Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация литературного процесса XVIII В.

Поиск

Небольшое введение

Во-первых, если кому-то чё-то не нравится, не скачивайте и не читайте текст, так что без претензий.

Во-вторых, лектор, возможно, будет другой, но темы должны те же в любом случае.

 

 

Лекция № 1

 

Введение в историю русской литературы и журналистики XVIIIвека

В начале 18 века произошло радикальное обновление самых различных сфер жизни, что не могло не отразиться на развитии литературы России. Это было связано с петровскими реформами, которые ускорили развитие общества. За полстолетия произошёл невероятный скачок вперёд.

 

Борьба нового со старым стало источником создания новых произведений. Происходил разрыв старой литературы с новой. Фраза о том, что Пётр I «прорубил окно в Европу» известна всем, однако сближение с Западом намечалось ещё до Петра (Примером может служить деятельность Василия Голицына дипломата, государственного деятеля и по совместительству любовника Софьи Алексеевны, боярин Артаман Ерофеев)

 

Кроме всего прочего, реформы Петра ликвидировали церковь (1721 года был ликвидирован патриарх (не сам патриарх, а пост)). Теперь Россия стала (ну или стремилась стать) сильной светской державой европейского типа.

 

В 18 веке на смену житиям и апокрифам приходит сатира, ода, роман. Основным литературным языком становится русский, а не церковно-славянский. Усилилось стихотворство, Народная поэзия. В книжной поэзии выделяется силлабическая система стихосложения (Симеон Полоцкий, к примеру). В дальнейшем силлабо-тоническая система стихосложения приходит на смену силлабической. Идёт активное творческое освоение литературы.

 

С 18 века литература становится государственным делом. И если говорить о периодизации литературного процесса, то он основывается сменой власти:

 

Даты

1.

 

1) Пётр I правил четверть века (провозглашён царём в 1682 году, начал самостоятельно править с 1689 года по 1725 года. Это была эпоха государственных преобразований.

 

2) 16 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга

 

3) В 1721 году Пётр I принял титул первого императора Российской империи.

 

4) 5 февраля 1722 года был принят устав о наследии престола. Монарх был сам волен назначать и отлучать преемника (что-то схожее есть и сейчас).

2.

 

1) 1725 – 1762 год – эпоха дворцовых переворотов. Была очень долгая конетель, когда дворцовая знать состояла сплошь из интриганов, в итоге на трон садились то избранием народа, то Божьей милостью.

 

2) Пётр II Алексеевич (внук Петра I) вступил на престол 6 мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. В итоге его правление закончилось в 1730 году.

 

2) 1730 - 1740 правила императрица Всероссийская Анна Иоанновна. Взошла на престол благодаря Верховному Тайному Совету, при условии, что будет следовать Кондициям, которые сильно ограничивали её в правах, к примеру, она не могла объявлять войну или заключать мир без согласия совета, но в итоге кондиции были разорваны и отвергнуты.

 

4) В 1731 году она назначила своим преемником сына своей 13 летней племянницы.

 

5) В 1740 году на престол всходит, а точнее, его сажают при регентстве сначала Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны Иоанн Антонович (Иван VI). Ему не было и года от рода, впрочем, и страной он правил около года.

 

6) 1741 – 1761 года, на престол всходит Елизавета Петровна - дочь Петра I и его любовницы Екатерины Алексеевны. Столь долгому правлению обязана тем, что сама не вмешивалась в политические дела, а доверила их своим фаворитам. Елизавета, последний правитель России, который является Романовым «по крови»

 

7) После смерти Елизаветы Петровны «государем» стал Пётр III.. В кавычки взят в связи с тем, что не короновался и побил рекорд царевича Алексея по пребыванию у власти, он правил всего 186 дней.

 

8) В 1762 году на трон садится Екатерина II, знаменуя тем самым конец эпохи дворцовых переворотов.

 

 

Лекция № 2 (Субботин)

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XVIII в.

 

Выделяют три периода:

 

1) литература первой трети XVIII - с 1700 по 1730 гг. Это переходный период к словесной культуре общеевропейского типа. Ориентация на авторскую, светскую культуры.

