Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Его основы, принципы и возможности↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Я ознакомлю вас с методикой, которую удалось разработать за последние годы, которая дополняет арсенал эффективных методов детской психотерапии и доступна практическим психотерапевтам, врачам, психологам и логопедам, использующим психотерапию в своей работе. Основанием для разработки предлагаемого метода явились следующие моменты. Первое. Врачи-психиатры и невропатологи в процессе общения с больными детьми и их родителями очень часто чувствуют себя достаточно беспомощными. Что было раньше у нас на вооружении? Добрые советы по улучшению семейной ситуации, советы, как надо, с точки зрения врачей, общаться со своими детьми, затем джентльменский набор лекарственных препаратов и очень ограниченные психотерапевтические возможности. Почему я так говорю? Методики психоанализа, да и психодинамической аналитической терапии, созданной на его основе, сложны, громоздки, и ими надо очень хорошо владеть. Кроме того, конечный результат иногда достигается очень нескоро. Если мы начинаем работать с детского возраста, то результат может получиться в подростковом или даже во взрослом возрасте. Это мое мнение. Я не говорю, что это истина в последней инстанции, но у меня на протяжении почти сорокалетнего опыта работы сложилось такое впечатление. Второе. Относительно гипнотерапии хочется сказать, что гипноз в раннем детском возрасте, с моей точки зрения, должен применяться с осторожностью. Детский мозг необычайно пластичен, парадоксален по своим реакциям, и когда мы, владея возможностью оказывать глубинное воздействие на человека, входим в сознание и подсознание маленького ребенка, неизвестно, что мы там делаем. К сожалению, конечный результат часто непредсказуем. Кроме того, дети нередко испытывают страх перед незнакомыми людьми и их действиями. Поэтому гипноз может приносить совершенно непредсказуемый результат. Вам хорошо известно, что такие же парадоксальные реакции нередко дает и медикаментозная терапия. Те, кто работают с детьми, знают, что на успокаивающее лекарство ребенок подчас отвечает еще более сильным возбуждением. И наоборот, когда заторможенному ребенку мы даем стимуляторы, то порой получаем еще более глубокое торможение. Опять же в этих случаях детский мозг отвечает непредсказуемо. Вот почему, с моей точки зрения, к лекарственной терапии, так же как и к гипнозу для лечения детей, следует относиться с большой осторожностью. Третье. Игровая психотерапия. Да, бесспорно, это психотерапия детского возраста, но ее возможности и круг воздействия ограничены. Почему? В основном ее применяют при неврозах, фобиях[4] и негрубо выраженных поведенческих реакциях. Например, как мы освобождаем ребенка от страха собак при занятиях в группе. Вначале все дети в группе вместе рисуют собачек. Затем начинается игра, в которой часть детей изображает собачек, остальные - детей. Группы часто меняются: игра, движение, визг, смех. В процессе этой игры и происходит десенсибилизация страха. А если еще кто-то принесет живого щенка, дело идет быстрее и лучше. В широком же плане психотерапевтического воздействия на самые различные состояния игровая психотерапия оказывает подсобное, но не решающее действие. Она малоэффективна и может быть использована как вспомогательный метод при тех заболеваниях, когда ведущей является лекарственная терапия или наиболее эффективны другие методы психотерапии и лечебной педагогики. Четвертое. Семейная психотерапия. Да, так же, как и игровая, это действительно психотерапия детского возраста. Но опять же, хотя наше представление о семейной психотерапии сейчас и расширилось в связи с работами Э. Эйдемиллера и его группы, но вместе с тем многого мы все еще не знаем. В настоящее время отечественная семейная терапия в основном сводится к тому, что мы выясняем наличие конфликта внутри семьи и ошибки воспитания, но