Великое переселение народов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великое переселение народов.



История средних веков

Средние века — это многовековый период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии — еще дольше. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.
Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию, начали свою средневековую историю с традициями классового общества и государства. Но суть нового общественного строя оставалась та же. Повсюду переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю — основное условие приложения человеческого труда — в свою монопольную собственность (государственную, частную).
Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на чинш, местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.
В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди Довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное представление об окружающей природе и были заложены основы материалистического мировоззрения.

Периодизация истории средних веков. Феодализм в своем развитии прошел несколько стадий, каждая из которых характеризуется значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. На принципе стадиального развития общества
строится марксистско-ленинская периодизация исторического процесса.
Переход к феодализму происходил в разных странах неодновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы, пережившие рабовладельческий строй, позже народы, у которых феодализм был первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие позже. Началом западноевропейского средневековья советские историки считают крушение рабовладельческой Римской империи (V в.), концом - Английскую буржуазную революцию (1640- 1660). В азиатских странах с древнейшей цивилизацией — Китае, Северной Индии — переход к феодализму начался несколько раньше (II—III вв.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII—XIX вв.).
В советской историографии принято делить историю средних веков на следующие три периода: раннее средневековье — время формирования феодального способа производства – (V в., в отдельных азиатских странах II—XI вв.); классическое средневековье — период развитого феодализма (конец XI—XV в., в отдельных азиатских странах — и XVI в. включительно); позднее средневековье — период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (XVI-середина XVII в., на Востоке до XVIII—XIX вв.).
В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений — образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антагонистических класса феодального общества — класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады — рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определялся характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических общностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.
Второй период истории средних веков характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне были поставлены в поземельную или личную зависимость, а члены господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Это привело к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. В странах Восточной Азии, где и при развитом феодализме сохранялась в значительном объеме государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления.
В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения — образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология — гуманизм, началось движение за реформу католической церкви. Усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания.
Третий период средневековья характеризуется крайним обострением присущих феодализму противоречий. Производительные силы переросли рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождались капиталистические отношения. В некоторых странах (Англия, Северные Нидерланды) происходила экспроприация непосредственных производителей. Народные массы вели борьбу как против феодальной, так и против капиталистической эксплуатации. Все это создало условия для завершения централизации феодальных государств и перехода к абсолютизму. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.
Средневековье приближалось к своему концу. Наступало новое время.
История средних веков и современность. История феодального общества представляет для нас не только академический, но и глубокий теоретический и научно-практический интерес. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое — складывание классов буржуазного общества, формирование наций и развитие национальных культур, революционная борьба угнетенных масс, положившая начало революционным традициям народов, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало создания колониальных империй и т. д. Изучение истории средних веков помогает глубже понять современность и перспективы развития на будущее.
В мире до сих пор сохранились пережитки средневековья, с которыми ведут борьбу прогрессивные силы общества. Пережитки феодализма существуют в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в тех, которые недавно освободились от ига колониализма. Некоторые средневековые традиции — монархия, сословные привилегии — не изжиты даже в таких высокоразвитых странах, как Англия и Япония.
По важнейшим проблемам истории средних веков ведется острая идеологическая борьба между историками-марксистами и буржуазными историками. Современная буржуазная реакционная историография извращает многие явления жизни средневекового общества; она пытается, вопреки историческим фактам, доказать, что частная собственность на землю и эксплуатация человека человеком существовали извечно, умалчивает о жестокой классовой борьбе в феодальном обществе и твердит о «гармонии социальных интересов». Апологеты современного капитализма утверждают, что капиталистическая система существовала извечно, так как она якобы отвечает природе человека. Реакционные историки идеализируют феодальные порядки, средневековую религиозность, корпоративную замкнутость. Борьба с реакционной буржуазной историографией — важнейшая задача советских историков-медиевистов.

Феодальный мир.

