Предмет и объект тгп. Место тгп в системе современных научных знаний. Связь тгп с философскими, экономическими, политическими историческими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект тгп. Место тгп в системе современных научных знаний. Связь тгп с философскими, экономическими, политическими историческими науками.



ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КРАТКО

Оглавление

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 1

1. Предмет и объект ТГП. Место ТГП в системе современных научных знаний. Связь ТГП с философскими, экономическими, политическими историческими науками. 3

2. Место и роль ТГП в системе юридических наук. Ее значение для юридической науки, образования и практики. 3

3. Методология юридической науки. Ее понятие и значение. Материалистический и идеалистический подход. Значение диалектики. Общие и частнонаучные методы познания государства и права. 3

4. Человеческое общество до возникновения государства. Власть и управление в догосударственном обществе. Социальные нормы первобытного общества. 4

5. Азиатский способ производства и возникновения государства на Древнем Востоке. (Восточно-деспотических государств) 4

6. Возникновение государственности в Европе. Общие закономерности и особенности генезиса государственности в Древней Греции и у германских народов. 4

7. Патриархальная, теологическая, договорная теория происхождения государства их содержание и оценка с позиций современного состояния науки. 5

8. Теория насилия и происхождение государства. Представители теории и ее содержание. Оценка роли насилия в происхождении государства с позиции современных научных знаний. 5

9. Государственная власть, как особый вид социальной власти. Понятие и ее основные свойства. 5

10. Понятие, сущность и признаки государства. Различные подходы к пониманию государства. 6

11. Типология государств на основе формационного подхода. Характеристика исторических типов государства. 6

12. Цивилизационный подход к типологии государств. Виды и значение цивилазационного подхода в современной теории государства. 6

13. Понятие функций государства, их соотношение с целями и задачами государства. Основания классификации функций государства. Соотношение функций государства и функций государственных органов. 7

14. Экономические и социальные функции государства. Их изменение и особенности в государствах различных типов. 7

15. Роль государства в духовной жизни общества (функция развития культуры, науки и образования). Её изменение и особенности в государствах различных типов. 7

16.Экологическая функция государства: ее содержание и значение в современных условиях. 8

17. Функция охраны прав и свобод граждан, общественной безопасности и правопорядка в современных государствах. 8

18. Организационные и правовые формы осуществления функций государства. Их понятие и характеристика. 8

19. Механизм государства и государственный аппарат. Их понятие и соотношение. Структура государственного механизма основные принципы построения и деятельности механизма в современных цивилизованных государствах. 9

20. Органы государства: понятие, признаки и виды органов государства. 9

21. Основные положения теории разделения властей и ее значение в современных условиях. 9

22. Монархия как форма правления. Исторические и современные виды монархий. 10

23. Республика как форма правления. Исторические и современные виды республик. 10

24. Форма государственного устройства как элемент формы государства. Понятие, виды, характеристика отдельных видов. 10

25. Политический (государственный) режим как элемент формы государства. Понятие режима. Виды режимов в современных государствах. 11

26. Политическая система общества. Ее понятие, структура, типы. Характеристика отдельных типов политических систем. 11

27. Место и роль государства в политических системах различных типов. Государство и политическая система современного общества. 12

28. Понятие и роль социальных норм жизни общества. Их классификация. Взаимосвязь правовых и иных социальных норм. 12

29. Сущность права, признаки права и определение его понятия на основе нормативного подхода. Современное нормативное правопонимание. 12

30. Психологическая теория происхождения и сущности государства и права. Представители данной теории, ее содержание и оценка с позиций современных научных знаний. 13

31. Характеристика права с позиции естественно-правовой и исторической школ права. Их содержание и значение в современных условиях. 13

32. Социологический подход к понятию права: основные направления и представители. 14

33. Право и нравственность в современных условиях. Их единство, различие и взаимодействие. Возможные противоречия и пути их преодоления. 14

34. Правовая система. Понятие правовой системы, элементы правовой системы. 14

35. Понятие функций права. Система функций права. 14

36. Понятие типа права на основе формационного подхода. Характеристика отдельных типов права. 15

37. Правовая семья. Характеристика важнейших правовых семей (англосаксонской, континентальной, мусульманской и др.). Место российской правовой системы в панораме национальных правовых систем современности. 15

