Современная наука, её характеристики и роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная наука, её характеристики и роль в обществе.



Философия и Мировоззрение

Философия — одна из древних и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. В дополнение к профессиональным навыкам, знаниям, эруди­ции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоз­зрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных об­ластях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относится фи­лософия. Ее роль в решении мировоззренческих проблем очень велика.

Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Каждый человек или социальная группа, выде­ленная по тому или иному признаку имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стрем­ление к истине. Ценностное сознание воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потреб­ностями, интересами.

Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, про­граммы поведения, действий людей.

В различных формах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. В формировании мировоззрения участ­вует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции.

Разум и чувства входят в ткань мировоззрения во взаимосплетении, они сочетаются с волей. Убеждения — взгляды, актив­но принимаемые людьми, соответствующие всему складу их созна­ния, жизненным устремлениям. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и идут на смерть.

Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убежде­ний и сомнений, общественно значимого и личностного, тради­ционного и творческого мышления.

М.- совокуп идей, чуств, эмоций охват-х общее отнош-е Ч. к миру.-познават-й пласт; эмоцион-й; поведенческий Основ вопр-ы: чтотакое мир;по каким з-нам он развив-ся; в чем смысл жизни; что такое добро и зло. Влияние: убеждения, идеалы.Субъект М. - личность, соц. группа и общ-во в целом.М-ие это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отраж-т и раскрывают практич и теоретич-ое отнош-е Ч к миру. В это понятие входят жизн позиции Ч, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительност(оптимизм, пессмизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В м-ии выделяют уровни: чувственно-эмоциональн. (обыденное)и теоретич. Чувств.-эмоц.М- это цельное осознание действительности в виде ощущ-й, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень- интеллек-й аспект М-я (действительность ч/з призму з-нов). Струк-ра:1)миропоним-е(интелл-ая часть м-я, основ-но на данных фундам-х наук) 2)мировоспр-е (осознан мира в виде образов и представ-й) 3)мироощущ-е (осоз-е мира на базе непосредств-х ощущ-й) Историч.формы м-я: миф- свящ-ое придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифол-я- самая первая форма осознания действит-ти, свя-занная с обрядами, ритуалами. Черты: коллек-й х-р, неразлич-е естеств и сверхъес-о, неразличение объекта и его образа, отсут-е субст-й: всё превращ-ся во всё, генетич-й способ объяс-я мира: ч/з рассказ о происхож-нии вещи. Пафос: рассказ о возник-нии порядка в мире. Виды миф мировоз: тотемизм- основан на вере в родство Ч с прир объектами, анимизм- вера в одушев-ть всего, фитишизм- наделение сверхъестест возможностя-ми предметов. Религия- это форма общ-го сознани-я, основана на вере в богов, (монотеизм, полите-изм). Отлич черты:жестко различ естест и сверхъе, не возможно противостояние Бога и Ч, имеет культурную сис-му. Черты: вера во всемогущ Б, в бессмерт души, в возмож-ть лич-ого спасения. Фил-я(с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действит-ти, о 1-х началах бытия, учение о глубинной основе мира. Черты: исслед-е мира и Ч, рацион-й х-р, национ-й и личнос-й х-р знаний, плюралистич-ть, критич-й х-р знан-й, систематич-ть зна-й. Объект: мир как цел-е и Ч как родовое сущ-во. Предмет: всеобщее в сис-ме мир-Ч. Этот предмет конкретизир-ся в 3-х аспектах: 1 разделен ли мир на дух и мат-ю и что первично 2 каково напр движ-я мира 3 в чём сущн-ть Ч Аспекты: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (уче-ние о бытие). 3.методология (учение о развитии). 4.социология (соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология (учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика (уч.о смысле жизни). Ч всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему сущ-ет жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общ-ая группа или класс имеют какое-либо представ-е о решениии этих вопр. Сумма всех таких реш-й и ответов образуют М., к-ая вырыж-ся посредст-вом категорий. Оно играет особую, очень важн роль во всей деят-ти людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей В центре ф-их проблем стоят вопр о М. Одной из основных ф-ий Ф.явл обоснование оправда-ние и анализ М. Ф.-теоритическое ядро М. Исторические типы М.: Обуслов-ны той или иной историч-й эпохой тем или иным общ-м классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления. и в зависимости от того, совпа-дают ли интересы данного класса с объектив-ной тенденцией общ-ого развития, явл ли он носителем более прогрес-ого способа пр-ва или нет, его М. по своему содерж-ю может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистич-м, революц-ым или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противост феод-му было сначала прогрес-м, после придя власти ее М.станов-ся консерв-м реакционным.

