Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений.



Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование общественных отношений.

Компоненты окружающей среды - это земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир, другие организмы, а также околоземное космическое пространство, озоновый слой атмосферы, в совокупности обеспечивающие благоприятные условия для существования жизни на земле. Данные компоненты используются в триединстве.

Как объекты природы. Естественное происхождение, нахождение в естественной экологической системе.

Как объект хоз использования. Это природный ресурс. Компонент используется или может быть использован при осуществлении хоз и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеет потребительскую ценность. Использование природных ресурсов – это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хоз оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хоз и иной деятельности.

Как объект собственности. Земля и иные природные ресурсы могут находится в частной, гос, муниципальной и иных формах собственности.

В РФ сложилось пообектное регулирование общественных отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Направления взаимодействия:

1.природная среда - естественная среда обитания живых организмов, создающая необходимые условия для поддержания биологического режима жизни и деятельности человека.

2.воздействие общества на природную среду в экономических целях, в целях материального производства. Существуют два последствия такого использования. К положительным последствиям относят удовлетворение материальных потребностей. К негативным последствиям относят: это загрязнение природной среды - то есть поступление веществ, которые отсутствовали либо находились в окружающей среде в небольших количествах; истощение природных ресурсов и их исчезновение: бывает не истощяемые возобновляемые (виды энергии, энергия ветров,солнца), истощаемые возобновляемые (виды живых организмов, растений), истощаемые невозобновляемые (полезные ископаемые).

3.воздействие природной среды на общество, а именно на экономические общественные отношения, трудоспособность. Виды: обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды, использование природных ресурсов.

 

Социальная экология. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Экология - это наука изучающая взаимодействие живых организмов со средой обитания и между собой. Социальная экология - это наука изучающая взаимодействие между природой, обществом и человеком.

Нежелательные последствия для природы и человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей среды, обеспечения условий жизни человека.

Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: Экологический кризис, охрана окружающей среды, вопросы изменения климата, дефицит пресной воды и иные вопросы.

Экологический кризис - быстро изменяющееся состояние окружающей среды ставящая под угрозу исчезновение человека как биологического вида. Причинами экологического кризиса является рост народонаселения, рост в использование природных ресурсов.

Термин «экология» возник в конце 19в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886г. и применялось только в рамках биологии. Экология в переводе с греческого «наука о доме», т.е. как жить и хозяйствовать в собственном доме. Для современного человека свой дом – это планета Земля и околоземное пространство.

Концепция устойчивого развития получила закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных Указах Президента РФ "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

Охрана окр. среды провозглашена как функция общественного производства и непримиримое условие деятельности каждого предприятия, т.е. окр. среда рассматривается как составная часть социально- экологического развития.

Решение экологических проблем связано с решением социальных проблем – борьба с безопасностью, повышение образования, в т.ч. экологического воспитания (тезис – решить экологические проблемы можно тогда, когда общество будет иметь определенный уровень культуры). 7 разделов, 3 этапа развития.

Положительные моменты – усилена роль государства, развитие концепции Рио-де-Жанейро.

Недостаток – уровень акта – указ ПрЗ (низкий), имеет общий характер, не содержит конкретных требований, отсутствие целей и задач.

№ 1225 Распоряжение правительства. Доктрина по сравнению с концепцией более развернута. Сформулированы цели, задачи, принципы политики государства в области экологии, усилена роль права по реализации устойчивого развития. Совершенствуются предложения по привидению экологического законодательства в полное соответствие (объединить природоохранное и природоресурсное). Сохранение и восстановление природных систем, увеличение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности РФ.

Недостатки: низкий уровень.

Распоряжение правительства от 17 ноября 2008 года N 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Цель: значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансирование экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентно-способных производств.

4 направления:

1. экологическое производство - поэтапное сокращение уровней воздействия на окр среду всех антропогенных воздействий. Новая система нормирования допустимых воздействий на окр среду, меры налоговой политики и т.д.