Организация пространства. Безусловное преобладание в феодальном обществе аграрных занятий, особенно на ранних этапах его развития, предопределило по преимуществу сельскохозяйственную организацию его пространства, главными компонентами которого были поля, луга и пастбища, огороды и сады. Основным видом поселений являлись деревни, с невысокой застройкой, не нарушающей линию горизонта. Их дома служили не только жильём, но и комплексом, рассчитанным на производственные нужды (содержание скота, место хранения кормов и зерна). Разнообразие в эту организацию вносили географические условия: природный ландшафт, горы и равнины, леса и реки, а также климат, почвы, которые влияли на тип расселения (концентрированные или рассеянные деревни), виды полей, специализацию хозяйственных занятий — земледелие, скотоводство, виноградарство и т.д.

Вертикаль как дело рук человеческих и архитектурная деталь ландшафта, нарушившая его монотонность, появилась со строительством феодальных замков в IX—XI вв., когда материалом для них стал камень, а не дерево; со строительством романских и затем готических церквей с колокольнями, но особенно с процессом массового роста городов в XI—XII вв. и активным градостроительством. Города и вовсе изменили внешний вид и размеры поселений. Каменные стены обеспечивали защиту от внешнего врага; приток населения побуждал застраивать дома вверх, плотно тесня их друг к другу. Более продуманная внутренняя планировка, вызванная потребностями экономической и политической жизни города, а также требованиями гигиены, постепенно ставшие факто-рами, регулирующими организацию городского пространства, сменит первоначально хаотическую застройку внутри городских стен.

Развитие техники не только откроет новые возможности земли как основного средства производства, но более радикально, чем аграрные занятия преобразит ее природный облик. Хозяйственно-технический и архитектурный ландшафт, таким образом, материализовал социальную и экономическую эволюцию феодального общества.

Социальные институты. Вотчина и община. Оформление феодальной собственности на землю привело к существенным изменениям в хозяйственной и социальной жизни общества. Если в условиях родоплеменного строя и генезиса феодализма главным хозяйственным и социальным организмом являлась община, то с конца VIII в. (в ряде регионов в XI в.) в Западной Европе складывается вотчина (сеньория во Франции, манор в Англии). Она концентрировала в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (социальная функция). Вотчина, т.е. комплекс крупной земельной собственности, делился на господскую часть — домен — и землю, отданную в держание крестьянам. Домен включал усадьбу сеньора (жилые и служебные постройки), лес, луга и сеньориальную запашку, размер которой зависел от форм ренты, а также от хозяйственной активности феодала. В соответствии с системой землепользования и плодородностью земли, сеньориальные пахотные земли могли лежать чересполосно с крестьянскими наделами (мансами во Франции, гуфами в Германии). Как хозяйственный организм вотчина способствовала интенсификации труда и развитию производительных сил, организуя простую кооперацию на барщинных работах, расчистку и внутреннюю колонизацию земель, внедрение новых хозяйственных методов и культур. При этом она в известной мере обеспечивала экономическую устойчивость крестьянского хозяйства, гарантируя ему защиту от поборов государства и личную безопасность под покро-вительством сеньора в условиях феодальной раздробленности.

Хозяйственная роль вотчинника менялась по мере развития феодализма и эволюции форм ренты. С переходом к продуктовой и денежной ренте феодалы могли свернуть собственную запашку, раздав весь резерв пахотных земель в крестьянские держания. В этих условиях возрастает экономическая значимость крестьянского хозяйства, способного, благодаря усовершенствованию условий труда, способов обработки земли и повышению производительности труда произвести как необходимый, так и прибавочный продукт в виде продуктовой или денежной ренты. Усиление экономической роли крестьянства сопровождалось его освобождением от тяжелых форм личной зависимости. В условиях эксплуатации баланс взаимоотношений феодала и крестьянина, который обес-печивал жизнеспособность последнего как производящей силы общества, нередко нарушался. Насилие со стороны феодала могло вызвать разрушение крестьянского хозяйства и протест вплоть до восстаний. Таким образом, хозяйственная и созидательная роль вотчины тесно связана с ее социальной функцией как организации по присвоению ренты, регулирующей административную и правовую жизнь крестьянства.

