Византия во второй половине VII – первой половине iх веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Византия во второй половине VII – первой половине iх веков.



Кризис VII века и его преодоление.

В течение следующих 40 лет были потеряны Египет, Северная Африка, Сирия, Палестина, Верхняя Месопотамия, причём зачастую преимущественно несторианское и миафизитское население этих областей, измученное войнами, считало арабов, которые в первое время проводили политику религиозной терпимости и существенно снижали налоги, своими освободителями. Арабы создали флот и даже осаждали Константинополь. Но новый император, Константин IV Погонат (668—685), отразил их натиск. Несмотря на пятилетнюю осаду Константинополя (673—678) с суши и с моря, арабы не смогли его захватить. Греческий флот, которому недавнее изобретение «греческого огня» обеспечило превосходство, вынудил мусульманские эскадры к отступлению и нанёс им в водах Силлеума поражение. На суше войска халифата были разбиты в Азии.

Из этого кризиса империя вышла более сплочённой и монолитной, национальный состав её стал более однородным, религиозные различия главным образом ушли в прошлое, так как монофизитство и несторианство получили основное распространение в утраченных ныне Сирии, Египте и Северной Африке. К концу VII века территория Византии составляла уже не более трети державы Юстиниана. Ядро её составляли земли, населённые греками или эллинизированными племенами, говорившими на греческом языке, греки служили на флоте, греческий язык, всегда бывший основным языком церкви Византии, стал и государственным. В то же время началось массовое возвращение яфетидов (эллинов), называемое некоторыми историками «заселением Балканского полуострова славянскими племенами». В VII веке они расселились на значительной территории в Мёзии, Фракии, Македонии, Далмации, Истрии, части Греции и даже были переселены в Малую Азию, сохранив при этом свой язык, быт, культуру. Изменился этнический состав населения и в восточной части Малой Азии: появились поселения армян, персов, сирийцев, арабов.

В VII веке были проведены существенные реформы в управлении — вместо эпархий и экзархатов империя была разделена на фемы, подчинённые стратигам. Новый национальный состав государства привёл к тому, что среднегреческий язык стал государственным, даже титул императора стал звучать по - гречески - василевс (en:Basileus). В администрации старинные латинские титулы или исчезают, или эллинизируются, а их место занимают новые названия — логофеты, стратеги, эпархи, друнгарии. В армии, где преобладают азиатские и армянские элементы, греческий язык становится языком, на котором отдаётся приказ. И хотя Византийская империя до последнего дня продолжала называться Римской империей, тем не менее, латинский язык вышел из употребления.

В Византии начинают формироваться феодальные отношения. Большую роль играет вторжение славян. Они заселили пустующие земли, принесли с собой свободную общину. Внутри общины выделяются полноправные свободные общинники (георгии), обедневшие общинники (апоры), наемные работники (мистии).

Некоторые города Византии охватил кризис и мелкие города начинают аграризироваться. Но так как в городах существовала непрерывность ремесленных традиций, кризис был преодолен. Крупные и средние города сохранялись как центры ремесла и торговли. Государство оказывало помощь городам.

Иконоборческое движение. 726-843гг.

 

Ослабление центральной власти к началу века преодолено. К власти приходит Исаврийская династия (717-867 гг.). Во время ее правления начинается иконоборческое движение.

Причины:

1. Богословские:

Иконоборцы основывали свои взгляды на одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…» (Исх. 20:4-5). Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным поклонением.

2. Политические:

Исследователи разделяют политические причины иконоборчества на две группы:

Связанные с иудаизмом и исламом:

Через иконоборчество византийские императоры хотели уничтожить одну из главных преград для сближения христиан с иудеями и мусульманами, которые отрицательно относились к иконам. Через это планировалось облегчить подчинение империи народов, исповедующих эти религии. Кроме того в VII—VIII веках Византийское государство потерпело ряд серьезных поражений от арабских завоевателей и император Лев III под влиянием малоазийских епископов, счел, что почитание икон, есть почитание идолов. Этим он оправдывал свои поражения.

Борьба с властью церкви:

К VIII веку политическая роль церкви в империи значительно усилилась, наблюдался значительный рост церковной собственности и монастырей. Духовенство начало активно участвовать в делах управления империей, так, в 695 году министром финансов стал авва Феодот, а в 715 году диакон собора Святой Софии был назначен главнокомандующим войсками. По этой причине императоры-иконоборцы считали необходимым отвлечь людские силы и денежные средства от церкви и направить их в государственную казну.

