Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нормативные акты классицизма.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Специфической русского классицизма - у него не было литературной основы.
Нормативные акты:
Реформа стихосложения
В начале 30х силлабическая система стихосложения (особенности ударения, ацентолоия).
Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм (греч. isosyllabia — равносложность, от isos — равный и syllabé — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.
Пример (в каждой строке 13 слогов, кроме того, после 7 слога обязательный словораздел — цезура): Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки: Не писав летящи дни века проводити Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых смелые не запнутся ноги.
Силлабическая система была заимствована у поляков. Эта система господствовала на бескрайних просторах Великой Российской империи более 100 лет.
Тонический или музыкальный стиль стихосложения. В некоторых языка в зависимости от ударения меняется смысл.
Тони́ческое стихосложе́ние или акце́нтная систе́ма — система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно, например (Маяковский — образец дольника):
Дне́й бы́к пе́г, Ме́дленна ле́т арба́, На́ш бо́г бе́г, Се́рдце — на́ш бараба́н.
Примером тонического стиха являются былины.
Полиацентные языки учитывают количество и силу удара (силлабо-тоническая система). Современное русское стихосложение.
Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например: Нау́ки ю́ношей пита́ют, Отра́ду ста́рым подаю́т, В счастли́вой жи́зни украша́ют, В несча́стный слу́чай берегу́т; М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747) · Длинные, героические 11-13 слогов · Короткие 4-9 слогов (предпоследний слог ударный) Основная причина присутствия силлабо-тонической система – ритм. Особенность ритмической ориентации.
Первый этап реформы
В 1735 Тредиаковский издал «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» или по иным источникам «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний». Судя по воздыханиям Красовского по Тредиаковскому - это его герой))).
В своём труде Тредиаковский также дал определения различных жанров: сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр.; приводит многочисленные примеры
Способ сложения различен по различию языков. «Домота и краткость слогов… не такая как полвека назад»
В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы, отныне новая ритмическая единица стиха – стопа (сочетание ударного с одним или несколькими безударными слогами)
Стопа́ (др.-греч. ὁ πούς, лат. pes, нога, ступня) — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе. Стопу можно рассматривать как «квант» стиха, предел его ритмического деления; такой «квант» состоит из сильной доли, определяемой иктом, и слабой доли, смежной с сильной и заполняющей временно́е пространство по необходимости ритма. Термин восходит к периоду VIII—VII вв. до н. э. и указывает на первоначальное единство стихосложения с пляской и пением.
А ещё, кто не знает, стопа (лат. pes) — это дистальный (дальний) отдел конечности стопоходящих четвероногих, представляет собой свод, который непосредственно соприкасается с поверхностью земли и служит опорой при стоянии и передвижении.. Открытие стопы принял и ярый противник Тредиаковского Ломоносов.
Начавший с хорея или ямба он должен также продолжится (????).
Ограничения (Тредиаковского): 1)Он разрабатывает шестисложный дактиль 2)Он предпочитает двухсложные стопы и в частности хорей. 3)Он реформировал только длинные героические стихи. 4)Он изучал только ……. и парные ударения
Считал, что мужские и дидактические рифмы невозможны.
В 1752 году Тредиаковский снял все ограничения. Второй этап осуществил Ломоносов
Началось всё с письма «О правилах российского стихотворства».
В 1739 году «Ода на взятие Хотина» и письмо из Германии с критикой Тредиаковского.
Весь трактат Тредиаковского была испещрена Ломоносовым. Но тогда критику Ломоносова никто особо не воспринимал. Тредиаковский был академиком, а Ломоносов только студентом. Поэтому Тредиаковский в резкой форме ответил Ломоносову, мол, братюнь не кипишись.
Однако Ломоносов и в дальнейшем признавал двухсложные и трёхсложные, но считал. Что надо реформировать и короткие.
(Ямб, анабист, ямбо-анабист, харей, дактило-харей, дактиль)
Ломоносов считал, что необходимо учитывать длину стиха (сколько строк должно быть в стихотворной строке). Диксаметр – 6 (стоп) Петраметр – 5 Гекзаметр – 4 Приметр – 3 Диметр – догадайтесь сколько.
Сам Ломоносов любил Ямб, т.к. либическая стопа и восхождение соответствует высокому жанру оды.
Итог реформы: 1)Тредиаковский – первооткрыватель 2) Ломоносов – систематизатор
Между прочим, первую торжественную оду написал Тредиаковский.
Ломоносов был придворным поэтом (это так к слову)
Ещё реформацией языка занимался Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717—1777) — русский поэт, писатель и драматург XVIII в. Он регламентировал жанры (2 нормативных акта) в 1747 и 1748 годах.
В 1748 году написал стихотворные эпистолы «О русском языке» и «О стихотворстве». В 1774 году они были переработаны.
Сумароков ненавидел подьячих.
Его характеристики жанров. Некоторые предшествовал. Он написал более 200 стихов в 40х (150 из них были любовные). Он много читал произведения французских рационалистов.