С утверждением вотчины как главного социального и хозяйственного организма феодального общества, крестьянская община не была уничтожена. Вотчина надстроилась над общиной, подавив собственным административным и судебным аппаратом ее поли-тико-юридические функции, но продолжала сосуществовать с ней как с первичной хозяйственной организацией, регулирующей главным образом крестьянские отношения по земле — использование общинных угодий, порядок севооборота. Этой стороной своей деятельности община в известной мере влияла и на хозяйственную жизнь вотчинника. Утрата прежней социальной роли вызывает «исчезновение» общины из источников на ранних этапах эволюции феодализма. Однако позже, с усилением экономической роли крестьянского хозяйства и личным освобождением крестьян, община сумела частично возродить свои социальные и политико-юридические функции. В ряде стран (Франция, Италия, Испания) община смогла получить статус коллективного юридического лица, образовав сельскую коммуну с правом выборного управления. Сельская коммуна осуществляла контроль за пользованием общинными угодьями, сбором ренты и судебной деятельностью вотчинника, организуя, таким образом, противостояние крестьян феодалу и вводя во взаимоотношения с ним договорное правовое начало, регулируемое письменной хартией. Полученные права позволяли общине выйти за рамки вотчины и обратиться с коллективной жалобой в государственные суды. Следует иметь в виду, что статуса коммуны смогли добиться далеко не все общины, даже во Франции, многим из них пришлось довольствоваться только частью политико-юридических прав.

Средневековый город. В триаде важнейших компонентов социальной жизни феодального общества особое место занимал город. Будучи плотью от плоти этого общества, именно город стал решающим фактором его эволюции. Импульсы, идущие от этого социального организма, объединившего в себе формы экономической, политической и духовной жизни, обозначили перспективы развития общества в целом. Как центр ремесла и торговли город демонстрировал свою феодальную природу в мелком характере производства и торговли, сословно корпоративном характере собственности (ремесленные цеха и купеческие гильдии), в причастности феодальной ренте в ее сеньориальной или централизованной (государственные налоги) форме, наконец, во включенности города в систему феодальных связей (город как коллективный вассал или коллективный сеньор). Вместе с тем именно городу общество было обязано теми решающими сдвигами в развитии техники, которые обеспечили ему инициативу в переходе к мануфактурному производству.

Привилегии и вольности, обретенные западноевропейским городом, создали горожанам статус особого сословия; как таковое оно было представлено в органах сословного представительства на общегосударственном и местном уровнях. Политическое признание горожан способствовало выработке в обществе новой системы ценностей, в которой права человека не определялись исключительно его наследственной принадлежностью к привилегированным сословиям. Города, добившиеся самоуправления, реализовывали принципы коллективной выборной власти в противовес авторитарному и иерархическому миру духовных и светских феодалов.

Наконец, в городе были созданы особые формы культуры и духовной жизни, которые способствовали секуляризации сознания, развитию опытного и рационального знания. Возникшие в городах университеты стали центрами не только образованности, но свободомыслия. Оформление в Западной Европе на рубеже средних веков и раннего нового времени новой идеологии гуманизма и культуры Возрождения было неразрывно связано с городской жизнью и культурой.

Государство, право и церковь. Политическая организация феодального общества прошла в своем развитии через несколько этапов. В условиях переходного периода и генезиса феодальных отношений существовали политические образования в виде, как равило, недолговечных варварских королевств и раннефеодальных государств. В них были сильны пережитки так называемой первобытной демократии»; королевская власть располагала весьма ограниченными принудительными возможностями. На этом этапе Западная Европа знала и попытки образования крупных полиэтнических, но непрочных имперских объединений, претендующих, подобно франкской империи Карла Великого, на преемственность по отношению к погибшей Западной Римской империи.

С утверждением феодальных отношений в X—XIвв. и развитием феодальной раздробленности политическая власть сосредотачивалась в руках крупных земельных собственников — князей, герцогов, графов, часто лишь номинально объединенных слабой властью монарха и реализующих в своих землях тот же авторитарный принцип власти (каждый барон — король в своих владениях). На этом этапе оформляется важная особенность политической структуры феодального общества: разделение политической власти на власть в центре (на уровне общегосударственной или территориальной власти князя) и на местах — в лице земельного собственника. С развитием феодального общества усложняется природа местной власти благодаря оформлению автономного города, сословий или сословных групп.

 

Италия в VIII – X вв.

