ТОП 10:

Понятие, субъекты, функции государственного управления (лекция)



Понятие, субъекты, функции государственного управления (лекция)

Управление – воздействие субъекта на объект (систему объектов, объединенных по определенному признаку, а это взаимосвязь элементов и их составляющих) с целью упорядочения.

Зачем воздействовать и кто участвует?

Субъект – тот, кто воздействует, потому что он может себе это позволить.

Объекты – те, кто вынужден претерпеть воздействие

Управление:

1. Биологическое

2. Кибернетическое

3. Техническое

4. Социальное

Рассматривается социальное управление и его разновидности:

1. Государственное управление (осуществляется государством – системой органов и лиц, функционирующих в них)

2. Общественное управление (политические партии, общественные движения и организации, фонды)

3. Муниципальное управление (муниципии – самоуправляемые территории. Район – префект, как глава управы; муниципалитет как организация самоуправления; функция – поддержание инфраструктуры муниципального образования)

Функции – направления развития и деятельности государства.

Социальное управление имеет 3 подвида, в каждом участвуют субъекты и объекты.

Государственное управление – это юридическая категория, а это одна из форм государственной деятельности.

Общественное управление – юридическая категория, присущая общественным объединениям.

Муниципальное управление – юридическая категория, присущая муниципальным образованиям.

Власть в РФ осуществляет Президент, ГД и ФС, исполнительная власть – Правительство РФ и судебная система (ст. 11 Конституции РФ)

Ст. 110. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ.

Вопросы ведения исполнительной власти, по уровням:

1. Федерального уровня

2. Уровня субъектов федерации

3. В совместном ведении

Исполнительная власть есть власть организующая и распорядительная (это её сущность)

Организующая власть заключается в структуре исполнительной власти (по уровням ведения, по субъектам исполнительной власти)

Проблема. Соотнести государственное управление и исполнительную власть. Исполнительная власть – это политико-правовая категория. Отсюда проявление властности – это категория и правовая, и политическая. Государственное управление же – это организационно-правовая категория. Исполнительная власть реализуется только посредством государственного управления. Государственное управление шире по кругу субъектов.

«Власть – это воля и возможность её навязать», - Ш.Л. Монтескьё.

Воля – это исполнительная власть, навязывание – это государственное управление

Навязывание государственного управления в исполнительной власти осуществляется в социально-культурной, экономической и административно-политической сфере.

Сфера – круг правоотношений, нуждающихся в нормативном регулировании.

Метод права – способ воздействия права на предмет.

Метод АП. Метод выражается сначала в предписании, затем в запрещении, и только потом в дозволении.

Предписание, запрет и дозволение

Особенности метода АП: распорядительство – это метод распорядительного типа (есть субъект, объект и механизм воздействия), императивность (неравенство сторон),

Административное право как отрасль права: понятие, предмет, метод, принципы (лекция, учебник)

АП – отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения, непосредственно связанные с реализацией государственной власти.

Предмет – многообразные отношения в сфере государственного управления.

Метод: Предписание - метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение - метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Функции, принципы системы АП

Функции:

1. Правоисполнительная

2. Правотворческая

3. Правоохранительная

4. Организационная

5. Регулятивная – это не прямое управление, а управление, осуществляемое при появлении определенных отношений (действует в определенной области)

Принципы АП:

1. Приоритет личности

2. Разделение властей

3. Федерализм

4. Принцип законности

5. Гласность (до определенного предела)

6. Принцип ответственности

 

Место административного права в системе отраслей российского права (учебник)

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, конституционно провозглашенные права и свободы человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ) практически в значительной мере также реализуются через сферу государственного управления.

Административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно-управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.[9] (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

 

4. Понятие и содержание системы административного права (учебник, что-то в лекции)

Система АП– это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.
Признаки системы административного права:
• обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
• представляет собой объективное правовое явление;
• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
• включает определенные элементы;
• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).
Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Система АП:

1. Части (Общая и Особенная)

2. Институты права (институт государственной службы, институт административной ответственности)

3. Подинституты права (подинститут административного принуждения)

4. Нормы права (находятся в Общей части и Особенной части)

На отрасль воздействуют разные правовые институты.

Акт - волеизъявление

Органы исполнительной власти как субъекты административного права (учебник)

Лекция №4 19.09.12

Общественные организации (объединения) как субъекты административного права (учебник)

Административная юрисдикция

Юрисдикционная часть.

Юрисдикционная деятельность. Юрисдикция – возможность творить суд (по толковому словарю), возможность осуществления правосудия (современное).

Административная юрисдикция - решение управленческих вопросов по существу уполномоченными органами на основании действующих норм.

Решение по существу в рамках юрисдикционных производств. (производство – правоотношение, совершаемое на основании норм, состоящее из стадий). Основанием ведения производства является дело. Дело – совокупность документальных форм, расположенных в определенной последовательности и отражающих суть возникшего вопроса.

