Эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения



Возрождение и Реформация этосамые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья, которые представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира. Основное содержание возрождения и реформации – разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия.

Эпоха Возрождения – период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирование антисхоластического типа мышления, искусства и мировоззрения. Реформация – облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьба против непомерных притязаний римской курии. Для нее характерно «обмирщение» общественного сознания.

У истоков реформации стоял Мартин Лютер (1483–1546). Исходный пункт лютеровского учения – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства»).

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет только мудрый князь, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него Богом. Христианский управитель должен считать себя слугой, а не господином народа.

Николо Макиавелли (1469–1527) мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой, буржуазной политической науки, автор трудов известного труда «Государь». Основной вопрос философии Макиавелли: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними?»

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц.

Идеалом для Макиавелли выступает республиканская форма правления, при которой государство становится прочным и стабильным. Республика обеспечивает свободу и гражданское равенство. Только свободное государство может достичь величия и могущества, ибо оно основано на общем благе, а не на частной выгоде правителя и привилегированного сословия. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. При этот он дает утилитарные советы государю: делать выбор в пользу страха как гарантии покорности его подданных. Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии – аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей – существ эгоистичных и злобных.

Томас Мор (1478–1535) – писатель социалистического направления, основным трудом которого является «Утопия».Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они используют его в качестве угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. Силой, хитростью, обманом богачи подчиняют себе бедный народ, обездоливают его.

Т. Мор рисует воображаемую страну – «Утопию», которая сумела избавиться от частной собственности и сопутствующих ей пороков и которая сумела вследствие этого зажить блаженной жизнью. Пользующаяся симпатией Т. Мора форма правления вряд ли может быть отнесена к традиционной форме: демократической, олигархической или монархической. Это смешанное правление, которому принадлежало вобрать в себя позитивные черты традиционных форм.

Томмазо Кампанелла (1568–1639), автор социальной утопии «Город солнца» также придерживался социалистических идей.

Бенедикт Спиноза (1632–1677), политико-правовые взгляды которого изложены в «Богословском политическом трактате», «Политическом трактате» определил пределы силы и права государства следующим образом: сила и право государства состоит в осуществлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей. Предел права государства обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние. «К праву государства менее относится то, на что негодует большинство». Предел власти государства становится необходимостью учета общественного мнения.

Томас Гоббс (1588-1679) в основу своей теории государства и права кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку– волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех». Иметь «право на все» в условиях такой войны – значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет «естественным состоянием рода человеческого».

Абсолютная власть государства – вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти – спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. О каких бы разновидностях и формах государства ни шла речь, власть суверена в нем, по Т. Гоббсу, всегда абсолютна, т.е. она безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить.

Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности «покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д.».

Идеологом социального компромисса выступил Джон Локк (1632–1704), который полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т.д. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

О каком-либо полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.

Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии.

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Основными представителями эпохи Просвещения являются: Ф. Вольтер, Ш.- Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) является основоположником буржуазной теории права, географической школы социологии. Главная его заслуга заключается в том, что он и Дж. Локк явились разработчиками теории разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную).

Монтескье отстаивал политическую свободу, справедливые законы и надлежащую организацию государственности как ее составляющие. Он выделял естественные законы, к которым относил следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы.

Франсуа Вольтер (1694–1778)в своих произведениях («Опыт о праве и духе народов») подвергал критике церковь за мздоимство. Он считал, что следует «раздавить» церковь, но религию уничтожать не следует. Религия – средство не только внутреннего удовлетворения, но и обуздания народа. просвещение есть первый элемент человеческого прогресса, историческая необходимость. Смысл естественных законов и важнейшее право в том, чтобы быть свободным и иметь права. Однако имущественное неравенство рассматривается как вечная категория, которая не может входить в категорию «быть свободным».

Жан Жак Руссо (1712–1778) в своих произведениях «О политической экономии» (1755), «Об общественном договоре» (1762) отстаивал следующие позиции: борьба между богатыми и бедными начинается с появлением частной собственности; основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения. Благодаря общественному договору все оказываются равными в результате соглашения и по праву.

Суверенитет народа является неотчуждаемым и неотделимым, но в то же время, суверен (монарх) «стоит выше и судьи, и Закона». Именно с таким пониманием роли суверена Руссо связывает представление о его праве помилования или освобождения виновного от наказания, предусмотренного законом и определенного судом. Власть суверена, по Руссо, включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных. Законодательная власть должна осуществляться самим народом, а исполнительная создается по решению суверена для исполнения законов и поддержания политической и гражданской свободы.

В начале XIX в. концентрированное выражение буржуазных прав и свобод нашло свое отражение в кодифицированном законодательстве. Это отразилось в деятельности Наполеона в постреволюционной Франции. Он поставил перед юристами создать стабильные государственные и общественные учреждения, четко обоснованные законы для всех. Кодекс Наполеона оказал огромное влияние на разработку и кодификацию гражданского права во всей континентальной Европе.

В политической идеологии и практике Нового света следует отметить деятельность отцов-основателей США. Дж. Вашингтон (первый президент США) был одним из непосредственных разработчиков Конституции США, с его именем связано непосредственное становление института президентства как такового. Б. Франклин (видный ученый и политический деятель) отстаивал идею гомруля, т.е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций (от влияния Англии), идею независимого и гармоничного развития своей страны как «страны труда», в которой отсутствует резкая поляризация между богатыми и бедными.

Значительны заслуги Т. Джефферсона (третий президент США, философ) в деле просвещения и пропаганды свободомыслия, он выступал за установление религиозной свободы. Джефферсон считал, что общественное обучение (от начальной школы до университета) таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.01 с.)