Италия не была единым государством, здесь исторически сложились три основные области — Северная, Средняя и Южная Италия, распадавшиеся, в свою очередь, на отдельные феодальные государства. Каждая из областей сохраняла свои отличительные черты в течение всего средневековья. Эти отличия вытекали из особенностей экономических, политических и географических условий отдельных частей Апеннинского полуострова. К концу VI в. значительную часть ее территории (Северная и Средняя Италия, на юге — Сполето и Беневент) завоевали лангобарды. Возникшее в результате их завоевания Лангобардское королевство просуществовало до 70-х годов VIII в., после чего было захвачено франками Карла Великого.

Большую часть Северной Италии занимает Ломбардия — плодородная долина реки По, которая в VI—VIII вв. находилась под властью лангобардов (отсюда ее название — Ломбардия), а с VIII в. вошла в состав Каролингской империи.

Значительную часть Средней Италии занимала Папская область, светское государство пап с центром в Риме, и остатки лангобардских владений — герцогства Беневент и Сполето, находившиеся в вассальной зависимости то от папы, то от Каролингов. К северу от владений римского папы лежало герцогство Тоскана. Северная и Средняя Италия после Верденского договора 843 г. формально стали самостоятельным единым королевством во главе с верховным сюзереном — королем. Свой титул король получал после венчания его в Павии железной короной лангобардских королей. В действительности же и в Северной, и в Средней Италии власть принадлежала отдельным феодалам.

Территория же Южной Италии переживала феодальную раздробленность и в связи с ее ослабленным положением переходила от одних чужеземных захватчиков к другим. Так с 6 – 9 вв. Южная Италия (Апулия, Калабрия, Неаполь и Сицилия) являлись Византийскими провинциями. С 9 в. В эту область вторгаются арабы превратив Сицилию в эмират с центром в Палермо. Далее в разрываемую арабскими и византийскими завоевателями Южную Италию вторгаются Норманны, основывая в 12 веке Сицилийское королевство.

До завоевания Карла Великого, при лангобардах, вся территория королевства была разделена на герцогства, в которых сосредоточивалась административная, судебная и военная власть, что создавало условия для сепаратизма и усиления позиций отдельных герцогов. Карл Великий изменил территориально-административное деление своих владений в Италии: вместо герцогств были образованы 20 графств, отданных в управление представителям франкской знати. В IX в. в городах, являвшихся центрами епископских диоцезов (при франках католичество утвердилось повсеместно). Судебно-административные и фискальные функции переходили, постепенно, в руки епископов и избиравшихся из горожан скабинов, выполнявших преимущественно судебные обязанности. Контроль за деятельностью графов (в пограничных марках — маркграфов) и епископов осуществляли «императорские посланцы».

Развитие феодальных отношений

Франкское завоевание (конец VIII в.) значительно ускорило процесс разорения свободных земледельцев и превращения их в зависимых держателей. В IX—XI вв. обычно держание крестьянина предоставляло собой аренду земли по договору, как правило, на 29 лет. Эта аренда называлась либеллой и фактически была одной из форм феодального держания: крестьянин-либеллярий отдавал третью или четвертую часть урожая феодалу и работал у него на барщине. В IX—XI вв. либеллярная форма держания была преобладающей. Нередко крестьяне держали землю и на условиях прекария, уплачивая оброк и выполняя барщину. Распространена была также такая форма держания, как эмфитевзис —наследственная аренда за натуральный или денежный оброк при наличии у арендатора права отчуждать свое держание в пределах данного поместья.

В IX—X вв. значительная часть либелляриев и прекаристов попала и в личную зависимость от феодалов — превратилась в крепостных. В VIII в. крестьян начинают облагать и денежными платежами.

Очень большую роль в Италии играло церковное землевладение. В VIII—IX вв. здесь создаются крупные монастырские хозяйства, в которых работало большое число зависимых и крепостных крестьян.

Южная Италия долго оставалась под властью Византии стремившейся сохранить здесь рабовладельческий строй. В связи с этим в IX—XI вв. здесь еще не вполне сложилось феодальное поместье, основную рабочую силу составляли не крепостные крестьяне, а колоны, рабы и мелкие свободные арендаторы. Единый класс феодально зависимого и крепостного крестьянства еще не сложился.

