Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор органов системы дыхания. Особенности системы дыхания у детей.

Поиск

Дыхательная система – система органов, посредством которых происходит газообмен между организмом и внешней средой. В зависимости от функции органы дыхания делятся на дыхательные пути и дыхательную часть.

 

Дыхательные пути Дыхательная часть
   
Верхние Нижние Лёгкие
  • носовая полость
  • носоглотка
  • гортань
  • трахея
  • бронхи
 

Особенности строения органов дыхания:

· дыхательные пути – это система трубок, стенки которых имеют костный и хрящевой скелет и поэтому не спадаются;

· в органах дыхания всегда есть воздух, который свободно циркулирует в обе стороны (при вдохе и выдохе), не смотря на резкую смену давления;

· слизистая оболочка дыхательных путей покрыта мерцательным эпителием, содержит железы, вырабатывающие слизь.

Функции органов дыхания:

· проведение воздуха

· защитная

· обонятельная (нос)

· образование звуков (гортань)

· функция газообмена (лёгкие).

· Верхние дыхательные пути

· 2.1. Нос – состоит из наружного носа и полости носа.

Функции носа:

· проведение воздуха

· защитная

· обонятельная

Носоглотка. Вдыхаемый воздух из полости носа поступает в носоглотку, затем в ротоглотку, где происходит перекрест дыхательных и пищеварительных путей и в гортань.

Функции:

· проведение воздуха в гортань и обратно

· защитная

Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, строение, функции.

Нижние дыхательные пути

Гортань (larynx) – самое узкое место в дыхательной трубке, что важно учитывать при некоторых заболеваниях у детей (дифтерия, корь, грипп) из-за опасности стеноза или асфиксии.

Функции гортани: · проведение воздуха; · защитная; · образование звуков

Трахея (trachea) или дыхательное горло – непарный орган, является продолжением гортани.

Функции:

· проводит воздух из гортани в бронхи и лёгкие, и обратно;

· защитная

Главные бронхи (bronchi principales). Бронхиальное дерево. Место деления трахеи на два главных бронха называется бифуркацией трахеи. Различают правый и левый главные бронхи, которые расходятся под углом 70°.

Функции:

· проведение воздуха в лёгкие и обратно

· защитная.

· Дыхательная часть.

· Лёгкие (pulmones, греч. рneumones) – это парные паренхиматозные органы. Вещество лёгких имеет губчатое строение, содержит бронхи, бронхиолы, сосуды, нервы, соединительную ткань, воздух. Удельный вес меньше единицы, кусочки лёгкого в воде не тонут. Лёгкие у плода не содержит воздуха, в воде тонут.

Основная функция лёгких – газообмен. Кроме дыхательной функции, легкие регулируют водный обмен, участвуют в терморегуляции, являются депо крови (от 0,5 до 1,2л). Воспаление лёгких – пневмония.

 

 

Органы дыхания у детей имеют относительно меньшие размеры и отличаются незаконченностью анатомо-гистологического развития. Нос ребенка раннего возраста относительно мал, носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами. Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник кзади. Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа -- хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.

Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или совсем отсутствуют. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, возрастают длина и ширина носовых ходов, объем придаточных пазух носа. К 2 годам появляется лобная пазуха, увеличивается в объеме гайморова полость. К 4 годам появляется нижний носовой ход. Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, в раннем детском возрасте. Из-за недостаточного развития пещеристой ткани у детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух, в связи с этим детей нельзя выносить на улицу при температуре ниже -10° С. Пещеристая ткань хорошо развивается к 8--9 годам, этим объясняется относительная редкость кровотечений из носа у детей 1-го года жизни. Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз. Проходя через нос, атмосферный воздух согревается, увлажняется и очищается. В полость носа выделяется 0,5--1 л слизи в сутки.

Глотка у детей относительно узкая и имеет более вертикальное направление, чем у взрослых. Лимфоглоточное кольцо у новорожденных развито слабо. Глоточные миндалины становятся видимыми лишь к концу 1 -го года жизни. Поэтому ангины у детей до 1 года бывают реже, чем у более старших детей. К 4--10 годам миндалины уже развиты хорошо, и может легко возникать их гипертрофия. В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие. Миндалины являются как бы фильтром для микробов, но при частых воспалительных процессах в них может формироваться очаг хронической инфекции, вызывающий общую интоксикацию и сенсибилизацию организма.

Гортань у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму (позже -- цилиндрическую) и расположена несколько выше, чем у взрослых (на уровне 4-го шейного позвонка у ребенка и 6-го шейного позвонка -- у взрослого). Гортань относительно длиннее и уже, чем у взрослых, хрящи ее очень податливы. Ложные голосовые связки и слизистая оболочка нежные, богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, эластическая ткань развита слабо. Голосовая щель у детей узкая. Голосовые связки у детей раннего возраста короче, чем у старших, поэтому у них высокий голос. С 12 лет голосовые связки у мальчиков становятся длиннее, чем у девочек. Указанные особенности гортани объясняют легкое развитие у детей стенотических явлений даже при умеренных воспалительных изменениях слизистой оболочки гортани. Большое значение имеет также повышенная нервно-мышечная возбудимость маленького ребенка. Осиплость голоса, отмечаемая часто у маленьких детей после крика, чаще зависит не от воспалительных явлений, а от слабости легко утомляемых мышц голосовых связок.

