Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Эволюция представлений↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ Древний мир Возникновение политико-правовых учений у древних народов на Востоке и на Западе восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения, условно именуемые как политические и правовые, еще не успели принять самостоятельную форму человеческого знания и представляли собой составной момент целостного мифологического мировоззрения. Д ревнеиндийская философия базируется на варно-кастовой структуре общества, согласно которой оно делится на 4-е варны: брахманы (жрецы), кшатрии (войны и государственные деятели), вайшьи (купцы, земледельцы) и шудры (слуги, наемные работники). Принадлежность к касте (впоследствии в Индии каждая варна распалась на множество каст) была наследственной, для каждой предполагался ряд обязательств. Глава государства был немногим ограничен в своих правах - он не мог казнить брахманов. Определенный отпечаток варно-кастовая структура наложила на верования индусов (индуизм). Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. Конфуцианство. Основателем является древнекитайский мыслитель Конфуций (VI-V вв. до н.э.). Основные положения его учения о государстве (патриархально-патерналистская концепция) сводятся к следующему: власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Основатель даосизма древнекитайский мыслитель Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) характеризует путь Дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны. Все недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности. Основной идеей школы легизма было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Основателем легизма считается древнекитайский государственный деятель Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.). Его идеи предусматривали, что управление должно опираться на законы и суровые наказания, взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна». Древнегреческие идеи о государстве и праве представлены в трудах античного философа Платона (V-IV вв. до н.э.). Он подразделяет все существующие государства на четыре разновидности: тимократия – власть честолюбцев, в государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании. Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в труде «Государство». По большому счету, Платон описывает социальную утопию, в которой общественная собственность распространялась даже на жен и детей. Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. Ученик Платона Аристотель (VI в. до н.э.) исследует добродетели в контексте общественной жизни античного общества. Он высказал тезис о том, что человек есть существо политическое. Особое место занимает у него справедливость. Справедливое – середина между двумя родами несправедливости: нарушением закона и неодинаковым отношением к равным. Учение о справедливости образует прямой переход к государству. В «Политике» Аристотеля общество и государство по существу не различаются. Государство предстает в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей – «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами, т.е. по сути он говорил о гражданах представителях среднего класса. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Ограничения частной собственности направлены на достижение той же цели, что и у Платона – сделать так, чтобы свободные не разделялись на враждующие лагеря. К положительным формам правления Аристотель относит монархию - форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит одному человеку, аристократию (власть лучших) - верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию и политию – такая форма правления, при которой правит большинство в интересах общей пользы: «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». К отрицательный формам правления Аристотель относит тиранию - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя, олигархию власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство и демократию, олицетворяющую собой выгоды неимущих. Среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. Древнеримский политик, философ и оратор Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Он считал, что основой государства является народ как особая общность людей; это духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами. Право же, в свою очередь, рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство. Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства также зависит и от незыблемости законов. «Закон есть решение, отличающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с которой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных». Справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости. Творчество римских стоиков развивалось в условиях усилившегося кризиса ценностей прежней полисной идеологии, укрепления власти принцепсов и режима цезаризма, превращения Римской империи в мировую державу. В этой обстановке римские стоики в еще большей мере, чем древнегреческие, склоняются к проповеди фатализма и политической пассивности, космополитизма и индивидуалистической этики нравственного самоусовершенствования. Один из ярких представителей стоиков Луций Анней Сенека (3-65) отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом (и сферой) рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, – писал он, – заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин». Не отвергая само рабство как социально-политический институт, Сенека вместе с тем считал его в этическом плане несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом. В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе – государство и законы. Средневековье В эпоху средневековья (V-XVI вв.) христианская религия была ядром мировоззрения феодального общества. В руках священнослужителей политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. Известную библейскую формулу – «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» – богословы превратили в непререкаемую догму феодального строя. Одним из видных идеологов христианской церкви и западной патристики (учение отцов церкви) является Аврелий Августин (354–430). Основные труды: «О граде Божием», «О свободной воле». Зачастую его называют Августин Блаженный. Августин подчеркивает, что при всем многообразии и различии народов, каждый из которых жил и живет «по особым уставам и обычаям», всегда существовало «не более как два рода человеческого общения», «два града», состоящих соответственно из людей, живущих по плоти или также и по духу. В этом августиновском различении в рамках человеческого общежития двух противоположных типов общения в специфически христианизированной форме проявляется определенное влияние на него предшествующих концепций, в частности: положения Платона о наличии в каждом государстве, по существу, двух государств (государства богатых и государства бедных). Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности, уважение к богу и уважение к человеку. В противоположность аристотелевской традиции он не проявляет интереса к утилитарным преимуществам или, напротив, неудобствам той или иной формы. Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. Государство - наказание за первородный грех - является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство - христианское государство. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к богу и носит теономный характер. Философию Средних веков часто ассоциируют с схоластикой. Ее характерная особенность заключается в тесной связи с религией. Схоластика имеет своей задачей доказать посредством логических рассуждений истинность догматов христианской религии, иначе обязано объяснить разумом то, что предполагает вера. Виднейший ученый-богослов Средневековья Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274), пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики». От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Деятельность монарха схожа с активностью бога. Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодальносословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.
XIX в. – начала XX вв. Утверждавшийся в Западной Европе капиталистический строй обрел свою идеологию в либерализме. В XIX в. он был очень влиятельным политическим и интеллектуальным течением Концептуальное ядро либерализма образуют два основополагающих тезиса. Первый: личная свобода, свобода каждого индивида и частная собственность суть наивысшие социальные ценности. Второй: реализация данных ценностей обеспечивает не только раскрытие всех творческих потенций личности и ее благополучие, но одновременно ведет к расцвету общества в целом и его государственной организации. Вокруг этого концептуального ядра концентрируются другие элементы либеральной идеологии. Среди них непременно находятся представления о рациональном устройстве мира и прогрессе в истории, об общем благе и праве, конкуренции и контроле. В числе таких элементов безусловно присутствуют идеи правового государства, конституционализма, разделения властей, представительства, самоуправления и т.п. Б. Констан (1767–1830)являлся идеологом буржуазного либерализма во Франции, основным трудом которого является двухтомник «Курс конституционной политики». В центре внимания Б. Констана стоит проблема соотношения личности и государства. Человеку свойственна свобода, из которой, в свою очередь, проистекают фундаментальные права гражданина. Права гражданина существуют независимо от государственной власти и являются для нее неприкосновенными. Б. Констан различает свободу гражданскую (личную) и свободу политическую. И. Бентам (1748–1832) – идеолог английской либеральной буржуазии, ведущим положением его учения является принцип пользы. Отсюда название всего направления – утилитаризм (utilitas – польза). Он полагал, что принцип пользы и основанные на нем государственные и правовые институты познаются не рационалистически, а эмпирически. В качестве непосредственных, «самоочевидных» данных опыта, не требующих какого-либо особого доказательства. Естественное право, по мнению Бентама, представляет собой «фикцию», «метафору» и «опасное заблуждение». Естественны в человеке его чувства, способности и дарования. Считать их естественным правом или естественным законом – значит вносить путаницу, «ложную идею». Законы надо создавать, чтобы обеспечить проявление этих способностей, открыть дорогу гуманным чувствам и подавить антисоциальные склонности. Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835) стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства», написанное еще в 1792 г., было опубликовано лишь в 1851 г. Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству, – позиция гуманистического индивидуализма. Не столько собственно государство занимает его, сколько человек в соотношении с государством. Основная задача, решаемая в «Опыте», состоит в том, чтобы «найти наиболее благоприятное для человека положение в государстве». Гумбольдт придерживается начатой социальной наукой XVIII в. линии на дифференциацию общества («гражданского общества») и государства. Гранями этой дифференциации у него выступают различия между: 1) системой национальных учреждений (организаций, союзов, всяких других объединений, формируемых снизу, самими индивидами) и государственными институтами и службами; 2) «естественным и общим правом» и правом позитивным, создаваемым непосредственно государством; 3) «человеком» и «гражданином». С его точки зрения, общество принципиально значимее государства, а человек есть нечто гораздо большее, чем гражданин – член политического («государственного») союза. По той же причине «естественное и общее право» должно быть единственной основой для права позитивного, руководящим началом при разработке и принятии государственных законов. Цель существования государства как такового – служение обществу: «Истинным объемом деятельности государства будет все то, что оно в состоянии сделать для блага общества». Но за абстракцией «общество» Гумбольдт стремится видеть каждого отдельного составляющего общество индивида. Отсюда тезис – «государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека». Консерватизм как направление общественно-политической мысли, по большому счету, сформировался как реакция на Великую французскую буржуазную революцию (1789). В политической философии основателя французского консерватизма Ж. де Местра (философ, политик, дипломат) преобладало «органическое» понимание народа и государства, жизнь и деятельность которого, с его точки зрения, определяются