Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Газета продавалась за полкопейки.

Поиск

 

 

Уже 17 декабря появляется пробный экземпляр «Ведомостей». К сожалению, до наших он не сохранился до наших дней, однако 2 номер от 2 января 1703 года дошёл до нас.

 

По данным архивов и различных копий в 1 номере содержались внутренние известия.

В 3 говорилось о вооружении, были новости образования, демографии. В газете появились статьи о нефти (кол-во, как используется и т.п.). Говорилось также и про международные контакты. Также в частности сообщалось о подарке индийцев, о слоне, который был подарен Петру I. Вот, к примеру, выдержка о вооружении: "На Москве вновь ныне пушек медных гаубиц и мортир вылито четыреста. Те пушки ядрами по 24, по 52 и по 12 фунтов, гаубицы бомбами пудовые и полупудовые, мортиры бомбами девяти, трёх и двухпудовые, и меньше. И ещё много форм готовых великих и средних к литью пушек гаубиц и мортир, а меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более сорока тысяч пудов лежит".

 

Первым директором печатного двора был Ф. Поликарпов (Фёдр наверное), он добывал информацию и жёстко плагиатил инфу у иностранных изданий. В 1710 году его место занял Михаил Абрамов, который был из питерской типографии.

 

До 1715 года газета печаталась гражданскими шрифтом. А название периодически менялось, например на 2 Кремлёвские Ведомости», но суть от этого не менялась. В последствии выпуск был неустойчивым, цена тоже, начиная от 0,5 до 4 копеек.

Объём газеты был от 2 до 20 страниц.

 

В 1703 и 1704 год 39 номеров

В 1705 году 46 номеров

В 1720 году был максимальный тираж.

В 1718 году газета сошла на нет, её плохо покупали (да и кому покупать, безграмотным крестьянам или дворянству, которому насрать на всё кроме своего кошелька?). Так что потребность к чтению была крайне мала.

 

А сколько всего номеров было выпущено за годы существования первой русской печатной газеты? "Ведомости" издавались с 1703 по 1724 год. Можно сказать, они ушли вместе с их основателем – ведь Пётр скончался в начале 1725 года. За эти двадцать с лишним лет было выпущено 509 номеров. Можно было бы вывести среднее количество – в среднем по 25 номеров в год. Но на самом деле, тогда ещё не было такой периодики, как в современных изданиях. Не было "еженедельных" или "ежемесячных" изданий. Номера выходили по большим случаям и датам. Поэтому, в разные годы выходило разное количество номеров. В 1703-м – 39, в следующем – 35, в 1705-м – 46, в 1706-м – 28, и так далее. Количество номеров в год то уменьшалось, то резко увеличивалось. Больше всего было выпущено в 1720-м – 56 номеров. А за два года до того, в 1718 году – всего лишь один номер! Правда, эту статистику вывели на основании дошедших до нас материалов... Есть правдоподобное предположение, что некоторые номера газеты попросту не сохранились.

 

С 1725 года главная государственная газета России вновь стала издаваться в Петербурге. Она называлась "Российские ведомости" и стала достойной преемницей первой русской печатной газеты.

 

Изначально "Ведомости" задумывались как подражание немецкой газете "Нордишер Меркуриус" (Пётр, как вы знаете, любил всё немецкое). Тогда почему мы называем газету газетой, а не цайтунгом или ещё как, на немецкий манер? Дело в том, что название газетам, как виду печатной продукции, изначально дали первые газеты, которые появились в Венеции. Они представляли собой рукописные сводки последних новостей. За них взималась мелкая венецианская денежка – gazzeta. По её названию и стали называть газеты газетами.

 

Вполне очевидно, что «Ведомости» были инструментом в руках Петра для продвижения своих реформ.

 

 

Творчество Кантемира

 

Знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат своего времени, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). Он был из знатного рода государей. Младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен. По матери он потомок византийских императоров.

У Кантемира был брат Константин, который оборал его. Была ещё сестра. Сестру Антиоха Марию царь Петр сделал своей любовницей и одно время даже ходили слухи о его намерении жениться на ней.

 

Мать умерла рано в 1713 году. На тринадцатом году жизни он потерял отца.

 

Кантемиру султан предлагал убить Петра, но тот отказался и присягнул Петру.

 

Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и Академии Наук. Прекрасно знал историю Атаманской империи.