глубинного семейного воздействия все-таки еще оказывать не умеем. И все же этот метод хорош. Пятое. Есть еще один метод, который действительно великолепно воздействует на детей маленького возраста - это так называемое чрезпредметное косвенное внушение. Этот метод используют «бабушки», которые очень хорошо «заговаривают» болезни. На нем же основан эффект плацебо[5], который успешно применяла Груня Ефимовна Сухарева, основоположник детской психиатрии в нашей стране. Как она назначала лекарства! К ней обращаются родители с ребенком. Она говорит: «Да, для того чтобы помочь вашему ребенку, появилось новое заграничное лекарство, которое действует прекрасно, и мы, конечно, обеспечим вашего ребенка этим лекарством. Но сегодня у нас его нет. Первую порцию мы уже апробировали, получили блестящие результаты. Пожалуйста, звоните и ждите, когда мы его снова получим». Начинается период, когда мама осаждает Груню Ефимовну: поступило лекарство или нет. Таким образом, нагнетается состояние ожидания: вот сейчас приедет «чудо-лекарство», которое нам поможет. И наконец, в один прекрасный день, Груня Ефимовна говорит: «Я должна вас обрадовать...» (Я своими глазами видел, насколько это блестяще действует. Авторитет у Груни Ефимовны был совершенно недосягаемый.) «Приезжайте, лекарство появилось!» И вот приезжает вся семья с ребенком. Груня Ефимовна принимает в своем кабинете. Она открывает сейф. Там под семью замками в красивой упаковке находится чудесное лекарство. Она тщательно отсчитывает таблетки. Выдавая каждую таблеточку, она говорит, как лекарство будет действовать: на десятой таблеточке то-то будет, на двадцатой - то-то и т. д. И действительно, результаты были такие, которым приходилось только завидовать: почему у меня это не получается, а у нее получается?! А на самом деле, что это было? Что за «чудесный» препарат она давала? Это был витамин в красивой упаковке или какое-либо совершенно нейтральное средство. Можно таких примеров приводить очень много. Этот метод для детей и их родителей адекватен и хорошо действует. В своей практической работе я также нередко испытывал определенную беспомощность. Не знал, что говорить и делать. И поэтому делал то, что делает большинство из вас: давал общие советы, выписывал рецепты, прописывал лекарства. Лучше-хуже. Надо иметь очень большое мужество и авторитет, чтобы сказать родителям: «Извините, ваш ребенок в том или ином виде лечения не нуждается». И вот в процессе работы у меня вырабатывалась потребность создать что-то такое, что нам может помочь. Постепенно находились отдельные моменты того, из чего сложилась методика, которую я назвал «терапия материнской любовью». Почему так назвал? Да потому, что основополагающей в развитии ребенка - и для вас это тоже не является неожиданностью - является материнская любовь. Без нее дети не могут вырасти здоровыми и счастливыми. Когда-то я был главным детским психотерапевтом Союза и России. В тот период я организовал обследование детских домов для сирот. Посмотрел с комиссией два сиротских детских дома в Москве. В начале самый худший. Плохой сиротский дом. Все плохо: дети грязные, неухоженные. Большая комиссия смотрела: и педиатры были, и офтальмологи, и психиатры, и дефектологи. 94% детей оказались неполноценными, больными. Шесть процентов - условно здоровыми. Затем пошли в хороший, самый лучший детский дом. Дети чистые, красивые, накормленные, и их любят. Все нормально. «Ну, -думаем, - тут все будет хорошо». Однако и здесь 92% детей оказались неполноценными. Правда, уровень тяжелых состояний был меньше. Но все равно 92% детей оказались больными. Значит, социальная среда в этом возрасте не играла решающей роли. А что было общим в той и другой группе? Не было родных мам. Читайте англоязычную литературу, последние работы. Там написано, что если на протяжении первого года жизни рядом с ребенком нет мамы, то маме потребуется не меньше года-полутора, чтобы наверстать упущенное время. А