Особенности иммунитета у детей разного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности иммунитета у детей разного возраста



Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы.

Первый критический период — это период новорожденности (до 29 дней жизни), когда организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком. Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока.

Второй критический период (4-6 мес. жизни) характеризуется утратой полученных от матери антител. Способность к продукции собственных антител в этот период ограничивается слабым синтезом только иммуноглобулинов M, в то время как иммуноглобулины G являются главными защитными антителами. Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.

Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA. Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.

Четвертый критический период (6-7й годы жизни), когда в крови у ребенка уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов. В этот период уровни иммуноглобулинов М и G в крови ребенка приближаются к уровням взрослых, но уровень иммуноглобулина A все еще остается более низким, с чем связана слабая местная защита слизистых. Содержание иммуноглобулина E, напротив, достигает максимального уровня в связи с высоким уровнем глистных инвазий, чем объясняется повышенная чувствительность к аллергическим реакциям у детей данной возрастной группы. Чувствительность детей этого возраста к инфекциям все еще высока.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет), когда скачок роста сочетается с относительным уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета. В этом возрасте резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему. Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.

14. Эмоции, механизмы возникновения и особенности проявления у детей. Эмоциональный стресс.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.

Важная особенность эмоций состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться.

Благодаря продуктам культуры формируется общий эмоциональный язык, общий опыт эмоциональных переживаний, который гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека.

Высшей стадией эмоций являются чувства. Чувства – результат обобщения эмоций, они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой).

Эмоции не могут возникать сами по себе. Источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая Среда и потребности человека.

Физиологические процессы, лежащие в основе эмоций, отличаются большой сложностью. Как и все психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Эмоции могут появиться также и в результате внутренних раздражений, возникающих в организме.

Раздражение рецепторов внешнего или внутреннего порядка передается по центростремительным нервам в центральную нервную систему, в подкорковые и корковые отделы мозга. Оттуда по центробежным нервным проводникам импульсы возбуждения идут к различным органам тела. При эмоциях нервные процессы возбуждения или торможения распространяются на вегетативные центры, что вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности организма. Таковы явления рефлекторного учащения сокращений сердца при неожиданных раздражителях или рефлекторное торможение дыхания, бледность от испуга, румянец от смущения.

Большую роль в активизации эмоциональных реакций играет ретикулярная формация ствола мозга. По данным многих исследований, ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору головного мозга, которое заключается в активизации или подавлении деятельности коры, регулирующей наше поведение.

В корковом механизме различных эмоций большое значение имеют процессы формирования и преобразования динамических стереотипов. Легкость формирования динамического стереотипа связывается с положительными эмоциями, с переживаниями удовольствия, приятного состояния, непринужденности. Трудность образования динамического стереотипа с его ломкой и переделкой связана с отрицательными эмоциями, с чувством тоски, безысходности и т. и.

В возникновении и протекании эмоций у человека важную роль играют механизмы второй сигнальной системы. Они приобретают значение высшего коркового регулятора эмоциональных переживаний и их проявлений. Благодаря второй сигнальной системе изменяются характер и сложность эмоциональных переживаний, а также появляется возможность осознать свои эмоциональные состояния, передать эмоциональный опыт и целенаправленно управлять своими эмоциями.

Во эмоцией понимается своеобразный физиологическое состояние. Это один из важнейших аспектов деятельности ЦНС, характеризующий личное отношение человека к окружающей среде, является одной из форм отражения действительности. В эмоциях отражаются определенные потребности человека и реализуются их удовлетворения, достижения цели.
Классификация эмоций. Эмоции принято делить на негативные и позитивные. Различают стенические отрицательные эмоции, которые обусловливают активную деятельность (гнев, ярость, состояние аффекта, агрессия и т.д.), и астенические, снижающие активность (страх, горе, печаль, депрессия). К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, наслаждение, состояние комфорта, ощущение любви и счастья. Различают низшие и высшие эмоции. Низшие эмоции элементарные, связанные с органическими потребностями человека и животного (голод, жажда, половой инстинкт, самосохранение и т.п.). У человека даже элементарные эмоции - продукт социально-исторического развития, в процессе которого формируется культура эмоций. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (интеллектуальных, моральных,, эстетических и др.). Эти сложные эмоции развивались на основе сознания, они контролируют и тормозят низкие эмоции.
Появление эмоций в онтогенезе. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции страха, гнева, удовольствия. Голод, боль, охлаждения, мокрая постель вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. Неожиданно сильный звук или потеря равновесия предопределяют состояние страха, а насильственное ограничение двигательной активности (пеленание) - гнев. Типичные признаки удовлетворения появляются у ребенка во время его колыхание и при тактильном раздражении тех рецепторных зон, которые впоследствии приобретут значение эрогенным. Есть также сведения,, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) оказываются даже у плода на 5-6-м месяце эмбрионального развития. Однако окончательно эмоциональная сфера формируется постепенно, на основе сочетания приобретенных стереотипов с врожденными механизмами. Таким образом,, низшие эмоции, как и безусловные рефлексы и инстинкты, являются врожденными формами отражения действительности.
Биологическое значение эмоций. Появление эмоций следует рассматривать как важное эмоциональное наследие, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для выработки сложных форм поведения. Они имеют важное значение не только для организации инстинктивного поведения, но и для возникновения условных рефлексов, формирование процесса мышления. Роль отрицательных эмоций в организации поведения заключается в том, что они позволяют быстро оценить ситуацию, которая возникла (полезная или вредная). Они мобилизуют усилия человека или животного, направленные на удовлетворение определенной потребности, компенсирующих дополняют знания, где их не хватает для достижения цели (компенсирующая, защитная функция эмоций).

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Под стрессом понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма.

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавляться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реакции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социально-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликтные ситуации, социальная или экономическая неопределенность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили так называемые эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тяжелое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вызывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов – расплата человечества за технический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физического труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активности нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.99.5 (0.007 с.)