Господствовал панегирический стиль: он был порожден культурным пафосом культурных деятелей. Часто его называют предклассицистическим. Произведения отличались жанровым и стилевым своеобразием.

Особенности:

- Защита гос. интересов

- Прославление монарха

- Интерес к античности

 

Крупная фигура того времени – Феофан Прокопович. Придворный «политолог» Петра Первого. Написал ряд проектов, обосновавших указы Петра. Его проповеди или «слова» - жанровый прототип для следующих десятилетий.

 

В 20-е годы появляется Антиох Дмитриевич Кантемир.

 

В 30-е годы вышел придворный роман «Езда в остров любви» Василия Кирилловича Тредиаковского (ни в коем случае не «Тредьяковского»). Вторая часть книги – сборник его лирических стихотворений.

 

И Кантемир, и Тредиаковский отразили сдвиги в литературном сознании. Был намечен курс на классицизм. Он, классицизм, отвечал требованиям абсолютизма. Тредиаковский считал, что в русской литературе должны быть выработаны свои каноны, как в европейской.

 

2) Период становления, укрепления и господства классицизма. 1730, 1740-е – 1750-е годы.

Реформаторские акции:

 

- Реформа рус. стихосложения

- Стилевая реформа: стиль – в смысле стиль эпохи.

- Регламентация жанровой системы литературы. Жанровая реформа.

 

Реформаторы стихосложения были учеными-филологами, потому что надо было вникать в суть языка.

 

Стихи писали:

- Сумароков Александр Петрович

- Тредиаковский

- Ломоносов

 

Шла литературная борьба. К тому же, существование Тайной канцелярии способствовали доносам.

Сумароков: ввел многие жанры, имевшие место в античности.

В творчестве Кантемира и Ломоносова оформились высокие жанры классицизма: ода – Ломоносов, сатира – Кантемир. Сумароков – лирика, ратовал за жанровую универсальность. Тредиаковский – проза, стихи, разные направления.

 

Примечание. В «Капитанской дочке» упомянуты Сумароков и Тредиаковский (Тредиаковский был учителем Швабрина).

 

3) с 1760 по 1790 гг. Период бурный и многоаспектный. Большая часть его приходится на правление Екатерины Второй. Первое время большое значение имела просветительская идеология, под влиянием которой классицизм меняется.

Расцвет публицистических жанров на страницах периодических изданий. Также изменение классицизма связано с вторжением низкой демократической беллетристики (например, Федор Александрович Эмин).

В 70-е и 90-е начинает колебаться жанровая система.

 

Представители: Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин, Яков Борисович Княжнин (Пушкин в «Онегине» писал: «переимчивый Княжнин», но Красовский считает иначе), Василий Васильевич Капнист.

Время расцвета классицизма, но в то же время – трансформация.

 

в 60-е зародился сентиментализм, достиг апогея в 90-е (Радищев, Карамзин).

Менялся тип исторического сознания. Поворот в 90-е от идеологии к эстетике. Зачастую это связывают с деятельностью масонов.

 

в 90-е классицизм уступает сентиментализму. Разум уступает место чувству. Цель теперь – не заниматься морализаторством, а заинтересовать и эмоционально увлечь.

Карамзин и Радищев закончили своим творчеством этот период.

 

ЛИТЕРАТУРА И ЖУРНАЛИСТИКА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

В то время литература – это прежде всего словесность. Петр не отдавал предпочтения художественным произведениям, считал их частью гос. дела.

Существовала только одна газета – «Ведомости». Потом возникли санкт-петербургские «Ведомости».

Петровская эпоха – подготовка к культурному взлету: открытие образовательных учреждений, подготовка грамотных людей (не интеллигенции, не употреблять это на экзамене, т.к. это понятие появилось лишь в 60-е года XIX).

Были сословия.

Книгоиздание – это тоже дело гос. важности для Петра. Можно провести аналогию с сов. эпохой: не было коммерческих издательств.

Но в петровское время существовала рукописная книга, наравне с печатной.

В области театра – создание функциональных кадров, развитие драматургии.

 

В своей деятельности Петр исходил из идей:

- естественного права

- общественного договора

- общего блага

 

Монарх – это олицетворение государства. Его забота – об общем благе. Любые действия самодержца истолковывались как забота об общем благе.

