревьев. К ним относятся семена собранные на постоянных и временных лесосеменных участках, а также на лесосеках при рубке нормальных насаждений.

Контроль качества создания постоянной лесосеменной базы выполняется специалистами зональных контрольно-семенных станций. Методическое руководство этими работами осуществляется Институтом лесной генетики и селекции Рослесхоза.

Дифференциация деревьев в лесу. Естественный отбор и приспособление к условиям обитания в лесу.

Причины дифференциации, ослабления и отпада заключаются и в наследственности, и в непосредственном взаимном влиянии деревьев, и в условиях среды.

В процессе роста древостоя происходит дифференциация деревьев, одни более развиты, другие отстали в росте и выглядят слабыми. В соответствии с этими различиями лесные деревья целесообразно как-то классифицировать, разбить на более или менее типичные однородные категории.

Наиболее популярна классификация деревьев Крафта.

В соответствие с классификацией Крафта все деревья разбиваются по степени развитости на две большие группы. Первая включает нормально развитые деревья (господствующие - по терминологии Крафта), вторая - деревья плохо развитые, отставшие в росте, заглушенные (подчиненные - по Крафту). Основными признаками для отнесения деревьев к той или другой группе служат характер кроны, сравнительная высота дерева, положение его среди соседних деревьев.

Крафт разбивает все деревья на 5 классов. Первые три (I,II,III) относятся к нормально развитым (господствующим) деревьям, последние два (IV и V) - ко второй группе - к угнетенным.

Первая группа деревьев:

I класс - исключительно развитые деревья (прегосподствующие) с сильно развитой кроной, наилучшим ростом;

II класс - хорошо развитые деревья (господствующие) с нормально развитой кроной, хорошим ростом;

III класс - умеренно развитые деревья; кроны близки по форме к деревьям II класса, но слабее развиты, несколько сужены, с частично усыхающими по краям ветвями; эти деревья занимают промежуточное положение между первой и второй группами

Вторая группа деревьев:

IV класс - заглушенные, ослабленные в росте, но еще жизнедеятельные деревья; кроны сжаты со всех сторон, или образуют одностороннюю, флагообразную форму. Деревья этого класса разделяются на подклассы: IVа - деревья, большая часть крон которых хотя и сжата, но они занимают свободные просветы в общем пологе; IVб - деревья, кроны которых находятся ниже, частично под общим лесным пологом. Верхняя часть кроны более или менее освещена, нижняя затенена и нередко отмерла.

V класс - деревья, целиком находящиеся под пологом. Они разделяются на подклассы: Vа - с еще живой кроной, Vб - с отмирающей или отмершей кроной.

Эта классификация пригодна для применения только в лесу, где все деревья относятся к одной породе и имеют одинаковый возраст.

Конкуренция между деревьями за свет, за элементы почвенного питания, за влагу. Сомкнувшиеся деревья изменяют внешнюю среду, а это в свою очередь оказывает влияние на деревья и другие организмы леса. Уже в молодом возрасте, по мере смыкания крон деревьев начинается взаимное вытеснение, конкуренция, борьба за жизненное пространство - за свет, влагу, почвенное питание. Растения, оказавшиеся более слабыми, отстают в росте, лишаются света, питательных веществ, подавляются соседями. Более слабые растения погибают, происходит так называемый процесс изреживания. Деревья, отмершие в результате естественного изреживания, составляют отпад. Отпад лесных деревьев является одним из основных последствий борьбы за существование.

Целенаправленное изреживание может значительно снизить конкуренцию между растениями и видами.

 

3. Возобновление под пологом леса. Под пологом леса проявляются как благоприятные так и неблагоприятные факторы в возобновлении леса.

Благоприятные условия: обеспеченность семенами; более постоянная влажность поверхности почвы, подстилки и живого напочвенного покрова, благоприятствующая прорастанию семян и образованию всходов; ограниченная освещенность, что также благоприятно для начальных стадий развития растений; полог леса, смягчая температурные колебания, защищает всходы, самосев и подрост от опала шейки, ожогов, действия заморозков; благодаря малому количеству света отсутствует или ослабляется задернение почвы светолюбивыми травами, особенно злаками; обилие микоризообразователей в лесу способствует образованию микоризы у молодых древесных растений.