 


Философия и наука

Научно-философское мировоззрение — это такая система по­нимания мира и места в нем человека, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

История познания убеждает в том, что данному понятию в на­ибольшей степени отвечают учения философского материализма..

Под метафизикой понимается взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явле­ния рассматриваются вне их взаимосвязей, развития. Понятие диалектики противоположно понятию метафизики. Насыщение диалектикой углубило и обогатило материализм.

Вокруг проблемы научности философского мировоззрения продолжаются горячие споры. При этом нередко допускается неисторическое, абстрактное сопоставление познавательных функ­ций философии и науки, которое исходит из посылки, будто фи­лософия решает в принципе те же задачи, что и наука, только на другом, предельно обобщенном уровне. Философия, в отличие от конкретных наук, изучающих част­ные законы, определялась как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Философия и наука: родство и различие функций. Теоретическая масштабность философского разума поз­воляет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Общемировоз­зренческие и теоретико-познавательные основания науки изучают­ся, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обос­новывает сама себя и в ценностном отношении. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер. Конечно, для научно-философ­ского мировоззрения очень важна опора на науку.

Философ, не знающий науки, высту­пает как обанкротившийся теоретик, оперирующий «пустыми по­нятиями».

Философия и политика

Поскольку государство формируется из хозяйств, каждое из которых состоит из одной семьи, обсуждение политики должно начаться с семьи. Основное в этом обсуждении связано с рабством, так как в античном мире рабы всегда считались частью семьи. Рабство целесообразно и правильно, но раб, естественно должен быть ниже хозяина. От рождения одни предназначены подчиняться, другие - управлять, человек, который по рождению принадлежит не самому себе, а другому человеку, является по природе рабом. Рабы не должны быть греками, а должны принадлежать к низшей расе, менее одухотворенной (1255а и 1330Ь). Для прирученных животных лучше, когда ими управляет человек; это относится и к тем людям, которые ниже по природе, для них лучше, когда ими управляют высшие. Можно сомневаться, оправдана ли практика превращения в рабов военнопленных; сила, которая приводит к победе в войне, как будто подразумевает высшую добродетель, но это бывает не всегда. Воина, однако, справедлива, когда ведется против тех, кто, хотя и предназначен природой быть управляемым, не желает подчиняться (1256 b); в этом случае подразумевается, что обращать в рабство побежденных правильно. Казалось бы, этого достаточно для того, чтобы оправдать любого когда-либо жившего завоевателя, ибо ни один народ не пожелает признать, что он природой предназначен быть управляемым, и единственным свидетельством о намерениях природы может служить исход войны. Поэтому в каждой войне победители оказываются правы, а побежденные - неправы. Весьма удовлетворительно!

Политика" Аристотеля интересна и в то же время важна: интересна она тем, что показывает предрассудки, общие образованным грекам его времени, а важна как источник многих принципов, влияние которых сохранилось до конца средних веков. Я не думаю, чтобы в ней было много такого, что оказалось бы практически полезным для государственных деятелей наших дней, но, многое проливает свет на борьбу партий в различных частях эллинистического мира. В ней мало сведений о методах управления в неэллинеких государствах. Правда, там имеются ссылки на Египет, Вавилонию, Персию и Карфаген, но, за исключением относящегося к Карфагену, все они несколько поверхностны. Нет упоминания об Александре, и никак не осознается то коренное преобразование, которое он внес в мир. Все рассуждения касаются городов-государств, и отсутствует предвидение их упадка. Греция благодаря тому, что она делилась на независимые города, была лабораторией для политических экспериментов. Но от времен Аристотеля до возвышения итальянских городов в средние века не было ничего такого, к чему приложимы были бы эти эксперименты. Во многом тот опыт, к которому обращался Аристотель, имел большее отношение к современному миру, чем к любому такому, который просуществовал тысячу пятьсот лет после того, как была написана его книга.


 

9. Античная философия: ПИФАГОР, Элеаты(!)

Пифагор проис­ходил с острова Самос. Написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О при­роде».

