I. Развитие речи и обучение грамоте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Развитие речи и обучение грамоте.



1. Понятие о речевых органах, гласных и согласных звуках.

Тысячи разных звуков окружают человека в квартире (тиканье часов, урчание холодильника, звонок телефона…) и на улице (шелест листвы, журчание ручейка, шуршание шин по асфальту).

Но среди всего этого многообразия мы легко различаем звуки человеческой речи. Чем же они (звуки речи) отличаются от других звуков? Они несут особую информацию. В языке все имеет звуковое выражение. Например, о чем вам говорят звуки [o], [т], [к]? Но стоит тем же звукам стать в определенном порядке, как сразу станет ясно, о чем идет речь Кот или Ток. Каждый звук в лове занимает свое место. Если его заменить – слово разрушится. Или превратится в другое.

Звуковую сторону речи изучает наука фонетика. Название ее образовано от греческого слова phone, что означает «звук». Обучение грамоте начинается именно с изучения звуков.

- Ребята, скажите, при помощи чего человек разговаривает? (При помощи языка, губ, зубов, твердого неба.)

Эти органы так и называются – органы речи.

- При помощи чего я произношу такой звук;

[б] - (при помощи губ, смыкая их)

[т] - (языка, зубов)

[ф] - (губ, зубов)

[л’] - (языка, твердого неба)

[у] - (сложенных в трубочку губ)

- Во время произношения, какого звука кончик языка дрожит?

(Когда произносишь [р])

Звуки речи бывают разные, одни легко и свободно вырываются наружу, не встречая на своем пути никаких преград.

- Что это за звуки, при произнесении которых струя воздуха выходит изо рта свободно?

([а], [о], [у], [ы], [э], [и])

Они называются гласные от слова «глас», т.е. голос. Потому что они голосные их можно петь. Распевать их можно громко и долго, переходя от одного к другому. Вот послушайте:

Ааааааааа! Или Оооооооо!

Аааауууу! Ээээииии!

Другим звукам живется хуже. Чтобы вам их произнести, воздуху приходится прорываться через преграды, которые ставят ему губы, зубы, язык. Такие звуки называются согласные. Их никак нельзя пропеть, получится только шум. Называются они так, наверное, потому, что согласный можно произнести или пропеть только вместе с гласным, поэтому и называют их согласными.

Воздух свободно идет через рот.

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

 

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

А согласные … согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

В. Берестов

* Гласный звук пока будем рисовать значком «О» (это наш открытый ротик, когда воздух выходит из него свободно).

* Согласный звук – вот таким значком «─» (это преграда на пути проходящего воздуха, которую создают губы, зубы или язык).

Упражнение в распознавании гласных и согласных звуков.

У каждого ребенка по 2 карточки: «О» «─»

- Я буду называть звуки гласные или согласные(твердые), а вы поднимайте соответствующую карточку.

Игра «Кто больше?» (на вычленение первого звука в словах)

Приготовьте набор карточек с предметными картинками. Каждый ребенок по очереди тянет карточку и называет первый звук данного слова. Если назвал правильно – карточку оставляет себе, если неправильно – отдает обратно. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

Динамическая пауза № 9

Задание: рассмотрите рисунки и назовите первый звук в словах.

Следите за тем, чтобы дети не про износили слоги вместо звука: например, [за] в слове «замок» или [ку] в слове «кукуруза».

2. Продолжение работы над предложением.

● Составьте предложение по картинке:

а) с данным словом

б) с данным сочетанием слов

*Составьте предложение, все слова в котором начинаются на один и тот же звук - [М]

(Мама мылит мылом Машу.)

· Все слова должны начинаться на [к] (Костя красит калитку.)

· Или на звук [п].

Динамическая пауза №12.

Письмо. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика: «Лошадки»

Вот помощницы мои,

Их как хочешь поверни.

По дорожке белой гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок- чок- чок, чок- чок- чок,

Скачет резвый табунок.

Игра: «Что в мешочке». Ребята на ощупь определяют, что спрятано в мешочке.

Работа в тетради:

Математика.

Тема: «Сравнение групп предметов».

Цель:

1) Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар.

2) Закрепить представления о порядке увеличения и уменьшения размеров.

3) Задания № 1,2,3,4,5 стр.8-9

Домашнее задание:

Занятие № 7.

I. Математика.

Тема: «Сравнение групп предметов».

Цель:

1) Закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠».

2) Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы.

3) Задания № 1,2,3,4,5,6,7 стр. 10-11

II. Письмо и развитие мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика. Развивать мускульные движения и артикуляционный аппарат; упражнять в синхронности говорения и движения руками; развивать воображение у детей.

а) Упражнение с шестигранным карандашом: «Лак- рак» (10-14 раз)

б) игровое упражнение: «Пылесос».

Карандаш в левой руке, изображает «трубку пылесоса», правая- «коврик». Игровые действия: на слова «Пылесос включен» дети водят кончиком карандаша от середины ладони до кончиков каждого пальца, начиная с мизинца. На подушечках пылесос собирает мусор (делает точечный массаж по 5- 6 раз на каждом пальце).

в) заучивание потешки «Пылесос».

Пылесос, пылесос – ладони вперед.

Ты куда суешь свой нос – навстречу друг другу.

Я жуж- жу, я жуж- жу – поочередно соединяя пальцы.

Я порядок навожу, – упругие движения пальцами.

 

III. Развитие речи. Обучение грамоте.

1. Развитие фонематического слуха, закрепление умения выделять первый звук в словах, различать гласный и согласный, обозначить звук условными значками.

- послушайте рифмовки. Какой звук в них повторяется чаще других?

Спит спокойно сытый сом.

Смотрит сладко сотый сон. [с]

Шапкой Мишка шишки сшиб. [ш]

 

Жужжит над жимолостью жук,

Тяжелый на жуке кожух. [ж]

 

На горе на горке наш герой Егорка. [г]

Упражнение. Выкладывание схем небольших слов. Назовите звук и сделайте паузу, дайте ребенку время выложить нужную карточку, затем называйте следующий звук и т.д. ребенок должен сосчитать количество выложенных карточек, количество звуков в слове и узнать слово.

● [д], [о], [м] ─ О ─

В слове «дом» 3 звука.

● [н],[о],[с] ─ О ─

В слове «нос» 3 звука.

●[к],[р],[а],[н] ─ ─ О ─

«Кран»- 4 звука.

●[р],[а],[д],[у],[г],[а] ─ О ─ О ─ О

В слове «радуга» 6 звуков.

Игра «Подскажи Петрушке звук»

Ведущий объявляет:

- В гости к нам пришел Петрушка, он сейчас будет говорить слова, но в некоторых будет нарочно недоговаривать последний звук. Его вы должны подсказать.

* На солнышке грелся черноухий котено…[к]

* Охотники развели в лесу косте…[р]

* Ученик держал в руке каранда…[ш]

* На лесную поляну выбежал зая…[ц]

* По стволу стучал пестрый дяте…[л]

* Белочка спрятала орешки в дупл…[е]

* По двору бродили утк…[и]

И т.д.

Игра «Подбери слово». Играют дети по очереди.

Первое слово говорит взрослый. Например «щенок».

- На какой звук заканчивается слово?

(на [к])

Значит, следующий ребенок должен подобрать слово на звук [к]: кот, потом на [т] – топор и т.д.

· если слово заканчивается на мягкий согласный, как в слове соль – [л'], то дети должны подобрать следующее слово на этот же звук, а не на твердый [л]. Игра продолжается до тех пор, пока кто- нибудь из детей окажется не в состоянии назвать нужное слово.

3. Упражнение в вычленении предложений из текстаю

· Я буду вам читать текст, а вы, ребята, отмечайте конец предложения хлопком.

Витя заболел. Он целый день лежал в постели. Было скучно. Вдруг пришли ребята. Витя им очень обрадовался.

- Сколько в этом тексте (маленьком рассказе) предложений?

- Как вы определяете, когда предложение заканчивается?

(понижается голос, делается пауза)

- О ком или о чем этот рассказ?

* Послушайте еще один текст. Сосчитайте количество предложений. (4)

У мамы есть сын Алеша.

Он добрый и заботливый.

Алеша всегда помогает маме.

В доме мир и радость.

Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем: (5)

Есть ли в этом предложении маленькое слово (предлог)?

· Запишите схему предложения в тетрадях.

|___ _____ _____ _____ _____.

Домашнее задание:

Занятие № 8

I. Математика.

Тема: «Сравнение групп предметов».

Цель:

1) Закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак «=» или «≠».

2) Закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться в таблице.

3) Задание № 1,2,3,4 стр. 12- 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.018 с.)