Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семиряжко Александр Яковлевич↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аюрведический взгляд На здоровье и болезнь. Выполнил: Семиряжко Александр Яковлевич Проверил: Суботялов Михаил Альбертович Новосибирск 2011 СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие………………………………………………….3 Введение……………………………………………………….4 1. Краткий экскурс в историю аюрведы…………..5 2. Основные принципы аюрведы……………………10 3. Аюрведическая концепция здоровья………….13 3.1. Цели Аюрведы - цели здоровья……………………………14 3.2. Четыре уровня здоровья……………………………………16 4. Аюрведическая концепция болезни……………19 4.1. Причины возникновения болезней………………………...19 4.2. Механизм развития болезни…………………………….….22 4.3. Болезнь и принцип тридоша………………………………..24 4.4. Аюрведическая классификация болезней………………....26 4.5. Основные направления исцеления………………………....27 Заключение……………………………………………..……29 Список использованной литературы и других источников.…..30
Предисловие
Кто я, откуда и куда я иду, в чем смысл, цель и предназначение моей жизни? Каждый человек рано или поздно задаёт эти «вечные» вопросы. Каждый человек ищет ответы на эти вопросы, прибегая к помощи родителей, общества, государства, религии, образования, культуры, науки, идеологии. Каждый человек находит те или иные ответы на эти вопросы и обязательно, осознано или неосознанно, формирует свою личную позицию по данным вопросам. Это может быть четко сформулированная интеллектуальная концепция, а может быть интуитивное ощущение или набор догматических правил. Каждый человек ищет, находит, и в той или иной форме формулирует ответы на эти «вечные» вопросы, и эти ответы закладывают фундамент его мировоззрения и во многом определяют линию его жизни. С течением времени под воздействием различных факторов мировоззрение человека может претерпевать изменения, и тогда будет меняться и вектор судьбы человека. В процессе обучения по программе курса «Традиционные системы оздоровления» я познакомился с Ведической концепцией мироздания, местом и предназначением человека. Тысячелетняя мудрость Вед вступила во взаимодействие с моими личными мировоззренческими взглядами и очаровала меня своим глобальным системным подходом, авторитетностью и практической полезностью. Поэтому в этой работе я ставлю перед собой задачу в рамках заявленной темы обобщить и систематизировать полученную информацию, трансформировать полученные знания в убеждения и руководство к действию. Здоровье и болезнь, пожалуй, нет другой настолько актуальной и постоянной темы человеческого общения. И правила хорошего тона, и искренний интерес, и сострадание движут нами, когда мы интересуемся здоровьем, высказываем пожелания здоровья при общении с другими людьми. Хорошее здоровье и отсутствие болезней – мечта каждого человека. Это тот редкий случай, когда общество имеет единую точку зрения и безоговорочно разделяет это желание. Казалось бы, при такой актуальности вопроса, единстве целей, мощных материальных ресурсах и достижениях современной науки и техники цивилизация давно должна была выработать эффективные пути решения проблемы здоровья и болезней. Но не всё так просто. Попробуем разобраться в этих вопросах.
