Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достиженийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С и т у а ц и я 1 Первоклашке (в 1998 году) дали нестандартное задание: — В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить. — Моей бабушке сейчас 50 лет. — Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс? — Столько же, сколько и мне, 7 лет. — Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу? — В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1955 году. — Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей. В о п р о с ы и з а д а н и я 1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми? 2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке? 3. Какими принципами руководствовался учитель? 4. Что можно сказать об атмосфере на уроке? 5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель? Обоснуйте свой ответ. С и т у а ц и я 2. В 6-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей: — Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный. — Откуда тебе известно? — Все так говорят. — И ты веришь в это? — Верю... — Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение:кто хочет — тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься. Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание. На следующий день пришла к учительнице мама Юры. — Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку? — Правда. Он стал лучше заниматься. — Екатерина Алексеевна, Вы не представляете,что у нас было вчера дома. Прибегает Юрий из школы и с порога кричит: — Четверка! Четверка! — Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка? — Учительница мне поставила четверку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по-русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом. В о п р о с ы и з а д а н и я 1. Что лежит в основе успеха Юры? 2. Дайте оценку педагогическим действиям учителя. 3. Подтверждает ли приведенный факт утверждение В. А. Сухомлинского, что ”обучение – не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения”? 4.Назовите основной механизм изменения отношения Юры к учению. С и т у а ц и я 3 Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат… Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте. Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес: — Не волнуйся все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь… --- Олег Иванович старался внушить подростку уверенность. Кузин…медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум. — Минуточку, друзья, не будем мешать человеку,–– сказал учитель. ––Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее… Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие… Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим. Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал: — Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер… Пойдем к карте и хорошо подумаем… Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий и сказал: — Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь... — Два — Западное и Восточное, — ответил Кузин. — Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света? — В Восточном полушарии, — сказал Миша. — Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти? Как впоследствии признавался Миша, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии. И тут Кузин заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно... Олег Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал: — Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, дальше больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ! Миша, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.
В о п р ос ы и з а д а н и я
1. Опишите состояние школьника в данной ситуации. 2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником. 3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ. 4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога? С и т у а ц и я 4. Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает: — Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко. В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? 2. Какие установки дает педагог? 3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации? С и т у а ц и я 5. Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив. — Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, — рассказывала потом Мария Александровна коллегам. — После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации. Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте. — Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по литературе. В о п р о с ы и з а д а н и я
1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель? 2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?
Ситуации самооценки С и т у а ц и я 1. Угрызения совести от поступка. — Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама. — Чао, мамочка. Приду в шесть. — И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки. — Девочки, — слышу, говорит кто-то, — вы бы уступили место женщине с сумками. — Вот еще! — резко ответили мы. —Да, молодежь пошла... — Ну, завели... Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались. В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям. — Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. — На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...» В о п р о с ы и з а д а н и я 1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? 2. Что может подумать соседка о семье Тани? 3. Что значит быть воспитанным человеком? 4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению? С и т у а ц и я 2. Ценности современной молодежи. «Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются... Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь... Наше время — это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни». «Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого "чего-то"... Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно — или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?»
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О чем свидетельствуют эти суждения? 2. Сравните суждения и сделайте выводы. 3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи? 4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.6 (0.009 с.) |