Неблагоприятные условия: недостаточная освещенность затрудняет поселение светолюбивых древесных пород, ослабляет фотосинтез самосева и особенно подроста, затрудняет их существование; выражена корневая конкуренция; напочвенная и почвенная среда не всегда благоприятны для прорастания семян из-за плотной подстилки, грубого гумуса, мощного мохового покрова; опад может придавливать и заглушать всходы, особенно хвойных пород.

Возобновление леса под пологом очень часто происходит неравномерно как в смысле куртинности расположения подроста, так и по времени. Неравномерность возобновления определяет формирование разновозрастного леса.

Под пологом леса возобновление может быть и равномерным. Примером могут служить большинство сосновых лесов, пройденных низовыми пожарами, равномерно изреживающими древостой, уничтожая преимущественно тонкомерные деревья и подготавливая почву для прорастания семян. В результате под пологом появляется одновозрастное поколение сосны или какой-либо другой породы. Равномерное возобновление леса под пологом возможно и без пожара, когда теневыносливая порода поселяется под пологом светолюбивых. Например, возобновление ели и кедра под пологом березы.

Организация семенозаготовок

Заготовка семян в лесхозе планируется на основе потребности в них и на основе контрольных цифр, полученных из областного управления лесами. Потребности лесхоза складываются из посева в питомниках, посева на лесокультурной площади, поставок в централизованном порядке и продаже на сторону.

Работа должна быть организована так, чтобы обеспечивалась заготовка семян с лучшими наследственными качествами. На территории лесхоза выделяются плюсовые деревья, которые исключаются из рубок и с которых ведется сбор семян для селекционных целей. Кроме того, насаждения делятся на плюсовые, нормальные и минусовые. С последних сбор семян не производится ни в каких случаях.

Для правильной организации заготовки семян в наиболее ценных лесных массивах создаются специальные лесосеменные хозяйства, на которые возлагается заготовка высококачественных семян. Однако пока их немного и они не могут удовлетворить потребности хозяйств в семенах, а поэтому в каждом лесхозе создаются свои лесосеменные базы. Для этого закладываются временные и постоянные лесосеменные участки и лесосеменные плантации, в которых проводится комплекс лесохозяйственных мероприятий, направленный на повышение урожая семян в них.

Лесосеменные хозяйства оснащаются необходимой техникой и орудиями труда, позволяющими механизировать и облегчить ручной труд: раздвижными лестницами, монтажными машинами, автомобильными гидроподъемниками, стремянками, подъемными когтями, подъемными лазами, пологами, шишкосушилками, веялками, автомобилями, тракторами и т. д.

Для сбора семян в лесхозе организуют специальные семенозаготовительные бригады во главе с бригадирами, отвечающими за качество семян и технику безопасности. Бригаде выдается наряд и указывается место сбора семян.

На каждую партию заготовленных семян составляют паспорт, а качество семян проверяют на контрольных семенных станциях. Производительность труда рабочих на сборе и переработке семян зависит от степени механизации работ, организации семенного участка или территории для сбора семян.

Применение гидроподъемников повышает производительность труда сборщиков в несколько раз по сравнению с производительностью при использовании когтей, правильная организация хранения семенного сырья повышает выход семян ели в два раза.