Монарх, в свою очередь, ценил тех, кто принес пользу Отечеству, а не за род (это подтверждает закон 1722 г. о порядке гос. службы в Российской Империи, «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» - его следует знать).

Истинный характер политики: политика Петра была продворянской. Интересы же податных сословий не учитывались.

Первоначальной задачей правительства было насаждение просвещения в России.

Вы время каждого выезда за границу Петр посещал музеи. Из зарубежных ученых он особо отмечал Лейбница.

С 1697г. десятки молодых людей потянулись за границу. Для того, чтобы решить проблему кадров на Родине.

При Петре организовывались светские технические училища: например, Математическая и навигатская школа в Москве, которая потом переехала в Петербург и стала Морской академией; Инженерная и артиллерийская школа в Петербурге и Москве, которая создалась1712г.

 

В 1714 г. во всех губерниях создавались цифирные школы: туда принимались «все ребятки изо всех чинов и людей», но крепостные крестьяне отметались.

 

1721 г. – указ об основании школ при каждый епархии.

 

Особенностью петровских школ был демократизм.

 

Василий Татищев, ему принадлежит знаменитое высказывание: «Зачем же семена искать, если почва не готова?». Ситуация: его отправили в Швецию, пригласить ученых в Россию.

 

Рос. Академия отличалась от других европейских академий: она была не научным сообществом (не было еще ученых), а местом для обучения. В 1724 г. в состав Академии по указу вошел университет (в Питере до сих пор считают, что Петербургский университет – старейший).

Были организованы две гимназии.

 

Печать, как и тех. школы использовалась для пропаганды реформ. Петр в первую очередь издавал учебники, азбуки (он лично следил за изданием азбук), географические карты, календари.

В царствование Петра издано – 603 книги.

 

Лекция № 3 (Субботин)

Марта состоится к/р

К ней знать:

- «Гисторию Василия Кориотского…»

- Газету «Ведомости» (по хрестоматии)

- творчество Феофана Прокоповича

- Антиоха Кантемира

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

 

При Петре было от 3 до 7 печатных станков. Типографии были государственные. Петр хотел, чтобы книги вырастили новую элиту с техническим образованием. Книги были: по фортификации, по военному делу и т.д.

Петровская эпоха показала: легче подготовить и оснастить армию, чем провести изменения в области культуры, потому что общество должно быть подготовленным.

1708 г. – выходит книга «Геометрия, словенские землемерия» - первая книга не с кириллическим шрифтом, а с гражданским. Это должно было подчеркнуть разрыв власти с церковью.

В апреле 1708 г. также выходит книга «Приклады, како пишутся комплементы разные» (орфография сохранена). Это письмовник, т.е. собрание образцов писем. Переведено с немецкого переводчиком Шафировым. Обычно письмовники были рукописные. Кстати, эта книга тоже была напечатана гражданским шрифтом. Примеры: образец благодарительного писания (т.е. письма) за доброе угощение, образец писания студента к своему отцу. Требуется: вежливость, благородное обращение, пропагандируется благородная любовь к даме.

Петр Первый терпеть не мог лишних рассказов в книгах, даже в худ. литературе видел только прикладной характер. Из сотен переведенных книг лишь единицы были художественными.

Тем не менее, Петр считал нужным знакомство с мифологией, несмотря на то, что церковь его за это порицала.

«Притчи Эзопа» претерпели пять изданий. «Библиотека о Богах», Аполлодор – несколько. «История о разорении Трои» - три издания. «Книга Квинта Курция о делах, соделанных Александром Великим» - четыре издания. В них не было общественной потребности – это было повеление Петра.

«Юности честнОе зерцАло, или показания к житейскому обхождению» - учебник хорошего тона. Издан факсимильным способом в 90-м году. Первая часть этой книги – азбука и таблица переводов (цифры). Сохранились только два экземпляра этой книги. Вторая часть содержит библейские изречения. Третья часть – девушках, о девическом целомудрии, о девическом смирении (все это составлено по немецким источникам). Но в «Юности…» были рекомендации, советы, а не перечисление наказаний, как, к примеру, в «Домострое». О девич. добродетели: должно быть двадцать добродетелей. Например, стыдливость.