Введение
Развитие цивилизации делает мир всё более безопасным и комфортным. Современная высокотехнологичная медицина победила множество болезней. И всё же люди не стали здоровее и всё больше страдают от внутренней неудовлетворенности. Этот парадокс побуждает нас обратить внимание на традиционные системы оздоровления, попытаться переосмыслить их мудрость, и интегрировать их опыт с достижениями современной науки и технологии. И здесь мы с надеждой уповаем на аюрведу. Аюрведа - древнейшая система оздоровления, испытанная и проверенная миллионами людей на протяжении тысячелетий. Цель аюрведы - достижение физического и душевного здоровья путем установления равновесия во внутренней сфере человека и его гармонии с окружающим миром. Слово «аюрведа» в буквальном переводе означает «наука о естественной жизни». Это традиционная система оздоровления, которая является частью Ведической культуры древней арийской цивилизации, существовавшей десятки тысячелетий назад. Аюрведа послужила родоначальницей китайской и тибетской национальных медицинских систем и заложила основы современной западной научной медицины. В настоящее время, несмотря на значительные достижения современной медицины, аюрведа не утратила своей ценности и переживает настоящий бум среди западных специалистов и населения. Хочу особо остановиться на вопросе сравнения аюрведы и современной медицины. В отличие от современной медицины, аюрведическая концепция здоровья опирается на Ведическую философскую платформу, учитывает духовный аспект мироздания, основывается на принципах целостности человека и его единстве с окружающим миром, придерживается индивидуального подхода к пациенту и учета его конституциональных особенностей и психоэмоциональной сферы. Как видим, эти отличия существенны и не в пользу современной медицины. Но я не разделяю точку зрения отдельных авторов в вопросе противопоставления аюрведы и современной т.н. «официальной медицины», и необоснованного умаления её достижений. Я считаю, что современная медицина оказалась неспособна обеспечить здоровье общества в силу определенных недостатков развития самого общества. Официальная западная медицина возникла как результат воплощения ведического принципа «место – время – обстоятельства», приложенного к аюрведе в условиях эллинской культуры. Но в последствие эти обстоятельства изменились столь сильно, что медицина утратила живой дух аюрведы. Медицина – это отрасль общественного хозяйства, которая функционирует по экономическим законам и должна удовлетворять специфические запросы общества в области здоровья. История распорядилась так, что общество, только прикрываясь духовными идеалами, на деле избрало технократический путь развития, где человек был заменен на потребителя. Движущей силой общественного развития стала идея максимального удовлетворения текущих потребностей человека и формирование новых ещё более ресурсоемких потребностей. Эта общественная парадигма противоречит духовной природе человека и здоровому образу жизни, как основе здоровья. Общество ставит перед медициной задачу как можно быстрее «подлатать» человека, чтобы вернуть работника на производство, а потребителя – к прилавку. При этом медицина, являясь отраслью экономики, копирует экономическую модель общества: удовлетворяет спрос на медицинские услуги таким образом, что потребности в этих услугах неизменно растут. Медицина выполняет запросы общества: побеждает симптомы болезней, а болезни остаются, побеждает болезни, а здоровья нет. Я привожу здесь и далее эти рассуждения для того, чтобы обосновать необходимость перемены взглядов на предназначение человека и его здоровье с раджасичных позиций потребительского общества на саттвичную ведическую духовную платформу. Тем же, кто ставит под сомнение реальность достижения этой цели, кто уверен в незыблемости современной господствующей парадигмы, хочу напомнить, что в исторической перспективе идеалы потребительского общества существует несопоставимо короткое время по сравнению с Ведической духовной традицией. Верно и другое, что начинать перемены общественных устоев следует с самого себя. Здесь будет уместно привести слова Махатмы Ганди: «Давайте станем той переменой, которую мы хотим увидеть в окружающем мире».
Основные принципы аюрведы Любое знание неизбежно несет на себе отпечаток языка, на котором выражены его идеи. Ведическое знание избрало своим языком санскрит. Именно на нем Веды были явлены ришам, передавались из уст в уста и были закреплены письменно. В этом языке каждое слово имеет множество уровней значений, порой очень отдаленных, но на самом деле связанных между собой. Санскрит – это язык синтеза, передающий целостную неразделенную на части картину мира, это непревзойденное средство выражения абстрактных истин. Поэтому изложение принципов Аюрведы на любых других языках неизбежно приводит к некоторым погрешностям и затрудняет понимание изначального смысла. Кроме того, интегральный характер ведических терминов, объединяющий различные сферы знаний (философия, религия, медицина, психология и др.), затрудняет их восприятие западным умом, излишне привыкшем к узкой специализации и материалистичности. Следует учитывать эти особенности терминологии при изучении ведических знаний. Ниже мы кратко рассмотрим основные принципы Аюрведы. Аюрведа – это знание о жизни, об истинной природе человека – его духовной природе, которая бессмертна и вечно мигрирует из одного физического тела в другое. Аюрведа, как система знаний, провозглашает следующие подходы и принципы: - Опора на философию персонализма (санкхья): учет и духовного и материального аспекта бытия, личностный подход к природе человека. - Целостность человека, как биологического объекта: тесная неразрывная взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем. - Целостность человека, как психосоматического объекта: взаимное влияние сознания, эмоций и физиологии. - Целостность человека и окружающего мира: жизненно важное взаимное влияние и постоянный обмен энергией, материей и информацией. - Индивидуальный подход к пациенту, учитывающий его конституциональные особенности. - Приоритет профилактики над лечением. - Диагностика заболеваний на ранних стадиях. - Натуропатические методы терапии.