 

В 1721 году Пётр назначил Кантемира в сенат. Его карьера пошла в гору.

В 21 год Кантемир уже, будучи автором 2х сатир, участвовал в судьбе Анны Иоанны. Однако после, когда зашла речь о предоставлении политических прав дворянству, Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.

 

1 января 1732 года Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России участия более не принимал, состоял первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. И в России и в других странах, Кантемир постоянно писал. Но он не мог издать свои произведения. Он уже не играл важную роль в литературном мире.

 

До 1732 года были созданы первые 5 сатир, симфония, псалтырь, тематический указатель.

 

Кроме сатир он писал поэму «Петрида», но она оказалась неудачной, была написана только первая песня. Также он писал стихи о любви.

 

Сатиры (Русский период):

  • «На хулящих учения уму своему»
  • «На зависть дворян злословным Филарет и Евгений»
  • «О различии страстей в человецех к преосвященнейшему Феофану, архиепископу Новгородскому и Великолуцкому»
  • «О опасности статир сочиненных к музе своей»
  • «Человеческие злонравия вообще».

 

В конце 30х за границей он написал ещё 3 сатиры:

  • «О истинном блаженстве»
  • «О воспитании к князю Никите Юрьевичу Трубецкому»
  • «На бесстыдную нахальчивость»

 

Авторство ещё 9 сатир не доказано, но это точно был не Кантемир (по субъективному мнению Красовского)

 

В 1743 году он послал в Петербург 8 сатир в сборнике.

Но первые 5 сатир были переработаны в конце 30х – начале 40. годов.

1 сатира. В редакции название не изменило, но имена убрали.

 

2 сатира. В редакции у неё не было части названия, Аристовилос был вместо Филарета, а вместо Евгения был просто дворянин.

 

3 сатира. В редакции было изменено название.

 

4 сатира. Была отредактирована и звучала (а… ожидали опять «В редакции?») просто «К музе своей»

 

5 сатира. В редакции «На человека»

 

Феофан симпатизировал Кантемиру.

 

В своём сборнике Кантемир скрыл своё имя (боялся, что последуют негативные для него последствия), но его авторство было очевидно. Кстати, персонажи имели реальные прототипы и были узнаваемы, поэтому он и боялся мести с их стороны.

 

В своих сатирах он обращался к благонравным, а от злонравных ничего уже не ждал.

 

Кантемир писал, что сатирой можно назвать такое произведение (сочинение), которое забавным слогом описывает злонравие, чтобы исправить человека, потому она с любым нравоучиным сочинением сходно (схоже с древнейшими баснями, различными притчами и дидактическими комедиями)

 

Между прочим Гоголь был преданным читателем Кантемира.

 

В статье Жуковского «О сатире и сатире Кантемира» 1,2,3,,5 сатира – живописные.

Некоторые сатиры драматизируют, некоторые философствуют.

 

В 1742-1743году Кантемира написал теоретический трактат «ПИСЬМО ХАРИТОНА МАКЕНТИНА К ПРИЯТЕЛЮ О СЛОЖЕНИИ СТИХОВ РУССКИХ», которое было посвящено Парижу.

 

Кантемир не был реформатором русского стиха. С Тредиаковским, в частности, он не согласился насчет стопы. Он считал, что реформа Тредиаковского не нужна. Кантемир ставил себя систематизатором.

 

Ломоносовские произведения ему неизвестны. Ломоносов был тогда студентом и тусовался в германии.

 

Далее Красовский в красочных выражениях описывает стопы, героический размер, силлабическое стихосложение и т.п., в ворде я этого показать не смогу.

 

Лекция № 7

 

Классицизм

Принципы классицизма

У понятия классицизма несколько значений.

 

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв.

 

Классицизм - эталон в смысле ученический.

Классицизм – художественный или творческий метод.

Классицизм - стиль, стиль эпохи.

 

«Стиль - это то, куда Бог поцеловал вещь» (Васи́лий Васи́льевич Ро́занов)

 

Классицизм – художественная система, в основе определения мировоззрения (исторически обусловленный идейно - эстетический способ восприятия и моделирования художественных образов).

 

Классицизм складывался творческой практикой писателей (классицисты)

 

Творческая практика писателей + принципы обоснованные теоретически (манифесты, трактаты)

 

Судили произведения в основном с помощью созданной теории (надо было указывать и критиковать размер, форму и т.п.)

