Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность налогов.

Поиск

Социально-экономическая сущность налогов.

Налог – это обязательный регулярный платеж юридических или физических лиц в бюджет государства или местного бюджета, определен законодательно.

Социально экономическая сущность налогов как экономической категории проявляется в функциях, которые они выполняют: фискальная, регулирующая и распределительная.
Во всех государствах на разных этапах их развития налоги выполняли прежде фискальную функцию, т.е. обеспечивали централизация определенной части ВВП в государственном бюджете с целью финансирования государственных расходов и обеспечения выполнения государством своих функций.
На сегодня все государства мира особое внимание обращают на возможности регуляторной функции налогов. Сущность этой функции заключается в воздействии налогов на процесс формирования структуры национальной экономики. Извлекая посредством налогов некоторую часть доходов экономических субъектов, законодательно регулируется, можно стимулировать деятельность одной части из них или сдерживать деятельность других, а значит регулировать социально-экономические процессы в стране. Влияние на хозяйственную деятельность осуществляется также через маневрирования налоговыми ставками. Изменяя механизм налогообложения, государство может добиться изменений в экономической деятельности предприятий в желаемом направлении, обеспечить ускорение или торможение развития в отдельных отраслях.
Распределительная функция налогов реализуется государством для обеспечения определенного уровня социальной справедливости. Рынок реагирует только на «денежные» голоса. И может случиться так, что для кота богатого найдется молоко, а для пенсионера – нет. Поэтому государство обеспечивает через функционирование бюджета, доходная часть которого формируют преимущественно налоги, условия для социального выравнивания, обеспечивает условия производства (в том числе вследствие предоставленных налоговых преференций) социально важных товаров и услуг, в частности производство «неделимых благ» в виде строительства мостов, дорог, содержание армии, финансирование учреждений образования, науки, медицины.

 

Налоговая система и классификация налогов.

налоговая система — это целостное экономическое явление, состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами, целями и находящихся в определенной связи между собой. На ее становление, развитие и функционирование оказывают влияние различные факторы, как объективные (экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные.

В современной отечественной экономической литературе налоговую систему принято определять как совокупность:

■ налогов и сборов, взимаемых государством;
■ принципов, форм и методов их установления;
■ регулирующих законодательных актов;
■ форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

Одним из научно обоснованных методов повышения эффективности налоговой системы является распределение Принудительных отчислений по целям, видам и т.д. Согласно положениям НК РФ и других законодательных актов можно определить следующие классификационные группы:


■ по способу обложения;

Исторически сложилась наиболее общая дифференциация: по способу обложения и взимания. Согласно ей все налоги делятся на прямые (налагаются на имущество и доход, уплачиваются соответственно собственником и получателем) и косвенные (включаются в стоимость товаров и услуг, фактическим плательщиком является конечный потребитель).

В зависимости от положенных в основу исчисления принципов построения прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К первой категории относятся земельный налог, налоги на недвижимое имущество, на ценные бумаги и ряд других. Для них характерно взимание платежа с хозяйственного субъекта или объекта (с отдельных видов имущества), а обложение строится исходя из средней доходности этого имущества, а не фактической — для конкретного налогоплательщика.

Прямое обложение в личной форме — это налоги на доход, взимаемые по методу «у источника» или по декларации. Определение «личный» исходит из того, что учитываются индивидуальные характеристики налогоплательщика: например, для физического лица — размер семьи, наличие иждивенцев, социальный статус, фактический размер дохода и др. В зависимости от объекта обложения выделяют следующие виды личных налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.


■ по виду (по уровню установления);
■ по плательщикам;
■ по объекту обложения;
■ по назначению.

 

Классификация по плательщикам включает три группы налогов:
1) с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.);
2) физических лиц(налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
3) юридических и физических лиц (транспортный налог, земель
ный налог и др.).

По объекту налогообложения выделяют следующие группы платежей:

■ налоги на доходы (налог на прибыль организаций, налог на
доходы физических лиц),
■ налоги на имущество (налог на имущество организаций, физи
ческих лиц),
■ налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).
По назначению можно выделить налоги общие (обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней), специальные (имеют строго определенную направленность и формируют централизованные целевые фонды, например, транспортный) и чрезвычайные (вводятся при наступлении каких-либо особых обстоятельств).

Кроме указанных классификационных схем, в литературе и на практике применяются и другие — по характеру применяемых ставок, по отраслевому принципу и т.д.

 

Неналоговые доходы бюджета.

В БК

Федеральные налоги и их значение в развитии налоговой системы РФ.

В БК

Прочитать, дать оценку. высокое значение, одна из основных статей пополнения бюджета

Территориальные налоги и их роль в формировании региональных бюджетов.

К территориальным относятся следующие налоги: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; а также региональные лицензионные сборы.

Далее БК глава 8.

Местные налоги и сборы.

БК глава 9

Планирование налоговых доходов.

Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной год. В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чегосоздаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования.

При текущем планировании анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов.

 

Планирование неналоговых доходов.

размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными документами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;

В основе их планирования заложен новый порядок - функции прогнозирования этих доходов возложены на администраторов доходов, которые осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Прогнозирование поступлений неналоговых доходов производится на основе данных предшествующих периодов (методом экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития.

 

Социально-экономическое назначение бюджетных расходов.

В бк

Социально-экономическая сущность налогов.

Налог – это обязательный регулярный платеж юридических или физических лиц в бюджет государства или местного бюджета, определен законодательно.

Социально экономическая сущность налогов как экономической категории проявляется в функциях, которые они выполняют: фискальная, регулирующая и распределительная.
Во всех государствах на разных этапах их развития налоги выполняли прежде фискальную функцию, т.е. обеспечивали централизация определенной части ВВП в государственном бюджете с целью финансирования государственных расходов и обеспечения выполнения государством своих функций.
На сегодня все государства мира особое внимание обращают на возможности регуляторной функции налогов. Сущность этой функции заключается в воздействии налогов на процесс формирования структуры национальной экономики. Извлекая посредством налогов некоторую часть доходов экономических субъектов, законодательно регулируется, можно стимулировать деятельность одной части из них или сдерживать деятельность других, а значит регулировать социально-экономические процессы в стране. Влияние на хозяйственную деятельность осуществляется также через маневрирования налоговыми ставками. Изменяя механизм налогообложения, государство может добиться изменений в экономической деятельности предприятий в желаемом направлении, обеспечить ускорение или торможение развития в отдельных отраслях.
Распределительная функция налогов реализуется государством для обеспечения определенного уровня социальной справедливости. Рынок реагирует только на «денежные» голоса. И может случиться так, что для кота богатого найдется молоко, а для пенсионера – нет. Поэтому государство обеспечивает через функционирование бюджета, доходная часть которого формируют преимущественно налоги, условия для социального выравнивания, обеспечивает условия производства (в том числе вследствие предоставленных налоговых преференций) социально важных товаров и услуг, в частности производство «неделимых благ» в виде строительства мостов, дорог, содержание армии, финансирование учреждений образования, науки, медицины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.98 (0.007 с.)