в первую очередь традициями, религиозным чувством и церковным авторитетом. Идеолог английского консерватизма Э. Бёрк подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Он считал, что любое перераспределение собственности и изменения в социальной иерархии неизбежно ведут к общегосударственным бедам. Социализм. В первые десятилетия XIX в., когда либералы стремились укрепить, усовершенствовать и воспеть буржуазные порядки (строй капиталистической частной собственности, свободу предпринимательства, конкуренцию и т. п.), в Западной Европе выступили мыслители, подвергшие эти порядки нелицеприятной критике и разработавшие проекты общества, которое (по их мнению) сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечить каждому индивиду достойное существование. Речь идет прежде всего о системах взглядов социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления об уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Они говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее. Марксизм возник в 40-е гг. XIX в. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от любых форм эксплуатации, социального угнетения, бесправия, неравенства. Специфика марксистской историко-материалистической концепции государства и права состоит в анализе явлений политической и правовой жизни как составных частей классовой общественно-экономической формации. По мнению марксистов, общество в своем развитии проходит пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза-социализм). Последняя формация и должна стать «идеальным государством». Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» доказывал, что государство как социально-политический феномен образовалось на осколках первобытнообщинного строя и, по его мнению, развитие государственных институтов ведет человечество к коммунизму через определенные стадии – формации. Механизмом перехода между ними является социальная революция. Особое место марксисты уделяли переходу от капиталистической к коммунистической формации, делая акцент на классовую природу капиталистического государства, выступающего как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса. Предлагая тезис об ущербности буржуазной демократии, они предполагали слом буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, установление диктатуры пролетариата и впоследствии отмирание государства. Владимир Ильич Ленин (1870-1924) коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Его идеи не противоречили идеям Маркса, но предлагали заметные изменения в акцентах. В.И. Ленин серьезно занимался разработкой тактики революции и подчеркивал необходимость насилия: «Ни одна проблема классовой борьбы никогда не решалась другим способом, кроме как насилием». К. Маркс в своих трудах лишь иногда ссылается на диктатуру пролетариата. Ленин же увлеченно разрабатывает эту концепцию: «Диктатура пролетариата есть не что иное, как власть, основанная на силе и ничем не ограниченная – ни законом, ни правительством». Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей. Один из наиболее заслуженных мыслителей этого периода - М. Вебер (1864–1920)– известен в качестверазработчика типологии власти. Бюрократия ассоциировалась у Вебера с типом господства, основанного не на традиционном почитании, а на строгих и рациональных правилах легалистского характера и назначения. Это господство включает следующие моменты и характеристики: 1) существование обособленных служб и компетенции, строго определенных в законах и правилах в целях удобства для принятия решений и контроля; 2) защита статуса и компетенции служащих (несменяемость судей, гарантированное продвижение по службе и пенсия за выслугу лет у чиновников; 3) четкая иерархизация в выполнении распорядительных управленческих функций и функций исполнительских; 4) подбор кадров на конкурсной основе; 5) полное обособление выполняемой служебной функции от личностных свойств и характеристик, поскольку собственник своей должности или средств управления. М. Дюверже (1917 г.р.)считал, что технократии в чистом виде не существует, но после расцвета либеральной демократии и затем ее кризиса на Западе возникает новая форма политической организации общества и государства, которая включила в себя технократические элементы и сочетает их с уцелевшими остатками либеральной демократии и с новой олигархией. XIX- нач. XX вв. Идеология русского консерватизма сформировалась при Николае I, выдвинутая министром просвещения С. С. Уваровым в виде триады «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь и величие России; православие считалось соответственно основой духовной жизни; народность истолковывалась как проявление многовековой традиции патриархального единения народа со своим царем. Эта триада получила название теории «официальной народности». Либерализм. На рубеже 30-40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно-историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока. Начальным событием в разработке идей ранних славянофилов считается обмен в 1839 г. рефератами между Александром Степановичем Хомяковым (1804–1860) и Иваном Васильевичем Киреевским (1806–1856) по вопросу об историческом опыте старой и новой России. Славянофилы выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и о соотношении закона и обычая в рамках их общей концепции народознания. Они были безусловными противниками и критиками крепостного права. Крепостное состояние, по мнению Хомякова, введено Петром. Фактическое рабство крестьян существовало до этого в обычае и не было признано в законе. Только в правление Петра «закон согласился принять на себя ответственность за мерзость рабства, введенного уже обычаем». Таким образом, закон «освятил и укоренил давно вкрадывавшееся злоупотребление аристократии». Таким образом, двумя насущными и перспективными задачами в области внутренней политической жизни славянофилы считали отмену крепостного рабства и проведения нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом). Основной тезис другой программной задачи был сформулирован Константином Сергеевичем Аксаковым в записке «О внутреннем состоянии России», представленной императору Александру II в 1855 г. Современное состояние России характеризуется внутренним разладом, прикрываемым бессовестной ложью. Правительство и «верхние классы» чужды народу, их взаимные отношения не дружественные, они не доверяют друг другу: правительство постоянно опасается революции, народ склонен в каждом действии правительства видеть новое угнетение. Общий вывод автора гласил: «Царю – сила власти, народу – сила мнения». Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной. Истинная же свобода народа возможна только при ограниченной монархии. Общественно-политические взгляды западников сводились к идеализации исторического пути западных стран. В.Г. Белинский (1811-1848) остро критиковавший в своих произведениях самодержавие и крепостничество считал, что если правительство не отменит крепостное право, то этот вопрос «решится сам собою, другим образом, в 1000 раз более неприятным для русского дворянства». А.И. Герцен (1812–1870), создавший за рубежом вольную русскую прессу – журнал «Колокол», в своих произведениях разрабатывал идею «крестьянского социализма» в России, доказывал, что основной ячейкой, из которой вырастет социализм, станет крестьянская община. Его соратником по изданию журнала «Колокол» и единомышленником был Н.П. Огарев (1813–1877). Н.Г. Чернышевский (1828–1889) в отличие от А.И. Герцена не идеализировал патриархальную крестьянскую общину, на базе которой вырастет русский социализм. Реализацию своих идей он связывал с победой крестьянской революции. По мнению Чернышевского, формой нового государства должна стать демократическая республика с местным самоуправлением. Чернышевский выступал за федеральную форму государственного устройства. Причину возникновения государства Чернышевский находит в изменении формы собственности – от общинной земельной собственности к личной поземельной. Объясняя возникновение права, он исходит из утверждения, что основной источник общественной жизни – необходимость удовлетворения потребностей. Стремясь получить средства удовлетворения своих потребностей, люди сталкиваются с аналогичными стремлениями других людей, а блага, предлагаемые природой для удовлетворения всех людей, оказываются недостаточными. Столкновение интересов приводит к необходимости становления общих правил в разных сферах деятельности. Так возникают законы политические, гражданские и уголовные. Видными представителями западников были К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые со временем эволюционировали в сторону либерализма и стали идейными предтечами конституционных демократов начала XX столетия. Б. Н. Чичерин (1828-1904) – либерал, активный сторонник введения Конституции в России и расширения гражданской самостоятельности. Право в его концепции – понятие собирательное. Включающее субъективное и объективное право. Субъективное право – определенная законом свобода что-либо делать, а объективное – законы, которые устанавливают рамки свободы и учреждают права и обязанности. Оба значения права неразрывно связаны между собой, поскольку свобода только тогда становится правом, когда она «освящена» законом, закон в свою очередь направлен на определение и охрану свободы. Положительное право – совокупность признанных в данном государстве, юридически защищенных начал свободы. Силу этому праву придает признание его государством. Чичерин считал, что естественное право не имеет принуждения. Это общее разумное начало, именуемое справедливостью или правдою. В естественном праве в тесной связи представлены два понятия: равенство и неравенство. Радикализм. В 1870-х годах революционный демократизм выступил в форме революционного народничества. Весной и летом 1874 г. началось массовое «хождение в народ» революционной интеллигенции, которая ставила задачу поднять крестьянские массы на социалистическую революцию. «Хождение в народ» окончилось неудачей, а его участники были арестованы и осуждены. С именем Михаила Александровича Бакунина (1814–1876) связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма – одного из распространенных движений ультрареволюционного социализма. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются, по Бакунину, внешне навязанными, а потому и деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам. Свобода человека должна соизмеряться не с той свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой, которая есть отражение «человечности» и «человеческого права» в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные. Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) – последний из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма (наряду с Бакуниным и Л.Н. Толстым). Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить ее в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Анархическая критика государственной организации властвования была направлена против государства как формы приобщения к власти определенных социальных групп, как сверхбюрократизированного средоточия управления местной жизнью из одного центра, как формы «присвоения многих отправлений общественной жизни в руках немногих». Петр Лаврович Лавров (1823–1900) основоположник пропагандистского направления в народничестве, основной и важнейшей задачей социалистов в России считал сближение с народом для «подготовления переворота, долженствующего осуществить лучшее будущее». В противоположность бакунистам Лавров особое значение придавал строгой и усиленной личной подготовке социалиста к полезной деятельности, его умению завоевать доверие народа, способности оказать помощь народу (в объяснении народных потребностей и в подготовлении народа к самостоятельной и сознательной деятельности). Петр Никитич Ткачев (1844-1886) развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали «заговорщическую» концепцию Ткачёва от идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова. В конце XIX – начале XX вв. взгляды поздних славянофилов отмечены в целом патриотическим культурнационализмом и возросшей мерой недоверия к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей равенства и почтительным отношением и правам и свободам человека и гражданина. Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1871) развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но в отличие от других неославянофилов высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом.<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.178 (0.014 с.) |