ТОП 10:

Лукьянова Лариса Анатольевна



Суслов Андрей Борисович

Лукьянова Лариса Анатольевна

Селянинова Гульсина Дагирьяновна

 

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

 

Направление: 050400.62 направление социально-экономическое образование

(профиль «Юриспруденция»)

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 10

«_____»____________2008 г. от 26 июня 2008 г.

 

________________________ Зав. кафедрой________ (А.Б.Суслов)

 

Пермь 2008


Автор-составитель:

Суслов Андрей Борисович, д.и.н., доцент, профессор

Лукьянова Лариса Анатольевна, старший преподаватель

Селянинова Гульсина Дагирьяновна, к.и.н., доцент

 

 

Учебно-методический комплекс «Отечественная история» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по Направлению: 050400.62 социально-экономическое образование (профиль «Юриспруденция»)

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин блока ГСЭ и является обязательной для изучения.

 

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

 

Декан ________________ А.В.Вертинский

 

 

Директор библиотеки_______________

(подпись) (ф. и. о.)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

2.Требования к уровню освоения дисциплины.. 4

3.Объем дисциплины.. 4

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 4

2.Социально-экономическое развитие России в конце XIX века. 5

3. Россия в начале XX века. 5

4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 5

2.Социально-экономическое развитие России в конце XIX века. 8

3. Россия в начале XX века. 8

4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 8

4. Содержание курса. 11

Тема 2. Социально-экономическое развитие России в конце XIX века. 11

Тема 3. Россия в начале XX века. 11

Тема 4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 12

5.Темы практических и/или семинарских занятий. 21

6. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению.. 27

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 28

7.1. Литература. 28

7.3. Методические указания студентам.. 31

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 34

 


1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Фундаментальная подготовка студентов обеспечивается в области истории России (1917 – настоящее время). Целью обучения является освоение выпускниками теоретических знаний в данной области в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности и подготовка их к осуществлению обучение и воспитания средних образовательных учреждений с учетом специфики преподаваемого предмета.

 

2.Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения курса «Отечественная история (1917 – настоящее время)» студенты должны не только получить представление о закономерностях развития Советской России и СССР в 1917-1945 гг., об историографической ситуации, усвоить основной фактический материал, но и уметь анализировать основные социально-экономические, политические, идеологические процессы эпохи, приобрести навыки работы с источниками, относящимися к рассматриваемому периоду, приобрести опыт оценки аргументации существующих в историографии точек зрения, освоить некоторые методики преподавания данного курса.

 

3.Объем дисциплины

 

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения  
    Очная Заочная  
№№ семестров    
Аудиторные занятия:  
лекции  
практические и семинарские занятия  
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, №№ семестров) тесты №№ 1, 2, 3 – 5сем. тесты №№ 1, 2, 3 – 5сем.
Курсовая работа (№семестра)    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Экзамен – 5сем. Экзамен – 4 сем