Жанровая система на тот момент ему казалась иерархичной, без сливания. Вообще эта троица: Сумароков, Ломоносов, Тредиаковский, постоянно лаялись между собой. Правда, в дальнейшем Тредиаковский с Сумароковым создали альянс с целью загнобить Ломоносова. Этот спор нашёл следующее продолжение: спорившие поэты выпустили книгу «Три оды парафрастические псалма 143». В ней один и тот же псалом был переведён: Ломоносовым и Сумароковым — ямбом, а Тредиаковским — хореем. Но я немного отступил от темы.
Реформа стиля языка
Ломоносов предрёк реформу стиля, он писал об этом в начале 1757 года в предисловии «О пользе книг церковных в российском языке».
Существовало 2 разновидности книжного языка: 1)славянский (древнерусский язык) 2) письменный язык, официально-деловой язык (документы)
Он разделил все слова на три лекс группы:
1)слова у древних славян и ныне россиян употребимы (пример: Бог, слова, рука) 2)слова кое которые употребимы мало, особо в разговоре, но многим грамотным людям употребимы (пример: отверзаю (очи открываю)) искл. Архаизмы. 30 исконно русские слова, которых нет в церковных книгах (пример: говорю, руче) искл. Вульгаризмы (упырь, например)
Считал, что славенизм может выжить русизм.
Теория трёх стилей: 1)высокий 2)посредственный (средний) 3)низкий 1) словено-российские слова 2)Словено-российская лексика, но =+ слова не словенские, но не надутые. Всех прозаических пьес, сатир, эклоков, стихотворных посланий 3) исконно русские слова: эпиграммы песни, комедии, эпистолярная бытовая проза.
Реформа была ориентирована на средний стиль. Лекция № 9
Творчество Тредиаковского (1703 – 1769)
Родился в 1703 году в Астрахани, в семье священника. Умер в Петербурге. Был поэтом, филологом, академиком, писателем. Учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан, но, по невыясненным причинам, в 1723 убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. С детства учился латыни.
В 1726 году Тредиаковский, не кончив курса в Академии, отправился в Голландию и пробыл два года в Гааге. Ему приходилось бедствовать за границей: его просьба в Россию «определить годовое жалованье» для окончании богословских и философских наук не была уважена, потому что он числился бежавшим из Академии. В Париже, куда он явился «шедши пеш за крайней уже своей бедностию», он учился в Сорбонне математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах. В Париже его содержал 3 года Александр Борисович Куракин (посол)
20-60е годы 18 века – время его литературной деятельности.
Тредиаковский стал придворным поэтом Анны Иоанновны. В 1733 он был принят на службу в Академию Наук с обязательством «вычищать язык русской, пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочиими над дикционарием русским; переводить с французского на русской язык все, что ему дастся».
Он пытался противостоять столпам отечественной литературы. В конце своей жизни он был вынужден покинуть академию наук.
О нём даже Белинский (ярый его критик) говорил, что он брался за то, за что надо было браться, прежде всего.
В массовом сознании не смотря на защиту писателей, он остался образом неудачника. Люди осмеивали его телемахиду. Пушкин, между прочим, был его сторонником (имеется в виду почитателем, ибо родился он позже), а в начале 20 века на него обратили внимание футуристы.
Его жизнь и творчество разделяют на три периода:
1) 1725-1740 года. Первые опыты стихотворства до 40х годов. До 1730 года был вне России. Его академическая карьера началась в 1732 году (по словам Вики «В 1733 он был принят на службу в Академию Наук с обязательством «вычищать язык русской, пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочиими над дикционарием русским; переводить с французского на русской язык все, что ему дастся».»
2) 1740 – 1759 года. 1759 год – год отставки. В эти годы на свои деньги издавал книги. Активно полемизирует с Сумароковым и Ломоносовым.
3) 1760-1769 года. Самый тяжёлый период его жизни. Он был один. В 1766 он издал «Телемахиду» — вольный перевод «Приключений Телемаха» Фенелона, выполненный гекзаметром. Произведение и его автор сразу же становятся объектом насмешек и нападок.
1 период
Тредиаковский провёл какое-то время в Гамбурге, обычные придворные довольны его творчеством. Духовенство разделилась во мнении о нём, одни к нему относятся нормально, другие считают его «Первым развратителем русской молодёжи». Тредиаковский издаёт перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров любви» (1730). К переводу прилагались стихи самого Тредиаковского, на русском, французском языках и латыни. Успех книге обеспечило само содержание книги, посвящённое изображению чувств изящной любви и уважения к женщине, новых в то время для русских читателей. В той же книге Тредиаковский поместил предисловие, в котором впервые высказал мысль об употреблении в литературных произведениях русского, а не старославянского языка, как было до того времени.
В 1735 году он издаёт свой трактат «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» (в качестве пример там сонеты, ронды, эпистаки и другое).
Он дал первый эскиз системы жанров. Это был САМЫЙ ПЕРВЫЙ учебник литературы (ага, нашли кому сказать «спасибо»).
