Формы правления и государственного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы правления и государственного устройства



Формы государства. В истории и теории государства и права существует градация, по которой государства следует различать по форме правления и по форме государственного устройства.

Форма правления государства представляет собой способ организации верховной государственной власти, её высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или коллективным выборным органом. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Монархия бывает абсолютной,при которой монарх имеет всю полноту государственной власти, издает законы и другие общеобязательные правила, непосредственно управляет государством, является верховным судьей). Она представлена в таких государствах как Оман, Бахрейн, Кувейт, Бруней.

Конституционная монархия – это такой способ организации политической власти, когда власть монарха ограничена парламентским учреждением и подразделяется на два вида:

1) дуалистическая – государственную власть делят монарх и парламент, избираемый населением или его частью. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Монарх независим в осуществлении своей власти от парламента, он назначает Правительство, которое несет ответственность только перед ним (Люксембург, Монако).

2) парламентарная – парламент имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от воли парламента и несет перед ним ответственность. В случае если парламент выразил недоверие к Правительству, то оно должно уйти в отставку. Монарх царствует, но не правит (Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия и др.).

Республика – форма правления, при которой власть в государстве осуществляется выборным органом, подразделяется на два вида:

1) парламентарная – парламент не только принимает законы, но и оказывает влияние на правительство и другие органы государственного управления. Состав Правительства определяется парламентским большинством, принадлежащим одной или коалиции партий. Если в государстве нет президента, то Парламент утверждает Председателя Правительства и по его предложению весь состав кабинета, или утверждает Председателя, который сам формирует состав Правительства. В случае, если есть Президент, то он совершает вышеуказанные действия, но это носит формальный характер, так как кандидатура Председателя Правительства исходит от парламентского большинства. Правительство несет ответственность перед парламентом, отчитывается перед ним. Парламент вправе выразить недоверие правительству, что чаще всего влечет отставку последнего. В качестве примера парламентарных республик следует назвать Италию, ФРГ, Австрию.

2) президентская – сильную позицию в руководстве государством занимает президент, избираемый населением. Это выражается в следующем:

- Президенту принадлежат в рамках принципа разделения власти многие важные функции и полномочия (глава государства, главнокомандующий);

- самостоятельно формирует состав Правительства (считается юридически обязанным согласовывать только кандидатуру Председателя, или сам является таковым), которое ответственно перед ним и ему подотчетно;

- по отношению к парламенту президент имеет право вето.

Примером президентских республик являются США, Франция, Россия.

3) смешанная (полупрезидентская) республика – форма правления, при которой в различных сочетаниях используются элементы, характерные для президентских и парламентских республик. Существует сильный президент, избираемый народом. Он, как правило, является главой исполнительной власти и руководит правительством. В формировании последнего в обязательном порядке принимает участие парламент (утверждает кандидатуры министров, представленные президентом). Правительство должно пользоваться поддержкой большинства в парламенте, и оно ответственно перед законодательным органом. Примеры – Португалия, Польша, Болгария.

Форма государственного устройства – это внутреннее строение государства, его деление на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования, отражающее характер соотношения государства в целом и отдельных его частей. Существуют три основных вида: унитарное и федеративное государство, конфедерация.

Унитарное государство выступает как единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части (Франция, Япония, Италия, Швеция). Для такого государства характерны:

- общие для всей страны высшие органы государственной власти и управления;

- единая судебная система, Конституция, гражданство;

- все налоги поступают в центр;

-округа, кантоны, другие административно-территориальные единицы осуществляют лишь административные функции.

Федеративное государство этоформа политико-территориального и (или) национально-государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью (США, Германия, РФ, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Индия и т.д.).

Различают федерации, построенные по национальному (Индия, бывшие республики СССР, Чехословакия, Югославия) и по территориальному признаку (США, ФРГ); комбинированные (Бельгия, РФ).

Федерации выделяют по следующим признакам:

1. Два уровня государственного аппарата: существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов государственной власти и управления в субъектах Федерации.

2. Возможность установления «двойного» гражданства, т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином Федерации.

3. Две системы законодательства: общефедеральная и субъектов Федерации (при приоритете общефедерального).

4. Субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами Федерации.

5. Двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральной налоговой системой системы субъектов Федерации.

По правовому статусу Федерации делятся на: симметричные - одинаковые по своему правовому статусу (США, ФРГ, Нигерия) и асимметричные - включают в свой состав наряду с субъектами другие федеральные образования – федеральные владения, территории, федеральные округа, которые имеют усеченные права (неодинаковое представительство в парламенте).

Конфедерация – это международно-правовое объединение суверенных, т.е. самостоятельных государств, преследующих такого рода объединением достижение конкретной цели. Члены конфедерации остаются самостоятельными, т.е. выступают субъектами международного общения. Правовой основой выступает договор. Как правило, у конфедераций нет единой территории, гражданства, органов государственной власти (Союз России и Белоруссии, Евросоюз).

 

Политические режимы

Одной из главнейших характеристик государства является политический режим, представляющий совокупность приемов и методов, при помощи, которых осуществляется политическая власть. Это функционирующая в рамках политической системы совокупность структур власти, которая характеризуется конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами осуществления правящими кругами своей политической власти. В узком смысле политический режим – это совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, а в широком – способ функционирования политической системы, определенный характер политической жизни в государственно-организованном обществе.

Политические режимы можно разделить на две большие группы: демократические и недемократические. Последние режимы в свою очередь подразделяются на тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Демократический режим – это форма и способ осуществления государственно-политической власти, избранной народом, действующей через народ, во имя и ради народа, при уважении прав и свобод каждой личности. Господствующий принцип «Разрешено все, что не запрещено законом». Термин демократия, означающий «власть народа» или «народовластие» появился еще в Древней Греции для обозначения такого политического режима, при котором власть избирается свободными гражданами и решает вопрос согласно непосредственно выраженной ими воли.