История лесоводства

Зачатки лесоводственных знаний возникли в Древней Греции и Древнем Риме. За три столетия до новой эры Теофраст одну из книг посвятил лесным деревьям. Римский поэт Вергилий сформулировал некоторые положения об уходе за лесом. Еще больше внимания лесоводству уделял римский ученый Плиний Старший, считавший лес высшим даром человеку. Еще в ХI в при Ярославе 1 (Мудром) законом предусматривались строгие наказания за поджог и порубку лесов. В ХIV-ХVI веках соблюдался особый режим рубок в среднерусских лесах, имевших большое стратегическое значение (Тульские засеки), сыгравшие огромную роль в обороне нашей Родины против набегов кочевых племен, борьбе русского народа с Ливонским орденом в ХУ1 в., а также и другими захватчиками в более поздние периоды. Лесу, его рациональному использованию и сохранению уделяли внимание выдающиеся государственные деятели - в том числе Юлий Цезарь в Древнем Риме и Петр 1 в России. Петр 1 прежде всего ценил древесину как материал для строительства отечественного флота; при этом особенно выделялась древесина дуба, сосны, ильма, ясеня, клена, лиственницы. Леса из этих пород, особенно дуба, объявлялись заповедными, сохраняемыми для нужд флота. Вместе с тем в целях рационального использования лесов, охраны особо ценных для кораблестроения деревьев от самовольных порубок их владельцами Петр 1 издал большое количество суровых указов, распоряжений, правил, которыми такие рубки запрещались. Нарушения карались строгими наказаниями (вплоть до смертной казни). Этими указами регламентировалась рубка леса, особенно вдоль рек. Петр велел описать все леса вдоль больших рек в обе стороны на 50 верст, вдоль малых сплавных притоков их - на 20 верст, описать заповедные леса и составить карты с обозначением лесных дач, рек и пристаней, к которым удобно доставлять лес. Петр 1 требовал бережного, рационального отношения к лесу и в 1715 г. дал указание - лес, годный на дома, не рубить на дрова, дрова готовить из ели, березы, ольхи и осины. Заботясь о развитии лесного дела Петр создал лесное управление. После смерти Петра 1 по его заветам на Карельском перешейке под Петербургом была создана знаменитая Линдуловская лиственничная роща. Это старейший в мировой практике широкий опыт искусственного создания леса на севере. И сегодня некоторые подходы Петра 1 к лесу, как к национальному достоянию, которое надо беречь, рационально использовать и восстанавливать, не потеряли своего значения.В России во второй половине ХУШ и в начале Х1Х веков не было школ, где преподавались бы лесные науки. Но пытливая мысль русских ученых, включая Ломоносова, пытались проникнуть в закономерности роста леса, публикуются статьи по лесной тематике. Но все же основоположником российского лесоводства следует считать А.Т. Болотова. Его работа "О рублении, поправлении и заведении лесов" (1766) имела большое теоретическое и практическое значение. Для хвойных деревьев Болотов рекомендовал «по крайней мере восьмидесятилетний оборот рубки». Касаясь вопроса о смешанных и чистых лесах, Болотов доказывал преимущества смешанных. Он впервые поставил вопрос о лесных питомниках. Его статьи – выдающееся явление для своего времени. Но, как это часто бывало в истории России, работы Болотова не были оценены по заслугам. В 1804 г. вышел из печати первый русский учебник по лесоводству «Начальные основания лесоводства» Е.Ф.Зябловского. Но у автора не было такого опыта работа в лесу, как у Болотова, и многие рекомендации учебника были неприемлемы.

После смерти Петра 1 в России началось, особенно при Екатерине II, хищническая вырубка лесов без всяких правил и ограничений.

В 1804 г. выдающийся деятель по степному лесоразведению И.Я.Данилевский закультивировал сосной сыпучие пески своего имения «Пришиб» в Змиевском уезде Харьковской губернии на площади 1000 десятин. А уже через 40 лет его дети жили в доме, построенном из леса, разведенного отцом. Начиная с 1818 г., помещик Скаржинский вырастил в степи 400 десятин лесов. В царствование императрицы Анны Иоановны во исполнение неосуществленного указа Петра, требовавшего правильного обращения с лесами, были вызваны из Германии форстмейстеры, получившие специальное образование, и в их числе известный «лесной знатель» Фокель. В 1774 г. при оберегермейстерском корпусе обучалось форстмейстерским делам десять ягд-пажей из дворян.

В 1799 г. 4 воспитанника Морского кадетского корпуса были отправлены в Англию «для обучения, как разводят там леса при королевских рощах, из коих английские флоты снабжаются лесами». Двое из них, возвратившись в Россию, получили звание ученых форстмейстеров и были направлены в Казань для разведения корабельных лесов и для ботанического описания пород деревьев, произрастающих в Казанской губернии.

