Психическое развитие человека как овладение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое развитие человека как овладение



ОБЩЕСТВЕННО−ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТОМ. ОБУЧЕНИЕ

И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Проблемное поле. Достаточно ли только родиться человеком, чтобы иметь речь, мышление, воображение, высшие чувства, волю и т.п.? Вообразите, что в результате некоторого фантастического события на нашей планете остались бы только дети, причем весь предметный мир также остался бы в целости и сохранности. Как вы думаете, как пошло бы развитие человечества после этого? Что было бы утрачено в том случае, если бы самыми старшими оказались дети 6-7 лет? 10-11? 15-16? Почему? Какую роль в появлении подлинно человеческих способностей, по вашему мнению, играют окружающие люди? Может ли что-то зависеть от самого человека?

В предыдущих разделах мы уже выяснили, что развитие психики и у животных, и у человека зависит от их собственной активности, от опыта взаимодействия с окружающей действительностью. У животных основные способы этого взаимодействия определяются наследственностью, т.е. генетически. Кроме того, у высших животных на основе механизма условных рефлексов унаследованные формы поведения могут видоизменяться.

У человека в процессе его развития должны появиться те особые формы взаимодействия (деятельности), которые свойственны только людям и которые обеспечивают возникновение человеческого сознания. Маленький ребенок не может изобрести (выработать) эти деятельности самостоятельно, а присваивает их, заимствуя от окружающих людей – носителей общественно-исторического опыта. Этот процесс может происходить стихийно и неосознанно как для взрослого, так и для ребенка. В этом случае говорят о научении. Если же передача общественно-исторического опыта происходит планомерно и целенаправленно, то для ребенка этот процесс будет учением, а для взрослого – обучением.

Роль обучения и его влияние на психическое развитие – одна из наиболее важных и сложных проблем в психологии развития. Она конкретизируется в вопросах: может ли обучение влиять на процессы психического развития? Можно ли ребенка научить чему-то, что превышает достигутый уровень актуального развития? Ответы на эти вопросы определяются базовыми общепсихологическими представлениями о природе психики и сознания, о значении для развития психики биологических процессов созревания, о роли активности субъекта в психическом развитии. В одних теоретических подходах развитие рассматривается в отрыве от обучения. Например, в биогенетических теориях процессы созревания абсолютизируются, а поэтому обучение не может существенно повлиять на психическое развитие, зависящее от созревания, и должно подстраиваться под наличный ход психического развития, т.е. «плестись в хвосте развития». В других теоретических подходах, подчеркивающих роль среды (так называемый социогенетический подход), развитие и обучение отождествляются, и поэтому каждый шаг в обучении со­ответствует шагу в развитии.

На основе житейского опыта нам известно, что с помощью специального процесса обучения можно изменить знания и умения ребенка, повысить уровень развития его психических процессов. Например, мы можем научить ребенка пересказывать сказки и рассказы, для чего он должен научиться выделять главное, запоминать основные поворотные моменты сюжета и т.п. С другой стороны, известно, что обучение не всегда приводит к результатам. Например, если обучать пересказу ребенка слишком маленького возраста, то такое обучение не приведет к изменению его внимания, памяти, мышления и других психических процессов. Не имеет смысла обучать пересказу и подростка, который уже давно умеет это делать. Следовательно, существуют определенные закономерности обучения, которые определяют, в какой мере оно влияет или не влияет на психическое развитие.

Основываясь на культурно-исторической теории развития высших психических функций и понятии «зона ближайшего развития», Л. С. Выготский обосновал тезис о том, что обучение ведет за собой развитие, если оно ориентируется не на достигнутый, а на завтрашний день развития, если оно создает зону ближайшего развития.

Обучение процесс передачи ребенку (человеку) общественно-исторического опыта, выражающийся в планомерной и целенаправленной организации обучающим (взрослым) активности обучающегося по воспроизведению им исторически заданных способностей (форм деятельностей), свойственных человеку. Школьное обучение наиболее систематизированная форма этого процесса. Обучение следует отличать от учения и научения. Обучение в широком смысле включает в себя и воспитание – процесс (обычно также планомерный и целенаправленный) передачи общественно-исторического опыта в форме ценностных ориентаций, понятий и жизненных принципов, отношений и установок к наиболее важным сферам человеческого бытия. Воспитание осуществляется через формирование такого реального практического взаимодействия ребенка (человека) с окружающим миром и людьми, которое влечет за собой изменение сознания, личности и поведения.

Учение − процесс присвоения ребенком (человеком) общественно-исторического опыта, выражающийся в осуществлении самим обучающимся активности, воспроизводящей исторически заданные способности. Учение как приобретение опыта в специальной деятельности субъекта, побуждаемой его познавательными мотивами и целями, следует отличать от научения.

Научение – процесс и результат стихийного и неосознаваемого приобретения индивидом опыта (новых форм поведения) в ходе приспособления к среде обитания. У животных научение является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в ходе повторения), либо сразу (запечатление). У человека роль и значение научения меняется в ходе онтогенеза: являясь основным способом приобретения опыта в дошкольном возрасте, затем научение отходит на второй план, уступая место учению, учебной деятельности. Установлено, что у человека научение существенным образом зависит от места усваиваемого материала в соответствующей деятельности и от целей этой деятельности. Человек лучше научается тому материалу, который занимает место цели деятельности.

Зона ближайшего развития – понятие, конкретизирующее разработанное Л. С. Выготским пре­дставление о связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития (ЗБР) определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Область того, что ребенок может сделать под руководством и в сотрудничестве со взрослым всегда шире области того, что он может сделать самостоятельно, поэтому ЗБР иногда определяется как разница этих двух областей. То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, затем становится его собственным достоянием (уровень актуального развития). Вместе с этим происходит и расширение прежней ЗБР: в нее попадают те задачи, которые прежде ребенок не мог осуществлять даже с помощью взрослого. Теоретическое значение по­нятия ЗБР заключается в том, что оно позволяет проникнуть в причинные связи обучения и развития. Обучение обнаруживает свой развивающий эффект и ведет за собой развитие только в том случае, когда оно опирается на ЗБР, т.е. на те психические процессы, которые находятся в стадии становления. В этом случае обучение является правильно организованным, развивающим, т.к. ведет за собой развитие. Практическое значение понятия ЗБР выражается в возможностях для определения содержания обучения, ориентированного на «завтрашний день» детского развития. Это важно при создании научно обоснованных современных программ обучения и воспитания. Кроме того на основе понятия ЗБР строятся многие современные диагностические методики: изучение степени обучаемости ребенка позволяет на деле учитывать индивидуальные особенности, что особенно важно при работе с детьми, имеющими аномалии развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.007 с.)