Всё многообразие материального мира: звезды, планеты, континенты, океаны, растения, животные, тело человека и все прочее, что нас окружает образовано различными комбинациями первоэлементов (панча-маха-бхута). Первоэлементы – принципы (стихии, элементы), характеризующие строение и свойства неорганической и органической материи. Их пять: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Это не вещественные элементы, из которых складывается материя, а скорее некие абстрактные принципы. Эфир (акаша) – принцип пространства, аналог такого понятия современной науки, как физический вакуум. Воздух (вайю) – принцип движения материи или газообразное состояние вещества. Огонь (агни) – принцип трансформации материи и энергии, или плазменное состояние вещества. Вода (джалья) – принцип взаимодействия (информации, связи) или жидкое состояние вещества. Земля (притхви) – принцип структуры или твёрдое состояние вещества. Пять первоэлементов образуют в попарных сочетаниях три динамические силы — три формы взаимодействия, именуемые дошами или тридоша. «Доша» в переводе с санскрита означает «то, что нестабильно», «то, что выходит из равновесия». И действительно, доши находятся в постоянном движении, поддерживая между собой динамическое равновесие. Тридоша – это ключевое понятие Аюрведы, очень сложное по своей сути. Среди специалистов не утихает полемика по поводу толкования их смысла и возможности аналогий в терминах современной медицины. Приведу для примера мнение уважаемого российского аюрведиста Ветрова И.И., изложенное в книге «Основы аюрведической медицины»: «Согласно Аюрведе жизнедеятельность организма зависит от стабильности системы дош - ваты, питты и капхи. Эти доши являются интегральными функциями нейроэндокринной системы. Вата относится к нервной системе, питта - к катаболическому звену гормональной системы и ферментам, вызывающим распад тканей и энергетических запасов организма, а капха - к анаболическому звену гормональной системы и биологически активным веществам, обеспечивающим стабильность и защиту тканей. Три доши фактически являются управляющими принципами гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма». Но я разделяю мнение другого российского специалиста по аюрведе Суботялова М.А. о нежелательности прямых аналогий между понятиями Аюрведы и современной медицины. По моему мнению, аналогии допустимы, если это делается для наглядности, но при этом следует обязательно оговаривать, что современные термины не полностью охватывают смысл аюрведического понятия. Лично я придерживаюсь следующего определения дош: Доши - это основополагающие жизненные силы, или биологические факторы, обуславливающие все физиологические и психические процессы в организме. Это три составляющие жизненной силы или энергии, которая в индийской традиции именуется «прана», в китайской – «ци», в японской – «ки». Доши присущи только живым существам, состоящим из органической материи. И без их движения жизнь была бы невозможна. На санскрите доши называются: Вата – «воздух», Питта – «желчь» и Капха – «слизь». Вата-доша образована сочетанием первоэлементов: воздух и эфир. Питта-доша образована сочетанием первоэлементов: огонь и вода. Капха-доша образована сочетанием первоэлементов: вода и земля. Каждая из дош обладает характерными свойствами. Вагбхатта, великий комментатор Аюрведы, пишет: «Вата - сухая, легкая, холодная, шершавая, тонкая и возбужденная. Питта - слегка маслянистая, острая, горячая, легкая, с неприятным запахом, подвижная и жидкая. Капха - сырая, холодная, тяжелая, вязкая, мутная, мягкая и плотная». (Аштанга-Хридая-самхита I, 11 - 12). Вата - в основном сухая, холодная и легкая. Питта - в основном горячая, влажная и легкая. Капха - в основном тяжелая, холодная и влажная. Таким образом, каждая доша имеет с любой другой дошей одно общее свойство и два противоположных. В каждом человеке обязательно присутствуют все три доши, но их соотношение может быть различным. Возможные комбинации дошей образуют понятие конституция или тип конституции. От того, какая доша представлена в большем количестве, и зависит тип конституции каждого человека. Конституцию принято условно обозначать комбинацией первых букв в названиях дош, располагая их по убыванию, например