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения: очная

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
        Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа    
        Лекции Практ. занятия, семинары
Раздел 1. Россия в 1890-е – 1917 гг.
1. Введение  
2.Социально-экономическое развитие России в конце XIX века    
3. Россия в начале XX века    
4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса  
Раздел 1. Революция и гражданская война в России (октябрь 1917 г. - 1921 г.)  
2. Политика большевиков в октябре 1917 - июне 1918 гг.
3. Гражданская война в России  
4. Политика военного коммунизма: идеология и практика.  
Раздел 2. Советская Россия в годы нэпа (1921-1929 гг.)  
5. Социально-экономический и политический кризис конца 1920 - начала 1921 гг.    
6. Содержание нэпа и социально-экономическое развитие на его основе.    
7. Политическое развитие в годы НЭПа.  
8. Национально-государственное строительство в 1920-е гг.  
9. Международное положение и внешняя политика.    
10. Свертывание нэпа.  
Раздел 3. СССР в 30-е годы ХХ века  
11. Установление тоталитарного режима.    
12. Форсированное социально-экономическое развитие.    
13. Советское общество 30-х гг. ХХ в.    
14. Внешняя политика СССР в 30-е гг. ХХ в.    
Раздел 4. Великая Отечественная война
15. Основные этапы и события Великой Отечественной войны  
16. Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны.      
17. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.      
Раздел 5. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)  
18. Итоги войны и ее влияние на развитие советского общества  
19. Экономика СССР в послевоенный период    
20. Общественно-политическое развитие. Новые черты политического режима.  
21. Роль СССР в послевоенном устройстве мира. Начало «холодной войны»    
Раздел 6. СССР в 1953-1964 гг.    
22. Политические реформы: причины, содержание, характерные черты и результаты.
23. Социально-экономическое развитие.    
24. Внешняя политика СССР.    
25. Духовная жизнь советского общества. «Оттепель» в культуре и ее пределы.  
Раздел 7. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов.  
26. Основные тенденции экономического развития. Нарастание кризисных явлений.
27. Социально-политическое развитие. Власть и общество.
28. Советская культура в период «застоя»: характерные черты и явления.    
29. Внешняя политика.    
Раздел 8. Перестройка в СССР и ее итоги (1985-1991 гг).  
Тема 30 Предпосылки, причины и цели перестройки. Социально-экономические реформы и их результаты.  
Тема 31. Общественно-политическая и духовная жизнь страны в 1985-1991 гг.    
Тема 32. Новое политическое мышление в сфере международных отношений. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.    
Тема 33. Итоги перестройки: от частичных преобразований к смене модели общественного развития.    
Раздел 9. Россия на пути становления новой модели общественного устройства (1991-настоящее время)  
Тема 34. Экономические реформы и их социально-экономические последствия.  
Тема 35. Особенности политической трансформации в России. Общественно-политическая и духовная жизнь российского общества.  
Тема 36. Внешняя политика. Россия в системе международных отношений на современном этапе.    
ИТОГО:

 

Форма обучения – заочная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
        Аудиторные занятия, в том числе Самостоятельная работа    
        Лекции Практ. занятия, семинары
Раздел 1. Россия в 1890-е – 1917 гг.
1. Введение        
2.Социально-экономическое развитие России в конце XIX века      
3. Россия в начале XX века      
4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса    
Раздел 1. Революция и гражданская война в России (октябрь 1917 г. - 1921 г.)  
2. Политика большевиков в октябре 1917 - июне 1918 гг.  
3. Гражданская война в России    
4. Политика военного коммунизма: идеология и практика.    
Раздел 2. Советская Россия в годы нэпа (1921-1929 гг.)  
5. Социально-экономический и политический кризис конца 1920 - начала 1921 гг.      
6. Содержание нэпа и социально-экономическое развитие на его основе.      
7. Политическое развитие в годы НЭПа.    
8. Национально-государственное строительство в 1920-е гг.    
9. Международное положение и внешняя политика.      
10. Свертывание нэпа.    
Раздел 3. СССР в 30-е годы ХХ века  
11. Установление тоталитарного режима.    
12. Форсированное социально-экономическое развитие.    
13. Советское общество 30-х гг. ХХ в.    
14. Внешняя политика СССР в 30-е гг. ХХ в.      
Раздел 4. Великая Отечественная война
15. Основные этапы и события Великой Отечественной войны    
16. Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны.      
17. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.      
Раздел 5. СССР в послевоенный период (1945-1953 гг.)  
18. Итоги войны и ее влияние на развитие советского общества    
19. Экономика СССР в послевоенный период    
20. Общественно-политическое развитие. Новые черты политического режима.    
21. Роль СССР в послевоенном устройстве мира. Начало «холодной войны»    
Раздел 6. СССР в 1953-1964 гг.    
22. Политические реформы: причины, содержание, характерные черты и результаты.  
23. Социально-экономическое развитие.    
24. Внешняя политика СССР.    
25. Духовная жизнь советского общества. «Оттепель» в культуре и ее пределы.    
Раздел 7. СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов.  
26. Основные тенденции экономического развития. Нарастание кризисных явлений.  
27. Социально-политическое развитие. Власть и общество.  
28. Советская культура в период «застоя»: характерные черты и явления.    
29. Внешняя политика.    
Раздел 8. Перестройка в СССР и ее итоги (1985-1991 гг).  
Тема 30 Предпосылки, причины и цели перестройки. Социально-экономические реформы и их результаты.    
Тема 31. Общественно-политическая и духовная жизнь страны в 1985-1991 гг.    
Тема 32. Новое политическое мышление в сфере международных отношений. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.    
Тема 33. Итоги перестройки: от частичных преобразований к смене модели общественного развития.    
Раздел 9. Россия на пути становления новой модели общественного устройства (1991-настоящее время)  
Тема 34. Экономические реформы и их социально-экономические последствия.    
Тема 35. Особенности политической трансформации в России. Общественно-политическая и духовная жизнь российского общества.    
Тема 36. Внешняя политика. Россия в системе международных отношений на современном этапе.    
ИТОГО:

