Краткий экскурс в историю аюрведы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий экскурс в историю аюрведы



 

Аюрведа - это часть Вед, древних текстов, истоки которых теряются в глубине тысячелетий. Время не сохранило общепризнанных археологических свидетельств периода возникновения Вед, и поэтому нам остается довольствоваться только гипотезами.

Индуизм считает, что Веды – это вечный, не сотворенный человеком источник знаний. В начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма получает ведическое знание. В конце космического цикла ведическое знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Человечество получило эти богооткровенные знания с помощью просветленных мудрецов (риши), которые установили связь с духовным миром, не утратив связи с материальным миром.

На протяжении миллионов лет риши поддерживали передачу ведического знания от учителя к ученику в устной стихотворной форме на санскрите.

Согласно ведическому летоисчислению примерно пять тысяч лет назад в конце Двапара-юги наступила эпоха деградации, и качества людей, в том числе качество памяти, стали сильно убывать. И поэтому традиция передачи знания из уст в уста, потребовала записывать их. В связи с этим часть ведического вечного знания была записана и разделена на четыре Веды великим просветлённым мудрецом Вьясадевой, ныне считающимся Воплощением Господа.

Существует и другая гипотеза возникновения Вед, как наследия древней арийской цивилизации, существовавшей 30-35 тысяч лет назад. Это был очень гармоничный, процветающий мир высокодуховных людей, высочайшей культуры, этики и морали, религии и искусств. Древние арии сознательно избегали технократического пути развития, жили в гармонии с природой, ведали законы эволюции сознания и накопили огромные знания, которые и составили Веды. Древние арии не пользовались письменностью, так как обладали идеальной памятью и способностью мгновенной передачи информации.

Но, примерно 30-32 тысячи лет назад произошла глобальная космическая катастрофа, которая прекратила существование древней арийской цивилизации. Вероятно, это событие способствовало возникновению легенд о всемирном потопе. Катастрофа унесла большую часть населения планеты. Спасшиеся арии мигрировали по Евразии и постепенно оседали в районе современной Индии.

Попав в экстремальные условия и превратившись в кочевой народ, арии начали безвозвратно терять свои сверхспособности по части памяти и передачи информации. Перед ними стала задача сохранения ведических знаний, и они были зафиксированы при помощи письменности.

Как можно заметить, эти две гипотезы происхождения Вед не противоречат друг другу. Вполне можно допустить, что древние арии и были теми просветленными мудрецами, которые получили богооткровенные ведические знания и сформировали традицию их устной передачи, пока и не записали их в виде Вед.

Современная историческая наука датирует написание Вед периодом от 3,5 до 6 тысяч лет назад, что делает их одним из древнейших священных писаний Земли.

Веды – это систематизированные многоуровневые знания. Их содержание охватывает буквально всё, от духовных до материальных знаний: религия и философия, астрономия и астрология, физика и математика, политология и социология, медицина и психология, архитектура и другие отрасли прикладных знаний. Веды содержат знания о духовной природе человека, о реинкарнации и законах кармы, о смысле и предназначении жизни. Веды содержат удивительно точную и исчерпывающую информацию о временных циклах, о прошлом и будущем. В числе прочего в Ведах можно найти предсказания прихода Будды, Иисуса Христа, Магомета и даже английской королевы Виктории. В самих Ведах утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним – просто капля в море.

Согласно каноническому делению, Веды имеют определенную структуру. Основными писаниями являются самхиты - сборники мантр, обращенные к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы». Они считаются самой древней частью Вед. Существуют четыре самхиты: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда.

К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты и, как правило, изложены в прозе.

Также к ведической литературе принято относить такие писания, как: Махабхарата (в неё входит азбука духовной жизни - Бхагавад Гита), Рамаяна, Пураны, Панчаратра.

И наконец, ещё существуют околоведические тексты, вторичные Веды - упаведы. Они представляют собой руководства по различным отраслям знания: Аюрведа - медицина, Дханур-веда - боевые искусства, Гандхарва-веда - музыка и священные танцы, Астра-шастра - военная наука, Стхапатья-веда – архитектура, Шилпа-шастры - искусство и ремёсла.