В книге множество ссылок на античных авторов, а также на Лютера, Шекспира и др.

Цель: внушить людям идеал достойного поведения.

 

Рукописная книга имела не меньший авторитет, чем печатная. В первой трети XVIII в. количество рукописных книг практически не сократилось. Многие книги переписывались.

Частных книжных лавок не было – печатные книги можно было купить лишь в Печатном дворе.

Стефан Егорский – его проповеди были рукописные: он был оппозиционером. Также рукописными были и книги старообрядцев. В рукописных сборниках были переводные повести, либо истории «по мотивам», либо русские «гистории».

Также в петровское время возникает потребность писать любовные вирши.

Любовной лирике был свойственен двойственный характер: 1) ориентация на западно-европейские образцы, силлабическое стихосложение; 2) фольклорное влияние.

Появились стихи, сочиненные конкретными людьми – анонимность перестает существовать.

Виллим Монс – стихотворец при Петре. Его секретарь – Егор Столетов.

Также писал стихи стольник Петр Квашнин.

Никаких достижений в поэзии не было: существовало прямое подражание, варваризмы. Образы Фортуны, Купидона, Венеры.

Феофан Прокопович: «В наше время все стали стихотворствовать до тошноты».

 

Появляются бытовые рукописные повести. Например, «Гистория о рос. матросе Василии Кориотском….»

Произведение Дефо «Робинзон Крузо» очень сходно с «Гисторией…»: Дефо очень интересовался Россией, и в «Крузо» даже советовал Петру прекратить войну со шведами и начать завоевание Китая. Таким образом, «Гистория о… Кориотском» существует в контексте мировой литературы

 

Лекция № 4

(опускаем краткое содержание некоторых произведений, которые озвучил Красовский)

 

 

Театр и драматургия

Официально театр возник в середине 18 века, до этого момента существовали как альтернатива скоморохи. И вот в 1748 и 1756 году выходят запреты на деятельность скоморохов. Отныне цель театров – пропаганда знаний и политики государства. Для этого было предпринят ряд мер. В 1702 Пётр Великий отправил бывшего «комедианта», венгра Ягана Сплавского, в Данциг, чтобы навербовать там труппу. Сплавский привёз в Москву девять комедиантов, набранных из странствующих немецких трупп, под управлением Куншта.

 

Труппа сначала играла на дому у Лефорта, а затем для неё был построен театр на Красной площади. В том же 1702 царь приказал отдать Куншту в обучение 12 молодых русских, набранных из подьячих и посадских. 1 апреля 1704 Куншт выпустил заманчивое объявление о новой пьесе; в числе зрителей был и царь; но когда взвился занавес, публика увидела на ярко освещенном полотне надпись: «сего дня 1 апреля». Пётр не выразил неудовольствия, сказав только: «Вот комедиантская вольность»; но Куншт испугался его гнева и бежал из России.

 

Так как целью Петра было просвещение всех слоёв населения, цена на билет была низка от 3 до 10 копеек (хотя не такая уж это и маленькая цена, по словам Красовского за эти деньги можно было и сытно поесть и неплохо попить). Ещё важной особенностью данного театра был то, что он был всеобщий, то есть культура и просвещение было теперь доступно всем. В дальнейшем, правда, театр был расформирован. Это было связано и с плохими переводами (варваризмами) и с плохой игрой актёров. По поводу актёрской игры Пётр I даже изрёк следующую мысль: «Должен быть весёлый фарс, без шутовства».

 

Помимо этого театра, существовали ещё школьные театры (театры при учёбных заведениях). К примеру, при Славяно-греко-латинской школе. В школьных спектаклях существовала масса аллегорий, Было две линии: светская (историческая) и библейская.

Аллегории были самого разного толка, к примеру, колесо – фортуна. В исторической аллегории под апостолом Петром мог подразумеваться русский царь. Также в этих сказках были ожившие эмблемы: драконы, птицы и т.п.