Значительное внимание Пифагор и пифагорейцы уделяли развитию математики. Считается, что Пифа­гор первым обосновал теорему Пифагора. Исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейс­кая школа закладывают основы теории чисел и прин­ципы арифметики.

Математический подход к миру заключается в объяснении определен­ных количественных отношений между реально су­ществующими вещами. Религию и мораль Пифагор считал основ­ными атрибутами упорядочения общества. Его уче­ние о бессмертии души (и ее перевоплощении) стро­ится на принципах полной подчиненности человека богам. Религиозное и нравственное во взгля­дах Пифагора и пифагорейцев часто совпадают.

Из религиозного и этического учений Пифагора вытекает и ряд запретов и ограничений, которые имели мистический характер, форму предрассудков, выступали как способ объяснения некоторых природных явлений.

ЭЛЕАТЫ: Ксенофана из Колофона (565—470 до н. э.) Взгля­ды он излагал большей частью, в поэтической фор­ме. Понимает бога как сущее, «говорит, что сущность бога шаровидна». Бог у него становится понятием, символизирующим неогра­ниченность и бесконечность материального мира. Ксенофан: «Из земли все возникает, и в землю все возвращается». О происхождении человека: «Ибо из земли все мы родились и из воды». Объяснение природных явлений: («звезды возни­кают из раскаленных туч, угасают каждый день и в ночи снова оживают, как горящие угольки»).

Пар­менид из Элей (540—470 до н.э.), был другом и учеником Ксенофана. Взгляды и философские мысли из­лагал в стихах, используя метафоры и аллегории. Из области бытия П. полностью исключает движение. Появление челове­ка объясняет естественным образом. Парменид: истина постигается лишь разумом, но из него исключены изменение, движение, и развитие.

Зе­нон разрывает чувственное и рациональное поз­нание. Истинным признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Взгляды излагал в форме диало­гов (метод споров). А пории Зенона: 1. дихотомией (деление пополам), движение не может ни начаться, ни закончиться. Предмет, ко­торый движется к цели, должен сначала пройти половину пути. Однако чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной половины пути. Это повторяется до бесконечности. 2. Ахиллес. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание, если оно вышло в путь раньше его.

Мелисс - 440 г. до н. э. был учеником Парменида. Полагал, что мир «не был сотворен и не имеет конца. Отрицание дви­жения становится стимулом дальнейшего развития диалекти­ческого мышления. В области способа философствования большим вкладом элеатов является стремление к осмыслению действительности при помощи поня­тийного аппарата.

10. Античная философия. Левкиип, Демокрит(!)

Левкипп (ок. 500—440) родился в Милете. Выдвинул основные принципы атомистиче­ской философии. Он «признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы — атомы, имеющие бесконечное множество форм, т.к. видел в вещах постоянное возникновение и изменение». Он учил, что «сущее не более чем не-сущее и что оба они явля­ются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов плотной и полной, он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл не­сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее». Единственное, что существует—атомы и пустота. Атомы характеризуются (и у Левкиппа, и у Демокри­та) величиной, формой, порядком и положением.

Л. (возможно, первым в античной философии) допускает существование пустоты. Атомы, согласно его взглядам, движутся в пустоте. Допущением существования пустоты решается проблема, которая предшествующей фило­софии доставляла значительные трудности,— проб­лема движения. Существование пустоты делает воз­можным движение атомов.

Так, например, большинство фраг­ментов начинается словами: «Левкипп и Демокрит говорят...» Поэтому во многих случаях весьма сложно различить мысли Л. и Д..

Демокрит (ок. 460—370 до н.э.) ученик Левкиппа. Д., полностью разделяет учение Лев­киппа об атомах и пустоте, (термин атомос - неделимый). К характеристикам атомов Д. добавляет еще величину, которая была у Лепкиппа допустима как различие форм атомов, и т яжёсть. Атомы, по Д., суть бесконечны, только если речь идет об их величине и числе. Материя, по Д, бесконечна.

«Демокрит говорил, что миры неисчислимы и что они отличаются размерами. В не­которых из них нет солнца и луны, в некоторых они больше, чем у нас. Расстояния между мирами не одинаковы, где-то миров больше, где-то меньше, не­которые растут, другие пребывают в расцвете, а иные гибнут».

