Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лукьянова Лариса АнатольевнаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Суслов Андрей Борисович Лукьянова Лариса Анатольевна Селянинова Гульсина Дагирьяновна
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Направление: 050400.62 направление социально-экономическое образование (профиль «Юриспруденция»)
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол № 10 «_____»____________2008 г. от 26 июня 2008 г.
________________________ Зав. кафедрой________ (А.Б.Суслов)
Пермь 2008 Автор-составитель: Суслов Андрей Борисович, д.и.н., доцент, профессор Лукьянова Лариса Анатольевна, старший преподаватель Селянинова Гульсина Дагирьяновна, к.и.н., доцент
Учебно-методический комплекс «Отечественная история» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по Направлению: 050400.62 социально-экономическое образование (профиль «Юриспруденция») Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин блока ГСЭ и является обязательной для изучения.
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан ________________ А.В.Вертинский
Директор библиотеки_______________ (подпись) (ф. и. о.) СОДЕРЖАНИЕ
стр. 2.Требования к уровню освоения дисциплины.. 4 3.Объем дисциплины.. 4 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 4 2.Социально-экономическое развитие России в конце XIX века. 5 3. Россия в начале XX века. 5 4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 5 2.Социально-экономическое развитие России в конце XIX века. 8 3. Россия в начале XX века. 8 4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 8 4. Содержание курса. 11 Тема 2. Социально-экономическое развитие России в конце XIX века. 11 Тема 3. Россия в начале XX века. 11 Тема 4. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 12 5.Темы практических и/или семинарских занятий. 21 6. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению.. 27 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 28 7.1. Литература. 28 7.3. Методические указания студентам.. 31 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 34
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Фундаментальная подготовка студентов обеспечивается в области истории России (1917 – настоящее время). Целью обучения является освоение выпускниками теоретических знаний в данной области в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности и подготовка их к осуществлению обучение и воспитания средних образовательных учреждений с учетом специфики преподаваемого предмета.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения курса «Отечественная история (1917 – настоящее время)» студенты должны не только получить представление о закономерностях развития Советской России и СССР в 1917-1945 гг., об историографической ситуации, усвоить основной фактический материал, но и уметь анализировать основные социально-экономические, политические, идеологические процессы эпохи, приобрести навыки работы с источниками, относящимися к рассматриваемому периоду, приобрести опыт оценки аргументации существующих в историографии точек зрения, освоить некоторые методики преподавания данного курса.
3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения: очная
Форма обучения – заочная
Содержание курса Тема 9. Содержание нэпа и социально-экономическое развитие на его основе. Основные мероприятия новой экономической политики. Замена продразверстки продналогом. Мероприятия НЭПа в сельском хозяйстве. Развитие кооперации. Мероприятия НЭПа в промышленности. Изменения в системе управления. Допущение частного капитала. Использование госкапитализма. Отношение к торговле. Денежная реформа. Восстановление экономики на основе НЭПа. Этапы и кризисы НЭПа. Социальная структура. Социально-экономические итоги НЭПа. Российская повседневность 20-х гг. Тема 13. Свертывание нэпа. Ленинская концепция социализма. Политический портрет В.И. Ленина, его роль в истории. Курс на построение социализма в одной стране. Переход к социалистической модернизации. Разработка политики индустриализации. Проблема источников накоплений и пропорций в народном хозяйстве. Положение в деревне во второй половине 1920-х гг. Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг. Разработка первого пятилетнего плана и начало его осуществления. "Шахтинское дело". Причины свертывания НЭПа и его историческое место. Дискуссии в исторической литературе о сущности и значении НЭПа. Социально-экономическая и политическая ситуация в конце 20-х гг. и проблема альтернативности исторического развития.