Трахея у новорожденных воронкообразной формы, просвет ее узок, задняя стенка имеет более широкую фиброзную часть, стенки более податливы, хрящи мягкие, легко сдавливаются. Слизистая оболочка ее нежная, богата кровеносными сосудами и суховата вследствие недостаточного развития слизистых желез, эластическая ткань развита слабо. Секреция желез обеспечивает слой слизи на поверхности трахеи толщиной 5 мкм, скорость продвижения которого -- 10--15 мм/мин (обеспечивается ресничками -- 10--30 ресничек на 1 мкм2). Рост трахеи происходит параллельно с ростом туловища, наиболее интенсивно -- на 1-м году жизни и в пубертатном периоде. Особенности строения трахеи у детей приводят при воспалительных процессах к легкому возникновению стенотических явлений, определяют частые изолированные (трахеиты), комбинированные с поражением гортани (ларинготрахеиты) или бронхов (трахеобронхиты) поражения. Кроме того, в связи с подвижностью трахеи может происходить ее смещение при одностороннем процессе (экссудат, опухоль).

Бронхи к рождению достаточно хорошо сформированы. Рост бронхов интенсивен на 1-м году жизни и в пубертатном периоде. Слизистая оболочка их богато васкуляризирована, покрыта слоем слизи, которая продвигается со скоростью 3--10 мм/мин, в бронхиолах медленнее -- 2--3 мм/мин. Правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого. Этим объясняется частое попадание инородного тела в правый главный бронх. Бронхи узкие, хрящи их мягкие. Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты еще недостаточно. Нежность слизистой оболочки бронхов, узость их просвета объясняют частое возникновение у детей раннего возраста бронхиолитов с синдромом полной или частичной обструкции.

Легкие у новорожденных весят около 50 г, к 6 мес масса их удваивается, к году утраивается, к 12 годам увеличивается в 10 раз, к 20 годам -- в 20 раз. Легочные щели выражены слабо. У новорожденных легочная ткань менее воздушна, с обильным развитием кровеносных сосудов и соединительной ткани в перегородках ацинусов и недостаточным количеством эластической ткани. Последнее обстоятельство объясняет относительно легкое возникновение эмфиземы при различных легочных заболеваниях. Слабым развитием эластической ткани отчасти объясняется склонность детей раннего возраста к ателектазам, чему способствуют также недостаточная экскурсия грудной клетки, узость бронхов. Этому же способствует недостаточная продукция сурфактанта, прежде всего у недоношенных детей. Особенно легко возникают ателектазы в задненижних отделах легких, так как эти отделы особенно плохо вентилируются в связи с тем, что ребенок почти все время лежит на спине, и легко возникает застой крови. Ацинусы недостаточно дифференцированы. В процессе постнатального развития образуются альвеолярные ходы с типичными альвеолами. Их количество быстро увеличивается в течение 1-го года и продолжает нарастать до 8 лет. Это приводит к увеличению дыхательной поверхности. Количество альвеол у новорожденных (24 млн.) в 10--12 раз, а их диаметр (0,05 мм) -- в 3--4 раза меньше, чем у взрослых (0,2--0,25 мм). Количество крови, протекающее через легкие в единицу времени, у детей больше, чем у взрослых, что создает у них наиболее благоприятные условия для газообмена.

Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый главные бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет самостоятельную вентиляцию, концевую артерию и межсегментарные перегородки из эластической соединительной ткани. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различаются 10 сегментов, в левом -- 9. Верхние левая и правая доли делятся на три сегмента -- 1, 2 и 3-й, средняя правая доля -- на два сегмента -- 4-й и 5-й. В левом легком средней доле соответствует язычковая, также состоящая из двух сегментов -- 4-го и 5-го. Нижняя доля правого легкого делится на пять сегментов -- 6, 7, 8, 9 и 10-й, левого легкого -- на четыре сегмента -- 6, 8, 9 и 10-й. У детей пневмонический процесс наиболее часто локализуется в определенных сегментах (6, 2, 10, 4, 5-м), что связано с особенностями аэрации, дренажной функцией бронхов, эвакуацией из них секрета и возможного попадания инфекции.

Глубина дыхания у детей значительно меньше, чем у взрослых. Это объясняется небольшой массой легких и особенностями строения грудной клетки. Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых.

Таким образом, анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания у детей создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, чем у взрослых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.009 с.)