38. Правовой статус личности в государстве. Понятие правового статуса. Содержание правового статуса в правовых системах различных типов. Правовой статус и фактическое положение граждан. 15

39. Признаки, понятие и место юридических норм в правовой системе. Виды норм права. 16

40. Структура правовой нормы. Элементы нормы и их характеристика. Соотношение нормы права со статьями нормативных актов при различных подходах к структуре нормы права. 16

41. Понятие источника (формы) права. Виды источников и их использование в правовых системах разных стран. Особенности системы источников российского права. Вопрос о юридической практике как источнике российского права. 17

42. Нормативный акт как источник (форма) российского права. Понятие и виды нормативных актов. Особенности и место закона среди других нормативных актов. 18

43. Действие нормативных актов во времени. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов в РФ. Учение о возможности и пределах обратной силы закона. 18

44. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц. 18

45. Формирование права и правотворчество. Их понятие и соотношение. Разновидности правотворчества. Принципы правотворчества. 19

46. Стадии правотворчества. Их характеристика. Особенности законотворческой деятельности. 19

47. Понятие и виды систематизации нормативных актов. 19

48. Юридическая техника: понятие и роль в правотворчестве и систематизации правовых нормативных актов. 20

49. Понятие системы (структуры) права. Особенности структуры права различных государств. Современные представления о системе российского права, принципах ее построения и тенденциях развития. 20

50. Методы правового регулирования (авторитарный и автономный), способы правового воздействия (запрещение, дозволение, обязывание, рекомендации). Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве. 21

51. Понятие правосознания. Структура правосознания. 21

52. Роль правосознания в формировании права и правотворчестве. Значение правосознания для различных форм реализации права. 21

53. Правовая культура и правовое воспитание. Их понятие, соотношение и значение в условиях современной России. 22

54. Понятие правоотношений. Их место в правовой системе. Виды и структура правоотношений. 22

55. Субъекты права как элементы правоотношений. Понятие и виды субъектов права по российскому законодательству. Особенности правосубъектности в различных отраслях права. 23

57. Содержание правоотношения. Характеристика субъективных прав и юридических обязанностей как элементов правоотношения (понятие и структура субъективного права и юридической обязанности). 24

58. Понятие, виды юридических фактов и юридических (фактических) составов. Место юридических фактов в правовой системе общества. 24

59. Понятие реализации права, непосредственные формы (способы) реализации норм права. 24

60. Понятие и место применения права как способа (формы) его реализации. Субъекты правоприменительной деятельности. Стадии правоприменения. 25

61. Особенности реализации права в условиях отсутствия или неполноты правового регулирования (пробелов в праве). Пределы применения аналогии в правоприменительной форме реализации права. 25

62. Правоприменительные акты. Их понятие и место среди других правовых актов. Требования к актам. Виды, форма и структура правоприменительных актов. 25

63. Понятие толкования права. Место и значение толкования в процессе реализации права. Способы (приемы) толкования. 26

64. Буквальное, расширительное и ограничительное толкование норм права. Их понятие и пределы использования в процессе правоприменительного толкования. Официальное и неофициальное толкование, их разновидности и значение. 26

65. Понятие законности. Ее роль в процессе развития государства. Требования и гарантии законности в современных условиях. 27

66. Понятие и основные черты правопорядка. Соотношение правопорядка и законности. 27

67. Правомерное поведение как разновидность правового поведения. Социальная и юридическая его природа. Основания классификации и виды правомерного поведения. 27

68. Понятие правонарушения как разновидности правового поведения. Виды правонарушений. Основные пути борьбы с правонарушениями в современном обществе. 28

69. Понятие юридической ответственности. Ее проспективный и ретроспективный аспекты. 28

70. Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения. Вопрос о безвиновной юридической ответственности. 28

71. Понятие и характеристика отдельных видов юридической ответственности по российскому праву. Основания их классификации. 28

72. Становление, развитие и историческая оценка концепции правового государства. 29

73. Понятие, признаки и черты правового государства. 29

74. Экономические, социальные, политические и идейно-нравственные предпосылки возникновения правового государства. 29

 

Механизм государства и государственный аппарат. Их понятие и соотношение. Структура государственного механизма основные принципы построения и деятельности механизма в современных цивилизованных государствах.