 


Содержание курса

Тема 9. Содержание нэпа и социально-экономическое развитие на его основе.

Основные мероприятия новой экономической политики. Замена продразверстки продналогом. Мероприятия НЭПа в сельском хозяйстве. Развитие кооперации. Мероприятия НЭПа в промышленности. Изменения в системе управления. Допущение частного капитала. Использование госкапитализма. Отношение к торговле. Денежная реформа. Восстановление экономики на основе НЭПа. Этапы и кризисы НЭПа. Социальная структура. Социально-экономические итоги НЭПа. Российская повседневность 20-х гг.

Тема 13. Свертывание нэпа.

Ленинская концепция социализма. Политический портрет В.И. Ленина, его роль в истории. Курс на построение социализма в одной стране. Переход к социалистической модернизации. Разработка политики индустриализации. Проблема источников накоплений и пропорций в народном хозяйстве. Положение в деревне во второй половине 1920-х гг. Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг. Разработка первого пятилетнего плана и начало его осуществления. "Шахтинское дело". Причины свертывания НЭПа и его историческое место. Дискуссии в исторической литературе о сущности и значении НЭПа. Социально-экономическая и политическая ситуация в конце 20-х гг. и проблема альтернативности исторического развития.

 

Раздел 7. СССР в 1953-1964 гг.

Тема 25. Политические реформы: причины, содержание, характерные черты и результаты.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Расстановка сил в руководстве в высших эшелонах власти. «Коллективное руководство» и его первые идеологические, экономические и политические инициативы. Начало политической либерализации. «Дело Л.П. Берии». «Новый курс Г.М. Маленкова». Причины возвышения Н.С. Хрущева

XX съезд КПСС. Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Причины и характер критики культа личности. Смягчение критики сталинщины после XX съезда. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О культе личности и преодолении его последствий». Значение и последствия разоблачения культа личности.

Политические реформы 1953 – начала 1960-х гг.: содержание, характерные черты и результаты. Демонтаж режима личной власти. Десталинизация общества. Мероприятия по восстановлению советской законности. Политические реабилитации. Осуждение политики массовых репрессий. Частичная демократизация общественно-политической системы. Выступление «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича». Откат политической «оттепели». Особенности политических репрессий в середине 1950-х – начале 1960-х гг., изменения в механизме репрессивной политики. Расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси (март 1956 г.), Новочеркасске (июнь 1962 г.). Противоречивость и прерывистость политических реформ, их оценки в историографии. Проблема трансформации тоталитарного режима.

Курс на «развернутое строительство коммунизма». XXII съезд КПСС и принятие новой Программы партии – программы построения коммунизма (октябрь 1961 г.).

Политический портрет Н.С. Хрущева. Нарастание недовольства в обществе политикой руководства страны во главе с Н.С. Хрущевым.

Литература

Основная:

Суслов А.Б. История России. 1917-1997: Учебник для вузов. – Пермь: ПГПУ, 1997.

Новейшая история России. 1914-2002. Уч. пос. под ред. М.В. Ходякова. М., 2004.

История России (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997.

Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Часть II. Расцвет и закат Российской империи (XIX - начало XX вв.) М., 1994. (Темы 9-12).

Дополнительная:

Верт Н. История советского государства. М., 1992.