Раздел 7. СССР в 1953-1964 гг. Тема 25. Политические реформы: причины, содержание, характерные черты и результаты. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Расстановка сил в руководстве в высших эшелонах власти. «Коллективное руководство» и его первые идеологические, экономические и политические инициативы. Начало политической либерализации. «Дело Л.П. Берии». «Новый курс Г.М. Маленкова». Причины возвышения Н.С. Хрущева XX съезд КПСС. Доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Причины и характер критики культа личности. Смягчение критики сталинщины после XX съезда. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О культе личности и преодолении его последствий». Значение и последствия разоблачения культа личности. Политические реформы 1953 – начала 1960-х гг.: содержание, характерные черты и результаты. Демонтаж режима личной власти. Десталинизация общества. Мероприятия по восстановлению советской законности. Политические реабилитации. Осуждение политики массовых репрессий. Частичная демократизация общественно-политической системы. Выступление «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича». Откат политической «оттепели». Особенности политических репрессий в середине 1950-х – начале 1960-х гг., изменения в механизме репрессивной политики. Расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси (март 1956 г.), Новочеркасске (июнь 1962 г.). Противоречивость и прерывистость политических реформ, их оценки в историографии. Проблема трансформации тоталитарного режима. Курс на «развернутое строительство коммунизма». XXII съезд КПСС и принятие новой Программы партии – программы построения коммунизма (октябрь 1961 г.). Политический портрет Н.С. Хрущева. Нарастание недовольства в обществе политикой руководства страны во главе с Н.С. Хрущевым. Литература Основная: Суслов А.Б. История России. 1917-1997: Учебник для вузов. – Пермь: ПГПУ, 1997. Новейшая история России. 1914-2002. Уч. пос. под ред. М.В. Ходякова. М., 2004. История России (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Часть II. Расцвет и закат Российской империи (XIX - начало XX вв.) М., 1994. (Темы 9-12). Дополнительная: Верт Н. История советского государства. М., 1992. История России. 1917-1940./ Под ред. М.Е. Главацкого. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993. Карр Э. История Советской России. Кн. 1-6. М., 1990. Отечественная истории новейшего времени. 1985-2005. Учебник для вузов/ Отв. ред. Безбородов А.В. М., 2007. Политическая история: Россия-СССР-Российская Федерация. Т.1. М.,1996. Россия, которую мы не знали. 1939-1993. / Под ред. М.Е. Главацкого. Челябинск, 1995. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. М., 1999. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Рекомендуемая: Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. М-Вильнюс, 1992.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.
Бордюгов Г.А., Ушаков А.И., Чупаков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. М., 1998. Боффа Д. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1994 Булдаков В.П. Красная смута. М., 1997. Вишневский А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. М., 1998. Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. Геллер М., Некрич А. «Утопия у власти»: История Советского союза с 1917 года до наших дней. Кн. 1-3. М., 1995. Гимпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы. 1917—1923. М., 1995. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000. Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Незапланированная дискуссия: Сб. мат-в. М., 1995. Другая война. 1939-1945. М., 1996. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000. Малиа М. Советская трагедия: История социализма в СССР. 1917-1991. М., 2002. Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1922 гг. М., 2001. Пайпс Р. Россия при большевиках. М., 1997. Павлова И.В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. Пихоя Р.Г. Советский союз: История власти. 1945-1991. М., 1998. Плимак Е., Пантин И. Драма российских реформ и революций. М., 2000. Правда Виктора Суворова. М., 2006. Согрин В.В. Политическая история современной России 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2001. Фицпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. М., 2001. Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996. Холодная война: новые подходы и новые документы. М., 1995 Ясин Е.Г. Российская экономика: Истоки и панорама рыночных реформ. М., 2003. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. (Любое издание). Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до наших дней. / Под ред. Орлова А.С. и др. М., 1999. История первой мировой войны. 1914-1918. Т. 1-2. М., 1975. История политических партий России. М., 1994. Гл. 2-8. Исторический опыт трех российских революций. Кн. 2. М., 1986. Гл. 1-3,7. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998. История политических партий России: Учебное пособие / Под ред. Воробьева В.П. М., 1992. Платонов С.Ф. Полный курс по русской истории. С-Пб., 1998. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. / Под ред. Орлова А.