Механизм государства – это система взаимосвязанных между собой общими принципами, единством целей и задач государственных органов и иных структур, с помощью которых осуществляется государственная власть и реализуются функции государства. Часто понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” употребляются как синонимы, однако наиболее состоятельной представляется точка зрения, согласно которой «государственный аппарат» - сугубо система гос. органов, а механизм – помимо гос. органов включает “материальные придатки” государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.) Т.е. понятие механизма государства шире, чем понятие государственного аппарата.

Структура механизма государства.

1) государственные органы (состоят из государственных служащих)

а) органы законодательной власти

б) органы исполнительной власти

в) правоохранительные и др. органы

2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями не обладают, но выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;

3) организационные и финансовые средства, а также учреждения, реализующие принудительную силу государства (исправительные учреждения, тюрьмы, лагеря и т.д.)

Необходимо подчеркнуть, что в состав механизма государства не включают политические партии, движения, объединения и иные общественные организации.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов.

К ним в современный период можно относить:

- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина

- принцип законности (неукоснительное соблюдение гос.органами законов и иных НПА)

- принцип демократизма (позволяет учитывать интересы большинства граждан государства)

- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную

- принцип гласности

- принцип сочетания коллегиальности и единоначалия

- принцип сочетаемости выборности и назначаемости

- принцип иерархичности (органы государства занимают разноуровневое положение и находятся в иерархической системе)

Правовая семья. Характеристика важнейших правовых семей (англосаксонской, континентальной, мусульманской и др.). Место российской правовой системы в панораме национальных правовых систем современности.

Правовая семья это несколько родственных, национальных правовых систем, которые характеризуются некоторых важных признаков.

Романо-Германская правовая семья: Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария.

Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна Р-Г правовой семье.

Признаки: 1. Единая иерархически построенная система источников писанного права. Доминирующее место у н/а.

2. Формирует право законодатель (т.е создает общие юридические правила поведения), правоприменитель точно реализует эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах.

3. Наличие писанных Конституций, которые обладают высшей юридической силой.

4. Высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных н/а.

5. Право делится на публичное и частное, а так же на отрасли.

6. Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

7. Первое место занимают права человека, а не обязанности.

8. Юридическая доктрина разрабатывает основные принципы построения пр. системы.

Основой Р-Г правовой семьи является Римское право.

Англосаксонская правовая семья: Великобритания, США, Канада, Австралия, Н. Зеландия.

Признаки: 1. Основной источник права это судебный прецедент (правило поведения, сформулированное судьями в решении по конкретному делу и распространяющемуся на аналогичные дела).

Ведущая роль в правотворчестве у суда.

На первом месте права человека которые защищаются в судебном порядке.

Главенствующее значение у процессуального законодательства, которое определяет право материального.

Нет кодифицированных отраслей права.

Нет деления права на частное и публичное.

Широко развито статутное право (законодательство), а юр. обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

Юридические доктрины носят прикладной характер.

Семья религиозного права.

Правовые системы мусульманских стран Иран, Ирак, Пакистан, Судан.

Признаки: 1. Творец права бог, юр. предписания не изменимы, в них надо верить и соблюдать.

2. Источники права это нормы содержаться в Коране, Сунне.

3. Труды ученых юристов толкуют первоисточники.

4. Отсутствует деление права на частное и публичное.

5. Законодательство имеет вторичное значение.

Семья традиционного права: Африка.

Признаки: 1. В источниках права доминируют обычаи и традиции. (Неписаные)

2. Обычаи и традиции регулируют отношения групп и сообществ, а не индивидов.

3. Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение.

4. Суды руководствуются идеей примирения.

Правовой статус личности в государстве. Понятие правового статуса. Содержание правового статуса в правовых системах различных типов. Правовой статус и фактическое положение граждан.

Правовой статус – юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение в законе.

Это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством.

Общественно- правовой статус – это статус лица, как гражданина государства, члена общества. Определяется Конституцией, един и одинаков для всех. Его содержание составляют права и обязанности которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Конституцией. Изменение этого статуса зависит от воли законодателя. Общий правовой статус является базовым и исходным для всех остальных.

Специальный статус – отражает особенности положения опр. категорий граждан (пенсионеры, студенты), т.е. к общему пр. статусу еще доп. Права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус – фиксирует конкретику отдельного лица. Совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Правовой статус — сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) основные права и обязанности; б) законные интересы; в) правосубъектность; г) гражданство; д) юридическая ответственность; е) правовые принципы; ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус; з) правоотношения общего (статусного) типа.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность его сложная и многогранная.

