Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинический метод исследования в ортодонтии.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание занятия. Клинический метод исследования в ортодонтии. Клиническое исследование пациентов с зубочелюстными аномалиями является основным методом в определении ортодонтического диагноза и состоит из субьективного и обьективного исследований. Субьективное исследование это: - выяснение паспортных данных пациента; - собирание жалоб; - данные анамнеза жизни; - данные анамнеза заболевания. Проводится путем опроса пациента и его родителей. Опрос пациента в ортодонтии имеет свои особенности: врач ортодонт, должен быть психологом, так как контакт с ребенком и его родителями будет длится на протяжении нескольких лет, необходимо помнить о тоне и манере разговора. Разговаривать необходимо вежливо и задавать вопросы корректно, не прерывать собеседника, но направлять собеседование в нужном направлении. Во время беседы необходимо следить за мимикой пациента, чтобы определить степень умственного развития, оценивая способность пациента вести собеседование, отвечать на вопросы. Паспортная часть истории болезни – отображает фамилию, имя и отчество пациента, его пол, возраст, сведения о месте воспитания или обучения, адрес. Необходимо зарегистрировать сведения о родителях ребенка или опекунах (фамилия, имя, отчество, место работы, средства связи с родителями и ребенком.) Небходимо также указать фамилию детского стоматолога, педиатра или других специалистов у которых наблюдается пациент. Пол пациента имеет важное значение в планировании ортодонтического лечения, так как в биологическом развитии девочки опережают мальчиков. Различают паспортный, биологический, зубной и костный возраст. Паспортный (хронологический, или календарный) возраст- это период с момента рождения до какого-нибудь определенного момента жизни. Биологический или анатомо-физиологический возраст определяет совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и припособительных возможностей организма и является обязательной функцией времени, но в отличие от паспортного – характеризуется менее четкими интервалами времени, на протяжении которого происходят необратимые возрастные биологические сдвиги в организме. Биологический возраст может отвечать хронологическому или паспортному, опережать его или отставать от него. Оценка соответствия паспортного и зубного возраста ребенка в ортодонтии. Оценка уровня возрастного развития по – зубному возрасту – проводится во время 1-го периода смены зубов по формуле: - 4n – 20 – - где n – возраст пациента в годах, 20 – количество зубов. Оценка уровня возрастного развития по «зубному возрасту»
Если количество прорезавшихся постоянны зубов отвечает возрасту, то развитие считается нормальным, если количество постоянных зубов – меньше необходимого – замедленное развитие, при большем количестве постоянных зубов – развитие ребенка считают - ускоренным. Костный возраст - возраст человека, определяемый по состоянию костной системы. Для определения костного возраста чаще пользуются рентгенограммой кисти руки. Адрес и место жительства – дает возможность врачу ортодонту определить медико-географические особенности местности, в которой проживает пациент, и их влияние на развитие организма ребенка в целом и на развитие зубочелюстно-лицевой области в частности(содержание микроэлементов в питьевой воде; экологические факторы загрязнения окружающей среды и др.) Методика собирания жалоб пациента – может быть разной. Можно задавать вопросы, но лучше предоставить возможность пациенту или его родителям рассказать о том, что их беспокоит в данный момент. Жалобы ортодонтических пациентов чаще всего связаны с эстетическими недостатками лица и зубочелюстной системы, реже с нарушением функций – речи, жевания, глотания, дыхания, смыкания губ; болью и хрустом во время открывания рта при нарушениях в височно-нижнечелюстных суставах. Определяя анамнез жизни ребенка, обращают внимание на следующее: - возраст родителей на момент рождения ребенка; - от какой беременности родился ребенок; если беременность не первая, то как протекали и чем закончились предыдущие; - течение беременности (токсикозы, их характер, в какой период беременности они наблюдались; гормональные нарушения; нарушения обмена веществ; попытки прерывания беременности; характер питания и режима беременной женщины; наличие профессиональных вредностей, фармакологических, радиационных и других факторов во время беременности, которые могли привести к врожденным порокам развития и