Д. он их (атомы) на­зывает, т. е. неделимые, из-за плотности тела движутся в бесконечной пустоте, в которой нет ничего ни ввер­ху, ни внизу, ни посредине, ни внутри, ни вне. При этом они сталкиваются друг с другом, благодаря этому они соединяются. Движение, т.о., присуще атомам и пере­дается столкновением, и движение в этом понимании является основным источником развития.

У Д. (как и у других атомистов) речь идет о движении чисто механическом. В его системе нет места для объективного существования «случайности». У Демокрита, как говорит Диоген Лаэртский, «все возникает по необходимости: причина всякого возникновения -вихрь». Л. и Д. придавали чувственному познанию основную и незаменимую роль, видя в нем предпосылку всякого дальнейшего позна­ния. «Л., Д. учат, что чувства и мышление возникают из образов, приходящих извне».

«Д. учит, что душа — это огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом». Душа, т.о., явл-ся совокупностью наилегчайших ато­мов, имеющих идеальную, т. е. шаровидную, форму.


11. Античная ФИЛОСОФИЯ: Софисты, сократ(!)_

Вершина развития античной греческой философии от второй поло­вины V до конца IV в. до н. э. Потребности в образовании удовлетворялись деятельностью про­фессиональных учителей. Сократ: уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. С офисты (софос — мудрый).

СОФИСТЫ. Цель: обучить учеников использовать приобре­тенные знания в дискуссиях и полемике. Упор делали на риторику.

Горгий, ученик Эмпедокла. Виднейший сторонник релятивизма среди софистов. Последовательно приводит три тезиса. 1: ничего не существует; 2: если что-то и существует, его нельзя познать; 3: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. Речь считал наилучшим и совершеннейшим инструментом человека.

Протагор. Отстаивал сенсуализм. Говорил: человек воспринимает мир таким, каков он есть. Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, переносят центр внимания из области природы на человека. Уделяют большое внимание языку как средству передачи «мнений» и «знания». Первым определил род имен сущест­вительных, разделил «речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и предписание... и назвал их корнями речи».

Продик (младшей софистики) пытался объяснить возникновение религии. Он утверждал, что «солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно нашей жизни, предки считали божествами, как египтяне — Нил».

Определенная демократическая ориентация представителей софистики вызвала резкое выступление против них ряда мыслителей, стоящих на стороне аристократии. Эту позицию занял — Сократ.

Сократ (469—399 до и. э.) сын каменотеса и повитухи. Если софисты перено­сят направленность философских интересов из области познания природы на человека, то С. идет в этом направлении еще дальше. С. отвергает всю натур­философию, как «для человека излишнюю». В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта— человека.

Когда к власти в Афинах приходит демократическая партия, С. предстал перед судом по обвинению в том, что «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Критиковал выбор чиновников путем жеребьевки. Присужден к смертной казни и добровольно принял вынесенный приговор и впил чашу цикуты.

С. никогда не считал себя «мудрым» (софос), но лишь философом, «любящим мудрость» (философия). Одно из извест­нейших его изречений — «знаю, что ничего не знаю» — является, объяснением необходимости познания самого себя.

В беседах и дискуссиях С. обращал основное внимание на познание сути добродетели ( сдер­жанность, мужество, справедливость).

Называет осн-е гос-е формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Правильной и нравственной считает аристократию. Главной целью метода Сократа была индукция.

12. Обьективный идеализм ПЛАТОНА(!)

Платон (427—347 до н.э.) По социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристо­кратии. В Афинах П. интенсивно работает в области философии. Диоген Лаэртский даже считает, что учение П. является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа.

Постепенно изменяются содержание и способ философствования П. Он отходит от собственно сократического «этического идеализма» и закладывает основы объективного идеализма.

Объективно-идеалистическая концепция П. весьма тесно связана с острой критикой «линии Демо­крита», т. е. всех материалистических воззрений и мыслей, которые встречались в античной философии. П. дает цельное пози­тивное изложение своей системы.

Большое внимание уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин «диалектика» и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое в кон­це концов приводит к возникновению искры позна­ния. В его понимании, Сократ добровольно выбирает смерть, ибо он убежден в нематериальности и в неуничтожимости (т. е. вечности) души.

Идеа­лизм до П. проявлялся лишь «в намеках» и во многом имел интуитивный характер. П же создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами.