2. экология человека – создание экологически безопасной и здоровой среды обитания в местах проживания населения, их работы и отдыха

3. экологический бизнес – создание эффективного экологического сектора экономики, правило осуществления экологического аудита, требования к развитию технологий, внедрение экологического менеджмента, увеличение информационной открытости пром предприятий в обл окр среды

4. экология природ среды, сохранение и защита – новые методы территориального планирования зонирования и застройки, учитывание экологических ограничений.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" - основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

 

 

Место ЭП в системе российского права. Его взаимодействие с другими отраслями права.

Взаимодействие с другими отраслями:

ЭП взаимодействует с конституционным правом, гражданским, административным, уголовным, финансовым и др.

Классификация источников.

 

1. В зависимости от юридической силы

КРФ

ü Непосредственно посвящены экологическим отношениям ст 9, 36, 42, 58,72

ü Опосредственно участвующие в их регулировании ст 1,2,7,8,17-19,45-48,57

Согласно КРФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан охранять природу, бережно к ней относиться.

М/у народные договоры.

Декларация Рио-де-Жанейро 92 г – основные принципы экологического поведения государств, которыми они должны руководствоваться. Более 70 м/у народных договоров, конвенций, соглашений об окружающей среде – например конвенция ООН по морскому праву 82 г, о морских живых ресурсах 80 г (это договоры м/у РФ и другими государствами). Конвенция о биологическом разнообразии; Венская конвенция об охране озонового слоя; Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

2. Конституционные законы

3. ФЗ: ФЗ «Об окружающей среде», «О животном мире», «об экологической экспертизе», «О континентальном шельфе», «Об охране окружающего воздуха», «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» и т.д.

4. Акты президента РФ (указы, распоряжения)

5. Акты правительства РФ (постановления, распоряжения)

6. НПА министерств

Классификация исходя из федерального устройства РФ

Законодательство субъектов РФ:

ü Конституции субъектов РФ

ü Уставы

ü Законы субъектов РФ (Об охране окружающей среды на территории Свердловской области от 20 марта 2006 № 12-оз, Об особо охраняемых природных территориях 2005 г, О статусах лечебно оздоровительных мест и курортах, О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера свердловской области Об отходах производства и потребления 1997 г., Об особенностях пользования участками недр, распоряжение которое относится к компетенции свердловской области № 25 оз от 24.04.2009.

Акты глав субъектов РФ (указы губернатора)

ü Акты органов исполнительной власти

ü Акты ОМС

Внутриотраслевая квалификация в зависимости от объекта окружающей природы: лесное, водное, фаунистическое и тд.

По содержанию:

1. природоохранительные = интегрированные

природоресурсные = диффренециальные

Природопользователей.

1) по основаниям и порядку возникновения:

право природопользования

право общего природопользования

право специального природопользования

Право общего природопользования

Возникает на основе закона в силу необходимости поддержания нормального биологического режима жизни человека, а в отношении юридических лиц – в силу необходимости их нормального функционирования (выполнения их уставных задач).

Данное право, как правило, не оказывает существенного воздействия на природную среду и поэтому возникает в явочно-регистрационном порядке и не требует специального разрешения.

Основанием возникновения является факт рождения человека, факт государственной регистрации юридического лица.

Например: право свободного передвижения по землям общего пользования, свободное пребывание граждан в лесу (ст.86 Лесного кодекса РФ), право общего природопользования без применения гидротехнических средств и устройств.

Данное право может быть ограничено только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Право специального природопользования

Возникает на основе закона и специального разрешения (лицензия или иной разрешительный документ) в силу необходимости вести хозяйство или осуществлять иные виды деятельности, оказывающие существенное воздействие на состояние природной среды. Данное право возникает в разрешительно порядке.

Основание возникновения – решение уполномоченного органа, лицензия (или иной документ), договор аренды (например, аренда водного объекта) и соответствующая государственная регистрация (если предоставляется недвижимое имущество).

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ (ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ)

ФЗ об охране окружающей среды

Ст.1 природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и/или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Перечень природных объектов приведен в ст. 4 Закона РФ "Об охране окружающей среды": земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Особой охране подлежат:

объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;

государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы;

объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;

редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

 

 

ПРАВОВАЯ ОХРАНА НЕДР

ФЗ о недрах

Недра — эта часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Ст.23 Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод и др.