В 1800 г. в Морском кадетском корпусе был учрежден форстмейстерский класс для обучения кадетов лесным наукам. В 1802 г. был утвержден «Устав о лесах». На Лесной департамент, согласно пункту 19 этого устава, возлагалась организация школ «для образования и научения людей в лесоводственных науках». Избрание места первой лесной школы было поручено курляндскому дворянину фон Штейну. Местом для школы выбрали Царскосельский зверинец и дом при нем, в котором разместились директор фон Штейн с семейством и двадцать учеников. Другая лесная школа была организована в 1805 г. в Козельске Калужской губернии для тридцати школьников. Она именовалась Калужским институтом. Задачей его было «заниматься переводом лесных книг для способствования и обучения тех, кои иностранных книг читать и в такие институты являться не могут…».

В 1808 г. по инициативе графа М.М.Орлова в Петербурге на Елагином острове был открыт Лесной институт. В 1811 г. он объединился с Лесным училищем, переведенным в Петербург из Царского села. В 1813 г. сюда же был переведен Калужский институт. Так образовался Петербургский лесной институт, ныне лесная академия.

В 1829 г. был утвержден устав института, по которому курс обучения был рассчитан на шесть лет. Заметное влияние на развитие отечественного лесоводства оказала организация в 1865 г. под Москвой Петровской земледельческой и лесной академии. В 1869 г. был открыт Ново-Александровский институт сельского и лесного хозяйства. Подготовка научных кадров в этих учебных заведениях сыграла большую роль в решении научных и практических задач отечественного лесоводства. Высшие учебные заведения опирались в своей работе на экспериментальные базы в виде опытных и учебно-опытных лесничеств. Каждое из этих лесничеств разрешало определенные научные задачи, имевшие большое значение для практики лесного хозяйства. Лесное хозяйство имеет специфическую особенность – это длительность производства. В спелых лесах заложен труд по меньшей мере трех поколений лесоводов. Научные рекомендации, достаточно эффективные для одного лесничества, могут оказаться неприемлемыми в соседнем. Лесничества в дореволюционной России были основными звеньями управления лесами и организации лесохозяйственного производства. Их руководители – лесничие сочетали в себе высокий профессионализм и творческую заинтересованность ученых. Многие из российских лесничих были хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. К таковым относился Нестор Карлович Генко, лесничий Шиповского лесничества с 1866 г., Виктор Евграфович Графф – лесничий Велико-Анадольского лесничества. Добрую память о себе оставил в лесоводственной науке Андрей Павлович Молчанов. Он работал лесничим Богородского лесничества, Веневского и 1-го Одоевского лесничеств. В 1888 г. А.П.Молчанов становится лесничим Крапивенской низшей школы – одной из первых в России. А.П.Молчанову предстояло не только вести хозяйство в Крапивенском лесничестве, но и готовить специалистов для соседних лесничеств. На протяжении 20 лет он был управляющим лесами Тульской и Калужской губерний. Умер А.П.Молчанов лесничим, приняв незадолго до смерти в сентябре 1919 г. Велико-Анадольское лесничество от известного лесовода Н.Я.Дахнова. Там же в кв. 22 А.П.Молчанов и похоронен.

Немало сделал для российского леса лесничий-экспериментатор Дмитрий Михайлович Кравчинский. В Лисинском лесничестве он прослужил 37 лет с 1885 по 1919 г. В этом лесничестве проходили практику выпускники Лесного института. Леса здесь усиленно эксплуатировались, гл. образом для заготовки дров, причем рубка велась беспорядочно. Лесовосстановлением практически не занимались. Все эти проблемы предстояло решать лесничему Д.М.Кравчинскому. И он сумел справиться со всеми насущными задачами хозяйства. От перестойных лесов Д.М.Кравчинский избавился с помощью лесорубов лесничества, к которым в прежние годы лесничие прибегали сравнительно редко, предпочитая лесосеки продавать лесопромышленникам.