ВПК (вата-доша преобладает над питта-дошей, а питта-доша больше капха-доши). Если в конституции человека одна из дош значительно преобладает над двумя другими, принято говорить о моноконституции (например - В). Если у человека значительно выражены две доши, а третья - очень мало, то принято говорить о двойной конституции (например – ВП). Гораздо реже встречаются люди, у которых значительно выражены все три доши - «тройная конституция» (например - ВПК). Критерием значительного преобладания принято считать превышение одного значения доши над другим более чем в 1,5 раза. Конституция человека или уникальное, свойственное только ему, соотношение дошей и определяет индивидуальные характеристики человека: антропометрические, физиологические и психологические. На всей планете не найдется двух абсолютно одинаковых людей, но для удобства диагностики и лечения болезней в аюрведе выделяется десять типов конституции: В, П, К, ВП, ПК, ВК, ПВ, КП, КВ, ВПК. В мире нет других медицинских систем, которые столь индивидуально подходят к пациенам. Врожденная конституция человека (соотношение дош), установившаяся в момент его зачатья называется пракрити (природа). Пракрити отражает изначальную природу человека с которой он пришел в этот мир. Но со временем, под действием различных факторов (среда обитания, питание, образ жизни и т.п.) изначальное соотношение дош нарушается и возникает текущая конституция человека. Текущая конституция человека, установившаяся в определенный момент времени называется викрити. Викрити отражает состояние здоровья человека в определенный момент. Пракрити определяется астрологическим путем, а викрити – при помощи пульсовой диагностики и анкетирования. Для здоровья необходимо равновесие тридоши. Преобладание одной или двух дош в конституции человека, то есть нарушение баланса тридоши, и есть изначальная причина болезней. Поэтому задача исцеления состоит в установлении равновесия дош, путем снижения преобладающих дош. Это достигается применением различных процедур, препаратов и продуктов питания, свойства и вкусы которых противоположны основным свойствам доминирующих дош. Но среди специалистов по Аюрведе нет единого мнения по вопросу соотношения пракрити и викрити. Для примера, приведу мнение Васанта Лада, изложенное в книге «Домашние средства Аюрведы»: «Когда в текстах Аюрведы говорится, что здоровье достигается при уравновешивании дош, это не означает, что вы должны стараться иметь равные количества ваты, питты и капхи. Это означает восстановление и сохранение соотношения дош, имевшего место при вашем зачатии. Эта соотношение является оптимальным для вас». Я в этом вопросе придерживаюсь мнения российского специалиста по Аюрведе Головинова А.Ю., которое он высказал в своем блоге: «Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана 1.20 гласит: болезнь есть неравновесие дош, здоровье — равновесие дош». Суть в том, что и викрити, и пракрити ущербны, так как наличие дисбаланса дош ведет к болезни. Единственное гармоничное состояние — это ТРИДОША. Но насколько его реально достичь в течение одной жизни? Изначальная пракрити является весьма серьезным препятствием. И достижение полного баланса дош часто становится всего лишь вектором для приложения усилий, некой путеводной звездой, которую невозможно достичь, но которая, тем не менее, задает верное направление для жизни. Устранение действия викрити и приход к пракрити – это не есть конечная цель, это всего лишь этап пути. Просто так разматывается клубок последствий неправильного образа жизни». Еще одним основополагающим понятием Аюрведы являются гуны (свойства). Гуны – это основные природные начала, которые мотивируют различные проявления человеческого характера. Гуны очень динамичны, они влияют на нашу психику и определяют уровень сознания. Их взаимные сочетания создают всевозможные оттенки нашей психики и характера. Существует три гуны: Саттва – гуна благости, чистоты и покоя. Раджас – гуна страсти и действий. Тамас – гуна невежества и инертности. Аюрведа, как система знаний, содержит большое число абстрактных концепций, понятий, принципов. Но эти сугубо теоретические знания закладывают надежную основу для практических методов поддержания здоровья и исцеления болезней.