Для современного юридического статуса личности в России характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия, подвержен всем ее катаклизмам. Изменилась материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление Рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня).

Понятие источника (формы) права. Виды источников и их использование в правовых системах разных стран. Особенности системы источников российского права. Вопрос о юридической практике как источнике российского права.

Источник права шире, чем форма права. Источник - это правопроизводящие факторы. Могут быть материальные (условия жизни, социальные институты) и идеальные (наука).

Форма права - это внешняя форма выражения правовых норм. Часто используются как синонимы.

Разнообразие существующих в мире правовых систем предполагает существование различных видов источников права. К основным относятся:

1) Нормативный правовой акт

2) Обычай

3) Прецедент

4) Нормативный договор

Нормативный правовой акт - это официальный документ, акт правотворчества, закрепляющий правовые нормы. Нормативный акт является основным источником в континентальной системе права.

Обычай – правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения в течение длительного периода времени. Является источником права в традиционной правовой системе (обычное право Африки). В РФ источником права является только тот обычай, который санкционирован государством (более распространен в морском торговом праве).

Прецедент - это решение вместе с его обоснованием, сформулированное в виде конкретного правила и обязательное для соблюдения при решении подобных вопросов в будущем для суда того же уровня или нижестоящего. Прецедент как источник права существует в правовых системах англо-саксонского типа. Допускается отмена прецедентных решений, но только вышестоящим судом или верхней палатой парламента. В континентальной системе права такого источника нет, но тенденции к его появлению намечаются.

Нормативный договор

- письменный документ, содержащий нормы права (Сырых). От НПА отличается способом принятия. Чтобы нормативный договор признавался источником права, необходимы условия:

- прямая санкция государства на возможность заключения

- взаимная ответственность за неисполнение

Виды нормативных договоров:

а) между субъектами государства (например, федеративный договор 1992 года, под которым подразумевают совокупность трех договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и её субъектами).

б) между учредителями организации

в) коллективные договоры

Остальные источники права могут признаваться источниками лишь в правопроизводящем смысле, но не содержат норм права:

Акты высших судов, судебная практика.

Доктрина права.

Еще в период римского права взгляды пяти признанных римских юристов признавались источниками правовых норм (Гай, Папиниан, Модестин, Павел, Ульпиан). В современный период эти источники встречаются в правовых системах мусульманской правовой семьи. В иных правовых системах доктрины права как источника не существует.

Особенности системы источников РФ.

- В РФ основным источником признается нормативный акт. Нормативные акты представляют собой иерархическую систему:

Федеральный уровень: Конституция РФ

Законы (Фед.конституционные законы, Федеральные законы)

Подзаконные акты (Указы Президента – особое место, т.к. в некоторых случаях принимаются по вопросам, не урегулированным законодательно, Постановления Правительства)

Международные договоры – сложный вопрос по соотношению с КЦ РФ. КЦ РФ предусмотрено, что если международным договором предусмотрены иные правила – действует международный договор.

Венгеров отсюда делает вывод, что международные договоры обладают высшей юридической силой по сравнению с КЦ РФ. Противники данной точки зрения аргументируют, что действуют не международные договоры, а ратифицирующие их ФЗ. Соответственно, международные договоры являются ФЗ и стоят ниже КЦ РФ.

Уровень субъектов РФ: Конституции (уставы) субъектов

Законы субъектов

Подзаконные акты субъектов

Муниципальный уровень: акты представительных и исполнительных органов.

Локальные НПА

- Санкционированные обычаи встречаются, но их распространение не носит значительного характера (в ряде случаев- гражданское право, а также морское торговое).

- Прецедент как источник права отсутствует.

- Акты высших судов, судебная практика официально источником права не являются. Они являются источником в правопроизводящем смысле (способствуют формированию правовых норм), но не в формальном.

- Доктрина права как источник права не существует.

42. Нормативный акт как источник (форма) российского права. Понятие и виды нормативных актов. Особенности и место закона среди других нормативных актов.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Виды н/а:

По юр. силе все н/а подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов: - Ко РФ; - ФК Законы; - ФЗ; - законы субъектов РФ.

Виды подзаконных актов:

- указы Президента.

- постановления правительства РФ.

- приказы, инструкции министерств и ведомств.