 

Существовали такие пьесы (Внимание на лекции говорили непонятные буковки, а увидеть, что он написал на доске, я не смог, потому не ручаюсь за правильность написания названий): «Освобождение Лигонии и Ингергармонлангии» (1705 год)

В этой пьесе различные аллегории: вывод евреев Моисеем, Ревность Российская, Хищение Неправедное. Под Ревностью Российской надеюсь понятно, что за страна подразумевалась, если что, подсказываю, название этой страны начинается с буквы «Р». Под Хищением Неправедным подразумевалась Швеция.

В пьесе присутствуют различные образы: двуглавый орёл, прегордый лев (Швеция). В финале пьесы Торжество возлагало венок победы на Ревность Российскую.

 

 

«Божье гордое уничижителей уничижение» (1709 год)

 

Связано с Полтавской битвой. В данной пьесе ссылка библейскую историю о Давиде и Голиафе, где Давид это русские, а Голиаф это шведы.

 

«Слава российская» (1724 год) по случаю коронации Петра I

«Слава печальная» (1729 год) по случаю смерти Петра I

 

Можно смело сказать. Что школьные театры был довольно успешной задумкой. В пьесах было пение, музыка, танцы, декламация.

 

Также существовали любительские театры:

 

В Подмосковье в Преображенске при царевне Наталии Алексеевной

В Измайлове и т.д.

 

 

Лекция № 5

Стефан Егорский

Церковный проповедник

Был главой церкви и оппонентом Петра (хотя скрывал это, чтобы не лишиться жизни).

 

В 1708-1709 годах он говорил о недостатках нынешней светской власти, ставил в укор, что на пирах пьют севач из церковных сосудов (чтобы сократить расходы и оптимизировать капитал, Петр приказал использовать церковную утварь и церковные материальные средства). И начиная с 1708 года начинается скрытая оппозиция.

 

Он выступал против должности оперфескаута (тот проверял доносы и в случаях выявления нарушения, оперфескауту доставалось половина того, что в ходе следствия было конфисковано из-за воровства, коррупции и т.п.)

 

Из-за резких высказываний, в частности об отношениях Петра и Екатерины, Пётр запретил ему всякую проповедническую деятельность на 3 года.

Сам Егорский поддерживал царевича Алексея.

 

Иван Тихонович Посошков

(1652-1726)

Светский публицист

 

Родился в семье мастеров серебряных дел. В начале осваивал механику, в последствии смог стать крупным промышленником.

 

Он писал различные технический сочинения.

1724 год «Книга о скудности и богатстве». В ней он предлагал реформу всех сословий. Настаивал на строительстве школ, высказывался против духовного гниения церкви и выступал за изничтожение коррупции. Выступал за поощрение торговли и промышленности и постепенном замещении импорта с помощью пошлин.

 

(Тут Красовский вспомнил историю про обефескала Нестора, близкого для Петра человека. Тот, пользуясь тем, что был в фаворитах императора копал под всё окружения Петра, чтобы имеет компромат на приближённых к Петру людей. Ясное дело «кое-кому» это не понравилось, в итоге стали копать под него самого. Выяснилось, что он продавал должности за очень крупные суммы (был коррупционером короче). Когда Петру доложили об этом, тот был в шоке, ибо очень доверял Нестору. Состоялся суд, Нестора признали виновным и приговорили к колесованию (вид смертной казни). Понятно, что за Нестором велись и более тёмные делишки, ему предлагали сознаться и в них, чтобы душу облегчить, он отказался. В конце история заканчивается Хэппи эндом, Нестора колесуют, фавориты Петра радуются)

 

Через полгода после смерти Петра Посашков был арестован, видимо нашли книжку, «о скудности…», и эти идеи кому-то не понравились. К слову Посошков очень надеялся на то, что император прочтёт его книгу, но видать у Петра руки не дошли. Посошков умер в казематах.

 

Василий Никитин Татищев

(1686-1750)

Русский историк

Родился в богатой семье и являлся крупным помещиком, получил весьма неплохое образование. Отучился в артиллерийском училище. После окончания училища ездил много по странам, где по ходу дела просвещался и обучался.

Работал в берколлегии. В начале берколлегия следила за двумя вещами: добычей руд и мануфактурами. В дальнейшем слежение за мануфактурами доверили другой структуре. Татищев продолжал работать с делами, связанными с добычей руды.

