Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Биология с элементами экологии

Поиск

Тема 3.1. Наиболее общие представления о жизни (10 часов)

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

 

В результате изучения темы студенты должны

знать / понимать:

- формы и уровни существования живой материи, основные свойства живого организма;

- смысл понятий: клетка, организм, видообразование, ген, ДНК, эволюция, наследственность, изменчивость, естественный отбор, приспособленность;

- элементный состав и строение клетки;
- сущность энергетического и пластического обмена в клетке;

- главные направления эволюции и закономерности действия движущих сил эволюции;

- виды приспособленности организмов к окружающей среде.

уметь:

- объяснить основные свойства живой материи, как результат эволюции;

- работать с микроскопом и изготовлять препараты;

- связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;
- самостоятельно изучать строение клетки, объяснять различие строения растительной и животной клетки;

- объяснить закономерности наследственности и изменчивости;

- на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;

- приводить примеры приспособленности организмов к изменению условий окружающей среды.

Демонстрации

Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.

Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

 

Лабораторная работа (2 часа)

 

Лабораторная работа № 11 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп» - 2ч.

 

Самостоятельная работа (4 часа)

 

Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 Составление рефератов, дидактических карточек - схем или презентаций по теме «Клетка – как основная единица строения организма и его жизнеобеспечения» - 4ч.

 

Тема 3.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности (20 часов)

Ткани, органы и системы органов человека.

Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

В результате изучения темы студенты должны

знать / понимать:

- ткани, органы и системы органов человека, их строение и функции;

- значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма;

- смысл понятий: иммунитет, иммунная система, вирус, бактерии;

- основные заболевания органов человека, возможные причины их возникновения, профилактику инфекционных заболеваний;

- стадии индивидуального развития организма, эмбриональное и постэмбриональное развитие организма.

уметь:

- связывать функции органов и систем органов организма с физиологическими процессами, протекающими в них.

Демонстрации

Действие желудочного сока на белки.

Измерение жизненной емкости легких спирометром.

Лабораторные работы

 

Лабораторная работа № 12 «Действие кислотно-щелочной среды организма человека на питательные вещества (на крахмал, глюкозу, белки)» - 2ч.

 

Лабораторная работа № 13 «Утомление при статической и динамической работе» - 2ч.

 

Лабораторная работа № 14 «Изучение строения клеток крови человека, сравнение строения растительной и животной клеток под микроскопом» - 2ч.

Самостоятельная работа (6 часов)

 

Внеаудиторная самостоятельная работа №10 Составление таблицы «Расчет энергетического обеспечения суточного рациона питания» по теме «Сбалансированное питание» - 3 ч.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 Составление рефератов или презентаций по теме «Профилактика возникновения заболеваний органов и систем органов человека под воздействием негативных факторов» - 4 ч.

Тема 3.3. Человек и окружающая среда (6 часов)

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование.

Охрана природы в городе Москве и Подмосковье.

В результате изучения темы студенты должны

знать / понимать:

- смысл понятий: биогеоценоз, экосистема, биосфера;

- структуру и функции биосферы;

- экологические (абиотические, биотические и антропогенные) факторы;
- биогеоценозы и их свойства, их смену и восстановление;
- основы рационального природопользования;

- последствия деятельности человека для окружающей среды.

уметь:

- объяснятьпричины устойчивости экосистем;

- выявлять результаты воздействия человека на экосистемы и
предвидеть их последствия;

- анализировать видовой состав биогеоценозов;
- приводить примеры и объяснять воздействие экологических факторов на организм человека.

Самостоятельная работа (2 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 Составление рефератов или презентаций по теме «Экологические факторы, их воздействие на организм человека. Влияние человека на экологию окружающей природы. Влияние моей профессии на экологическую обстановку в природе» - 2ч.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

 

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» студент должен:

знать/понимать

· смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, химическая реакция, показатель кислотности, индикатор, жесткость воды, макромолекула, белок, углевод, катализатор, фермент, клетка, ДНК, вирус, иммунитет, биологическая эволюция, движущие силы эволюции, биоразнообразие, организм, биогеоценоз, популяция, экосистема, биосфера, экологический фактор, озоновая дыра, кислотный дождь;

· вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Уметь

· приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, способы очистки воды от загрязнителей, устранение жесткости воды, определение кислотности растворов, содержание химических элементов и веществ в продуктах питания, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и веществ в природе, вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

· объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, науки, средств связи, создания биотехнологий, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды и рационального природопользования;

· выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

· работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе:владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической (профессиональной) деятельности и повседневной жизни для:

· оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

· энергосбережения;

· безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

· оказания первой медицинской помощи себе и окружающим;

· сбалансированного питания;

· поддержания принципов здорового образа жизни;

· профилактики инфекционных заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

· осознанных личных действий по охране окружающей среды;

· осознанного влияния на окружающую среду с профессиональной точки зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.119.163 (0.007 с.)