Таким образом, аюрведа является вторичной Ведой, производной от четырех основных Вед, которые содержат основные принципы медицинской науки – концепцию трёх дош, учение о семи дхату, учение о пищеварении и обмене веществ, а также описания анатомии человека, сведения о многих болезнях, информацию о лекарственных растениях, описание различных хирургических операций. Большинство аюрведических знаний сосредоточено в Атхарва-веде.

Для дальнейшего экскурса в историю аюрведы следует отметить важный момент. Аюрведа, как данное свыше богооткровенное ведическое знание, считается законченным знанием о здоровье, потому что содержит полный, законченный и самодостаточный алгоритм поддержания здоровья. Этот алгоритм невозможно дополнить, улучшить, изменить. Поэтому история аюрведы не является хронологией развития или упадка, расширения или сужения, как это свойственно большинству отраслей науки. Аюрведа – это все, какие только могут быть, основополагающие принципы здоровья на все времена, здесь не может быть открытий новых принципов и расширения знаний. Поэтому дальнейшая история аюрведы – это её толкование и понимание, адаптация и практика применения в соответствии с принципом ведического знания «место – время – обстоятельства» (деша-кала-патра).

История содержит упоминания об отдельных трудах по аюрведе. Но на сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов. К счастью, сохранились три самых важных, авторитетных и известных аюрведических текстов, которые являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных трудов по аюрведе: «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита».

Канон «Чарака-самхита» создан приблизительно в 150 году н.э. Чаракой. Этот канон посвящен аюрведической терапии. В нем содержится подробное изложение методов обследования, диагностики и лечения различных заболеваний, детальное описание процедур панчакармы, рецептуры многочисленных лекарственных составов, а также подробные предписания по их сбору, приготовлению и применению.

Канон «Сушрута-самхита» создан приблизительно в 350 году н.э. Сушрутой. Это завершённый труд по практической хирургии. В нём раскрыты причины и механизмы развития различных заболеваний, описано более 300 видов операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств, заложены основы гирудотерапии и иглотерапии. Сушрута задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова - секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера - способ прививки против оспы. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой.

Канон «Аштанга-хридайам-самхита» создан приблизительно в VI веке н. э. Вагбхатой. В этом труде Вагбхата объединил и описал все направления аюрведы. Автору удалось написать подробный и универсальный, но вместе с тем, краткий и понятный учебник аюрведической медицины, по которому вот уже четыре века учатся аюрведические врачи.

I-IX столетия стали «золотым веком» классических трудов по аюрведе. В это время помимо уже упомянутых «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридайам-самхита», были созданы: знаменитый трактат по диагностике «Мадхава-нидана-самхита», подробнейший словарь лекарственных средств «Бхавапракаша-нигханту», ставший классическим канон по пульсовой диагностике «Шарнгадхара-самхита». Свое развитие в трактатах и комментариях получили хирургическая, терапевтическая и педиатрическая традиции Аюрведы.

Вместе с тем, справедливости ради, следует отметить, что не обошлось и без ошибок и искажений первоначального ведического знания. В человеческой истории сложилась негативная тенденция искажения священных текстов в угоду интересов власть предержащих. И Ведам не удалось, хотя и в меньшей мере по сравнению с другими духовными традициями, избежать этих кощунственных поправок.

Так наиболее ранние части Вед содержат философскую идею о четырех видах служения, полную духа свободы и социального равенства. Но впоследствии под воздействием политических интересов господствующего класса эта идея преобразовалась в отвратительную кастовую систему. Кроме того, жреческое сословие активно закрепляло в околоведической литературе идею «чистоты» духовного мира и «нечистоты» материального мира и требовало свести к минимуму взаимодействие с физическими аспектами жизни, что вылилось в пренебрежительное отношении к медицинской практике. Некоторые историки считают, что буддийская идея ненасилия пагубно сказалась на распространении аюрведической хирургии. Эти примеры иллюстрируют, что письменные Веды, особенно более поздние по написанию части Вед и околоведическая литература, к сожалению, содержат искажения отдельных ведических идей.