инвалидности;) - отклонения в положении плода; - течении родов(доношенность, родовспоможение, наложение щипцов, кесарево сечение) - характер вскармливания ребенка (грудное, искусственное, смешанное); - применение соски – форма и размер соски, размеры отверстия, продолжительность использования; - сроки прорезывания временных и постоянных зубов; - заболевания зубов и полости рта; - преждевременная потеря зубов – в каком возрасте. - перенесенные заболевания – инфекционные – рахит, гипертермические состояния, в каком возрасте наблюдались, сколько раз повторялись; - травмы, в каком возрасте и какой их характер; - вредные привычки; - положение ребенка во время сна; - характер дыхания днем и во время сна (ребенок дышит носом или через рот; спит с закрытым или открытым ртом;) - - заболевания верхних дыхательных путей; - оперативные вмешательства – адено- и тонзилотомия ли эктомия, стоматологические операции, как они отразились на развитии зубо-челюстнолицевой области; - нарушение опорно-двигательного аппарата – нарушения телосложения, осанки, переломы челюстных и лицевых костей, в каком возрасте; проведенное лечение; - общие заболевания- сердечно-сосудистой, легочной, эндокринной, нервной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и т.д. - состояние здоровья на момент обследования; - гигиенический уход за полостью рта; - наследственная отягощенность; - аллергологический статус; - экологические условия в месте жительства. Анамнез – история развития - заболевания позволяет определить начало заболевания – формирование зубо – челюстной аномалии, что предшествовало началу заболевания, продолжительность и динамика заболевания; примененные ранее методы лечения и их эффективность; возможность унаследованной передачи отдельных признаков строения лица, челюстей, прикуса, формирования зубных дуг. Осмотр – основной прием обследования ортодонтического пациента- состоит из: - общего осмотра, определения телосложения и осанки, особенностей строения лица; - осмотра полости рта. Общий осмотр. Во время проведения общего осмотра определяют соматическое и психическое развитие пациента, их соответствие возрасту; Обращают внимание на рост и массу тела, конституцию пациента. Пациента осматривают в фас, профиль, со спины и определяют: - положение головы, плеч, лопаток, ног (искривление голеней, ступней); - форму грудной клетки, живота, спины – искривление позвоночника; Особое внимание уделяют уровню физического развития пациента и его телосложению. В зависимости от степени выраженности изгибов позвоночника – различают следующие виды осанки- нормальную, или выпрямленную, сутулую, лордическую, кифотическую, и сколиотическую. Эти сведения, кроме общей характеристики роста и формирования скелета, позволяют определить патогенетическую связь с ослаблением опорно-двигательного аппарата и нарушениями телосложения. При осмотре головы необходимо: - определить ее пропорциональность размерам тела; - пропорциональность лицевого и мозгового отделов; - форму лица. Форма лица. Форма лица может напоминать форму круга, квадрата, ромба, усеченного конуса, овала, треугольника, шестигранника. Лицо может быть – узким, широким и средней ширины; укороченным, средней длины, удлиненным. Форма профиля лица может быть выпуклой, прямой, уплощенной, вогнутой. Особенности формы и строения лица имеют важное значение в определении эстетического прогноза ортодонтического лечения. Индивидуальные, врожденные особенности строения и формы лица подчеркивают или уменьшают нарушения, обусловленные наличием зубочелюстной аномалии. Кроме общей характеристики формы лица и головы, описывают их составляющие. Лицо делится на несколько топографических областей – лобную, область глазницы, область носа, подглазничную область, область рта, подбородочную область, щечную область, околоушно-жевательную область, скуловую, височную. Осмотр уздечек губ. После осмотра преддверия полости рта переходят к осмотру уздечек губ и щечных тяжей с целью определения аномалий их расположения.(высокое прикрепление, низкое, нормальное), формы и их размеров. Нормально развитая уздечка губы представляет собой тонкую, треугольной формы складку слизистой оболочки, с широким основанием на губе, которое заканчивается по средней линии альвеолярного отростка, приблизительно на расстоянии 5 мм от десневого края. Аномалии уздечек характеризуют по месту прикрепления, форме, размерам. Аномалии положения, формы, размеров уздечек могут быть причиной образ3у98нц8698ования диастемы, развития заболеваний пародонта.
Варианты строения уздечки верхней губы по Л.Ф.Корчак 1990 г.