В Лисинском лесничестве были определены 5 направлений хозяйственной деятельности: на сосну, на ель, хозяйство в суходольных березовых лесах, сосняках по болоту и березняках по болоту. Для каждого хозяйства Д.М.Кравчинский разработал способы рубок и восстановления, отвечающие природе древесной породы и условиям произрастания. В еловых лесах это были упрощенные 2-3 приемные рубки, семенолесосечные, получившие имя автора «рубки Кравчинского». С помощью воспитанников Лисинской школы Д.М.Кравчинский провел лесоустройство в лесничестве. Выбор лесничих для государственных лесов производился весьма тщательно. Лесничие, как правило, были специалистами, достаточно подготовленными, выпускниками Петербургского лесного и Ново-Александровского сельскохозяйственных институтов, Петровской земледельческой и лесной академий. Авторитет лесничих был настолько велик, что чаще всего из их числа приглашали преподавателей в лесные институты. Был приглашен в Петровскую академию в 1867 г. лесничий Велико-Анадольского лесничества Виктор Евграфович Графф, в 1866 г. он был избран профессором.

Заслуги В.Е. Граффа (1819-1867) перед отечеством общепризнанны (степное лесоарзведение). Перенесенные лишения не прошли бесследно, умер Графф в возрасте 48 лет.

Известный русский лесовод Александр Фелицианович Рудзский, автор «Лесных бесед», «Очерков современного европейского лесоводства», «Справочной книги по лесоводству», «Лесной таксации», редактор журналов «Сельское хозяйство и лесоводство», «Плодоводство» начал свою деятельность в лесничестве. Лесной институт он закончил в 1857 г. Был командирован как один из лучших специалистов за границу для совершенствования знаний. По приезде получил предложение остаться в институте на преподавательской работе, но отправился в Засурско-Селексинское лесничество Пензенской губернии, после заведовал лесами графа Уварова во Владимирской губернии, затем лесами Кулебакских горных заводов и только в 1880 г. согласился принять кафедру в Лесном институте, которой руководил 25 лет. Лесничими начинали свой путь профессора Г.Ф. Морозов (Каменно-Степное лесничество Воронежской губернии), Г.Н. Высоцкий (Мариупольское лесничество Харьковской губернии). Имя Морозова – это целая эпоха в русском лесоводстве. Своим учением Г.Ф. Морозов провозгласил, что «пора всероссийских рецептов миновала так же точно, как прошла пора «неметчины», т. е. простого переноса западноевропейских, преимущественно немецких, образцов хозяйства на русские леса». Благодаря Г.Ф. Морозову оформилось учение о смене пород, учение о типах леса, разработаны оригинальные методы возобновления сосны и многое другое. Книга Г.Ф. Морозова «Учение о лесе» и до настоящего времени является непревзойденным учебником по лесному хозяйству. Работы Морозова заложили фундамент научного лесоводства в нашей стране. За свою короткую жизнь (он умер 9 мая 1920 г.) Г.Ф. Морозов опубликовал более 400 научных работ, рефератов, статей, брошюр, книг, венцом которых является его бессмертное творение «Учение о лесе». Бюст Г.Ф. Морозова установлен в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова в ряду других выдающихся деятелей – корифеев отечественной науки.

