Общая характеристика налоговой реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика налоговой реформы



Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и установил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699 г.), табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источники доставили уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г., а все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная война принесла новое увеличение всех государственных расходов.

В 1701 г. окладные военные расходы равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в 1710 г. - 2 455 382 рубля.

Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру Западной Европы, прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов - регальные права. Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета - был исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почти вдвое, возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовое положение правительства.

Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатации оброчных статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права на угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной собственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялые дворы, частновладельческие мельницы, рыбные ловли. Затем начинается усиленная монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынке.

1 января 1705 г. взята в казну продажа соли, причем соль продавалась из казны вдвое дороже, чем поставляли ее подрядчики.

4 апреля 1705 г. сделана казенной монополией продажа табака. В следующие годы (1707, 1709) к казенным товарам отнесены были также деготь, коломаз, мел, рыбий жир, ворванное и квашенное сало, щетина. (К казенным товарам причислились также селитра, юфт, пенька, поташ, воск, конопляное масло, льняное семя, клей, ревень, смола, икра - словом, чуть ли не все важнейшие предметы отпускной торговли.

Только к концу своего царствования, убедившись в вредном влиянии такого множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал понемногу сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми сборами.)

"Здешний двор, - писал в 1706 г. Витворт, - совсем превратился в купеческий; не довольствуясь монополией на лучшие товары собственной страны, например, смолу, поташ, ревень, клей и т. д., он захватывает теперь иностранную торговлю. Купцам платят только за комиссию, а барыш принадлежит казне, которая принимает и риск". К этому же времени относится повышение питейного обложения, установлением "поведерной пошлины", и таможенных сборов - учреждением уравнительной пошлины на торговый оборот в селениях.

Исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем начало раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый расход. Непрерывно возрастало количество различных "запросных" и неокладных сборов, которые, по мере умножения, поступали все неисправнее.

В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые сборы одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице - "душе".

26 ноября 1718 г. он приказывает произвести поголовную перепись, а 11 января 1722 г. - сделать "раскладку на души мужского пола крестьян и дворовых деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8 гривен с персоны.

Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют».

Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее.

Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - «ревизских душ».

Итак, в 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола».

Всё мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог - подушную подать. 4, с. 139

Итак, существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности ПетраI. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов. Налоги были разного рода, главным образом, промысловый: на мельницы, рыбные ловли, постоялые дворы, торговые бани; также за право носить бороду, выделывать дубовые гробы. Некоторые из этих налогов были очень высоки. Так например, право носить бороду обходилось простым людям в 30 (тогдашних) рублей, служилым и посадским - в 60, а купеческому сословию -100 руб. с человека. 10, с. 242

Самую интересную категорию налогообложения представляет собой денежный налог - подушная подать.

19. Особенности социально-экономического развития России в послепетровское время (вторая четверть – конец 18 века).