Четыре уровня здоровья
Аюрведическая концепция здоровья человека имеет четырехуровневую структуру. На санскрите уровни здоровья называются так: арогья, сукхам, свастха, ананда. Арогья - первый уровень здоровья. Слово «рога» означает физическое страдание, а «арогья» - отсутствие физических страданий. Это очень важный базовый уровень здоровья, который подразумевает, что человек не имеет телесных болей, недугов, воспалений и т.п., человек физически хорошо себя чувствует. Этот уровень здоровья обеспечивает физическую предпосылку для успешной жизнедеятельности человека. Это очень важная составляющая здоровья, но только часть, которая не может самостоятельно без других частей обеспечить здоровья в целом. Большинство современных пациентов и врачей воспринимают этот уровень здоровья, как достаточный и единственно значимый. Такой ограниченный подход к здоровью и является главной причиной плачевного состояния здоровья человека и неспособности западной медицины выйти за пределы симптоматического лечения. Медицина видит свою задачу в эффективном подавлении симптомов заболевания. А мы, пациенты, этому потворствуем, мы ставим задачу врачу - быстро и комфортно устранить симптом заболевания, потому что он нас беспокоит, а не потому, что болезнь разрушает наше здоровье. Автор книг по психосоматике Курт Теппервайн сравнивает эту ситуацию с выкручиванием лампочки, сигнализирующей о поломке, и продолжением поездки на неисправном автомобиле. Но верно и другое, как бы не хотели продвинутые пациенты и добросовестные врачи добиться истинного здоровья, их действия будут обречены на провал, если будут направлены только на достижение первого уровня здоровья. Первый уровень здоровья формирует базис для второго уровня. Сукхам - второй уровень здоровья. Означает «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме». Этот уровень здоровья подразумевает удовлетворение от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, удовлетворение от взаимоотношений на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан, как уже упоминалось, с реализацией целей жизни: предназначение (дхарма), материальные блага (артха), удовлетворение желаний (кама). Известный афоризм гласит: легче любить все человечество, чем конкретных людей. Для того что бы достигнуть второго уровня здоровья, необходимо осознать духовный аспект социальных взаимоотношений. Во-первых, нормализации взаимоотношений способствует осознание своей собственной духовной природы и видение духовной природы в окружающих нас людях. Это производит эффект, который в авиации называют пробивание облаков: даже в самый дождливый день за тучами светит солнце. Мы начинаем осознавать, что за плохими поступками, за неприятной внешностью окружающих нас людей скрыты чистые, вечные и родственные нам души. Во-вторых, ведическое знание утверждает, что наше окружение – это олицетворение нашей кармы. Наши мысли и поступки из прошлой жизни неотвратимо, с математической точностью формируют события настоящей жизни. А мысли и поступки настоящей жизни определяют события будущей жизни. Цель закона кармы – обеспечить каждому человеку максимальную возможность повышения уровня сознания. Каждое мгновение своей жизни, мы находимся в той ситуации, которая наиболее благоприятна для нашего роста и развития. Жизнь – это усвоение прошлых непонятых уроков и новые уроки. Все наши социальные контакты не случайны. Все эти плохие и хорошие люди встретились с нами, а мы - с ними, для того, чтобы учиться и учить друг друга. Этот нехороший человек наступил мне на мозоль, не потому что он плохой, а потому, что я не правильно воспринимаю это событие. Сукхам подразумевает удовлетворенность от деятельности, от материального положения, от взаимоотношений. Большинство людей, в какие бы условия они не попали, будут не довольны. Или сразу будут довольны, но привыкнут, и через короткое время захотят большего, и снова будут недовольны. Умонастроение