Отличие от регистрационных – характером правоотношений.

У юристидкционных производств спорный, непредсказуемый характер (вопросы, которые их породили не могут быть решены однозначно)

o По жалобам, заявлениям граждан. ФЗ от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»., ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1997 года №4866-1 Под обращением понимается: заявление, предложение, жалоба. Других форм обращений нет.

o Производство по делам об административных правонарушениях.

o Дисциплинарные производства.Осуществляются при наличии трудовых отношений, и заключается в применении дисциплинарной ответственности.

 

Участники правоотношений.

Лица и органы, ведущие дела по административным правонарушениям, участниками не являются (для таких в КоАПе есть отдельная глава). Участники:

· Лица, в отношении которых ведется производство (совершившие правонарушения). Обладает правами и обязанностями. Не имеют властных полномочий.

· Потерпевший, юридическое или физическое лицо. Им должен быть причинен физический, моральный или имущественный вред.

Оба лица как могут присутствовать, так могут и отсутствовать при рассмотрении дела. Например, юридическое лицо уж точно не может явиться на рассмотрение дела.

· Законные представители, представляющие интересы юридических или недееспособных или лица, не достигшие 16 лет – физические лица. Законные представители для лиц до 16 лет – родители, опекуны и лица их заменяющие

· Свидетели – физическое лицо, которому известно обстоятельства дела, подлежащие установлению

· Понятой. Всегда совершеннолетний, как минимум 2, ему ничего неизвестно по делу и не должно быть ничего известно. Роль понятых – в их присутствии что-то происходит и они подписываются, что они это видели или слышали.

· Специалисты. Лицо, обладающее специальные познания в определенной области и могущее дать показание в этой области. Например, сантехник может сказать, как правильно стыковать трубы и он может сказать, что тут ошибка.

· Эксперты. Он не только обладает познаниями, но и несет ответственность за свои слова в отличие от специалиста, он специалист более высокого класса, чем специалист.

· Переводчик. Обязательно, если в производстве есть иностранцы.

· Прокурор. Присутствие необязательно. Только в двух случаях : когда он возбудил сам производство по делу об административном правонарушении; когда он осуществляет прокурорский надзор. Он возбуждает в случае, если дело по несовершеннолетнему и защите прав и свобод граждан

Понятие, субъекты, функции государственного управления (лекция)

Управление – воздействие субъекта на объект (систему объектов, объединенных по определенному признаку, а это взаимосвязь элементов и их составляющих) с целью упорядочения.

Зачем воздействовать и кто участвует?

Субъект – тот, кто воздействует, потому что он может себе это позволить.

Объекты – те, кто вынужден претерпеть воздействие

Управление:

1. Биологическое

2. Кибернетическое

3. Техническое

4. Социальное

Рассматривается социальное управление и его разновидности:

1. Государственное управление (осуществляется государством – системой органов и лиц, функционирующих в них)

2. Общественное управление (политические партии, общественные движения и организации, фонды)

3. Муниципальное управление (муниципии – самоуправляемые территории. Район – префект, как глава управы; муниципалитет как организация самоуправления; функция – поддержание инфраструктуры муниципального образования)

Функции – направления развития и деятельности государства.

Социальное управление имеет 3 подвида, в каждом участвуют субъекты и объекты.

Государственное управление – это юридическая категория, а это одна из форм государственной деятельности.

Общественное управление – юридическая категория, присущая общественным объединениям.

Муниципальное управление – юридическая категория, присущая муниципальным образованиям.

Власть в РФ осуществляет Президент, ГД и ФС, исполнительная власть – Правительство РФ и судебная система (ст. 11 Конституции РФ)

Ст. 110. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ.

Вопросы ведения исполнительной власти, по уровням:

1. Федерального уровня

2. Уровня субъектов федерации

3. В совместном ведении

Исполнительная власть есть власть организующая и распорядительная (это её сущность)

Организующая власть заключается в структуре исполнительной власти (по уровням ведения, по субъектам исполнительной власти)

Проблема. Соотнести государственное управление и исполнительную власть. Исполнительная власть – это политико-правовая категория. Отсюда проявление властности – это категория и правовая, и политическая. Государственное управление же – это организационно-правовая категория. Исполнительная власть реализуется только посредством государственного управления. Государственное управление шире по кругу субъектов.

«Власть – это воля и возможность её навязать», - Ш.Л. Монтескьё.

Воля – это исполнительная власть, навязывание – это государственное управление

Навязывание государственного управления в исполнительной власти осуществляется в социально-культурной, экономической и административно-политической сфере.

Сфера – круг правоотношений, нуждающихся в нормативном регулировании.

Метод права – способ воздействия права на предмет.

Метод АП. Метод выражается сначала в предписании, затем в запрещении, и только потом в дозволении.

Предписание, запрет и дозволение

Особенности метода АП: распорядительство – это метод распорядительного типа (есть субъект, объект и механизм воздействия), императивность (неравенство сторон),







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.01 с.)