С. и др. М., 1999. Политические партии России: история и современность. М., 2000. Пернацкий В.И. Альтернативы истории и выбор пути // Свободная мысль. 1997. № 2. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 7. Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства //Отечественная история. 2001. С. 141-154. Четвертков Н.В. Несколько штрихов к портрету А.Ф.Керенского // Отечественная история. 2001. № 6. Бондаренко Д.Я., Крестовская Н.Н. Переговоры Временного правительства и Украинской центральной рады весной и летом 1917 года // Отечественная история. 2002. № 2. Солнцева С.А. Комиссары в армии революционной России (февраль 1917г. - март 1918г.) // Отечественная история. 2002. № 3. Политические партии России: история и современность. М., 2000. Карнишин В.Ю. Кадеты на Урале в период революции // Вопросы истории. 1997. №7. Кирьянов Ю.И. Численность и состав крайне правых партий в России (1905 - 1917 гг.): тенденции и причины изменений // Отечественная история. 1999. №5. Леонов СВ. Партийная система России (конец XIX - 1917 г.) // Вопросы истории. 1998. №9. Павлов ДБ., Леонов М.И.. Партия социалистов-революционеров в 1905 -1907 гг. // Отечественная история. 1998. № 5. Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века // Энциклопедия. М, 1998. Степанов С.А. Черносотенцы: революционеры наизнанку // Полис. 1993. №1. Коновалова О.В. В.М.Чернов и аграрная программа партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2002. №2. С.43-60. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Николай II // Вопросы истории. 1993. №2. Анфимов A.M. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах // Отечественная история. 1994. № 3. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция // Вопросы истории. 1993. №№ 3,5,7; 1994. № 1. Клейн Б.С. Россия между реформой и революцией 1861-1920 гг. // Вопросы истории. 1991. № 9,10. Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России II Вопросы истории. 1994. №4. Мейси Д. Земельная реформа и политические перемены // Вопросы истории. 1993. № 4. Исаков И.А. Как начиналось "Кровавое воскресенье" II Вопросы истории. 1996. № 4. Тютюкин СВ. Россия 1905-й ' Свободная мысль. 1995. № 5. Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX - начале XX века // Свободная мысль. 1995. № 8. Государственная Дума и правительственная власть в перлюстрированной переписке кануна 1917 г. II Отечественная история. 1997, № 1. Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX - начале XX века // Свободная мысль. 1995. № 2. Кирьянов И.К., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Пермь, 1995. Клейн Б.С. Россия между реформой и революцией 1861 - 1920 II Вопросы истории. 1994. М» 9-10. Шацилло К.Ф. Первая Государственная Дума // Отечественная история. 1996. №4. С. 60-71. Шелохаев В.В. Либералы и массы, 1907 - 1914 гг. // Вопросы истории. 1994. №2. Политические партии России: история и современность. М., 2000. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 7. Милюков П.Н. Катастрофа самодержавия // Свободная мысль. 1997. № 2. Пернацкий В.И. Альтернативы истории и выбор пути // Свободная мысль. 1997. № 2. Фомин А. Переосмысливая события революционной поры // Свободная мысль. 1996. № 10. Ганелин Р.Ш. 15 февраля 1917г. в Петрограде // Вопросы истории. 1998. №7. Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996 №7. Гайда Ф.А. Механизм власти Временного правительства // Отечественная история. 2001. С141-154. Милюков П.Н. Воспоминания в 2-х т. Т.2. М., 1990. С.275-340. Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей. М., 1991. Политические партии России: история и современность. М., 2000. Пернацкий В.И. Альтернативы истории и выбор пути // Свободная мысль. 1997. № 2.
Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. №№ 5-6. Фомин А. Переосмысливая события революционной поры // Свободная мысль. 1996. № 10. Искандеров А.А. Очерки новейшей истории советского общества // Вопросы истории. 2002. № 5. Велидов АС. На пути к террору // Вопросы истории. 2002. № 6. Алексеева Г.Д. Народничество в России в XX в. М., 1990. Бадаев Б.П. Либеральное народничество на рубеже XIX - XX вв. М., 1995. Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. Кн. 1-2, М., 1994. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века. Спб., 1996. Гусев К.В. Рыцари террора. 1992. Демин В.А. Государственная дума в России (1906-1917). Механизм функционирования. -М., 1996. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., 1995. Либерализм в России. М., 1996. Набоков В. Временное правительство. // Архив русской революции. Т. 1 -2, М., 1991. Политические партии России Конец XIX- первая треть ХХ века. М., 1996. Родзянко М.В. Крушение империи. М., 1992. Самарская Е. А. Социал-демократия в начале века. М., 1994. Сикиринский С.С, Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории. М., 1995. Степанов С.А. Черносотенцы: революционеры наизнанку.М., 1993. Степанов С.А. Черная сотня в России. М, 1992. Тютюкин СВ., Г.В. Плеханов. Судьба русского марксизма. М., 1997. Церетели И.Г. Кризис власти. М., 1992. Шацилло Ф. Русский либерализм накануне революции 1905 - 1907 гг. М., 1985. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.