Развитие городов, ремесла и торговли

Особенностью истории Италии в отличие от других стран Европы был рано обозначившийся процесс оживления городской жизни. Уже в VIII в. постепенно восстанавливались города, разрушенные в эпоху варварских завоеваний или пришедшие в запустение в первые столетия средневековья в связи с общей натурализацией экономики страны. В VIII—IX вв. возникали и новые городские поселения, часто на перекрестках торговых дорог или путей пилигримов, по берегам рек и в морских бухтах. Складывались постоянные рынки внутри страны, расширялись торговые связи со странами Европы, Африки, Ближнего Востока, чему весьма способствовало выгодное географическое положение Италии. Древние стены и здания многих итальянских городов, сохранившиеся по большей части еще от римских времен, послужили костяком, который обрастал плотью благодаря развитию ремесла и торговли.

В IX в. интенсивностью экономической жизни отличались многие горда Северной и Средней Италии — Асти, Милан, Верона, Пьяченца, Равенна, Лукка. Крупным центром была Павия, остававшаяся столицей до начала XI в. На побережье Тирренского моря в X в. формировались крупные порты — Генуя, Пиза, Амальфи, имевшие широкие торговые связи с Испанией, Тунисом, Египтом, Византией. Пиза и Генуя обретали силу и в борьбе с морскими набегами арабов, обосновавшихся на о.Сицилия: создавался флот, способный отразить угрозу пиратского разбоя и даже перейти в контрнаступление. Важным торговым посредни-ком между Востоком и Западом был г.Бари, главный центр византийских владений в Южной Италии. В Лукке уже в IX—X вв. ремесленники производили тонкие сукна и чеканили монету. В Павии в X в. существовали корпорации купцов и ремесленников (кожевников, чеканщиков монеты и др.). Развитие ремесла вело к расширению торговых операций. Выгодное расположение на торговых путях в бассейне реки По содействовало возвышению таких городов Ломбардии, как Милан — крупный ремесленный центр, издавна известный производством оружия и ткачеством, Пьяченца, в которой развито было ткацкое производство и уже в IX в. четыре раза в год происходили ярмарки, Верона. Одним из важнейших торговых центров стала Павия, через которую шли пути с альпийских перевалов и Апеннинских гор, пересекавшиеся здесь с речными путями. В Павии, как и в Пьяченце, была ярмарка.

В раннее средневековье город имел и сельскохозяйственный облик — его ближайшая округа (контадо), а порой и территория внутри городских стен включали принадлежащие горожанам сады, виноградники, пахотные участки, обеспечивающие их продовольствием, а иногда и сырьем. Высокая степень урбанизации стала характерной чертой Италии уже к концу раннего средневековья. Обилие развитых городов — важный фактор, воздействовавший на политическую судьбу и культурную жизнь Италии в средние века.

Политическая раздробленность

 

Раннее развитие городов в Италии обусловило их раннее освобождение от власти феодальных сеньоров. До X—XI вв. политическая власть в городах Северной и Средней Италии находилась в руках феодалов — герцогов, графов, епископов. Начиная с X в. в результате борьбы городов с сеньорами (начало этой борьбы относится к IX в.) в некоторых городах возникают самоуправляющиеся городские общины (коммуны), многие из которых к концу XI в. становятся самостоятельными городскими республиками (Милан, Пьяченца, Верона, Парма, Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Лукка, Сиена и др.).

Германский король Оттон I в 962 г. предпринял поход на Рим, захватил его, короновался императорской короной и провозгласил создание новой Римской империи, включающей в себя Германию и значительную часть Италии. Это искусственное политическое образование, не имевшее под собой ни общей экономической базы, ни этнического единства, послужило причиной неисчислимых бедствий для Италии на протяжении многих столетий ее истории.

В IX в. папство находилось в состоянии крайнего упадка. Различные феодальные клики в Риме постоянно вели борьбу за то, чтобы посадить на папский престол угодных им лиц. После похода Оттона I папы попали под контроль германских императоров, которые стали сажать на папский престол своих ставленников. Кроме того, само существование в центре Италии самостоятельного светского государства пап являлось одним из важнейших препятствий к объединению страны. Беспрерывная междоусобная борьба итальянских феодалов, в которую вмешивались папы и германские короли, способствовала вторжениям в страну все новых и новых завоевателей.