Основные характеристики демократического режима:

1. наличие гарантированных прав и свобод человека;

2. постоянное функционирование представительных учреждений, народ единственный источник государственной власти;

3. контроль населения за принятием политических решений;

4. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5. ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоняющегося поведения граждан, деятельность правоохранительных органов основана на принципе законности;

6. свободная деятельность политических партий, в т.ч. оппозиционных, разнообразных общественных объединений;

7. политический плюрализм - свободное выражение интересов всех социальных групп общества;

8. наличие гражданского общества – где существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, все предпосылки для выражения гражданами своих интересов, а общественные институты осуществляют контроль за государством.

Демократические политические режимы обеспечивают свободную рыночную экономику при достаточно хорошо разработанных формах государственного вмешательства в рыночную систему в целях оптимизации ее функционирования

Демократия, как основной элемент демократического политического режима, уязвима и имеет определенные недостатки. Еще Платон в книге «Государство» предупреждал, что из-за господства в толпе ложных мнений демократическому обществу угрожает потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей; «наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность свободою, распутство великолепием, бесстыдство мужеством». В демократическом государстве, опьяненном свободой сверх всякой меры, царят своеволие, безначалие, и демократия может превратиться в свою противоположность – тиранию.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» был введен в политический оборот в 1925 г. Б. Муссолини и означает всеохватывающий, полный, всеобъемлющий характер власти государства, его контроль за всеми сферами жизни общества. Муссолини выдвинул формулу: «Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства». Рассматриваемое понятие использовалось для обозначения фашистского режима в Италии и национал-социалистического в Германии, а с 1929 г. режима, существовавшего в СССР. Черты тоталитарного режима:

1. полное господство государства над всеми сторонами жизни общества, личности, в том числе частной;

2. однопартийная система – другие партии запрещаются или уничтожаются;

3. господство одной официальной идеологии, которая становится общегосударственной – все научные исследования, теории, публичные выступления, художественные и иные произведения должны ей соответствовать;

4. сращивание партийного и государственного аппаратов, власть концентрируется в руках руководства официальной партии, все посты и государственные должности распределяются в соответствии с партийной принадлежностью;

5. явный или скрытый культ личности;

6. уничтожение демократических институтов или придание им формального характера;

7. экономическая основа – государственная собственность, жесткая регламентация экономических отношений;

8. централизация государственного аппарата, соединение в одном органе законодательных и исполнительных функций, отсутствие независимой судебной власти;

9. государственный террор в отношении граждан, критикующих или несогласных с режимом.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов, главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь государства. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера. В СССР тоталитаризм “стартовал” также в условиях глубокого кризиса. Политико-идеологические диктатуры «левого» и «правого» толка, при всех их особенностях и различиях, повсеместно возникали после относительно недолгого периода рыночной «либеральной» демократии. Их выносило на поверхность более или менее массовое антипарламентское движение.

Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим, и перерастает в тот или другой. При авторитарном режиме большую роль играют приоритеты правящей элиты и её лидера.

Авторитаризм (греч. autos – сам, фр. – autoritaire – властный) – политический режим, основанный на диктатуре единоличного правителя или правящей элиты, не допускающий политическую оппозицию, но сохраняющий автономию личности и общества в неполитических сферах. Господствующий принцип: «разрешено все, кроме политики».

Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах. Примером здесь могут служить античные греческие и восточные деспотии и тирании – Персия, Спарта многие др., а также феодальные абсолютистские режимы – режимы Петра I в России, Людовика XIV, с его известным афоризмом «Государство – это я», во Франции.

Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.

Черты авторитарного режима:

1. государством руководит узкий круг людей, который возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами;

2. приоритет интересов государства над интересами личности;

3. народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

4. допускается многопартийность, но оппозиционные партии запрещаются;

5. от политического контроля освобождены частная жизнь граждан и сфера экономики;

6. принуждение и насилие проводятся только в отношении открытых противников существующего строя.

При авторитарном режиме государственный контроль не распространяется на внеполитические сферы: экономику, культуру, религию и т.д.

Типология авторитарных режимов (Е. Вятр):

1. Военное правление. Власть, чаще всего, в результате правительственного переворота, захватывают военные. Политическая деятельность либо вообще запрещается, либо резко ограничивается. Так, с приходом к власти в Чили военной хунты во главе с Пиночетом, все партии были запрещены.

2. Теократический авторитарный режим. Этот тип означает сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана. Такой режим установился в Иране после революции 1979 года. Правда, по сумме характеристик теократический режим весьма похож на тоталитарный.

3. Персонифицированный авторитарный режим. Власть принадлежит политическому лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции). Устанавливается тип персональной тирании в результате переворота. Такая разновидность авторитарного режима, как правило, крайне не устойчива, поскольку трудно удерживать власть без поддержки населения, без достаточных оснований ее легитимности.

4. Авторитарные монархические режимы. Существуют в Иордании, Марокко, Саудовской Аравии и др., где монарх является главой всех (или почти всех) ветвей власти.

Целый ряд авторитарных государств практически продемонстрировал свою экономическую эффективность, способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть со свободой экономики. Авторитарная власть обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении определенных вопросов. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ. Авторитарные режимы в развивающихся странах (Алжире, Таиланде, Южной Корее, Индонезии, Чили) сумели обеспечить социальную и политическую стабильность в своих странах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.023 с.)