- решения и постановления местных органов власти.

- н/а муниципальных органов.

- локальные н/а.

В зависимости от срока действия: - акты неопр. длительного действия; –временные акты.

В зависимости от сферы действия:

- общефедеральные.

- акты субъектов РФ;

- акты органов МСУ;

- локальные акты.

По субъекту правотворчества:

- н/а гос. органов.

- н/а общественных объединений.

- совместные акты (т.е. гос. и не гос. организаций).

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юр. силой и направленный на урегулирование наиболее важных общественных отношений.

Закон занимает главное место в системе н/а.

Признаки:

- принимается только органом законодательной власти или на референдуме.

- порядок его подготовки и издания определен в Конституции РФ.

- выражает волю и интересы народа.

- обладает высшей юр. силой.

- регулирует наиболее важные общ. отношения.

Содержание правоотношения. Характеристика субъективных прав и юридических обязанностей как элементов правоотношения (понятие и структура субъективного права и юридической обязанности).

Традиционно под содержанием правоотношения принято понимать совокупность прав и обязанностей его участников, т.е. совокупность субъективных прав и обязанностей.

Под субъективным правом понимают меру возможного поведения субъекта, предоставленную и охраняемую государством и опосредованную обязанностью других лиц. На природу субъективного права отсутствует единый взгляд. Так, субъективное право рассматривают и 1) как элемент правоотношения, и 2) как элемент самого права (элемент правового статуса).

Субъективное право включает в себя три правомочия:

1) право самостоятельного поведения (возможность удовлетворения своих интересов).

2) право требовать определенного поведения от обязанных лиц

3) возможность обращения в государственные компетентные органы за защитой своих нарушенных прав

Субъективным правам в правоотношении корреспондируют юридические обязанности. Юридическая обязанность представляет собой меру должного поведения в интересах заинтересованного уполномоченного субъекта. Юридическая обязанность может быть в виде необходимости совершить активные положительные действия в пользу других участников правоотношений либо воздержаться от определенных действий.

Поляков выделяет в структуре юридической обязанности три составляющие:

1) обязанность совершить какое-либо действие

2) обязанность воздержаться от совершения определенных действий

3) обязанность понести ответственность за неисполнение

Правоприменительные акты. Их понятие и место среди других правовых актов. Требования к актам. Виды, форма и структура правоприменительных актов.

ППА - один из видов пр. актов, официальный документ, изданный компетентным органом или должн. лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении субъекта или субъектов (конкретных) на основе пр. нормы. Они призваны применять юр. нормы к соотв. лицам.

Специфика:

1. Имеют индивидуально- опр. характер.

2. Явл. властными и обязательными для исполнения, за неисполнение – санкции.

3. Не содержат в себе пр. нормы.

4. Выступают в качестве юр. фактов, т.е. порождают правоотношения м/у тем кто применяет норму и тем к кому применяют норму.

5. Исчерпываются однократным применением.

6. Обеспечиваются гос. принуждением.

Классический правоприменительный акт должен обладать необходимыми внешними атрибутами (место и время вынесения, дата, подпись, печать, кем вынесен, ссылка на закон). Иметь внутреннюю структуру: части – описательную, мотивировочную, резолютивную, вводную.

Требования к актам:

- законность (соблюдение подведомственности и подсудности, соблюдение процессуальных норм, правильную квалификацию, прим. санкции).

- обоснованность – все выводы должны быть подтверждены.

- целесообразность – соблюдение принципа справедливости, индивидуализации ответственности, соразмерности.

Виды правоприменительных актов. Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания — на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе — на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям — на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения — на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклю-дентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Буквальное, расширительное и ограничительное толкование норм права. Их понятие и пределы использования в процессе правоприменительного толкования. Официальное и неофициальное толкование, их разновидности и значение.

 

Толкование права – выяснение точного смысла и содержания правовых норм. Толкование не изменяет нормы, не создает новой, а лишь имеет целью установление подлинной воли законодателя.

Виды толкования:

1) В зависимости от способа толкования:

- толкование грамматическое (= словесное, = вербальное), т.е. прочтение, осмысление, анализ морфологической структуры

- систематическое (в контексте места, которое норма занимает в нормативном акте и законодательстве в целом).

- логическое (с использованием логических приемов)

- историко-политическое и др.

