Фил-я сред-х веков: разум и вера, фил-я и теология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фил-я сред-х веков: разум и вера, фил-я и теология.



Христианство было вынуждено с самого начала противостоять враждебному окружению. Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Особой чертой, присущей всем направлениям гно­стицизма, является дуалистическое объяснение мира. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, кос­мическое значение.

Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160—230) активно поддерживал тезис о несо­единимости философии и религиозной веры. Выступал против соединения фило­софии и христианства, утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Прин­цип Тертуллиана «верю потому, что нелепо» пол­ностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума, чем истинность матери­ального мира. Философии он противопоставлял ре­лигию, языческой науке — христианскую веру, против разума он ставил божественное откровение. Философ­ский разум ведет лишь к ереси.

Аврелий Августин (354—430). Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Философия Августина таким образом открывает простор для теологии. Д уша близка богу и бессмертна. Истину в боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и познания. Вера и разум взаимно дополняют друг друга. Вклад Августина - попытался обосновать первенство веры над разумом и философски.

Главным смыслом ареопагитики был метод позна­ния бога, одним из путей — позитивная теология, основанная на аналогии между миром реальных предметов, в частности человеческими существами, и богом как их единственным и высочайшим творцом. так называемая негативная теология — исходит из того, что нельзя все бесчисленные свойства приписывать божественному существу, богу не прили­чествуют, например, гнев или опьянение. Политическому и социальному единству должно было способствовать и единство религии и философии. Достижение этого единства было облегчено и общим языком — латынью; наука и философия интернациона­лизировались. Задачей философии было не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Отсюда и название — схоластика. Единственный предмет изучения теологии — божественное естество — являлся также и предметом философского изучения. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину по­средством разума, т. е. философии. Главным пред­назначением схоластической философии было непо­средственное слияние с теологией.

16. Философия средних веков: фома аквинский(!)

Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Главными трудами его считаются «Сумма теоло­гии» и «Сумма против язычников». В «Сумме теологии» (т. е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она становится основным произведением всей схоластической теологии.

Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объясне­нию закономерностей мира. Познание должно быть направ­лено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. Мир он представлял как систему, порядок, соглас­но которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней. Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с платоновскими представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции (сущности и сущест­вования). Всякое сущее, как единичное, так и боже­ственный абсолют, состоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит родовое, а не индивидуальное. У бога сущность тождественна с существованием. Бог является простым бытием, сущим; со­творенная вещь, существо являются бытием сложным. Материальные вещи представляют собой синтез неопределенной, пассивной материи и активной формы.

Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом. «Сумма тео­логии» содержит пять доказательств, которые взаимо­связаны друг с другом.

Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Другое доказательство исходит из сущности дей­ствующей причины. Третье доказательство вытекает из взаимоотноше­ния случайного и необходимого (первая необходимость — бог). Четвертым: степени ка­честв, следующие друг за другом, должна существовать наивыс­шая степень совершенства, и ею является бог. Пятое доказательство — телеологическое.

Душа является формирующим прин­ципом. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи суб­станция. Этим обусловливаются ее неуничтожимость и бессмертие. Таким образом, человеческую жажду бессмертия Аквинат считает доказательством бессмер­тия душевной субстанции. Он различает вегетативную душу, присущую растениям (обмен ве­ществ и размножение), ее он отличает от сенситивной, которую имеют животные. У человека к этому всему прибавляется интеллектуаль­ная способность — разум. Человек имеет разумную душу, которая выполняет функции и двух низших душ. Интеллект возвышается над волей.

Предпосылкой нравственного поведения Акви­нат считает свободу воли. Д обродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет еще три христианские: веру, надежду и любовь. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, которое понимал как познание и созерцание бога. Как и греки, он помещает человека прежде всего в общество и государство. Лучшая форма государства — монархия. Задача монарха — вести граждан к добродетель­ной жизни.

ФОМА АКВИНСКИЙ Цель учения-показать что вера и разум не только отличаются но вместе в тем единство гармонически согласуются между собой.Бог-духовен.Док-во его сущ-ния-каждое явление имеет свою причину.Мир-это система в которой всё разделено на несколько ступеней.Высшая ступень-мир людей.Высшая власть на земле-Папа Римский.Сословные различия вечны.


17. философия эпохи возраждения:Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи(!)

Данте Алигьери (1265—1321). Свое гуманистическое мировоззрение Данте изло­жил прежде всего в бессмертной «Комедии», затем в трактатах «Пир» и «Монархия». Его литературное и идейное творчество составляют единство. Христиан­скую догматику Данте принимает как неизменную истину. Бога нельзя противопоставлять творческим силам че­ловека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой — природой. Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Знаком­ство с учением Аверроэса о возможностях и об актив­ности разума приводит Данте к пониманию того, что задачей человечества является реализация возможно­стей разума, прежде всего теоретического, воплоще­ние их в практической деятельности. Политический, антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в «Монархии». Церковь должна заниматься вопросами «вечности», земные же дела являются уделом людей, которые стремятся к созданию общественного устрой­ства, помогающего реализации человеческого сущест­вования, основанного на счастье, блаженстве, всеоб­щем и прочном мире. Все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.

Франческо Петрарка (1304—1374) его называют «отцом гуманизма». К античной культуре и образованию он подходил исторически, не усматривал в них лишь прошедший зо­лотой век и потерянный рай, но старался наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников. Данте еще принимал «вечность» в понимании схо­ластов, Петрарка же ее полностью отвергает. Он отвергал культ авторитета, однако при этом не от­вергал Аристотеля. Выражает идею независимо­сти своего мышления от схоластической университет­ской учености.

Христианство он принимает, но лишь в его несхо­ластической интерпретации. Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса.

Леонардо да Винчи. (1452—1519). от него осталось огромное количество научных заметок и технических проектов. В своих записках Леонардо очень точно изложил основы метода нового естествознания - опыт и математический анализ. Он считал, что нет никакой достоверности в тех областях знания, где нельзя приложить ни одной из математических наук, или в том, что не имеет связи с математикой. Он одним из первых начал борьбу со схоластическим методом.

Сформулировать принцип распространения звуковых и водяных волн и явление резонанса. Изучал движения тел, продолжающиеся и после действия толкающей силы. Отсюда он делает следующий шаг в понимании природы движения и фиксирует в природе наличие инерции, называя ее «сохранением природы насилия».

Это не только гениальный художник, но и ученый-энциклопедист, универсальный и загадочный мыслитель, замечательный философ, сумевший острием своей мысли проникнуть через многие века. Шифрованные записи Леонардо не вошли своевременно в жизнь науки, и его богатое, научное наследие не смогло послужить делу научно-технического прогресса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.009 с.)