если мамы нет два года, то уже потребуется больше двух-трех лет. А если три года не было мамы, то, что бы потом она ни делала, скорее всего ребенок будет социопатом и иметь набор различных патологических нарушений. Чрезвычайно важно то, что между мамами и детьми существует общее психоэмоциональное поле. Теперь уже ясно, что оно есть. Другой разговор, что пока мы еще не можем его пощупать, не можем его определить и измерить. Возьмем бытовые примеры. Ребенок капризничает, не понятно в чем дело, а оказалось, мама болеет или нервничает. Все хорошо, но вдруг мама начинает чувствовать непонятное беспокойство и дискомфорт. В чем дело? Ищи, что-то неблагополучно с ребенком. Это аксиома: психоэмоциональное состояние мамы целиком отражается на состоянии ребенка. Отсюда лозунг: папы и мужчины, берегите мам и берегите женщин! И на период беременности делайте так, чтобы им было хорошо и спокойно. Лозунг прекрасный, но, к сожалению, его очень трудно осуществить, многие папы этого не понимают, не всегда хотят и могут это делать. На последнем конгрессе петербургские психотерапевты представили очень хорошую статью о том, что огромное значение в развитии ребенка имеет не только период беременности и даже не только момент зачатия, но и то, с каким настроением мама и папа подходят к этому вопросу. Если ребенок желанный, если его ждут, - это одно. А если ребенок нежданный, нежеланный или случайный, то уже само зачатие происходит с каким-то ущербом. Ну, а дальше все ясно. Врачи говорят: патология беременности. Правильно. Мама болеет. С начала беременности мама и ребенок живут маминым сердцем. Плод живет маминой печенью, мамиными почками, маминой кровью. И все, что есть у мамы, есть и у ребенка. Потом, когда я буду говорить о методике, я еще буду говорить об этом подробно. Известно, что плод слышит. Есть расхождения: в четыре месяца он начинает слышать или в пять месяцев. Но плод слышит. И от того, что именно он слышит, в какой-то степени зависит его состояние, его развитие. Он хорошо слушает музыку. Это рекомендуется. Иногда рекомендуется папе поговорить с «маминым животиком». Очень хорошо на плод действует, если папа, конечно, хорошо говорит. А что он чаще всего слышит? А чаще всего он слышит мамин голос. Верно? Мамин голос всегда при нем. Мама-то всегда здесь. А что такое голос? Голос отражает психоэмоциональное состояние мамы. Мама на подъеме, мама в хорошем настроении, у мамы все прекрасно, мама улыбается, и голос у нее радостный... А что еще? А в крови-то у нее «химия радости». Ведь за любой эмоцией еще и химия скрывается. Наш организм - это химическая фабрика. И наоборот. Мама в депрессии, в тревоге, голос потухший и так далее. Что в крови? А в крови - химия тревоги и депрессии. А значит, и плод в тревоге и в депрессии пребывает, как мама. Пока еще не нашли, чем плод защищается от этой химии. Мама в состоянии агрессии, раздражена постоянно, конфликтует с папой и так далее. И что у нее? А у нее «агрессанты», извините за вульгарное слово, агрессанты в крови. И каким рождается ребенок? Ну, в лучшем случае, невропатом. А в худшем - с мощным комплексом врожденной агрессии. Основополагающий момент в жизни ребенка - это роды. Современная жизнь все ставит с ног на голову. С одной стороны, мы все говорим, что нужно или желательно обезболивать роды. С другой, это присуще мужчинам говорить: «Рожайте и страдайте, от Бога же - рожать в муках». Но дело в том, что в момент родов на высоте особого болевого состояния, на высоте этого страдания, сладкого, в большинстве случаев, страдания (ну, кроме, конечно, случаев, когда ребенок нежеланный), происходит мощнейшее замыкание эмоциональной связи между мамой и ребенком. Психотерапевтическое обезболивание не мешает этому, роды под наркозом, возможно, препятствуют. Дальше ребенок растет, мамин голос продолжает звучать. Он постоянно его слышит. Тогда, когда ребенок был в утробе, мы говорили о химии состояний и их обмене с мамой. И