Основной вопрос философии он решает одно­значно — идеалистически. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными.

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажу­щегося бытия) явл-ся важной частью фил-го учения П. Он говорит, что идеи присутствуют в вещах.

Много внимания Платон уделяет, в частности, вопросу «иерархизации идей». Её представляет как упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Пла­тону, идея красоты и добра.

Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновре­менно с телом, но существует извечно. Тело одно­значно подчиняется ей. Состоит из трех частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и самая низшая часть—влечения и чувственность.

Он отвергает учение о материальной сущности мира. Космос «только один», он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является Земля. Небесные тела - одушевленные существа, боги.

Искусство считал его лишь подражанием материальному миру, т. е. неподлинному бытию. Искусство для него лишь подражание подра­жанию. Оно должно служить укреплению могуще­ства государства и развитию религии.

 


13. Учение ПЛАТОНА о государстве(!)

Платон (427—347 до н.э.) - сын афинского гражданина. По своему социальному происхождению принадлежал к афинской рабовладельческой аристо­кратии.

Во время странствий познако­мился с пифагорейской философией, которая повлияла на него во многих отношениях. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. Основывает собственную философскую школу — Академию, которая становится центром античного идеализма.

Вопросам упорядочения общества Платон посвя­щает два обширных произведения: «Закон», приходящийся на центральный период его творчества, и «Законы».

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетво­рение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, которое являлось бы логическим следствием его системы объективного идеализма. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители — философы, стратеги — воины, и производители — земледельцы и ремеслен­ники. Эти три сословия соответствуют в принципе трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влече­ния. Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость — добродетель воинов, а умеренность — добродетель народа. Четвертая добродетель — справедливость — не относится к отдельным сословиям, но является «надсословной», некоей «державной» добродетелью.

С позиций своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные — упадочные. Первое место в группе занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе к нему стоит аристократия, а именно аристократиче­ская республика (а не монархия).

К упадочным, нисходящим государственным фор­мам он относит тимократию, которая стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е. на добродетелях средней части души. Существенно ниже тимократии стоит олигар­хия. Главным пред­метом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания.

Система воспитания Платона направлена на воспитание стражей и правителей. Важ­ное место в ней занимает гимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом воспитания явля­ется обучение чтению, письму. Вся система завер­шается изучением арифметики, геометрии, астроно­мии и теории музыки. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику».

Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его подражание подра­жанию. Искусство должно служить укреплению могуще­ства государства и развитию религии.

14. Античная философия:АРИСТОТЕЛЬ(!)

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагире (Македония). Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию — науку о сущем.

Основой всякого бытия Аристотель считает первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем ре­альные (конкретные) состояния сущего.

Наипростейшей определенностью первой кате­гории являются четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля. Допускает и возможность замены одного эле­мента другим.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. Дви­жение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что «движения помимо вещей не существует». Можно найти также и высказыва­ния, подтверждающие, что Аристотель считал движе­ние вечным, ибо оно «всегда было и во всякое время будет».

Несколько противоречивы взгляды Аристотеля, ка­сающиеся источника движения. Если Аристотель пола­гает, что, с одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением (например, в «Фи­зике»), то, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного пер­вого двигателя (например, в «Метафизике»). Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда.

В «Категориях» Аристотель различает шесть видов движения: «возникновение, гибель, увеличение, умень­шение, перемену и изменение места».

Аристотель придерживается той точки зрения, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. «деятельность души обуслов­лена состоянием тела», «душа не существует без мате­рии», что подтверждает определенную материалисти­ческую тенденцию.

Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный — душа растений, чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.

Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного позна­ния. Зало­жил теоретические основы логики как науки.

Космос, по Аристотелю, так же как и Земля, которая является его центром, имеет форму шара.

Понятия «государство» и «общество» Аристотель по сути отождествлял. Сущность государства он ви­дит в политическом сообществе людей, которые соеди­нились для достижения определенного блага. Арис­тотель различает три хорошие и три дурные формы государства. Хорошими считает мо­нархию, аристократию и политею. Плохими — тиранию (деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформа­ция политеи). Идеальным считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовла­дельцев.