Наиболее распространенными видами нарушений законодательства о недрах являются:

самовольное пользование недрами;

самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;

нарушение правил пользования недр и норм безопасности при ведении работ и др.

Как правило, они влекут привлечение к административной ответственности.

Если же нарушения правил использования и охраны недр привели к причинению значительного ущерба, то может наступить уголовная ответственность, предусмотренная ст. ст. 255, 216 и 192 УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность применяется согласно ГК РФ о возмещении вреда, а также по нормам специальных нормативных актов, устанавливающих порядок и размер исчисления ущерба для отдельных видов недронарушений. Размер ущерба определяется органами управления Государственного фонда недр.

Государственный фонд недр согласно ст. 2 Закона РФ «О недрах» составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Ст.6 В зависимости от целей использования недр выделяются следующие виды права недропользования:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (ст.9).

Ст.10 Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

геологического изучения — на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

добычи полезных ископаемых — на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый, исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

добычи подземных вод — на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр — на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для:

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

 

 

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД

Водное законодательство РФ регулирует водные отношения в целях:

обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду;

поддержания оптимальных условий водопользования;

качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем экологическим и санитарным требованиям;

защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод;

сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

 

Контроль за соблюдением водного законодательства строится на основании следующих действующих нормативных документов - ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ВК РФ.

Специально уполномоченными государственными органами управления за использованием и охраной водных объектов в России является Министерство природных ресурсов и экологии РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство водных ресурсов.

 

Под водами понимаются водные объекты, т.е. природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Под водным режимом понимается изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте (на основании статьи 1 ВК).

 

Ст.5 Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки — реки, ручьи, каналы; водоемы — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища; болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники;

2) подземные водные объекты: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

 

Свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях включен в так называемый государственный водный реестр. В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Реестр создан согласно постановлению Правительства РФ № 253 от 28 апреля 2007 года “О порядке ведения государственного водного реестра”.

 

Ст. 11 Водного кодекса РФ установлены два способа предоставления водных объектов в пользование:

1) договорный;

2) административный.

 

В Российской Федерации водные объекты охраняются от всех видов загрязнения: химического, бактериального, теплового (отклонение температуры воды от установившегося в данном водном объекте температурного уровня), естественными радиоактивными элементами и радиоактивными элементами и веществами, попадающими при испытании атомного оружия и выбросах разнообразных радиоактивных отходов, а также предотвращение загрязнения вод удобрениями и ядохимикатами.

 

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

 

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ

Лесной кодекс РФ

Цели и задачи лесного законодательства состоят в обеспечении: рационального использования лесов;охраны, защиты и воспроизводства лесов;сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;повышения экологического и ресурсного потенциала лесов;удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

Лесами считается совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Ст.5 Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Лесным фондом являются все леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов:

лесные земли, покрытые лесом и не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, прогалины, пустыри и др.);

нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги и др.), а также земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, пески и др.).

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

 

Мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик называются государственной инвентаризацией лесов (ст.90 ЛК). Она проводится в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;

2) оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

3) информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.

 

Ст.91 Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, лесничествах и лесопарках.

Лесным кодексом РФ предусмотрен государственный кадастровый учет лесных участков, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

 

Ст.94 Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Соблюдение лесного законодательства обеспечивается путем проведения государственного лесного контроля и надзора.

Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право:

1) пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства;

2) осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;

3) составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков;

4) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции и осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.

 

Министерство сельского хозяйства

 

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (оно определяет нормы правового регулирования в области плодородия, мелиорации земель с/х). Выявляет нарушения в сфере пользования с/х землями. Росреестр, роспотребнадзор и федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю осуществляет государственный контроль и надзор. До 2010 в введении министерства с/х находилось федеральное агентство лесного хозяйства, сейчас федеральному агентству лесного хозяйства придается статус министерства, агентства и службы Федеральное агентство действует на основании постановления правительства от 23. 09.2010, подчиняется напрямую правительству РФ. Осуществляет функции контроля и надзора в области лесных отношений, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых территориях.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) Первоначально планировалось, что Росрыболовство будет находиться в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, однако уже 30 мая 2008 года издаётся Указ Президента № 863, которым руководство Росрыболовством было поручено непосредственно Правительству РФ.