Корпус лесничих дореволюционной России был одним из лучших в Европе. В 1913 г. в 1519 лесничествах значилось 5499 специалистов. Первая мировая война и затем революция отрицательно сказались на кадровом составе специалистов лесного хозяйства. После 17 года последовали массовые увольнения и репрессии лесничих, рассматривавшихся новоявленными правителями как «буржуи». Это приобрело такие масштабы и привело к таким негативным для хозяйства страны последствиям, что Ленин был вынужден специальным циркуляром запретить отстранение лесничих от должности, так как этих специалистов нельзя никем заменить. Несмотря на это, уровень квалификации лесничих и лесных специалистов после революции существенно снизился. Нехватку их знаний приходилось, в какой то мере, восполнять инструктивными письмами, указаниями и инструкциями. Непоправимую утрату понесла в 30-е годы и лесная наука. Беспрецедентная травля корифея лесной науки М.М. Орлова, дискредитация на уровне государственной политики учения о лесе Г.Ф. Морозова практически полностью перечеркнули научное наследие отечественной и мировой науки. Лесные отрасли оказались на грани полного профессионального примитивизма. От окончательной научной и практической деградации их спасла лишь возрастающая опасность сырьевого кризиса лесной промышленности. К началу войны многие леспромхозы уже с трудом набирали лесосечный фонд под план лесозаготовок. Исчерпаемость лесных богатств страны стала вполне очевидной. Стали все чаще задумываться о необходимости лесовосстановления, которое на поверку оказалось не таким простым и легким делом, как казалось на первый взгляд. Каждый второй гектар посевов и посадок выполненных упрощенным способом малоквалифицированными специалистами бесследно пропадал. Оказалось, что неспроста высоко ценилась профессия лесовода в царской России.

Роль света в жизни леса.

Свет чрезвычайно важен для растений - он является для растения источником энергии.

Естественный дневной состоит из прямого и рассеянного, а полная радиация равняется сумме прямого и рассеянного света. Установлено, что рассеянная радиация лишь немного меньше прямой, а доля рассеянного света увеличивается к северу.

Известно, что для зеленых растений свет является необходимым фактором ассимиляции углерода из углекислоты воздуха и существенным фактором роста и развития. При этом как ассимиляция, так и рост, и развитие растений зависят от количества и качества света. В природных условиях лесные растения пользуются только солнечным светом, при этом не столько прямым, сколько рассеянным.

В практике лесоводства уже давно замечено, что требования различных древесных пород к свету неодинаковы.

Лесоводы давно уже начали делить древесные и кустарниковые породы на светолюбивые и теневыносливые. Практика установила ряд придержек для суждения об отношении древесных пород к свету. Продолжительность освещения.Долгое время считалось, что ограничивающим фактором развития и роста растений на севере являются световые условия, а именно недостаточная продолжительность освещения. Отсутствие же леса на крайнем Севере объясняется неблагоприятными тепловыми условиями.

Периодичность освещения.Установлено, что для растений имеет значение и периодичность освещения, т.е. чередование светлой и темной частей суток. В связи с этим различают растения длинного (на севере) и короткого (на юге) дня. Приспособленность растений к определенной продолжительности дня и ночи называется фотопериодизмом.

Интенсивность фотосинтеза.

Интенсивность фотосинтеза непостоянна и зависит от многих факторов. Установлено, что ассимиляция углекислоты лиственными породами при всех степенях освещения интенсивнее ассимиляции хвойных. Обратным фотосинтезу является процесс дыхания. Оба эти процессы у растений идут одновременно и разновременно. В темную часть суток растения дышат, а в светлую часть освещенные части кроны ассимилируют, а затененные не столько ассимилируют, сколько дышат. Та интенсивность света, при которой баланс углеводов является уравновешенным, называется компенсационной точкой или компенсационным пунктом. При различной интенсивности фотосинтеза древесных пород количество образуемого ими органического вещества является примерно одинаковым, около пяти тысяч кг на га. Это объясняется тем, что продуктивность фотосинтеза зависит не только от его интенсивности, но и от рабочей поверхности ассимилирующих органов и продолжительности фотосинтеза и является более или менее одинаковой у разных пород.

Парковые сооружения

Открытые театры предназначены для: Драматических и музыкальных представлений;

Показательных спортивных выступлений; Эстрадных и оркестровых концертов; Хоровых выступлений. Вместимость открытых театров от 600-800 до 1000-3000 зрителей, в отдельных случаях - до 30 тысяч и более (например, «Певческое поле» в Эстонии, Латвии, Литве).

При организации открытых театров учитывают функции: кинотеатр-2тыс, массовые выступления -до 1000 тыс., универсальные - до 5 тыс.);

Форма плана - криволинейная, полигональная, прямоугольная;

Конструктивное решение (театры, сооружаемые на естественном, искусственном или смешанном основании).