 

Классицизм – литературное направление на основе сходства творческих принципов отдельных писателей. Это должны вычислять сами читатели.

 

Общность писателей указывает на универсальные правила и нормы.

 

Классицизм был органической стадией развития европейских литератур в свой время.

 

Вторая половина 17 века – первая треть 18 века – период классицизма в западноевропейских странах.

 

В России классицизм проявился в 30е годы 18 века. Это был период становления.

 

В России эталоном был французский классицизм и Франсуа Малер (основатель)

 

Франсуа Малер. Он реформировал французский язык и стих в начале 17 века. Он разработал жанровые каноны профессии. Это было также связано с тем, что во Франции был абсолютизм.

 

Классицизм 17 века дал Франции великих литераторов: Корней, Мольер, Лафонтен, Вальтер (18 век) и т.д.

 

Великий теоретик Никола́ Буало́-Депрео́ (писатель сатирик) прославился трактатом «Поэтическое искусство» (1774 год), это был трактат об эстетике. В нём была стройная теоретическая концепция. Его античным прототипом является «послание Эзопу» (Гораций).

 

Характерные признаки классицизма:

1)ориентация на античность

2)реалистичность построения образов и идей, отвлечённых и обобщенных. Образы в логической системе.

3)строгие правила поэтики

4)внеисторизм (Корнелия) нет примет исторического мира

5)типизация в ущерб индивидуализации

 

В поэзии абстрактный мир вне времени и пространства.

На первом плане система и дисциплина.

 

Если что-то не по правилам, по это вне сферы искусств (например, фольклор).

 

Французский классицизм – высокие теоретические познания на фоне подъёмы искусств.

 

Также важны рационализм и метафизика.

Рационализм (основатель Рэне Пикан): «Я мыслю, следовательно, я существую».

 

Картезиантсво (рац.) – философская школа, которой характерны идеалистические и жанровые идеи.

 

Метафизика понималась по правилам Аристотеля, постижение мира не через органы чувств, а через познания.

Метафизика – особая область, где исследуют умозрительно–постигаемые (помимо чувств) высшие и неизменные начала всего сущего. (ВО как).

 

Эстетика классицизм.

«Вы к смыслу здравому всегда должны идти» (Никола́ Буало́-Депрео́)

 

Творчество вне разума невозможно.

 

Вслед за Аристотелем, Буало – классицизм есть подражание природе.

«Ум не волнует то, чему не верит он»

 

Природа как высшая постигаемая сущность человека. Идея сочетания природных реалий в единстве.

 

Подражание античному искусству:

  1. Иерархический принцип
  2. Нормативность

 

Иерархический принцип делится на:

1)высокий пласт (идеальное)

2) Низкий пласт (материальное)

 

Жанр низкий – это бытовая реальность (басни, сатиры и т.п.)

В высоком жанре в бытийном аспекте присутствует духовность. Герои решают сложные философские вопросы.

 

Низкий пласт. Дифференциация образов: обыватель, нищий, ремесленник.

Высокий пласт. Историческое лицо: мифологический герой, вымышленный.

 

С точки зрения классицизма интересна социальная позиция.

Смешение высокого и низкого, трагического и комического – исключено.

 

Герой воплощение чистой страсти (один герой – одна страсть)

 

Нормализм:

Чёткий свод правил, каждая модель, никаких отклонений, шаг влево, шаг вправо – расстрел, прыжок на месте - попытка к бегству.

 

Источник правил – античные образцы (эпопея Вергилия)

 

Эталоны:

1) Трагедия – Эсхил, Софокл, Эврепида и т.п.

2) Комедия – Аристофан, Минандр.

3) Оды

4) Басни – Эзоп и Федр (Федр, а не Фёдр) (У нас Лафонтен).

5) Сатиры – Гораций, Ювенал

6) Эпистолы - Сумароков

 

Для трагедии был характерен александрийский стиль (6 стопный ямб) стихосложения.

5 актное построение + 3 единства (время место, действие)

 

Исторический или мифический сюжет с выбором страсти.

 

Высокий стиль через языковые средства.

 

Однако при этом возникли специфические для России проблемы. К примеру, Просветительство в классицизме в России возникло раньше, чем во Франции.

Появилось политико–дадктическое наставление (царю).

Русский классицизм не мог опереться на богатую литературу (не был ещё сформировано толком языка, принципов, стихосложения и жанров).

 

Лекция № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.013 с.)