Росрыболовство осуществляющим функции: по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

 

 

Министерство экономического развития РФ

Министерство экономического развития РФ действует на основе постановления правительства от 5.06.2008 г. № 437 в редакции от 29.08.2011 г. Состав министерства:

1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (росимущество).

Министерство занимается определением государственной политики, нормативно-правовым регулированием (принимают различные приказы, правила). В области: ведение кадастра недвижимости, проведение кадастрового учета, мониторинга земель, за исключением с/х.

На уровне Свердловской области:

1. Министерство строительства и архитектуры свердловской области. Является уполномоченным органом в сфере территориального строительства. Принимает решения об изменении границ населенных пунктов.

2. Раньше: Министерство по управлению государственным имуществом в свердловской области (МУГИСО). Управляет и распоряжается землями находящимися в собственности свердловской области (постановление правительства от 4.05.2010 № 714 пп). Теперь эти полномочия принадлежат Правительству СО.

3. Министерство природных ресурсов свердловской области. Постановление правительства от 28.12.2010 № 1904-пп. Из него выделился департамент лесного хозяйства свердловской области. (постановление правительства от 28.12.2010 № 1905-пп).

4. Министерство с/х и продовольствия свердловской области

5. Департамент по охране, контролю, регулированию животного мира СО. Департамент лесного хозяйства СО.

6. На уровне города Екатеринбурга есть департамент архитектуры градостроительства и регулирование земельных отношений администрацией г. Екб (решение ГД от 25.05.2011 №38/42).

Функции: основные направления деятельности по обеспечению окружающей среды.

1. мониторинг

2. ведение кадастров (регистров) природных ресурсов

3. оценка воздействия на окружающую среду

4. экологическая экспертиза

5. лицензирование отдельных видов деятельности

6. экологический контроль

7. аудит

8. нормирование сферы окружающей среды

9. экологическая сертификация

10. информационное обеспечение в сфере окружающей среды

Экологический мониторинг.

ФЗ №7 глава 10, ст. 63. Ст. 10 закона СО «Об охране окружающей среды СО». Природоресурсное законодательство. Постановление правительства РФ в части проведения и осуществления мониторинга № 177 от 2003. Постановление правительства осуществление мониторинга в отношении отдельных природных объектов «об осуществлении государственного мониторинга водных объектов». 21.11.2011 ФЗ № 331 вносятся поправки в главу 10.

Вступает в силу с 1.01.2012. Единая система государственного экологического мониторинга, включает в себя ряд подсистем. Государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, состояние отдельных природных объектов, земельный мониторинг, водный, лесопатологический, государственный мониторинг радиационной обстановки, мониторинг за состоянием о. Байкал, территориальное море, континентальный шельф и т.д.

Ст.1 ФЗ № 7 мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Предусмотрено создание единого государственного фонда данных, которые определяются как федеральная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку и анализ данных о состоянии окружающей среды.

Экологический мониторинг водных биологических объектов – министерство по рыболовству.

Охотничьи ресурсы и среды их обитания – департамент животного мира.

Федеральное агентство водных ресурсов – поверхностные воды.

Росгидромет – мониторинг о. Байкал, атмосферного воздуха, континентального шельфа, исключительной экономической зоны.

Мониторинг:

1. для разработки прогнозов социально - экологического развития

2. при формировании государственных целевых программ

3. при осуществлении федерального и регионального экологического надзора

4. при подготовке ежегодных докладов о состоянии окружающей среды

5. кадастр, реестр

 

Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177)

п. 5. Экологический мониторинг осуществляется в целях:

наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Экологическое нормирование.

Глава V ФЗ№7 «об охране окр ср» ст. 19-31

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных органов управления в экологической среде по разработке, утверждению, нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование и образования отходов производства и потребления.

ФЗ №7

Статья 19.

1. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 20.

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды; проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды; фор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.198 с.)