эта химия с эмоциональной окраской голоса тесно связана. И когда ребенок уже существует самостоятельно, голос мамы все равно продолжает влиять на его эмоциональное состояние. Теперь уже у него его собственный химический «завод» вырабатывает ту самую химию, которая была в период беременности. Он уже наладился на выработку. Значит, если мама раздражена, то кроме непосредственного психогенного экзогенного воздействия на сознание ребенка идет и эндогенное: ребенок отвечает своей химией на состояние мамы. Ну, а потом еще серьезнее. Ребенок развивается, слово приобретает свое истинное значение. Он начинает понимать слово, и наступает новый этап общения мамы с ребенком: когда надо не только следить за тем, чтобы правильно передавать эмоциональное состояние, но и думать о том, что говоришь. Нужно думать, чего добиваешься в общении с ребенком, не совершаешь ли педагогических ошибок и т. д. Слово - это всеобъемлющий фактор. Физически - слабый раздражитель, психологически - обладающий совершенно неограниченными возможностями воздействия на сознание, подсознание, а через них - и на весь организм человека. Таким образом, есть три момента: психоэмоциональная общность, любовь и мамин голос. На основе использования этих моментов я много лет назад начал создавать свой метод. Метод вроде бы прост и вместе с тем очень сложен. В нем вся психотерапия, и он дает результаты у всех и во всех состояниях. Помните, как Пушкин однажды воскликнул: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Так вот, однажды наступил момент, когда на меня нашло такое же состояние, и я сказал: «Ай да Драпкин, ай да сукин сын!». Произошло это после одного случая. Открывается дверь кабинета. Мама вталкивает нечто непонятное: визжащее, орущее, брыкающееся. И это визжащее, орущее, брыкающееся влетает в кабинет. А у меня в кабинете стоит стол, интересный, старинный. Вы знаете, что дети очень любят в домиках, шалашах сидеть. Поэтому всегда в хорошем детском психотерапевтическом кабинете надо иметь угол, куда они могут залезть, спрятаться. И вот это «нечто» влетает в кабинет, залезает под стол и начинает издавать невероятные звуки. Этому семилетнему ребенку в академическом центре психиатрии на Каширке поставили диагноз: шизофрения, состояние дефекта. Клиническая симптоматика: агрессия, страхи, навязчивость; расстройство вегетосоматических функций: не спит, энкопрез[6], энурез. Совершает суицидальные попытки. Но мало того - он еще пытается нанести повреждения окружающим. Ну есть еще в детской психиатрии что-нибудь, чего нет у этого ребенка? Мама несчастная, очень хорошая женщина, очень интеллигентная, очень любящая. Мы начали работать. Начали в июле, а уже в сентябре этот мальчик пошел в массовую школу. Положительным фактором было то, что у него хороший интеллект. Сейчас он в третьем классе и полное отсутствие симптоматики! Вся психиатрия детская была как бы перечеркнута. Тогда я понял, что, очевидно, живу не зря. И окончательно убедился в истинности своего метода. Как вы думаете, что я сейчас делаю? Я вам навязываю свое мнение. Я сейчас провожу суггестию. Вы же прекрасно понимаете, что я вас сейчас пытаюсь перекрестить в свою веру. Хочу вам внушить, чтобы вы поверили в то, что я говорю, полюбили мой метод и начали бы с любовью им заниматься. Я это делаю не зря. Мой опыт показывает, что у метода очень большие возможности. Это естественно не панацея, но его с успехом можно применять при многих вариантах пограничной психической патологии, включая психосоматику и задержки развития. В будущем это еще и профилактика наркотоксикомании. Потому, что этот метод - проникновение в подсознание, прямая дорога, на которую ребенку можно дать пожизненную установку. Он является частью психологической защиты. Не думайте, что мы берем тяжелого ребенка и из него обязательно сделаем здорового. Но помочь мы можем каждому! Возьмем проблему олигофрении[7]. Олигофрения - это сборная группа дефектных состояний, различных