Социально-экономическая политика государства
Основными социально-экономическими задачами государства в этот период являлись: приспособление правящего сословия - дворянства к развивавшимся товарно-денежным отношениям, приспособление крепостнического имения к новой экономической системы, и, в конечном итоге - укрепление обновленного дворянского феодального государства; с другой стороны, необходимо было способствовать экономическому укреплению страны, чтобы содействовать ее дальнейшему превращению в великую державу, обеспечить выполнение внешнеполитических задач, а также снять социальное напряжение, выливавшееся в выступления и даже восстания различных слоев населения. Екатерина II, сторонница свободной торговой и промышленной деятельности, считала своей задачей освободить предпринимательство "от притеснений".
Эти две задачи, объективно противоречившие друг другу, на данном этапе относительно успешно сочетались в экономической политике государства.
Политика в отношении дворянства. Прежде всего экономическая политика государства была направлена на обеспечение более широкого участия дворянства в предпринимательстве. Отдельные дворяне еще в эпоху Елизаветы стала приобретать заводы и организовывать винокуренные и текстильные вотчинные мануфактуры. Тогда былс оздан Дворянский заемный банк, выдававший ссуды под низкий процент (1754), введена монополия дворян на винокурение (с 1755).
Петр III предоставил новые льготы предпринимателям из дворян - в 1762 г. мануфактуристам недворянского происхождения было запрещено покупать к своим предприятиям крепостных, дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, что должно было направить их усилия в народное хозяйство.
Эти льготы были подтверждены и расширены Жалованной грамотой дворянству, изданной Екатериной II в. 1785 г. В 1782 г. отменялась "горная свобода" - землевладельцы были объявлены собственниками не только земли, но и ее недр. Но дворяне не очень охотно шли в предпринимательство из-за отсутствия достаточных средств и сословных пережитков в мировоззрении.
При этом вотчинная мануфактура получила распространение прежде всего в тех отраслях, которые выполняли заказ государства или где могло использоваться собственное сельскохозяйственное сырье. Дворянские предприятия в последней четверти XVIII в. - времени недолгого расцвета вотчинной мануфактуры - господствовали в винокуренной промышленности, суконном производстве. Горная промышленность Урала, за исключением казенных заводов, целиком основывалась на дворянских посессионных мануфактурах.
Однако усилиями в отношении облегчения дворянского предпринимательства было невозможно обеспечить полноценное развитие промышленности и торговли России.
Политика в отношении купечества была направлена на придание купеческому предпринимательству организованных форм и окончательное оформление купечества как феодального сословия.
Этому способствовала Гильдейская реформа 1775 г. Городское население в зависимости от размера капитала было разделено на мещан (менее 500 руб.) и купечество 3 гильдий, освобожденное от подушной подати. Купцы 1-й гильдии могли торговать за рубежом, 1-я и 2-я гильдии могли "иметь или заводить фабрики и заводы", были освобождены от телесных наказаний, а в 1776 г. и от рекрутчины.
Жалованная грамота городам 1785 г., изданная одновременно с Грамотой дворянству, подтверждала и уточняла эти льготы (городское население делилось уже на 6 разрядов).
Ремесленное положение 1785 г. явилось еще одной попыткой организации мелкой городской промышленности. Формально основанное на принципе бессословности, положение, чтобы стимулировать создание цеховых организаций, запрещало ремесленникам, не записанным в цехи, работать в городах, где уже возникли такие организации.
Но эта мера не была действенной, так как касалась только городов и вступала в противоречие с общей политикой Екатерины в отношении предпринимательства.
"Экономический либерализм". Наибольшее значение для развития торговли и мелкой промышленности имели формально бессословные меры, поощрявшие предпринимательство. Еще в 1762 г. Екатерина отменила монополии в торговле и промышленности, дававшие привилегии отдельным предпринимателям, и многие откупа. В начале 1770-х гг. всем желающим было разрешено заводить ткацкие станы, заявив об этом в Мануфактур-коллегию и заплатив сбор. В 1784 г. вышел именной указ о поощрении местной легкой промышленности.
Главной "либеральной" мерой Екатерины стал Манифест 1775 г., значительно облегчавший развитие предпринимательства. Представители всех сословий, включая крепостных, получили право "заводить станы и рукоделия", не испрашивая никаких разрешений и без всякой регистрации (поэтому обычно в литературе манифест 1775 г. называется манифестом о свободе предпринимательства). Это способствовало быстрому росту крестьянских промыслов и кустарной промышленности.
Но политика " экономического либерализма " не была последовательной и полноценной, она не затрагивала сельское хозяйство и сочеталась со многими сословными ограничениями в торговле и промышленности. В целом, несмотря на личные взгляды Екатерины, речь шла о введении лишь отдельных элементов свободы предпринимательства.
Протекционизм. Развивая принципы свободной торговли в отношении внутреннего рынка, Екатерина II оставалась на принципах протекционизма в том, что касалось внешней торговли. Таможенные тарифы 1757, 1766 и, особенно,1782 гг. вводили высокие защитительные пошлины на товары, производившиеся в России. Импорт некоторых из них - железа, полотна, кож и пр. был вообще запрещен.

7. Итоги и особенности социально-экономического развития
В основе сельского хозяйства, тяжелой и некоторых отраслей легкой промышленности лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников.
Возможности развития хозяйства на основе феодализма серьезно сократились. Крепостничество становилось тормозом экономического прогресса.
Господствовало экстенсивное развитие экономики. Уровень развития экономики России и темпы ее роста отставали от передовых стран Запада.
При этом в экономике страны развивались прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы " экономического либерализма ".
Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада привели к деформации основных признаков крепостничества. Постепенно начинался процесс разложения феодально-крепостнической системы.
В то же время, во второй половине XVIII в. экономика, прежде всего промышленность и торговля России, развивалась относительно высокими темпами. В этот период сочетание продворянской политики и элементов "экономического либерализма" еще приносило свои плоды и обеспечило к концу правления Екатерины II создание мощной армии и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.012 с.)