Аюрведа оказала большое влияние на развитие китайской, тибетской, арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Вместе с целебными травами по миру распространялись и аюрведические знания.

Основоположники различных медицинских школ адаптировали аюрведу к национальной специфике своих стран: традициям, образу жизни, религии.

Аюрведические знания проникали в Грецию. Так известно, что Гиппократ интересовался ведической медицинской наукой и испытывал её влияние при написании своих трудов. В 326 году до н.э. Александр Македонский вторгся в северную Индию. Император был поражен искусством аюрведических целителей и, уходя, увез некоторых врачей с собой в составе своей свиты.

К 400 году н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский и оказали огромное влияние на китайскую медицину. В 700 году н.э. китайские студенты изучали аюрведическую медицину в индийском университете в Наланде.

Особенно активно аюрведа начала проникать в область Тибета с VII века н.э., когда личным врачом правителя Тибета был приглашен аюрведический врач. Трактат «Аштанга-хридайам-самхита» лег в основу трактата по тибетской медицине «Чжуд Ши».

В 800 году н.э. аюрведические работы были переведены на арабский язык. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе.

В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил свое учение, во многом заимствовавшее положения из аюрведы.

В XVII веке хирурги Ост-Индской компании обучались у аюрведистов искусству ринопластики.

В период британского колониального господства в Индии аюрведическая медицина подверглась гонениям. В 1833 году по распоряжению Ост-Индской компании были закрыты все аюрведические колледжи. На протяжении почти ста лет аюрведа считалась «медициной бедняков» и применялась только в деревнях, жители которых не имели доступа к западной медицине или не могли оплачивать услуги врачей.

Но вслед за тем, как Индия вновь обрела независимость, аюрведа возродилась и стала соперничать с западной медициной на равных. В настоящее время средствами аюрведы лечатся около 70% жителей Индии.

Ещё в XIX веке немецкие специалисты перевели из трактата «Сушрута-самхита» описание пластических операций по восстановлению повреждений лица, что положило начало развитию пластической хирургии. И сегодня пластические хирурги во всем мире считают Сушруту отцом своего искусства.

В настоящее время аюрведа официально применяется и пользуется государственной поддержкой наравне с западной европейской медициной в ряде стран: Индия, Шри Ланка, Непал. Всемирная организация здравоохранения ООН признала аюрведу альтернативной медицинской системой наряду с гомеопатией и китайской медициной.

Во всем мире растет интерес к аюрведе как у населения, так и у медицинских специалистов. В западных странах появляется все больше частнопрактикующих аюрведических врачей и клиник, налаживается поставка и производство аюрведических препаратов, выпускается популярная литература, идеи аюрведического здорового образа жизни постепенно завоевывают новых сторонников. И сегодня аюрведа продолжает адаптироваться к современным условиям западного мира во благо всех живых существ.

Основные принципы аюрведы

Любое знание неизбежно несет на себе отпечаток языка, на котором выражены его идеи. Ведическое знание избрало своим языком санскрит. Именно на нем Веды были явлены ришам, передавались из уст в уста и были закреплены письменно. В этом языке каждое слово имеет множество уровней значений, порой очень отдаленных, но на самом деле связанных между собой. Санскрит – это язык синтеза, передающий целостную неразделенную на части картину мира, это непревзойденное средство выражения абстрактных истин. Поэтому изложение принципов Аюрведы на любых других языках неизбежно приводит к некоторым погрешностям и затрудняет понимание изначального смысла. Кроме того, интегральный характер ведических терминов, объединяющий различные сферы знаний (философия, религия, медицина, психология и др.), затрудняет их восприятие западным умом, излишне привыкшем к узкой специализации и материалистичности. Следует учитывать эти особенности терминологии при изучении ведических знаний. Ниже мы кратко рассмотрим основные принципы Аюрведы.

Аюрведа – это знание о жизни, об истинной природе человека – его духовной природе, которая бессмертна и вечно мигрирует из одного физического тела в другое.

