Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие закономерности психического развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проблемное поле. На кого больше бывают похожи усыновленные дети: на своих биологических родителей или на усыновителей? Будет ли влиять на сходство тот возраст, в котором усыновили ребенка? Почему вы так думаете? Близнецы с одинаковой наследственностью (монозиготные близнецы), взрослея, становятся еще более похожими друг на друга или, наоборот, превращаются в совершенно разных людей? Если вам знакома пара взрослых близнецов, то вспомните, что кроме внешности одинаково у этих людей? Различаются ли их интересы, ценности, характеры, отношение к себе и людям? Можно ли в знакомой вам паре близнецов выделить того, кто является лидером пары? Попробуйте объяснить данные факты. Центральный вопрос в понимании закономерностей психического развития – это вопрос о главной причине, которая, определяет особенности психики человека, свойства его личности и сознания. И в житейском опыте, и во многих научных теориях этот вопрос решается в рамках простейшей альтернативы: наследственность или среда. Существуют многочисленные факты наблюдений за психическим развитием монозиготных и дизиготных близнецов, усыновленных детей и т.п. Может показаться, что некоторые из этих фактов свидетельствуют в пользу фактора наследственности, а некоторые – в пользу среды. При невозможности остановиться на одной из крайних точек зрения единственным удовлетворительным решением представляется объединение крайностей, комбинация (конвергенция) наследственности и среды. Однако любая из перечисленных точек зрения не учитывает ни общих закономерностей процесса развития, ни сущности психики. Психический образ возникает и функционирует в неразрывном единстве с активностью живого существа, он является одновременно и продуктом взаимодействия с окружающей действительностью, и опосредствующим звеном в саморегуляции поведения. Поэтому движущей силой психического развития являются противоречия, неизбежно возникающие в ходе такого взаимодействия. Таким образом, основным условием (главным фактором), определяющим психическое развитие индивида, является его собственное активное взаимодействие с окружающей действительностью. У животных оно направлено на приспособление и восстановление гомеостаза. У человека взаимодействие с миром выходит за рамки простой адаптации, оно направлено на осуществление преобразующей деятельности. Следствием данного положения является четкое определение роли анатомических и физиологических особенностей индивида как предпосылок и активности, и развивающейся в ней психики. Это означает, что, с одной стороны, нельзя абсолютизировать значение биологических особенностей для развития психики. Биологические процессы (развертывания генотипа, созревания организма, физико-химического обмена веществом и энергией) не порождают психического отражения и не объясняют его. С другой стороны, неправильно будет и недооценивать значение биологически обусловленных характеристик индивида, т.к. от них зависит возможность действовать в той или иной обстановке. Биологические особенности как задатки многозначны, они существуют лишь в виде возможностей для развития, т.е. предпосылок. Эксперименты по воспитанию высших млекопитающих в условиях человеческого общества не привели к превращению животного в человека. Это означает, что для появления человеческго сознания и личности необходимы биологические задатки, свойственные именно человеку. Главным среди них является человеческий головной мозг с его удивительно сложным строением, с хорошо развитыми лобными долями, с высокой пластичностью и безграничными потенциальными возможностями. Таким образом, у человека биологические особенности организма сами по себе не задают процессы развития сознания и личности, они проявляются лишь при осуществлении ребенком деятельности и значимого общения. Специфической особенностью бытия человека является социальное наследование опыта. Это означает, что у человека есть такие формы и способы поведения, психические способности, которые, по выражению Л. С. Выготского «не даны, а заданы» в предметах материальной (вещи, здания, орудия) и духовной (язык, наука, искусство, религия) культуры. Ребенку, чтобы стать человеком, обладающим сознанием и личностью, необходимо научиться действовать и общаться так, как умеет это делать человек. Эти формы общения и деятельности объективны по отношению к ребенку, т.е. они существуют как общественно-исторический опыт вне ребенка и независимо от него. Носителями этого опыта являются окружающие люди, в совместной деятельности с которыми ребенок овладевает предметами материальной культуры, присваивает исторически заданные формы общения и деятельности, узнает нормы и ценности общества, в котором родился и живет. Поэтотому ту особую роль, которую выполняет в психическом развитии человека (социальная) среда, можно обозначить как источник общественно-исторического опыта и, соответственно, психического развития. Во многих теориях развития среда понимается как нечто, противостоящее ребенку, его собственным потребностям и состояниям. И тогда роль окружающих людей как представителей социальной среды сводится к воздействию извне на поведение ребенка, к «обуздыванию» природных инстинктов и аффектов, т.е. к тому, что принято называть социализацией. Противоположный взгляд предполагает, что социальная среда понимается как источник психического развития. В этом случае между ребенком и окружающими людьми вместо враждебности возникают отношения сотрудничества: ребенок хочет и готов «черпать» из источника общественно-исторического опыта новые формы деятельности и общения, новые знания и умения, а взрослый стремится передать ребенку этот опыт и делает это через обучение посредством совместной деятельности. Таким образом, закономерный характер психического развития ребенка обеспечивается целостной системой иерархически организованных причин: предпосылок, источников и условий, по-разному участвующих в движущих силах развития. Движущие силы и условия психического развития – центральные понятия, раскрывающие детерминацию психического развития. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, возникающие в процессе развертывания активности субъекта, а сама эта активность, в свою очередь, является необходимым условием возникновения, обнаружения, разрешения противоречий. Будучи направленной на привоение общественно-исторического опыта и воспроизведение исторически заданных форм бытия человека, эта активность может осуществляться в совместной деятельности (процесс обучения), а также в общении и индивидуальной деятельности. Возникающие в процессе деятельности противоречия способны приводить к возникновению новых качественных особенностей психики, т.е. быть движущими силами развития только в том случае, если они интериоризируются, вызывая в самом субъекте противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу. Основным является противоречие между изменившимися возможностями ребенка и старой системой его отношений с окружающими людьми, которое ощущается ребенком субъективно (как внутреннее противоречие). Его разрешение происходит путем выработки новых способов поведения, что и вызывает изменения в психическом развитии. Обострение противоречия при невозможности его разрешения приводит к кризису. Предпосылки психического развития – совокупность особенностей индивида, которые необходимы для осуществления взаимодействия с миром и для развития психики, но еще не достаточны. К ним относятся все морфофизиологические особенности человека (строение тела и органов, в том числе органов чувств и центральной нервной системы, особенности всех физиологических процессов), которые можно разделить на наследственные особенности (генотип); врожденные особенности, возникающие во внутриутробном развитии (например, инфекционные заболевания, нарушения развития органов вследствие лекарственного воздействия и т.п., которые имели место во внутриутробном периоде); приобретенные особенности (последствия прижизненных заболеваний и травм, а также позитивный результат лечения генетических или врожденных особенностей (например, благополучная операция по исправлению порока сердца). Источник психического развития – понятие, определяющее место и роль среды, в первую очередь социальной среды, в процессе психического развития ребенка. Социальная среда имеет конкретно-исторический характер и может быть разделена на микро-(ближайшее социальное окружение) и макросреду (народ, государство, человечество в целом). Включает в себя всю совокупность опыта, достигнутого человечеством к определенному этапу исторического развития. Опыт воплощен в предметах материальной и духовной культуры, а также в соответствующих этим предметам формах деятельности и общения, носителями которых являются конкретные люди. Психическое развитие ребенка невозможно без воссоздания им самим в собственной активности социально обусловленных форм деятельности и общения, воплощающих общечеловеческие способности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.51 (0.011 с.) |