При выборе места для театра имеют значение: Акустические особенности; Эстетические соображения, Удаление от шумных объектов, а также от транспортных и пешеходных коммуникаций; Защита от ветра.

Зеленые насаждения формируются в виде плотных, образующих стены боскетов.

Зеленые насаждения: Изолируют театр от внешнего шума; ветра; способствуют хорошей акустике (благодаря своим звукопоглощающим свойствам).

С точки зрения акустики и видимости лучшими являются амфитеатры яйцевидной и овальной формы с предельным удалением крайних мест до 30-50 м, а для массо­вых выступлений - до 165 м.Ширина сцены принимается - 10-50 м. Глубина сцены принимается 5,0-45,0 м. Расстояние от сцены до 1 ряда - 1,5-6,0 м.

Большая часть открытых театров используется для дневных представ­лений, поэтому сцена должна быть расположена с северной стороны. Подходы к театру, а при необходимости обслуживающие подъезды должны соответствовать оптимальному использованию их с учетом: Вместимости театра (количества зрителей);Эвакуации зрителей за 10-15 минут. Выбор системы эвакуации зрителей (радиальная, поясная, радиально-поясная) зависят от: участка; рельефа местности; расположения окружающих театр проходов и проездов; (Радиально-поясная - для большой вместимости; Поясная порядовая - для малой вместимости.)

Минимальная вместимость театра рассчитывается исходя из нормы 0,5 м/чел: ширина скамеек - 25-35 см; Ширина прохода между рядами - 45-50-60 см.

Состав сооружений и устройств в зоне театра предопределяется функциональным назначением. Это могут быть: участки («фойе») для отдыха зрителей во время антракта; Буфеты, кафе или рестораны; сад скульптуры или розарий.

Сооружения театров: доминируют в прилегающей к ним зоне парка; становятся композиционной темой парка; организовывают или подчиняют себе пространство;

Район театра должен оформляться архитектурно-художественными элементами: партерами, бассейнами, фонтанами, скульптурой и пр.

Танцевальные площадки (веранды, дансинги)

Размещаются: изолированно на парковой территории; кооперируются с рестораном, выставкой, аттракционом.

Танцевальные площадки могут быть: прямого использования; совмещенного использования. Танцевальную площадку размещают среди специально задуманного уголка отдыха с фонтаном, скульптурой, цветами, водоемами.

Аттракционы.

При проектировании аттракционов выделяют самостоятельную территорию. Она должна:

удаляться от зоны тихого отдыха, театра, эстрады, читальни; иметь удобные транзиты, рассчитанные на прием большого количества посетите­лей.

Парковые аттракционы разделяют на:

Аттракционы малых форм; детские аттракционы; передвижные из сборно-разборных конструкций; стационарные механизированные со сложными конструкциями (рассчитаны на одновременную посадку 20-50 чел.); стационарные крупные механизированные со сложной объемно-пространственной композицией (рассчитаны на 50 и более мест).

Архитектурно-планировочное решение учитывает: площадь сооружения (аттракциона); характер использования этой площади.

Участки аттракционов решаются различными приемами:

Iтип: Площадь аттракционов в окружении зеленого массива парка (типа чешских «луна-парков»);

IIтип: Каждый аттракцион в парке размещен на изолированной площадке, при этом все площадки аттракционов взаимосвязаны в единую систему.

Читальни.

При проектировании парковых читальных павильонов нужно обеспечить условия для чтения: размещение в тихих участках парка у водоемов, на террасах склонов, в полуоткрытых ландшафтах близ полян и лужаек.

Читальни можно объединять: с павильонами или площадками настольных игр; с выставкой растений открытого грунта (георгинарий, иридарий и пр.); с выставкой скульптур и пр.

Для создания уединенной обстановки у читальни можно запроектировать: сад или внутренний открытый дворик с декоративным бассейном и скульптурой; крытую галерею с видом на окружающие ландшафты. В окружающих читальню зеленых насаждениях можно разместить шезлонги для чтения. Здание читальни: решается в виде некрупного объема некрупного масштаба; используются каркасные и другие современные конструкции; в здании должно быть много света (большая площадь оконных проемов); должна быть сохранена связь интерьера здания с окружающими ландшафтом парка. Садовая мебель, информационные стенды, скульптура и пр. должны подчиняться стилистически общему характеру композиции. Целевые и прогулочные маршруты парка не должны пересекать сад читальни.