История России. 1917-1940./ Под ред. М.Е. Главацкого. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.

Карр Э. История Советской России. Кн. 1-6. М., 1990.

Отечественная истории новейшего времени. 1985-2005. Учебник для вузов/ Отв. ред. Безбородов А.В. М., 2007.

Политическая история: Россия-СССР-Российская Федерация. Т.1. М.,1996.

Россия, которую мы не знали. 1939-1993. / Под ред. М.Е. Главацкого. Челябинск, 1995.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999.

Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.

Рекомендуемая:

Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. М-Вильнюс, 1992.

 

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

 

Бордюгов Г.А., Ушаков А.И., Чупаков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. М., 1998.

Боффа Д. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1994

Булдаков В.П. Красная смута. М., 1997.

Вишневский А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. М., 1998.

Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006.

Геллер М., Некрич А. «Утопия у власти»: История Советского союза с 1917 года до наших дней. Кн. 1-3. М., 1995.

Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917—1923. М., 1995.

Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Незапланированная дискуссия: Сб. мат-в. М., 1995.

Другая война. 1939-1945. М., 1996.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000.

Малиа М. Советская трагедия: История социализма в СССР. 1917-1991. М., 2002.

Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг. М., 2001.

Пайпс Р. Россия при большевиках. М., 1997.

Павлова И.В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.

Пихоя Р.Г. Советский союз: История власти. 1945-1991. М., 1998.

Плимак Е., Пантин И. Драма российских реформ и революций. М., 2000.

Правда Виктора Суворова. М., 2006.

Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2001.

Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М., 2001.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.

Холодная война: новые подходы и новые документы. М., 1995

Ясин Е.Г. Российская экономика: Истоки и панорама рыночных реформ. М., 2003.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. (Любое издание).

Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до наших дней. / Под ред. Орлова А.С. и др. М., 1999.

История первой мировой войны. 1914-1918. Т. 1-2. М., 1975.

История политических партий России. М., 1994. Гл. 2-8.

Исторический опыт трех российских революций. Кн. 2. М., 1986. Гл. 1-3,7.

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998.

История политических партий России: Учебное пособие / Под ред. Воробьева В.П. М., 1992.

Платонов С.Ф. Полный курс по русской истории. С-Пб., 1998.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. / Под ред. Орлова А.С. и др. М., 1999.

Политические партии России: история и современность. М., 2000.

Пернацкий В.И. Альтернативы истории и выбор пути // Свободная мысль. 1997. № 2.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия //

Вопросы истории. 1996. № 7.

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства //Отечественная история. 2001. С. 141-154.

Четвертков Н.В. Несколько штрихов к портрету А.Ф.Керенского // Отечественная история. 2001. № 6.

Бондаренко Д.Я., Крестовская Н.Н. Переговоры Временного правительства и Украинской центральной рады весной и летом 1917 года // Отечественная история. 2002. № 2.

Солнцева С.А. Комиссары в армии революционной России (февраль 1917г. - март 1918г.) // Отечественная история. 2002. № 3.

Политические партии России: история и современность. М., 2000.

Карнишин В.Ю. Кадеты на Урале в период революции // Вопросы истории. 1997. №7.

Кирьянов Ю.И. Численность и состав крайне правых партий в России (1905 - 1917 гг.): тенденции и причины изменений // Отечественная история. 1999. №5.

Леонов СВ. Партийная система России (конец XIX - 1917 г.) // Вопросы истории. 1998. №9.

Павлов ДБ., Леонов М.И.. Партия социалистов-революционеров в 1905 -1907 гг. // Отечественная история. 1998. № 5.

Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века //

Энциклопедия. М, 1998.

Степанов С.А. Черносотенцы: революционеры наизнанку // Полис. 1993. №1.

Коновалова О.В. В.М.Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2002. №2. С.43-60.

Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Николай II // Вопросы истории. 1993. №2.

Анфимов A.M. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Отечественная история. 1994. № 3.

Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1993. №№ 3,5,7; 1994. № 1.

Клейн Б.С. Россия между реформой и революцией 1861-1920 гг. // Вопросы истории. 1991. № 9,10.

Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России II Вопросы истории. 1994. №4.

Мейси Д. Земельная реформа и политические перемены // Вопросы истории. 1993. № 4.

Исаков И.А. Как начиналось "Кровавое воскресенье" II Вопросы истории. 1996. № 4.

Тютюкин СВ. Россия 1905-й ' Свободная мысль. 1995. № 5.

Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX - начале XX века // Свободная мысль. 1995. № 8.

Государственная Дума и правительственная власть в перлюстрированной переписке кануна 1917 г. II Отечественная история. 1997, № 1.

Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX - начале XX века // Свободная мысль. 1995. № 2.

Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Пермь, 1995.

Клейн Б.С. Россия между реформой и революцией 1861 - 1920 II Вопросы истории. 1994. М» 9-10.

Шацилло К.Ф. Первая Государственная Дума // Отечественная история. 1996. №4. С. 60-71.

Шелохаев В.В. Либералы и массы, 1907 - 1914 гг. // Вопросы истории. 1994. №2.

Политические партии России: история и современность. М., 2000.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 7.

Милюков П.Н. Катастрофа самодержавия // Свободная мысль. 1997. № 2.

Пернацкий В.И. Альтернативы истории и выбор пути // Свободная мысль. 1997. № 2.

Фомин А. Переосмысливая события революционной поры // Свободная мысль. 1996. № 10.

Ганелин Р.Ш. 15 февраля 1917г. в Петрограде // Вопросы истории. 1998. №7.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996 №7.

Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства // Отечественная история. 2001. С141-154.

Милюков П.Н. Воспоминания в 2-х т. Т.2. М., 1990. С.275-340.

Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей. М., 1991.

Политические партии России: история и современность. М., 2000.

Пернацкий В.И. Альтернативы истории и выбор пути // Свободная мысль. 1997. № 2.

 

Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. №№ 5-6.

Фомин А. Переосмысливая события революционной поры // Свободная мысль. 1996. № 10.

Искандеров А.А. Очерки новейшей истории советского общества // Вопросы истории. 2002. № 5.

Велидов АС. На пути к террору // Вопросы истории. 2002. № 6.

Алексеева Г.Д. Народничество в России в XX в. М., 1990.

Бадаев Б.П. Либеральное народничество на рубеже XIX - XX вв. М., 1995.

Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. Кн. 1-2, М., 1994.

Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века. Спб., 1996.

Гусев К.В. Рыцари террора. 1992.

Демин В.А. Государственная дума в России (1906-1917). Механизм функционирования. -М., 1996.

Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской

революции. М., 1988.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995.

Либерализм в России. М., 1996.

Набоков В. Временное правительство. // Архив русской революции. Т. 1 -2, М., 1991.

Политические партии России Конец XIX- первая треть ХХ века. М., 1996.

Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1992.

Самарская Е. А. Социал-демократия в начале века. М., 1994.

Сикиринский С.С, Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории. М., 1995.

Степанов С.А. Черносотенцы: революционеры наизнанку.М., 1993.

Степанов С.А. Черная сотня в России. М, 1992.

Тютюкин СВ., Г.В. Плеханов. Судьба русского марксизма. М., 1997.

Церетели И.Г. Кризис власти. М., 1992.

Шацилло Ф. Русский либерализм накануне революции 1905 - 1907 гг. М., 1985.

Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

 

 

7.3. Методические указания студентам

 

При изучении истории Советской России (1890- настоящее время) необходимо учитывать особенности этого периода, для которого характерно развитие модернизационных процессов в условиях складывающегося тоталитарного режима.