недовольства разрушает здоровье. Необходимо развивать в себе умонастроение благодарности – благодарности к жизни, судьбе, близким людям, природе, Богу. Первый и второй уровни здоровья формируют базис для третьего уровня. Свастха - третий уровень здоровья. Означает «укорененность в себе самом». Этот уровень здоровья подразумевает осознание своей собственной духовной природы. Человек должен осознать, что материальная природа и духовная природа отличны друг от друга. Материальная природа – это наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется душой. Душа подразумевает индивидуальность. Это важный философский аспект. Основная концепция ведической философии, а значит и Аюрведы, - это личностный подход, философия персонализма. Это значит, что каждый человек имеет уникальную индивидуальную духовную природу. И во всем мире нет ни одной другой души, которая повторяла бы нашу индивидуальность. Человек должен перестать ассоциировать себя с телом, чувствами, умом. Человек должен осознать, что он является душой. Этот уровень понимания становится возможен только при одном условии: человек осознает, что его тело, все материальные объекты, все явления и события его жизни, все удовольствия и неприятности в его жизни временны, преходящи. И только его душа, то есть он сам, вечна, бессмертна и неуничтожима. В Бхагавад-гите сказано: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело» (глава 2, текст 20). Но понятие свастха не ограничивается только духовной природой, оно несколько шире. Человек, осознав свою духовную природу, не замыкается только на ней и не отвергает свою материальную природу. Он начинает понимать замысел Всевышнего, осознает свои жизненные цели, понимает временность как позитивных, так и негативных явлений жизни, и формирует адекватную поведенческую реакцию на эти события. Проиллюстрируем «укорененность в себе самом» на примере. У человека интересная работа, любимая семья, материальный достаток. И вдруг, кризис и автомобильная авария: работы нет, достатка нет, семьи нет. Трагедия, страшное горе. Человек, имеющий только второй уровень здоровья, как минимум, серьезно заболеет, а то и наложит на себя руки. Человек, имеющий третий уровень здоровья, осознает бренность материального мира и найдет в себе силы жить дальше и не болеть. Третий уровень здоровья неразрывно связан с четвертой целью жизни человека – с мокшей – освобождением от невежества, от врагов ума, которые мешают осознанию своей духовной природы и замысла Всевышнего. Первый, второй и третий уровни здоровья формируют базис для четвертого уровня. Ананда - четвертый уровень здоровья. Слово «ананда» означает радость, блаженство, безграничное счастье. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Подразумевается, что человек на этом уровне постоянно испытывает радость, блаженство, счастье, духовный экстаз. И, более того, эти ощущения постепенно и постоянно нарастают. При этом эти ощущения ни как не связаны с внешними позитивными или негативными обстоятельствами жизни. На этом уровне здоровья происходит парадоксальное отрицание необходимости первого уровня – физического здоровья. Человек может иметь тяжелое заболевание или телесное уродство, но при этом испытывать безграничное счастье и удовлетворенность. Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом. Как видим аюрведическая концепция здоровья представляет собой не простое отсутствие болезни, а комплексную систему, охватывающую физическую, психическую, ментальную и духовную сферу человека. Любая медицинская система формирует свою концепцию здоровья не только для теоретического осмысления вопроса, но и как ориентир, как цель и направление своей практической деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что аюрведическая концепция здоровья предъявляет очень высокие требования как к образу жизни пациента, так и к лечебному арсеналу и мастерству аюрведического врача.