2) В зависимости от объема (объем можно проанализировать после установления действительного смысла нормы посредством использования различных способов толкования – грамматического, логического, систематического и т.д. и соотнесения полученного смысла со словесной формулировкой)

-буквальное (смысл, полученный всеми способами толкования, одинаков и не отличается от смысла, установленного грамматическим путем, т.е. прочитыванием)

-расширительное (норме права придается более широкий смысл, чем следует из её словесного выражения). Например, норма КЦ РФ: «Судьи независимы и подчиняются только конституции РФ и федеральному закону». Буквальное толкование приведет к тому, что судьи могут следовать федеральным законам, но нарушать федеральные конституционные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ и другие подзаконные акты. Норма поэтому толкуется расширительно (под законом понимаются все нормы права)

-ограничительное (норме права придается более узкий смысл, чем это следует из её словесной формулировки). Например,

Норма КЦ РФ: Граждане несут права и обязанности в полном объеме самостоятельно с 18 лет. (при буквальном прочтении можно понять, что только с 18 лет лица вправе действовать самостоятельно. Однако при сопоставлении с нормами гражданского права об эмансипации и недееспособности к норме можно сформулировать много исключений, т.е. норма должна толковаться ограничительно).

3) По субъектам толкования различают:

-официальное толкование (его нельзя определять как толкование официальных органов, т.к. официальные органы могут давать и неофициальные консультации. Официальное толкование отличается тем, что фиксируется в специальных актах и является обязательным для применения)

аутентичное легальное

официальное толкование (толкование иным органом)

(толкование органа, Например, КС РФ

принимавшего акт)

-неофициальное толкование (не закрепляется официально и не обязательно для соблюдения)

Доктринальное Обыденное

(= научное) Профессиональное (обычных граждан)

Например, (=компетентное – толкование

комментарии к законам, юристов-профессионалов:

правовая научная судей, адвокатов, нотариусов

литература и др.

4) Подвиды толкования по диапазону толкования

- общее (= императивное, без привязки к конкретной ситуации)

- казуальное (толкование, касающееся применения нормы в конкретном случае)

Толкование осуществляется различными способами (способы – это конкретные процедуры, технология). Впервые они были описаны представителями исторической школы права – Савиньи, Пухтой и др. В рамках способов используются различные приемы толкования (конкретные методы проведения).

К способам толкования относятся:

Грамматическое толкование (= словесное, = вербальное)

Обычно данный способ применяется первым, поскольку состоит в прочтении, осмыслении, сопоставлении знаков препинания, союзов (например, и/или) и т.д.

Логическое толкование

-интерпретация нормы права на основе законом логики. Выясняется структура нормы, взаимосвязь её элементов. При логическом толковании используют такие приемы, как

- доказательство от противного

- доведение до абсурда и др.

Систематическое толкование

- анализ нормы не изолированно, а в контексте места, которое норма занимает в нормативном акте и законодательстве в целом.

Иные способы: Функциональное (в зависимости от цели принятия нормы), историческое (в зависимости от исторических условия принятия) и др.

Понятие законности. Ее роль в процессе развития государства. Требования и гарантии законности в современных условиях.

Законность вкл. 2 стороны: наличие качественных полноценных законов и реальное претворение их в жизнь. Но наличие законов это лишь нормативная база законности.

Витрук Н.В.: «Законность с функциональной точки зрения может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократически правового государства, как определенное им требование деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод осуществления политической власти; как состояние общественной и государственной жизни».

Под законностью так же понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права сущ. в стране законов и основанных на них подзаконных н/а.

Понятие законность распространяется и на сферу создания законов, все правотворчество. Законы призвана уважать и сама власть. Законность охватывает соблюдение всех юридических норм. Основное в понятии законность – соблюдение законов.

Законность есть состояние общественных отношений + соблюдение законов.

Режим законности – правопорядок в стране.

Гарантии законности – объективные и субъективные факторы, которые создают почву для точной и неуклонной реализации законов всеми субъектами права.

Социально экономические гарантии – высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, высокий уровень соц. защищенности и мат. обеспечение граждан.

Политические гарантии – укрепление демократизма, гласность, открытая полит. система.

Идеологические гарантии – укрепление идеологии, что человек высшая ценность общества, гражданин – государства.

Юр. гарантии – совершенствование нормативной базы, пресечение правонарушений, обеспечение прав человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.146 с.)