Этапы:

1й. 726-780 гг. Лев III Исавр (716-741 гг.), Константин V Копроним(741-775 гг.). Временная победа иконоборцев. В 754 году под руководством Константина V был созван Вселенский Собор. Иконопочитание объявлено ересью. Грабеж церквей, аресты и убийства иконопочитателей, конфисковывались земли и имущество церкви.

2й. 780-797 гг. Деятельность императрицы Ирины. 24 сентября 787 года в Никее открылся Седьмой вселенский собор. На соборе были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат о иконопочитании.

3й. 814-842 гг. Лев VАрмянин (812-820 гг.) Феофил (829-842 гг.)

Второй этап иконоборческого движения. Причины: поражение от болгар и привлечение на свою сторону жителей Малой Азии.

В 832 году был издан жестокий указ, исполнение которого взял на себя патриарх Иоанн Грамматик: монастыри закрывались, монахи подвергались преследованиям и тюремному заключению.При этом к суровым наказаниям император прибегал лишь в исключительных случаях.

Для второго периода иконоборчества характерно проявление участия в защите иконопочитания предстоятелей восточных православных церквей.

4й. 842-843 гг. После смерти императора Феофила регентом за малолетством императора Михаила III стала его мать Феодора, воспитанная в традиции иконопочитания. Она приняла решение о восстановлении иконопочитания в империи. Был свергнут патриарх-иконоборец Иоанн VII Грамматик и на его место возведён защитник иконопочитания Мефодий, подвергавшийся преследованию при Феофиле.

На Константинопольском соборе 842 года был зачитан и одобрен томос, который провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество. Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон; епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле. По просьбе Феодоры анафеме не был подвергнут её супруг Феофил.

Иконоборческое движение закончилось.

Восстание Фомы Славянина. 821-825 гг.

Проходило под лозунгами восстановления иконопочитания.

Причины: Протест против налогового гнета, против произвола чиновников и крупных земельных собственников.

Участники: горожане, сельская беднота, беглые рабы, свободные и зависимые крестьяне, монахи.

Идеологическую окраску восставшим придавала деятельность секты павликиан(«Павликиане» — одно из наиболее значительных по размаху и последствиям средневековых еретических движений.

Зародилась в VII веке в Армении, в VIII—IX веках получила широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи. Своей целью павликиане считали сохранение исконной чистоты христианства, освобождение его от всех «элементов» язычества и идолопоклонства. Согласно учению павликиан, истинный, совершенный Бог имеет прямое отношение только к духовному миру, тогда как творцом видимого мира является демиург. Павликиане обвиняли католическую церковь в том, что она не различает эти две сущности, и, фактически, поклоняется демиургу.).

Фома Славянин. Человек преклонного возраста. Имел большой жизненный опыт, любил власть. Он облегчает налоговый гнет, делает подарки народу. В его армию вливаются отряды славян, гуннов, лазов. Был заключен договор с халифом, по которому арабы предоставляли Фоме войско и флот.

Армия Фомы двинулась к Константинополю и 823 году осадила город. Император заключает договор с болгарами. В 825г. Фома попадает в плен и жестоко казнен. Часть войска еще оказывает сопротивление, но восстание было подавлено.

Восстание Фомы Славянина напугало господствующий класс и заставило его преодолеть раскол в своих рядах, вызванный иконоборчеством. Императрица Феодора, правившая в малолетство своего сына Михаила III (842—867), восстановила в 843 г. иконопочитание. Однако большая часть земель, конфискованных у монастырей, осталась в руках военно-служилой знати. Примирение правительства и светской аристократии с монашеством сопровождалось жестокими преследованиями павликиан. Павликиане ответили на это восстанием (в середине IX в.). Центром его стала крепость Тефрика в Малой Азии, где они создали свою республику. Под знамена павликиан стекались толпы вооруженных крестьян, ремесленников, городской бедноты. В войсках восставших царила суровая дисциплина. Они не раз наносили поражение императорским армиям. Лишь ценою напряжения всех сил правительство смогло их разбить. В 872 г. крепость Тефрика пала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.81.212 (0.015 с.)