Механизм развития болезни Западная и восточная медицина по разному описывают механизм развития болезни. Для лучшего понимания вопроса сравним оба подхода. Современная западная медицина, опираясь на материалистическое мировоззрение, признает существование только физического тела и выделяет три основных стадии развития болезни: 1. Бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций в организме и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов. 2. Продромальный период с первыми клиническими проявлениями. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Данную стадию заболевания можно выявить далеко не всегда. 3. Период развернутых клинико-анатомических проявлений. На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться: выздоровлением, рецидивом (возвратом) болезни, переходом в хроническую форму, смертью. Согласно Аюрведе, болезнь - это конечный результат длительного процесса, который можно обнаружить и скорректировать на любой стадии. Этот процесс тщательно изучен и его стадии детально описаны. Аюрведа выделяет шесть основных стадий развития болезни. У разных аюрведистов название стадий могут несколько отличаться, но суть процессов одна. Процесс болезни проходит следующие стадии развития: 1. Психофизиологическая (ментальная). 2. Энергоинформационная (эфирная). 3. Нейроэндокринная (разбалансировка трех дош). 4. Токсическая. 5. Проявленная (симптоматическая). 6. Терминальная (необратимая). Аюрведа имеет определенные методы раннего выявления патологического процесса и лечения: первые три стадии болезни считаются легко излечимыми, четвертая – излечимой, пятая – трудно излечимой, шестая – неизлечимой. Рассмотрим подробнее эти стадии развития процесса болезни. Психофизиологическая (ментальная) стадия развития болезни. Это начальная стадия развития болезни. На этой стадии возникают причины заболевания – анартхи (враги ума, пороки ума) или негативные стереотипы поведения. Она может начаться не обязательно в этом воплощении, может тянуться из предыдущей жизни. Энергоинформационная (эфирная) стадия развития болезни. На этой стадии «пороки ума» начинают дисгармонизировать эфирное тело человека. Обычно большинство наших мыслей сопровождается определенной эмоциональной оценкой. На анартхи психика реагирует негативно, и это сказывается на энергоинформационной структуре человека: нарушается работа чакр и циркуляция энергии по каналам нади. Нейроэндокринная стадия развития болезни. Негативные мысли и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга и нарушают гормональное равновесие физического тела. Происходит разбалансировка трех дош. На этой стадии человек не чувствует недомогания и не обращается к врачу. Теоретически, современная медицина может выявить патологию на этой стадии лишь с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований. Токсическая стадия развития болезни. Дисбаланс гормонального равновесия приводит к нарушению обмена веществ. Происходит образование и накопление продуктов неполного метаболизма (амы). Накопление амы вызывает вялотекущую интоксикацию. Могут появиться общие симптомы: вялость, утомляемость, слабость, головные боли, неприятный запах изо рта, неустойчивый стул, высыпания на коже и т.п. Обращение в медучреждение на этой стадии превращается в хождение от одного узкого специалиста к другому и редко даёт положительный эффект. Разнообразные общие симптомы не укладываются в четкую клиническую картину, что затрудняет постановку диагноза и назначение лечения. Проявленная (симптоматическая) стадия развития болезни. Циркулирующая в крови и межтканевом пространстве, ама начинает оседать в определенных ослабленных органах. Начинается патология этого органа. Возникают специфические симптомы, характерные для конкретного заболевания. Именно на этой стадии, как правило, человек обращается к врачу со словами: «сегодня заболело». Но на самом деле «заболело» уже давно, и это уже пятая стадия заболевания. Соответственно именно этой стадией болезни в основном и занимается современная медицина: выявляет симптомы, ставит диагноз, назначает симптоматическое лечение. Терминальная (необратимая) стадия развития болезни. В случае, когда симптомы постоянно подавляются, а причина болезни не устраняется, патология переходит на шестую стадию. Происходит постепенное разрушение и гибель органа. Возникает неизлечимая патология. И Аюрведа и современная западная медицина могут только облегчить страдания пациента и замедлить приближение финала. Или же пересадить орган. А затем, эта не излеченная болезнь проявится в следующей жизни человека. Так и возникают кармические заболевания. Как видим, в отличие от современной медицины, Аюрведа позволяет выявить болезнь на более ранней стадии и применить терапию, которая не подавляет болезнь, а исцеляет пациента. Этому способствует понимание физиологических процессов, происходящих в человеческом организме, в их «тонкой» и «грубой» форме. И здесь большое значение имеет понимание процесса нарушения равновесия дош, которым сопровождается любое заболевание. Болезнь и принцип тридоша
Начиная с нейроэндокринной стадии развития болезни происходит нарастающий процесс разбалансировки трех дош. Нарушения в эфирном теле выводят из равновесия вату, питту и капху. Но некоторые аюрведисты считают, что начало процесса разбалансировки трех дош совпадает с психофизиологической (ментальной) стадией развития болезни. Этот процесс можно кратко описать следующим образом. Под действием ряда факторов (мыслей, эмоций, питания, климата, времени года, образа жизни и т.д.) соответствующие доши усиливаются. В результате ослабевает пищеварительный огонь, что в свою очередь приводит к накоплению непереваренной пищи (амы). Скопление амы в ослабленных местах приводит к ухудшению проводимости каналов, что вместе с увеличением дош приводит к превышению пропускной способности каналов. В этих местах и проявляются первые симптомы болезни. В Аюрведе выделяют следующие стадии разбалансировки дош: 1. Накопление. 2. Возбуждение (обострение). 3. Распространение (излияние). 4. Локализация (отложение). 5. Проявление. 6. Разрушение (дифференциация). Первые две стадии соответствуют повышению дош в характерных для них местах, остальные четыре - их распространению в другие части организма. Рассмотрим эти процессы подробнее. 1. Накопление. Уровень дош начинает повышаться в характерных для этих дош местах организма. Причинами этого процесса могут стать неправильное питание, плохая адаптация к сезонным условиям, неправильный образ жизни, нарушение психического равновесия, а также все те факторы, которые обычно увеличивают соответствующую дошу. Вата скапливается в толстой кишке, вызывая вздутие, газы, запоры, бессонницу, страх, упадок сил, сухость и тягу к теплу. Питта скапливается в тонком кишечнике, вызывая ощущение жжения, лихорадочные состояния, повышенную кислотность, горький привкус во рту, желтоватый оттенок мочи и кала, тягу к холодному и гневливость. Капха скапливается в желудке, вызывая вялость, ощущение тяжести, бледность, вздутие, несварение и потребность в легкой пище. 2. Возбуждение (обострение). Доши продолжают накапливаться в соответствующих им местах, в результате чего усиливаются проявившиеся здесь симптомы и появляются (под давлением этого скопления) отраженные симптомы в других частях организма. Вата вызывает ощущение легкости в голове, боли или спазмы в животе, дальнейшее усиление запоров и скопление газов, сопровождаемое характерным звуком в кишечнике, а также вздутие в верхней части живота. Питта вызывает дальнейшее повышение кислотности, кислую отрыжку, жгучую боль в животе, сильную жажду, упадок сил и трудности при засыпании. Капха вызывает потерю аппетита, несварение, тошноту и усиленное слюноотделение, ощущение тяжести в голове и сердце, а также сонливость. 3. Распространение (излияние). Заполнив до отказа места своей локализации, доши начинают изливаться в другие органы и ткани. Выходя за пределы желудочно-кишечного тракта, они проникают в плазму и кровь. Доши уже не сосредоточены в одном месте. Они продвигаются в различных направлениях, вызывая разнообразные расстройства и дисфункции. Характер и локализация этих нарушений завис
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.057 с.) |