Выставки. - вид культурно-просветительной работы, знакомство с историей (города, объекта); достижениями науки и техники, промышленности и сельского хозяйства, культуры и искусства. Композиция парковых выставок определяется: местом их расположения; размерами; ландшафтными особенностями. Размеры территории выставок в парках (0,3-0,5... 1,5-2,0 га) координируются: природно-климатическими условиями;

S парка, требованиями к организации экспозиции. Выставки могут устраиваться: с включением сооружений (павильонов);как экспозиции открытого грунта (сад керамики, скульптуры, роз и пр.).

Сады-выставки задумываются как самостоятельные камерные композиции регулярного или пейзажного стиля. Композиционным центром сада-выставки может быть павильон, партер, водоем. Компоненты экспозиции размещают в малых пределах зрительного восприятия (до 25 м). При этом: они не должны быть перенасыщены информацией, т.к. при этом снижаются восприятие и художественное качество замысла; предмет, экспонируемый на фоне насаждений, декоративной стенки, группы цветов или газона, не должен создавать композиционное отчуждение объекта и фона, а наоборот, являться дополнением парковой композиции. При построении композиции сада применяется элемент новизны или неожидан­ности, который обостряет ощущения.

Большое значение придается: декоративному покрытию дорог и площадок; включению декоративных бассейнов, фонтанов, ваз и пр.

Стадион - комплексное спортивное сооружение, имеющее в своем составе спортивное ядро с трибуной для зрителей (от 3000 мест и более) и площадки для спортивных игр и гимнастики с обслуживающими их вспомогательными сооружениями и оборудованием.

На стадионе имеются сооружения:

Основные сооружения: футбольное поле; площадки для баскетбола; волейбола, для городков; для тяжелой атлетики, теннисные корты, гимнастическая площадка; стрелковый тир (50 м);велотрек; плавательный бассейн; спортивный зал.

Вспомогательные сооружения: гардеробные; душевые; комнаты судей, врача, отдыха.

Подсобные сооружения: склады; мастерские и пр.

На стадион проектируется не менее 2 входов, разгрузочные магистрали не более 500 чел. на каждый метр ширины дороги.

Трибуны должны обеспечивать: хорошую видимость; долговечность в конструктивном отношении. По форме трибуны различаются: односторонние; двусторонние; серповидно-оптимальные; подковообразные; эллиптические; круглые.

Оборудование утилитарного назначения. Трильяж - садово-парковая опора, чаще решетка, около скамеек, опора для винограда, клематиса, ипомеи, плетистых роз. Решетка металлическая, сетка. Формы различные: полукругом, прикрытое место отдыха. Пергола - Спец.опора, в виде арочного, полуарочного, галерейного или навесного перекрытия дорожек или площадок. Устанавливаются в наиболее красивом месте

Беседки - легкие парковые сооружения типичного отдыха. Устанавливаются в наиболее красивом месте d=3-5м,существуют сборные.

Навесы - места кратковременного отдыха, защита от дождя, солнца. Изготавливают из бетона, пластика.

Кроме того используются: зеленые вазы, киоски, автоматы.

 

Формирование леса.

С изменением возраста древостоя изменяются численность деревьев, их взаимоотношения, создаются новые условия среды. Например, на этапе жердняка под полог проникает меньше осадков, а потребность во влаге возрастает. Древостой меньше страдает от ветра, но значительно более чувствителен к снеголому и снеговалу. Меньшая освещенность в этот период под пологом леса препятствует развитию напочвенного покрова. В дальнейшем среда становится более благоприятной для подлеска, появляется характерный живой напочвенный покров, создаются новые условия для появления новых поколений леса, обогащается состав лесной фауны. Формируется динамичное лесное сообщество - лесной биогеоценоз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.089 с.)