7.3. Методические указания студентам
При изучении истории Советской России (1890- настоящее время) необходимо учитывать особенности этого периода, для которого характерно развитие модернизационных процессов в условиях складывающегося тоталитарного режима. Изучение истории дореволюционной России, Советской России и СССР предполагает не только чтение учебной и теоретической литературы, но и углубленное исследование многообразных источников. Основным предметом анализа на семинарах является исторический документ, который следует осмыслить. Кроме того, практические занятия предполагают столкновение точек зрения по наиболее важным и болезненным проблемам изучаемого периода, вызывающим дискуссии как профессиональных историков, так и широких слоев общества. Это нацеливает на внимательное прочтение документов, на поиск новых и новых фактических и логических обоснований различных позиций и их оценку. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать подготовленные для студентов планы семинарских занятий и литературу к ним. При изучении истории гражданской и Великой Отечественной войн необходимо пользоваться историческими картами, прилагаемых к учебникам для вузов или для школ. При изучении раздела «Революция и гражданская война в России (октябрь 1917 г. - 1921 г.)» можно воспользоваться подготовленными проф. А.Б.Сусловым методическими материалами к семинарским занятиям, включающими в себя наиболее важные документы по изучаемой проблеме, а также некоторые избранные научные и публицистические статьи. Методические материалы находятся в читальном зале библиотеки ПГПУ. Следует обратить внимание, что значительная часть учебного материала должна быть освоена в результате самостоятельной работы по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в курсе материал.
Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). Кроме того, осуществляется текущий контроль (формы: тестирование, опрос, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.).
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Требования к итоговой аттестации определяются требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности.
Примерные варианты тестов для промежуточного контроля
1. Идея создания однородного социалистического правительства в конце октября 1917 г. заключалась: а) в формировании правительства без большевиков; б) в формировании правительства из представителей большевиков, меньшевиков, эсеров и других социалистических партий; в) в создании правительства из рабочих из крестьян.
2. В числе основных укладов в экономике периода нэпа В.И.Ленин выделял: а) патриархальный; б) матримониальный; в) коммунистический.
3. В чем заключался кризис сбыта осени 1923 г. («ножницы цен»)?
4. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. "О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству" предусматривало: а) Сплошную коллективизацию в основных зерновых районах (Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга) не позднее весны 1931 г., в остальных зерновых районах - не позднее весны 1932 г. б) Сплошную коллективизацию в основных зерновых районах (Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга) не позднее весны 1930 г., в остальных зерновых районах - не позднее весны 1931 г. в) Сплошную коллективизацию во всех районах станы - не позднее весны 1930 г.
5.О ком и где говорилось: "Специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанной на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание"? 1. В. Дудинцев 2. И. Эренбург 3. М. Зощенко 4. К. Симонов
6. Соотнесение фактов и дат: 1. Принятие семилетнего плана развития народного хозяйства СССР 2. Запуск в космос первого в мире искусственного спутника Земли 3. Расстрел демонстрации в Новочеркасске 4. Ввод войск стран Организации Варшавского договора в Венгрию 5. Создание Организации Варшавского договора А) 1955 г. Б) 1956 г. В) 4 октября 1957 г. Г) 1959 г. Д) июнь 1962 г.
7. «... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент... и все подчиняются... не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. ...Советская Россия... хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин...» Это отрывок из: 1. Речи президента США Г. Трумэна в 1945 г. 2. Воспоминаний В.М. Молотова. 3. Речи У. Черчилля в г. Фултон 5 марта 1946 г. 4. Из интервью И.В. Сталина газете «Правда», 14 марта 1946 г.
Суслов Андрей Борисович Лукьянова Лариса Анатольевна
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.186 с.) |