 

Был также губернатором в Астрахани.

 

Был 1 первым русским учёным – историком. Более 30 лет работал над книгой «История Российская», которую так и не дописал. Издана книга была только после его смерти.

 

Также пытался написать первую русскую энциклопедию "Лексикон Российский, исторический, географический, политический". Книгу не дописал, дошёл только до буквы «Л».

В нём подобно Феофану уживались крайность, с одной стороны был строгим администратором, с другой взяточником (ну что ж поделать, все берут, и я возьму).

В конце концов, его казнили за взяточничество.

 

Все вышеперечисленные люди в своё время образовывали учёную дружину, конечно, они не общались близко, но переписывались друг с другом (в частности Татищев с Феофаном).

 

 

Лекция № 6

Газета «Ведомости»

До петровской газеты «Ведомости» не было печатных газет, были только лишь рукописные, такие, как например «Куранты». Но и в них было мало признаков газет, т.е. они были не периодичны, с малым тиражом и т.п.

 

Касательно «курантов», газета вначале прочитывалась царём, а потом отправлялась в посольский приказ. По схожей схеме происходила и печать «Ведомостей», Пётр всегда вначале прочитывал газету перед выпуском. В дальнейшем функции цензора были отданы специально подготовленным людям.

Отдельно стоит упомянуть, что с иностранными газетами Пётр I тоже знакомился лично.

 

1668 году появилась постоянная почта.

 

15 декабря 1702 года был подписан указ о печатании «Ведомостей». Указ: "1702 г. декабря в 15 день Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по имянному своему великого Государя указу: Куранты, по нашему Ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный Посольский и иные приказы, из тех приказов присылать те ведомости в приказ книг печатного дела, а как те ведомости присланы будут, и еще на печатном дворе печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т.е. после безвозмездной раздачи царю и его сановникам) – продавать в мир по надлежащей цене".

Творчество Кантемира

 

Знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат своего времени, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). Он был из знатного рода государей. Младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен. По матери он потомок византийских императоров.

У Кантемира был брат Константин, который оборал его. Была ещё сестра. Сестру Антиоха Марию царь Петр сделал своей любовницей и одно время даже ходили слухи о его намерении жениться на ней.

 

Мать умерла рано в 1713 году. На тринадцатом году жизни он потерял отца.

 

Кантемиру султан предлагал убить Петра, но тот отказался и присягнул Петру.

 

Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и Академии Наук. Прекрасно знал историю Атаманской империи.

 

В 1721 году Пётр назначил Кантемира в сенат. Его карьера пошла в гору.

В 21 год Кантемир уже, будучи автором 2х сатир, участвовал в судьбе Анны Иоанны. Однако после, когда зашла речь о предоставлении политических прав дворянству, Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.

 

1 января 1732 года Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России участия более не принимал, состоял первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. И в России и в других странах, Кантемир постоянно писал. Но он не мог издать свои произведения. Он уже не играл важную роль в литературном мире.

 

До 1732 года были созданы первые 5 сатир, симфония, псалтырь, тематический указатель.

 

Кроме сатир он писал поэму «Петрида», но она оказалась неудачной, была написана только первая песня. Также он писал стихи о любви.

 

Сатиры (Русский период):

  • «На хулящих учения уму своему»
  • «На зависть дворян злословным Филарет и Евгений»
  • «О различии страстей в человецех к преосвященнейшему Феофану, архиепископу Новгородскому и Великолуцкому»
  • «О опасности статир сочиненных к музе своей»
  • «Человеческие злонравия вообще».

 

В конце 30х за границей он написал ещё 3 сатиры:

  • «О истинном блаженстве»
  • «О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому»
  • «На бесстыдную нахальчивость»

 

Авторство ещё 9 сатир не доказано, но это точно был не Кантемир (по субъективному мнению Красовского)

 

В 1743 году он послал в Петербург 8 сатир в сборнике.

Но первые 5 сатир были переработаны в конце 30х – начале 40. годов.

1 сатира. В редакции название не изменило, но имена убрали.

 

2 сатира. В редакции у неё не было части названия, Аристовилос был вместо Филарета, а вместо Евгения был просто дворянин.