Осмотр языка. Большое значение имеет осмотр языка, так как его размеры, форма, положение и подвижность оказывают непосредственное влияние на развитие прикуса и формирование зубочелюстных аномалий. Наличие отпечатков зубов на боковых поверхностях языка или на фронтальном участке свидетельствует о недостаточном пространстве для языка или об увеличении его размеров (уменьшение обьема полости рта наблюдается при дистальном положении нижней челюсти). Укороченная уздечка языка, прикрепленная близко к его кончику, может быть причиной ряда функциональных и морфологических нарушений в зубочелюстной системе. Ограничение подвижности языка затрудняет сосание у новорожденного ребенка, способствует формированию инфантильного глотания, неправильному произношению отдельных звуков. У таких детей формируется открытый прикус, макрогнатия нижней челюсти. Ф.Я.Хорошилкина (1972) выделяет 5 видов уздечек языка, которые ограничивают его движения. К первому виду относят тонкие, почти прозрачные уздечки, нормально прикрепленные, но ограничивающие подвижность языка в связи с незначительной длиной. Ко второму виду принадлежат также тонкие, полупрозрачные уздечки, которые прикрепляются близко к кончику языка и имеют незначительную длину. При поднятии языка на его кончике в центре образуется желобок. Уздечки третьего вида - представляют собой – плотный, короткий тяж, прикрепленный близко к кончику языка. При выдвижении языка, кончик подворачивается, а спинка выбухает в результате натяжения. Облизывание верхней губы затруднено, а иногда невозможно. При пальпации такой уздечки можно определить, что ограничение подвижности языка обусловлено фиксацией его кончика соединительнотканным тяжем. Под тяжем, имеющим вид шнура, расположена тонкая дупликатура слизистой оболочки. К четвертому виду относят уздечки, тяж которых хотя и выделяется, но сращен с мышцами языка. Такие уздечки часто наблюдаются у детей с врожденной расщелиной губы и неба. Уздечки 5-го вида – отличаются тем, что тяж малозаметен, его волокна расположены в толще языка, сплетены с его мышцами и ограничивают его подвижность. Следующим этапом осмотра полости рта является определение состояния тканей пародонта. Поскольку заболевания пародонта часто сопровождают зубочелюстные аномалии, для ортодонта важно определить состояние десны. При этом оценивают цвет, размеры, обьем и форму десневых сосочков; - характер десневого края (фестончатый, усеченный, сглаженный); - определяют уровень расположения десневого края относительно шеек зубов (разрастание, рецессия). Осматривая небо, обращают внимание на подвижность мягкого неба; - небные дужки; - небные миндалины (их обьем, цвет, расположение относительно небных дужек); - зев; - слизистую оболочку задней стенки глотки, определяют ее состояние (атрофичная, нормальная, гипертрофичная). Осмотр зубов и запись зубной формулы позволяют определить принадлежность зубов к временному или постоянному прикусу; - состояние твердых тканей зубов (поражение кариесом и его осложнениями, гипоплазией, флюорозом и т.п.)
Осмотр отдельных зубов позволяет определить аномалии их количества, прорезывания, положения, величины и формы, цвета, структуры твердых тканей и т.п. Содержание занятия. Клинический метод исследования в ортодонтии. Клиническое исследование пациентов с зубочелюстными аномалиями является основным методом в определении ортодонтического диагноза и состоит из субьективного и обьективного исследований. Субьективное исследование это: - выяснение паспортных данных пациента; - собирание жалоб; - данные анамнеза жизни; - данные анамнеза заболевания. Проводится путем опроса пациента и его родителей. Опрос пациента в ортодонтии имеет свои особенности: врач ортодонт, должен быть психологом, так как контакт с ребенком и его родителями будет длится на протяжении нескольких лет, необходимо помнить о тоне и манере разговора. Разговаривать необходимо вежливо и задавать вопросы корректно, не прерывать собеседника, но направлять собеседование в нужном направлении. Во время беседы необходимо следить за мимикой пациента, чтобы определить степень умственного развития, оценивая способность пациента вести собеседование, отвечать на вопросы. Паспортная часть истории болезни – отображает фамилию, имя и отчество пациента, его пол, возраст, сведения о месте воспитания или обучения, адрес. Необходимо зарегистрировать сведения о родителях ребенка или опекунах (фамилия, имя, отчество, место работы, средства связи с родителями и ребенком.) Небходимо также указать фамилию детского стоматолога, педиатра или других специалистов у которых наблюдается пациент. Пол пациента имеет важное значение в планировании ортодонтического лечения, так как в биологическом развитии девочки опережают мальчиков. Различают паспортный, биологический, зубной и костный возраст. Паспортный (хронологический, или календарный) возраст- это период с момента рождения до какого-нибудь определенного момента жизни. Биологический или анатомо-физиологический возраст определяет совокупность обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и припособительных возможностей организма и является обязательной функцией времени, но в отличие от паспортного – характеризуется менее четкими интервалами времени, на протяжении которого происходят необратимые возрастные биологические сдвиги в организме. Биологический возраст может отвечать хронологическому или паспортному, опережать его или отставать от него.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.009 с.) |