Аюрведа, как система знаний, провозглашает следующие подходы и принципы:

- Опора на философию персонализма (санкхья): учет и духовного и материального аспекта бытия, личностный подход к природе человека.

- Целостность человека, как биологического объекта: тесная неразрывная взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем.

- Целостность человека, как психосоматического объекта: взаимное влияние сознания, эмоций и физиологии.

- Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией.

- Индивидуальный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности.

- Приоритет профилактики над лечением.

- Диагностика заболеваний на ранних стадиях.

- Натуропатические методы терапии.

 

Всё многообразие материального мира: звезды, планеты, континенты, океаны, растения, животные, тело человека и все прочее, что нас окружает образовано различными комбинациями первоэлементов (панча-маха-бхута).

Первоэлементы – принципы (стихии, элементы), характеризующие строение и свойства неорганической и органической материи. Их пять: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Это не вещественные элементы, из которых складывается материя, а скорее некие абстрактные принципы.

Эфир (акаша) – принцип пространства, аналог такого понятия современной науки, как физический вакуум.

Воздух (вайю) – принцип движения материи или газообразное состояние вещества.

Огонь (агни) – принцип трансформации материи и энергии, или плазменное состояние вещества.

Вода (джалья) – принцип взаимодействия (информации, связи) или жидкое состояние вещества.

Земля (притхви) – принцип структуры или твёрдое состояние вещества.

Пять первоэлементов образуют в попарных сочетаниях три динамические силы — три формы взаимодействия, именуемые дошами или тридоша. «Доша» в переводе с санскрита означает «то, что нестабильно», «то, что выходит из равновесия». И действительно, доши находятся в постоянном движении, поддерживая между собой динамическое равновесие.

Тридоша – это ключевое понятие Аюрведы, очень сложное по своей сути. Среди специалистов не утихает полемика по поводу толкования их смысла и возможности аналогий в терминах современной медицины. Приведу для примера мнение уважаемого российского аюрведиста Ветрова И.И., изложенное в книге «Основы аюрведической медицины»: «Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дош - ваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к нервной системе, питта - к катаболическому звену гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха - к анаболическому звену гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши фактически являются управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма».

Но я разделяю мнение другого российского специалиста по аюрведе Суботялова М.А. о нежелательности прямых аналогий между понятиями Аюрведы и современной медицины. По моему мнению, аналогии допустимы, если это делается для наглядности, но при этом следует обязательно оговаривать, что современные термины не полностью охватывают смысл аюрведического понятия. Лично я придерживаюсь следующего определения дош:

Доши - это основополагающие жизненные силы, или биологические факторы, обуславливающие все физиологические и психические процессы в организме. Это три составляющие жизненной силы или энергии, которая в индийской традиции именуется «прана», в китайской – «ци», в японской – «ки».

Доши присущи только живым существам, состоящим из органической материи. И без их движения жизнь была бы невозможна. На санскрите доши называются: Вата – «воздух», Питта – «желчь» и Капха – «слизь».

Вата-доша образована сочетанием первоэлементов: воздух и эфир.

Питта-доша образована сочетанием первоэлементов: огонь и вода.

Капха-доша образована сочетанием первоэлементов: вода и земля.

Каждая из дош обладает характерными свойствами. Вагбхатта, великий комментатор Аюрведы, пишет: «Вата - сухая, легкая, холодная, шершавая, тонкая и возбужденная. Питта - слегка маслянистая, острая, горячая, легкая, с неприятным запахом, подвижная и жидкая. Капха - сырая, холодная, тяжелая, вязкая, мутная, мягкая и плотная». (Аштанга-Хридая-самхита I, 11 - 12).

Вата - в основном сухая, холодная и легкая. Питта - в основном горячая, влажная и легкая. Капха - в основном тяжелая, холодная и влажная. Таким образом, каждая доша имеет с любой другой дошей одно общее свойство и два противоположных.