 

3 сатира. В редакции было изменено название.

 

4 сатира. Была отредактирована и звучала (а… ожидали опять «В редакции?») просто «К музе своей»

 

5 сатира. В редакции «На человека»

 

Феофан симпатизировал Кантемиру.

 

В своём сборнике Кантемир скрыл своё имя (боялся, что последуют негативные для него последствия), но его авторство было очевидно. Кстати, персонажи имели реальные прототипы и были узнаваемы, поэтому он и боялся мести с их стороны.

 

В своих сатирах он обращался к благонравным, а от злонравных ничего уже не ждал.

 

Кантемир писал, что сатирой можно назвать такое произведение (сочинение), которое забавным слогом описывает злонравие, чтобы исправить человека, потому она с любым нравоучиным сочинением сходно (схоже с древнейшими баснями, различными притчами и дидактическими комедиями)

 

Между прочим Гоголь был преданным читателем Кантемира.

 

В статье Жуковского «О сатире и сатире Кантемира» 1,2,3,,5 сатира – живописные.

Некоторые сатиры драматизируют, некоторые философствуют.

 

В 1742-1743году Кантемира написал теоретический трактат «ПИСЬМО ХАРИТОНА МАКЕНТИНА К ПРИЯТЕЛЮ О СЛОЖЕНИИ СТИХОВ РУССКИХ», которое было посвящено Парижу.

 

Кантемир не был реформатором русского стиха. С Тредиаковским, в частности, он не согласился насчет стопы. Он считал, что реформа Тредиаковского не нужна. Кантемир ставил себя систематизатором.

 

Ломоносовские произведения ему неизвестны. Ломоносов был тогда студентом и тусовался в германии.

 

Далее Красовский в красочных выражениях описывает стопы, героический размер, силлабическое стихосложение и т.п., в ворде я этого показать не смогу.

 

Лекция № 7

 

Классицизм

Принципы классицизма

У понятия классицизма несколько значений.

 

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.

 

Классицизм - эталон в смысле ученический.

Классицизм – художественный или творческий метод.

Классицизм - стиль, стиль эпохи.

 

«Стиль - это то, куда Бог поцеловал вещь» (Васи́лий Васи́льевич Ро́занов)

 

Классицизм – художественная система, в основе определения мировоззрения (исторически обусловленный идейно - эстетический способ восприятия и моделирования художественных образов).

 

Классицизм складывался творческой практикой писателей (классицисты)

 

Творческая практика писателей + принципы обоснованные теоретически (манифесты, трактаты)

 

Судили произведения в основном с помощью созданной теории (надо было указывать и критиковать размер, форму и т.п.)

 

Классицизм – литературное направление на основе сходства творческих принципов отдельных писателей. Это должны вычислять сами читатели.

 

Общность писателей указывает на универсальные правила и нормы.

 

Классицизм был органической стадией развития европейских литератур в свой время.

 

Вторая половина 17 века – первая треть 18 века – период классицизма в западноевропейских странах.

 

В России классицизм проявился в 30е годы 18 века. Это был период становления.

 

В России эталоном был французский классицизм и Франсуа Малер (основатель)

 

Франсуа Малер. Он реформировал французский язык и стих в начале 17 века. Он разработал жанровые каноны профессии. Это было также связано с тем, что во Франции был абсолютизм.

 

Классицизм 17 века дал Франции великих литераторов: Корней, Мольер, Лафонтен, Вальтер (18 век) и т.д.

 

Великий теоретик Никола́ Буало́-Депрео́ (писатель сатирик) прославился трактатом «Поэтическое искусство» (1774 год), это был трактат об эстетике. В нём была стройная теоретическая концепция. Его античным прототипом является «послание Эзопу» (Гораций).

 

Характерные признаки классицизма:

1)ориентация на античность

2)реалистичность построения образов и идей, отвлечённых и обобщенных. Образы в логической системе.

3)строгие правила поэтики

4)внеисторизм (Корнелия) нет примет исторического мира

5)типизация в ущерб индивидуализации

 

В поэзии абстрактный мир вне времени и пространства.

На первом плане система и дисциплина.

 

Если что-то не по правилам, по это вне сферы искусств (например, фольклор).

