Особенности реализации права в условиях отсутствия или неполноты правового регулирования (пробелов в праве). Пределы применения аналогии в правоприменительной форме реализации права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности реализации права в условиях отсутствия или неполноты правового регулирования (пробелов в праве). Пределы применения аналогии в правоприменительной форме реализации права.



Пробел в праве – отсутствие или существенная неполнота нормы права при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, ввиду этого существуют такие способы преодоления (но не устранения!!!!) пробелов:

1) толкование норм

2) конкретизация норм (например, разъяснение высшими судебными инстанциями)

3) применение аналогии закона или аналогии права.

Аналогия закона

– принятие решения при отсутствии нормы права на основе нормы, регулирующей близкие сходные отношения (!!! применяются не сходные нормы – это абсурд, норма не может быть сходна с отсутствующей - а нормы, регулирующие сходные отношения).

Аналогия права

- осуществление регулирования исходя из общих принципов права и смысла законодательства, в случае, если возникает необходимость регулирования и нормы отсутствуют, а также отсутствуют нормы, регулирующие сходные отношения или их нельзя применить.

Прямое указание на возможность применения аналогии закона и аналогии права содержится в Гражданском кодексе и Гражданском процессуальном кодексе. Соответственно, в гражданском праве и гражданском процессе применение аналогии права и аналогии закона допустимо.

Поскольку гражданско-процессуальные нормы применяются и к семейным правоотношениям, и к трудовым, то в данных отраслях аналогия закона и права тоже может иметь место, хотя напрямую возможность применения аналогии закона или права в семейном, трудовом праве не предусмотрена.

В административном же и уголовном праве аналогия закона и права противоречила бы сущности данных отраслей. Здесь применение закона или права по аналогии недопустимо. Что касается уголовного процесса, то непосредственно в Уголовно-процессуальном кодексе указание на возможность аналогии отсутствует, однако в доктрине аналогию закона и права признают допустимой.

Правоприменительные акты. Их понятие и место среди других правовых актов. Требования к актам. Виды, форма и структура правоприменительных актов.

ППА - один из видов пр. актов, официальный документ, изданный компетентным органом или должн. лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении субъекта или субъектов (конкретных) на основе пр. нормы. Они призваны применять юр. нормы к соотв. лицам.

Специфика:

1. Имеют индивидуально- опр. характер.

2. Явл. властными и обязательными для исполнения, за неисполнение – санкции.

3. Не содержат в себе пр. нормы.

4. Выступают в качестве юр. фактов, т.е. порождают правоотношения м/у тем кто применяет норму и тем к кому применяют норму.

5. Исчерпываются однократным применением.

6. Обеспечиваются гос. принуждением.

Классический правоприменительный акт должен обладать необходимыми внешними атрибутами (место и время вынесения, дата, подпись, печать, кем вынесен, ссылка на закон). Иметь внутреннюю структуру: части – описательную, мотивировочную, резолютивную, вводную.

Требования к актам:

- законность (соблюдение подведомственности и подсудности, соблюдение процессуальных норм, правильную квалификацию, прим. санкции).

- обоснованность – все выводы должны быть подтверждены.

- целесообразность – соблюдение принципа справедливости, индивидуализации ответственности, соразмерности.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклю-дентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Понятие толкования права. Место и значение толкования в процессе реализации права. Способы (приемы) толкования.

Буквальное, расширительное и ограничительное толкование норм права. Их понятие и пределы использования в процессе правоприменительного толкования. Официальное и неофициальное толкование, их разновидности и значение.

 

Толкование права – выяснение точного смысла и содержания правовых норм. Толкование не изменяет нормы, не создает новой, а лишь имеет целью установление подлинной воли законодателя.

Виды толкования:

1) В зависимости от способа толкования:

- толкование грамматическое (= словесное, = вербальное), т.е. прочтение, осмысление, анализ морфологической структуры

- систематическое (в контексте места, которое норма занимает в нормативном акте и законодательстве в целом).

- логическое (с использованием логических приемов)

- историко-политическое и др.