Эволюция взглядов Канта

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только в Пруссии. Специальным указом короля он был назначен ординарным профессором логики и метафизики. Философу предстояло выполнить еще одну формальность, без которой назначение было недействительно: необходимо защитить профессорскую диссертацию. Новая диссертация называлась "О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира". В ней был зафиксирован новый "переворот" во взглядах, совершившийся, по словам самого автора, год назад. На смену эмпирической, доходившей до скептицизма позиции пришел своеобразный дуализм во взглядах. Канта уже не волнует вопрос, как данные органов чувств связаны с интеллектом, - он развел в разные стороны эти два вида духовной деятельности. "Источники всех наших представлений, - говорится в работе, - либо чувственность, либо рассудок и разум. Первые дают нам причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта... Вторые относятся к самим предметам". Чувственность, с точки зрения Канта, имеет дело с явлениями, феноменами; интеллигибельный, т.е. умопостигаемый, предмет он называет ноуменом. Мир, рассматриваемый как феномен, существует во времени и пространстве. Но время и пространство не есть нечто само по себе существующее, это всего лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму для координации между собой чувственно воспринимаемых предметов. В ноуменальном мире, т.е. в сфере предметов самих по себе, времени и пространства нет. Еще недавно Кант призывал науку опираться исключительно на опыт, теперь у него другая забота - предостеречь ее от переоценки опыта.

Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта. В XVII столетии соперничали два противоположных направления в теории познания - сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты, соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Кант подчеркнул несводимость одного "ствола познания" к другому. Научное знание, по его мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Новое, на чем категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли человеческого сознания.


26. Немецкая классическая фило­софия: И.Г. Фихте (!)

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814). В фи­лософии И. Канта он пытался устранить идею предметов самих по себе и диалектически вывести все содержание знания, т.е. теорию и практику, из деятельности нашего Я. Фихте указал на противоречие понятия «предмета самого по себе», т.е. «вещи в себе», — непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений.

Для Фихте подлинная реальность — единство субъекта и объекта; мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Фихте конструирует «субъективный субъ­ект-объект». Опираясь на каждодневный жизненный опыт чело­века, Фихте предлагает отличить и противопоставить реальное со­бытие воображаемому, существующему лишь в сознании. Со­гласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, уже исчезнувший из непосредственного созерцания, бывший в про­шлом и тем самым запечатленный. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у че­ловека одинаково проходит, исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления — воображаемое и ре­ально существующее — объявить одинаково реальными. Самозабвение — это одна из особенностей че­ловека, переживающего связь с действительностью. Таким образом, получаются два ряда действительности: одна создает сама себя, другая возникает в результате творческого акта сознания того, кому нужно ее су­ществование. Фихте говорит: обрати внимание на эту действи­тельность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни, в которой как бы удерживается и сохра­няется жизнь объекта. Его науко учение (так он именует всю свою систему) имеет дело лишь с оп­ределениями сознания.

Будучи незаурядно одаренной личностью, Фихте высказал не­мало ценных идей. Существенный интерес представляют этические воззрения Фихте. Исходя из факта множественности самоопределяющихся существ, он сформулировал условия их совместного существова­ния, которые заключаются в добровольном ограничении свободы каждого лица: это ограничение возможно прежде всего, если каж­дому предоставлены права свободного телесного и духовного раз­вития и права собственные, выводимые из воздействия свободы на природу. Государство, по Фихте, есть гарант реализации права. Философия Фихте оказала значительное влияние на последую­щее развитие немецкой классической философии, особенно на ран­негоФ.В. Шеллинга и даже Г. Гегеля, а также на формирование философско-этических воззрения романтизма — своими идеями творческой активности духа, учением о гении, об иронии и др.

Философию Фихте остро критиковали и его современники (Кант, Гегель и др.), и все последующие философы за субъекти­визм и за чрезмерную самоуверенность автора в абсолютности своей правоты. Сравнивая свои взгляды с воззрениями своих пред­шественников и современников, Фихте писал: «У меня столь без­удержное воображение, что оно позволяет всему моему духу непо­стижимо возвыситься над всеми вещами. Я принял более благородную мораль и вместо того, чтобы заниматься вещами, вне меня сущими, стал заниматься больше самим собой».

27. Система Гегеля (!)

Своеобразным введением в гегелевскую систему является «Феноменология духа» (1806), одна из наиболее сложных и наи­более содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его убеждению, только и существует противо­положность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все к» этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель новее не налагает историю культуры в той последовательности и в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.067 с.)