по этиологии. Некоторые виды связаны с грубой органикой или генетически обусловлены. А есть олигофрении, где такой четкой зависимости нет. В их основе таится нечто, на первый взгляд, малозаметное: патология беременности, асфиксия и т. д. Может быть, какое-то заболевание первого года жизни. И, как следствие, идет задержка интеллектуального развития. Трактуются эти состояния как олигофрении, потому что там «олигофренячий» комплекс. Это не банкрот. Это все-таки бедняк, растущий постепенно. Так вот, если мама возьмется за такого ребенка, она сможет в известной степени обеспечить его нормальное развитие. Многолетний опыт показал, что метод не помогает только в одном случае: если мы не находим общего языка с мамой или мама не желает, не хочет работать. Такие случаи есть. Главное же, я говорю своим коллегам - детским психиатрам: когда к вам пришел ребенок с мамой, не надо сразу ему выписывать нейролептики, транквилизаторы. По показаниям: дегидратацию, общеукрепляющее - обязательно надо. Но не надо давать специфические вещества, которые неизвестно как влияют на детский мозг. Вообще-то я вам точно могу сказать, - и надеюсь, среди вас тоже есть такие, - многие препараты я перепробовал на себе. Честно говоря, состояние - не дай Бог. И своему ребенку я бы никогда не стал давать пятьдесят процентов того, что мы давали чужим детям. Мы не знаем глубинных изменений, происходящих в мозге, и поэтому детей от этого надо беречь. И, например, антибиотиками лечить детей необходимо очень осторожно. Они уничтожают кишечную флору. Чем меньше ребенок, тем быстрее она погибает. Это приводит к аутоинтоксикации и всей гамме невротических, соматических и прочих нарушений. Сейчас многие медики стремятся использовать постоянно появляющиеся новые, часто дорогие, лекарственные препараты. Конечно, во многих случаях это необходимо, например, пневмония с осложнениями, однако то, что я говорю, в первую очередь касается психоневрологии, здесь желательно придерживаться принципа: минимально необходимые дозы лекарства и максимально короткие сроки его применения. Ведь есть же много общих и масса народных средств. Вы должны научиться общаться и настраивать соответствующим образом маму. Это зависит от нашей с вами культуры, от нашей с вами опытности, от наших с вами знаний. Это было маленькое введение. Из зала: Как можно все-таки считать, этот метод является специфическим или неспецифическим? Является ли он направленным на какой-то конкретный механизм? - Сначала мы даем и осваиваем базовый вариант метода - он неспецифический. Он действует практически на любого ребенка и помогает ему. Ну что тут плохого, если мама находит способ объяснить своему ребенку, что она его любит?! А дальше на основании того, что мы знаем, и на основании базовой программы для каждого ребенка задается специфическая программа. На базовой программе мама учится работать, а затем она переходит к специфической индивидуальной. Метод работает как индивидуально, так и в малых группах и в больших аудиториях. В больших аудиториях, конечно, работа имеет свои особенности. На прием приходит мама с ребенком. Врачи собирают анамнез, пишут статус, проводят первичную диагностику, назначают какое-то обследование, в т. ч. психологическое. Итак, картина у вас есть: есть ребенок, есть жалобы и есть ваше представление о ребенке. Выслушав жалобы, вы начинаете с мамой общаться. В процессе того, как мама с вами контактирует, у вас создается первое впечатление о ней: об ее эмоциональности, об ее отношении к ребенку. Все мамы разные, и их отношение к детям разное. У психиатров существует такая, с моей точки зрения, неправильная привычка - отдельно в кабинет брать ребенка, а затем отдельно маму или наоборот. Их надо вместе брать, тогда вы многое видите. Именно в процессе их общения на приеме и складывается общее впечатление. Одна мама страдает молча, глаза у нее несчастные, ребенок же делает все, что угодно. Другая мама не дает