2) В зависимости от объема (объем можно проанализировать после установления действительного смысла нормы посредством использования различных способов толкования – грамматического, логического, систематического и т.д. и соотнесения полученного смысла со словесной формулировкой)

-буквальное (смысл, полученный всеми способами толкования, одинаков и не отличается от смысла, установленного грамматическим путем, т.е. прочитыванием)

-расширительное (норме права придается более широкий смысл, чем следует из её словесного выражения). Например, норма КЦ РФ: «Судьи независимы и подчиняются только конституции РФ и федеральному закону». Буквальное толкование приведет к тому, что судьи могут следовать федеральным законам, но нарушать федеральные конституционные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ и другие подзаконные акты. Норма поэтому толкуется расширительно (под законом понимаются все нормы права)

-ограничительное (норме права придается более узкий смысл, чем это следует из её словесной формулировки). Например,

Норма КЦ РФ: Граждане несут права и обязанности в полном объеме самостоятельно с 18 лет. (при буквальном прочтении можно понять, что только с 18 лет лица вправе действовать самостоятельно. Однако при сопоставлении с нормами гражданского права об эмансипации и недееспособности к норме можно сформулировать много исключений, т.е. норма должна толковаться ограничительно).

3) По субъектам толкования различают:

-официальное толкование (его нельзя определять как толкование официальных органов, т.к. официальные органы могут давать и неофициальные консультации. Официальное толкование отличается тем, что фиксируется в специальных актах и является обязательным для применения)

аутентичное легальное

официальное толкование (толкование иным органом)

(толкование органа, Например, КС РФ

принимавшего акт)

-неофициальное толкование (не закрепляется официально и не обязательно для соблюдения)

Доктринальное Обыденное

(= научное) Профессиональное (обычных граждан)

Например, (=компетентное – толкование

комментарии к законам, юристов-профессионалов:

правовая научная судей, адвокатов, нотариусов

литература и др.

4) Подвиды толкования по диапазону толкования

- общее (= императивное, без привязки к конкретной ситуации)

- казуальное (толкование, касающееся применения нормы в конкретном случае)

Толкование осуществляется различными способами (способы – это конкретные процедуры, технология). Впервые они были описаны представителями исторической школы права – Савиньи, Пухтой и др. В рамках способов используются различные приемы толкования (конкретные методы проведения).

К способам толкования относятся:

Грамматическое толкование (= словесное, = вербальное)

Обычно данный способ применяется первым, поскольку состоит в прочтении, осмыслении, сопоставлении знаков препинания, союзов (например, и/или) и т.д.

Логическое толкование

-интерпретация нормы права на основе законом логики. Выясняется структура нормы, взаимосвязь её элементов. При логическом толковании используют такие приемы, как

- доказательство от противного

- доведение до абсурда и др.

Систематическое толкование

- анализ нормы не изолированно, а в контексте места, которое норма занимает в нормативном акте и законодательстве в целом.

Иные способы: Функциональное (в зависимости от цели принятия нормы), историческое (в зависимости от исторических условия принятия) и др.

Понятие законности. Ее роль в процессе развития государства. Требования и гарантии законности в современных условиях.

Законность вкл. 2 стороны: наличие качественных полноценных законов и реальное претворение их в жизнь. Но наличие законов это лишь нормативная база законности.

Витрук Н.В.: «Законность с функциональной точки зрения может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократически правового государства, как определенное им требование деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод осуществления политической власти; как состояние общественной и государственной жизни».

Под законностью так же понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права сущ. в стране законов и основанных на них подзаконных н/а.

Понятие законность распространяется и на сферу создания законов, все правотворчество. Законы призвана уважать и сама власть. Законность охватывает соблюдение всех юридических норм. Основное в понятии законность – соблюдение законов.

Законность есть состояние общественных отношений + соблюдение законов.

Режим законности – правопорядок в стране.

Гарантии законности – объективные и субъективные факторы, которые создают почву для точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права.

Социально экономические гарантии – высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, высокий уровень соц. защищенности и мат. обеспечение граждан.

Политические гарантии – укрепление демократизма, гласность, открытая полит. система.

Идеологические гарантии – укрепление идеологии, что человек высшая ценность общества, гражданин – государства.

Юр. гарантии – совершенствование нормативной базы, пресечение правонарушений, обеспечение прав человека.

Общественные гарантии – высокий уровень правосознания и пр. культуры, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.

Требования законности:

- верховенство закона над другими пр. актами,

- единство понимания применения закона на всей территории их действия,

- равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона, равная обязанность следовать закону.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.028 с.)