Философия нового времени: Ф. Бэкон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия нового времени: Ф. Бэкон



Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) «Новая Атлан­тида» — утопия, спроецированная в будущее, «Ис­тория Генриха VII» является идеализацией прошлого. Бэкон отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном мире, основан­ную на опытном познании. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания. В мире науки он видел основное средство решения социальных проблем и про­тиворечий тогдашнего общества. Смысл, призвание и задачи науки Бэкон характери­зует весьма четко во введении к «Великому Восста­новлению Наук»: «И наконец, я хотел бы призвать всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они не занимались ею ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь».

Материализм Бэкона отмечен, определенным компромиссом, проявляющимся в тео­рии принятия двух истин, а также и в его взглядах на «двойственную» душу человека. Общая тенденция философского мышления Бэкона является однозначно материалисти­ческой. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически. Творчество Бэкона характери­зуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Эмпирия — опыт, опирающийся на экс­перимент - является для него исходным пунктом нового научного метода.

Предполагает раскрытие причин, которые вели к тому, что человеческое познание было и есть неадекватно по отношению к практическим потребностям. Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся. Бэкон называет эти представления идолами. Бэкон вводит четыре основных типа идолов. Алле­горически он называет их идолами рода, пещеры, рынка, театра. Идолов рода и пещеры он считает «врожденными», опирающимися на естественные свойства разума, тогда как идолы рынка и театра приобре­таются в ходе индивидуального развития.

Он подчеркивает большое значение математики при исследовании природы. «Исследование природы проис­ходит лучше всего тогда, когда физика завершается математикой».

Собственный метод Бэкона опирается на его кон­цепцию новой индукции, которая выступает средством, в частности, для познания формы. Познание форм образует, собственно, предмет метафизики (филосо­фии), тогда как исследование движущей и матери­альной причины, так же как скрытого процесса и скрытой структуры, образует предмет физики.

Значение философии Бэко­на не определяется его социальными воззрениями, которые, несмотря на относительную прогрессивность, не переступают рамок эпохи; оно состоит прежде всего в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой фило­софии. Этим Бэкон существенно способствовал форми­рованию философского мышления Нового времени.

Бэкон был первым из целого ряда интересующихся наукой философов, который подчеркивал важность индукции в противоположность дедукции. Как и большинство его последователей, он попытался найти некий лучший вид индукции, чем то, что называется "индукция через простое перечисление". Индукция через простое перечисление может быть проиллюстрирована такой притчей. Жил однажды чиновник по переписи, который должен был переписать фамилии всех домовладельцев в каком-то уэльсском селе. Первый, которого он спросил, назвался Уильямом Уильямсом, то же было со вторым, третьим, четвертым... Наконец он сказал себе: "Это утомительно, очевидно, все они Уильямы Уильямсы. Так я и запишу их всех и буду свободен". Но он ошибся, так как все же был один человек по имени Джон Джонс. Это показывает, что мы можем прийти к неправильным выводам, если слишком безоговорочно поверим в индукцию через простое перечисление.

Бэкон верил, что он имеет метод, при помощи которого индукция сможет сделать нечто большее, чем это. Он, например, хотел раскрыть природу теплоты, которая, как он предполагал, (и это правильно) состоит из быстрых и беспорядочных движений мельчайших частиц тел. Его метод должен был привести к созданию таблиц горячих тел, холодных тел и тел различной степени тепла. Он надеялся, что эти таблицы покажут, что некоторые качества всегда присущи только горячим телам и отсутствуют в холодных, а в телах с различной степенью тепла они присутствуют в различной степени. Применяя этот метод, он надеялся установить общие законы, имеющие на первой ступени самую малую степень общности. Из ряда таких законов он надеялся вывести закон второй степени общности и т. д. Предполагаемый закон должен быть испытан применением в новых условиях; если бы он действовал и в этих условиях, он был бы подтвержден. Некоторые примеры особенно ценны потому, что они дают нам возможность выбрать между двумя теориями, каждая из которых возможна в той мере, в какой это касается предыдущих наблюдений. Такие примеры называются "преимущественными примерами".

 


Философия Р. Декарт

Во Франции в период, когда склады­валось философское мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Достижения в развитии естественных наук сильно повлияли на формирование воззрений Декарта.

Наиболее выдающиеся из его философских тру­дов — это работы, посвященные (как и у Бэкона) методологической проблематике.

Декарт интенсивно занимается и эксперименталь­ными науками, например в связи с диоптрикой он изучает анатомию человеческого глаза. Одна из его выдающихся заслуг относится к психологии (он первым выдвигает идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес большой вклад в развитие мате­матики и математического мышления.

В философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания.

Гегель характери­зует: «Декарт направил философию в совер­шенно новое направление, которым начинается новый период философии... Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Все пред­шествующее философствование, в частности то, кото­рое исходило из авторитета церкви, было начиная с этого времени отвергнуто».

Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство.

«Если мы отбросим и провозгласим-ложпым все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предпо­ложить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом - мыс­лим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому факт, выра­женный словами: «я мыслю, значит, существую», является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут».

Гегель: у Декарта «философия лишается религиоз­ных предпосылок, ищет лишь доказательности, а не абсолютного содержания».

Напротив, «субстанция, которая является непос­редственным субъектом распространенности по месту и акциденцией, предполагающей распространенность (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом».

В концепции Декарта функция бога заключается в гарантии истинности познания. По­знание, которое человек считает достоверным, возмож­но, лишь кажется достоверным, но не является тако­вым в смысле согласия с вещами, которые в нем отра­жены. И лишь бог является гарантом истинности до­стоверных фактов. Декартов дуализм — признание вещей мыслящих и вещей распрост­раненных— своеобразно выливается в идеализм, в признание существования бога.

Основным атрибутом материи для Декарта явля­ется распространенность. По Декарту, сущность тела полностью определяется его распространенностью и лишь мышление касается сути материального мира.

С Декартовым понятием движения и распространенности связано и его отрицание атомистической теории. Декарт на основе понятия распространенности как основного атрибута телесности (материи) одно­значно отвергает существование наименьшего и не­делимого бытия.

Источник движения в принципе он видит вне тел (материи). Тело приводится в движение, и если оно движется, то приводится в состояние покоя чем-то, что находится вне его. Декарт основным методом получения истинных фактов считает рацио­нальную дедукцию.

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал раз­витию ряда специальных научных дисциплин, в част­ности математики, геометрии, физики, оптики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.252.87 (0.002 с.)