ребенку пальцем пошевелить, она ему все время делает замечания. Первый этап. После беседы мы с мамой договариваемся: «Мама, я должен Вас проинформировать, что лекарствами я вашего ребенка лечить не буду. Но я Вам предлагаю соответствующую систему работы, которая заключается в том, что Вы с сегодняшнего или с завтрашнего дня начинаете самостоятельно работать со своим ребенком по той системе, которая будет вам предложена». И дальше излагаете систему: «В процессе вашего общения с ребенком имеет значение не столько его прошлое, сколько настоящее. Работая в настоящий момент, мы можем на время вернуться назад и тут же думать о движении вперед, но работать надо «здесь и сейчас». Вы очень многое сможете сделать. Если Вы не надеетесь на меня, то лучше идите к другому специалисту. Я Вам могу преложить только совместную работу. Мы работаем вместе. Вы и я. Причем поначалу моя роль достаточно авторитарна, но по мере работы Ваши значение и роль будут увеличиваться. И я из направляющей и организующей силы превращаюсь Вашего помощника и консультанта, т. е. я буду Вам помогать, но главное будете делать Вы». В процессе подробного знакомства с мамой, когда вы рассказываете о материнской любви, рассказываете о голосе, рассказываете об общности вы должны убедиться, что мама все понимает и хочет работать. И тогда говорите: «Значит, мы с Вами договорились. Приступаем к работе. В чем будет заключаться работа? Сегодня мы начинаем работать по основной базовой программе, которая абсолютно безвредна (если делать грамотно, то действительно - безвредна) и окажет прямое общее неспецифическое оздоравливающее направляющее воздействие на ребенка. Но, единственное, что у Вас не получится, могу вам заранее сказать, я просто этого не допущу, у меня есть такие возможности...» - (запоминайте все эти фразы, вы с этим столкнетесь) - «...это сделать ребенка абсолютно таким, как Вам хочется: послушным, как бы зомбированным. Мы с Вами будем делать ребенка здоровым, радостным, счастливым. Но не послушным, не исполнителем, не роботом. Только здоровым, только радостным, только способным к развитию». Мы должны помнить общий закон психотерапии: мы всячески стремимся уйти от фраз и суггестии с частицей «не»: «не будет», «не следует» и так далее. Такого мы стараемся не говорить. Мы всегда говорим о позитиве, о том, что будет хорошее, и не фиксируем внимание на плохом, т. е. настраиваем маму на позитив: на развитие, на радость и здоровье. Наконец, вы чувствуете, что мама готова работать. Тогда вы даете маме базовую программу. Вы говорите: «Мамочка, теперь садитесь, берите бумагу, я Вам буду диктовать базовую программу, состоящую из четырех блоков. Это как бы ночная сказка. Примерно через 20-30 минут после того, как Ваш ребенок заснул. Вы садитесь рядом с ним, берете программу. Пока Вы ее не выучите. Вы ее читаете. Ваша рука должна быть рядом с ручкой или головкой ребенка. Можно подстраиваться под его дыхание, а можно не подстраиваться, потому что иногда это просто трудно: следить за текстом и дыханием. И дальше Вы по программе читаете фразы - программа состоит из фраз. Прочитав фразу, Вы ее затем мысленно передаете ребенку, как бы вкладываете свою мысль в его сознание. Мысли материальны, Вы это знаете! Затем ту же фразу повторяете вслух. И так идете по всей программе». «Сказка наша состоит из четырех блоков. Каждая фраза базовой программы проверена и отработана на многих детях. И ее формулировка уже достаточно постоянна. Фразы базовой программы желательно не менять. Это жесткий стереотип, по нему, пожалуйста, и идите». Работа по базовой программе является как бы испытательным сроком. В зависимости от того, как мама ее будет воспринимать, как мама ее будет реализовывать, как мама будет работать, вы понимаете, стоит ли продолжать лечение. Примерно 15-20% мам не могут работать по нашему методу, но остальные работают - и работают хорошо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.011 с.) |