Изучение истории дореволюционной России, Советской России и СССР предполагает не только чтение учебной и теоретической литературы, но и углубленное исследование многообразных источников. Основным предметом анализа на семинарах является исторический документ, который следует осмыслить. Кроме того, практические занятия предполагают столкновение точек зрения по наиболее важным и болезненным проблемам изучаемого периода, вызывающим дискуссии как профессиональных историков, так и широких слоев общества. Это нацеливает на внимательное прочтение документов, на поиск новых и новых фактических и логических обоснований различных позиций и их оценку.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать подготовленные для студентов планы семинарских занятий и литературу к ним. При изучении истории гражданской и Великой Отечественной войн необходимо пользоваться историческими картами, прилагаемых к учебникам для вузов или для школ. При изучении раздела «Революция и гражданская война в России (октябрь 1917 г. - 1921 г.)» можно воспользоваться подготовленными проф. А.Б.Сусловым методическими материалами к семинарским занятиям, включающими в себя наиболее важные документы по изучаемой проблеме, а также некоторые избранные научные и публицистические статьи. Методические материалы находятся в читальном зале библиотеки ПГПУ.

Следует обратить внимание, что значительная часть учебного материала должна быть освоена в результате самостоятельной работы по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в курсе материал.

 

 

Темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Политика военного коммунизма: идеология и практика. Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Содержание нэпа и социально-экономическое развитие на его основе. Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума.
Национально-государственное строительство в 1920-е гг. Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг. Создание мультимедйных презентаций
Форсированное социально-экономическое развитие в 1930-е гг.. Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума.
Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Внешняя политика СССР в годы Второй мировой войны. Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Итоги войны и ее влияние на развитие советского общества Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Общественно-политическое развитие. Новые черты политического режима Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Политические реформы: причины, содержание, характерные черты и результаты Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Духовная жизнь советского общества. «Оттепель» в культуре и ее пределы Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций
Социально-политическое развитие. Власть и общество. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Советская культура в период «застоя»: характерные черты и явления Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций
Итоги перестройки: от частичных преобразований к смене модели общественного развития. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций
Экономические реформы и их социально-экономические последствия. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Особенности политической трансформации в России. Общественно-политическая и духовная жизнь российского общества Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций
Внешняя политика. Россия в системе международных отношений на современном этапе. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций

 

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). Кроме того, осуществляется текущий контроль (формы: тестирование, опрос, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.).

 


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Требования к итоговой аттестации определяются требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности.

 

Примерные варианты тестов для промежуточного контроля

 

1. Идея создания однородного социалистического правительства в конце октября 1917 г. заключалась:

а) в формировании правительства без большевиков;

б) в формировании правительства из представителей большевиков, меньшевиков, эсеров и других социалистических партий;

в) в создании правительства из рабочих из крестьян.

 

2. В числе основных укладов в экономике периода нэпа В.И.Ленин выделял:

а) патриархальный;

б) матримониальный;

в) коммунистический.

 

3. В чем заключался кризис сбыта осени 1923 г. («ножницы цен»)?

 

4. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. "О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству" предусматривало:

а) Сплошную коллективизацию в основных зерновых районах (Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга) не позднее весны 1931 г., в остальных зерновых районах - не позднее весны 1932 г.

б) Сплошную коллективизацию в основных зерновых районах (Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга) не позднее весны 1930 г., в остальных зерновых районах - не позднее весны 1931 г.

в) Сплошную коллективизацию во всех районах станы - не позднее весны 1930 г.

 

5.О ком и где говорилось: "Специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанной на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание"?

1. В. Дудинцев

2. И. Эренбург

3. М. Зощенко

4. К. Симонов

 

6. Соотнесение фактов и дат:

1. Принятие семилетнего плана развития народного хозяйства СССР

2. Запуск в космос первого в мире искусственного спутника Земли

3. Расстрел демонстрации в Новочеркасске

4. Ввод войск стран Организации Варшавского договора в Венгрию

5. Создание Организации Варшавского договора

А) 1955 г.

Б) 1956 г.

В) 4 октября 1957 г.

Г) 1959 г.

Д) июнь 1962 г.

 

7. «... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент... и все подчиняются... не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы.

...Советская Россия... хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин...»

Это отрывок из:

1. Речи президента США Г. Трумэна в 1945 г.

2. Воспоминаний В.М. Молотова.

3. Речи У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г.

4. Из интервью И.В. Сталина газете «Правда», 14 марта 1946 г.

 

 

Суслов Андрей Борисович

Лукьянова Лариса Анатольевна







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.052 с.)