 

Французский классицизм – высокие теоретические познания на фоне подъёмы искусств.

 

Также важны рационализм и метафизика.

Рационализм (основатель Рэне Пикан): «Я мыслю, следовательно, я существую».

 

Картезиантсво (рац.) – философская школа, которой характерны идеалистические и жанровые идеи.

 

Метафизика понималась по правилам Аристотеля, постижение мира не через органы чувств, а через познания.

Метафизика – особая область, где исследуют умозрительно–постигаемые (помимо чувств) высшие и неизменные начала всего сущего. (ВО как).

 

Эстетика классицизм.

«Вы к смыслу здравому всегда должны идти» (Никола́ Буало́-Депрео́)

 

Творчество вне разума невозможно.

 

Вслед за Аристотелем, Буало – классицизм есть подражание природе.

«Ум не волнует то, чему не верит он»

 

Природа как высшая постигаемая сущность человека. Идея сочетания природных реалий в единстве.

 

Подражание античному искусству:

  1. Иерархический принцип
  2. Нормативность

 

Иерархический принцип делится на:

1)высокий пласт (идеальное)

2) Низкий пласт (материальное)

 

Жанр низкий – это бытовая реальность (басни, сатиры и т.п.)

В высоком жанре в бытийном аспекте присутствует духовность. Герои решают сложные философские вопросы.

 

Низкий пласт. Дифференциация образов: обыватель, нищий, ремесленник.

Высокий пласт. Историческое лицо: мифологический герой, вымышленный.

 

С точки зрения классицизма интересна социальная позиция.

Смешение высокого и низкого, трагического и комического – исключено.

 

Герой воплощение чистой страсти (один герой – одна страсть)

 

Нормализм:

Чёткий свод правил, каждая модель, никаких отклонений, шаг влево, шаг вправо – расстрел, прыжок на месте - попытка к бегству.

 

Источник правил – античные образцы (эпопея Вергилия)

 

Эталоны:

1) Трагедия – Эсхил, Софокл, Эврепида и т.п.

2) Комедия – Аристофан, Минандр.

3) Оды

4) Басни – Эзоп и Федр (Федр, а не Фёдр) (У нас Лафонтен).

5) Сатиры – Гораций, Ювенал

6) Эпистолы - Сумароков

 

Для трагедии был характерен александрийский стиль (6 стопный ямб) стихосложения.

5 актное построение + 3 единства (время место, действие)

 

Исторический или мифический сюжет с выбором страсти.

 

Высокий стиль через языковые средства.

 

Однако при этом возникли специфические для России проблемы. К примеру, Просветительство в классицизме в России возникло раньше, чем во Франции.

Появилось политико–дадктическое наставление (царю).

Русский классицизм не мог опереться на богатую литературу (не был ещё сформировано толком языка, принципов, стихосложения и жанров).

 

Лекция № 8

Лекция № 9

 

Творчество Тредиаковского

(1703 – 1769)

 

 

Родился в 1703 году в Астрахани, в семье священника. Умер в Петербурге. Был поэтом, филологом, академиком, писателем.

Учился в школе монахов-капуцинов и должен был принять сан, но, по невыясненным причинам, в 1723 убежал в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. С детства учился латыни.

 

В 1726 году Тредиаковский, не кончив курса в Академии, отправился в Голландию и пробыл два года в Гааге. Ему приходилось бедствовать за границей: его просьба в Россию «определить годовое жалованье» для окончании богословских и философских наук не была уважена, потому что он числился бежавшим из Академии. В Париже, куда он явился «шедши пеш за крайней уже своей бедностию», он учился в Сорбонне математическим и философским наукам, слушал богословие, принимал участие в публичных диспутах. В Париже его содержал 3 года Александр Борисович Куракин (посол)

 

20-60е годы 18 века – время его литературной деятельности.

 

Тредиаковский стал придворным поэтом Анны Иоанновны. В 1733 он был принят на службу в Академию Наук с обязательством «вычищать язык русской, пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочиими над дикционарием русским; переводить с французского на русской язык все, что ему дастся».

 

Он пытался противостоять столпам отечественной литературы. В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.015 с.)