В каждом человеке обязательно присутствуют все три доши, но их соотношение может быть различным. Возможные комбинации дошей образуют понятие конституция или тип конституции. От того, какая доша представлена в большем количестве, и зависит тип конституции каждого человека. Конституцию принято условно обозначать комбинацией первых букв в названиях дош, располагая их по убыванию, например ВПК (вата-доша преобладает над питта-дошей, а питта-доша больше капха-доши).

Если в конституции человека одна из дош значительно преобладает над двумя другими, принято говорить о моноконституции (например - В). Если у человека значительно выражены две доши, а третья - очень мало, то принято говорить о двойной конституции (например – ВП). Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши - «тройная конституция» (например - ВПК). Критерием значительного преобладания принято считать превышение одного значения доши над другим более чем в 1,5 раза.

Конституция человека или уникальное, свойственное только ему, соотношение дошей и определяет индивидуальные характеристики человека: антропометрические, физиологические и психологические. На всей планете не найдется двух абсолютно одинаковых людей, но для удобства диагностики и лечения болезней в аюрведе выделяется десять типов конституции: В, П, К, ВП, ПК, ВК, ПВ, КП, КВ, ВПК. В мире нет других медицинских систем, которые столь индивидуально подходят к пациенам.

Врожденная конституция человека (соотношение дош), установившаяся в момент его зачатья называется пракрити (природа). Пракрити отражает изначальную природу человека с которой он пришел в этот мир.

Но со временем, под действием различных факторов (среда обитания, питание, образ жизни и т.п.) изначальное соотношение дош нарушается и возникает текущая конституция человека.

Текущая конституция человека, установившаяся в определенный момент времени называется викрити. Викрити отражает состояние здоровья человека в определенный момент. Пракрити определяется астрологическим путем, а викрити – при помощи пульсовой диагностики и анкетирования.

Для здоровья необходимо равновесие тридоши. Преобладание одной или двух дош в конституции человека, то есть нарушение баланса тридоши, и есть изначальная причина болезней. Поэтому задача исцеления состоит в установлении равновесия дош, путем снижения преобладающих дош. Это достигается применением различных процедур, препаратов и продуктов питания, свойства и вкусы которых противоположны основным свойствам доминирующих дош.

Но среди специалистов по Аюрведе нет единого мнения по вопросу соотношения пракрити и викрити. Для примера, приведу мнение Васанта Лада, изложенное в книге «Домашние средства Аюрведы»: «Когда в текстах Аюрведы говорится, что здоровье достигается при уравновешивании дош, это не означает, что вы должны стараться иметь равные количества ваты, питты и капхи. Это означает восстановление и сохранение соотношения дош, имевшего место при вашем зачатии. Эта соотношение является оптимальным для вас».

Я в этом вопросе придерживаюсь мнения российского специалиста по Аюрведе Головинова А.Ю., которое он высказал в своем блоге: «Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана 1.20 гласит: болезнь есть неравновесие дош, здоровье — равновесие дош». Суть в том, что и викрити, и пракрити ущербны, так как наличие дисбаланса дош ведет к болезни. Единственное гармоничное состояние — это ТРИДОША. Но насколько его реально достичь в течение одной жизни? Изначальная пракрити является весьма серьезным препятствием. И достижение полного баланса дош часто становится всего лишь вектором для приложения усилий, некой путеводной звездой, которую невозможно достичь, но которая, тем не менее, задает верное направление для жизни. Устранение действия викрити и приход к пракрити – это не есть конечная цель, это всего лишь этап пути. Просто так разматывается клубок последствий неправильного образа жизни».

Еще одним основополагающим понятием Аюрведы являются гуны (свойства).

Гуны – это основные природные начала, которые мотивируют различные проявления человеческого характера. Гуны очень динамичны, они влияют на нашу психику и определяют уровень сознания. Их взаимные сочетания создают всевозможные оттенки нашей психики и характера.

Существует три гуны:

Саттва – гуна благости, чистоты и покоя.

Раджас – гуна страсти и действий.

Тамас – гуна невежества и инертности.

Аюрведа, как система знаний, содержит большое число абстрактных концепций, понятий, принципов. Но эти сугубо теоретические знания закладывают надежную основу для практических методов поддержания здоровья и исцеления болезней.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.035 с.)