2 период его творчества
Он перестал быть придворным поэтом, т.к. Анна Иоанна ушла с престола и его тут же попёрли, хотя он сам был виноват в этом отчасти.
Он начал вызывать насмешки, его называли бездарностью. В 40е с ним случился случай, отчасти из-за которого его и вышибли из дворцового доверительного круга. Должен был состояться карнавал в ледовом дворце.
В честь карнавала нужен был естественно придворный поэт. Поэтому глава кабинета министров Арте́мий Петро́вич Волы́нский послал за ним солдата, чтобы тот привёз его во дворец. Приехав солдат, сообщил, что Тредиаковского вызывает к себе императрица. Тот жутко застремался, вдруг ему голову с плеч собираются снять, ибо просто так сама императрица не посылает за людьми. Пока они ехали, солдат сказал, что не совсем верно выразился, ибо за ним послал Волынский. Тредиаковский сразу успокоился и высказал, мягко говоря, неудовольствие, что какой-то там чиновник за ним посылает, да ещё так о себе докладывает. Приехав на место, солдат настучал Волынскому о комментариях Тредиаковского, за что Волынский (будучи либо двинутым, либо очень себялюбивым) публично избил Тредиаковского, причём очень сильно. Ну, Тредиаковский на это очень обиделся. И тоже в свою очередь поехал стукачить о том, что произошло своему покровителю графу (или князю) Веронскому. Но, как говорится «Лох – это судьба», пока шёл в кабинет встретил Волынского. А тот, как человек неглупый, всё понял и приказал отдубасить прямо на месте Тредиаковского 120 раз палками. Что и сделали. Тредиаковский, правда, в следующий раз уже смог дойти до Веронского и выплакаться ему в жилетку. Веронский пошёл жаловаться императрице, но не столько на то, что избили Тредиаковского, столько на то, что с какого х..., Волынский избил его в кабинете Веронского (или в приёмной). Это могло бы ещё долго продолжаться, но Волынского обвинили в казнокрадстве, измене короне и многому другому. В итоге был издан указ о казни: 1) Волынского, яко начинателя всего того злого дела, живого посадить на кол, вырезав у него предварительно язык; 2) его конфидентов — четвертовать, и затем отсечь им головы; 3) имения конфисковать и 4) двух дочерей Волынского и сына сослать в вечную ссылку. В итоге 23 июня этот приговор был представлен императрице, и последняя смягчила его и Волынскому просто отрубили голову. Чему, наверное, Тредиаковский был очень рад.
В 1740-1750е годы Тредиаковский много переводил и писал. В 1751 году он перевёл «Артемиду» Джона Барклая (естественно со огромным количеством собственных примечаний). В 1752 году опубликована ода на юбилей Санкт-Петербурга.
Тредиаковский был против иностранной лексики.
Ломоносов в последние годы правления Елизаветы Петровны написал пародийную «Ода Тресотину» где высмеивал Тредиаковского. Там автор вспоминает об участии Тредиаковского-Тресотина в маскараде Анны Иоанновны 1740 г.:
Ну ж, хватай! Поскоряй, Не теряй минуты; Тешься так, Как и сам, В пляску, в валку, в жгуты! Как Петрил тебя катал И Балакирев гонял. Все ревут тебе: «Кураж, Тресотин, угодник наш!» [Ломоносов: 459].
Тресотин переводится с латинского, как «очень глупый». С тех пор Ломоносов не называл Тредиаковского иначе, как Тресотином.
В 1757 году произошла апогея спора Тредиаковского и Ломоносова. «Гимн бороде», написанный Ломоносовым анонимно приписывали Тредиаковскому, за что его жёстко опускал Ломоносов, когда же Ломоносова вызвали в сенод за разъяснениями его там всех обругал и послал.
В последние годы жизни Тредиаковский сильно пил и писал малозначимые произведения. Перед самой смертью у него отнялись ноги и от него все отвернулись. Умер Тредиаковский 6 августа 1769.
Лекция № 10 Творчество Ломоносова. (1711-1765) Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября 1711, деревня Мишанинская [3][4][5], Россия — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований [6][7][8][9]; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, — многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики [5][10]; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера [11][12][13].
Нас больше он интересует, как поэт и филолог. Периоды творчества 1) 1730е годы с 1732 – 1739 годы. В этот период присылает критическое письмо из Германии Тредиаковскому. 32-34 его первые стихи. Это был ученический период.
2) 1741-1751 года. В 1741 году он возвращается в Россию, аюнт с 1742 года, он профессор химии, с 1745 года, в 1752 году выходит первое его собрание сочинений «Собрание разных сочинений в стихе и прозе М.Ю. Ломоносова» (книга первая), первая трагедия по указу императрицы. Вторая трагедия в 1752 годе «Типакон» (в некоторых источниках «Типа кон»). В 1748 году «Риторика» («Краткое руководство по красноречию»).
3) 1752 – 1765 года. В 1752 году «О пользе стекла», В 1765 году он умирает в Санкт-Петербурге.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.011 с.) |