Однако, несмотря на эти сложные условия, в IX—XI вв. в Италии начался процесс формирования итальянской народности. Она рождалась в тяжелой и длительной борьбе с иноземными захватчиками, но не была уничтожена многочисленными завоеваниями.

Германия в Х – XI вв.

Германское государство образовалось в результате распада Франкской империи. Завоеванные в разное время германские герцогства были объединены под властью франкских королей и по Верденскому договору 843 года вошли в состав Восточного Франкского королевства, доставшегося одному из сыновей Людовика Благочестивого - Людовику Немецкому. Династия Каролингов прекратилась в Германии в 911 году. На короткое время королем стал герцог Франконии Конрад I. Но ему не удалось подчинить своей власти других герцогов и закрепить престол за своей династией. В 919 году магнаты избрали королем Генриха I Птицелова, положившего начало Саксонской династии.

Одной из предпосылок создания единого Германского государства служила начало германской феодализации. К началу X в. процесс феодализации в Германии сделал заметные успехи. Основными общественными классами в это время стали крупные земельные собственники-феодалы и в феодальном плане зависимое и крепостное крестьянство. Повсеместно распространялась феодальная вотчина. Процесс феодализации Германии имел свои особенности: Протекал медленнее, чем в других странах (Франция); Разложение первобытнообщинного строя проходило здесь без существенного воздействия на него римских социально-экономических порядков; В сельской общине выделились средние и крупные аллодисты (лично свободные крестьяне, мелкие собственник), их землю частично обрабатывали несвободные люди; Но окончательно феодальные отношения еще не оформились, поскольку труд зависимого населения не был основой их хозяйства.

Незавершенность процесса феодализации в Германии нашла свое выражение и в ее политической организации: крупные магнаты, особенно церковные, не располагали еще аппаратом внеэкономического принуждения. Должность графа и вся система местного управления еще не феодализировались; во многих областях сохранялась старая, в основе своей племенная судебная и военная организация. Не сложилась еще окончательно и феодальная иерархия.

Относительно медленное формирование раннефеодального государства в Германии проявилось и в сохранении к началу X в. на ее территории племенных герцогств: Саксонии и Тюрингии, Франкобии, Швабии и Баварии. Герцоги, превращаясь в крупных феодальных земельных собственников, использовали для укрепления своей власти свое положение племенных вождей. Это вело к сохранению племенной разобщенности, тормозившей историческое развитие Германии. В 911 г., после того как в Германии прекратилась династия Каролингов, королем был избран один из племенных герцогов — Конрад I Франконский, при котором вспыхнул открытый конфликт между королевской властью и племенными герцогами, закончившийся поражением короля. После смерти Конрада I между племенными герцогами развернулась борьба за власть; в результате в 919 г. были избраны сразу два короля — Генрих Саксонский и Арнульф Баварский.

В укреплении королевской власти были заинтересованы многочисленные средние и крупные аллодисты, нуждавшиеся в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и подчинения свободных общинников. В поддержке со стороны королевской власти нуждались также монастыри и епископства, заинтересованные в расширении церковного землевладения. С другой стороны, политическое объединение Германии в это время было необходимо перед лицом внешней опасности; с конца IX в. Германия стала ареной набегов норманнов, а с начала X в. — и венгров, обосновавшихся в Паннонии.

Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии (919— 1024), при первых представителях которой — Генрихе I и Оттоне I — фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. Генрих I (919—936) искусной политикой добился признания своей власти всеми племенными герцогами, в том числе и Арнульфом Баварским. Используя феодальные распри во Франции, и опираясь на поддержку части лотарингских феодалов, он присоединил Лотарингию. Успешно велась борьба против набегов венгров. Большое значение имело строительство замков и создание тяжеловооруженной рыцарской конницы, способной успешно бороться с подвижными венгерскими отрядами. Первая крупная победа над венграми была одержана в 933 г. на саксоно-тюрингской границе. Несмотря на успехи в борьбе с внешними врагами, положение королевской власти в стране по-прежнему оставалось неустойчивым. Централизаторской политике королевской власти оказывали упорное противодействие племенные герцоги. Они признали за Генрихом I королевский титул только после того, как он отказался от всякого вмешательства во внутренние дела герцогств. Но когда сын и преемник Генриха I, Оттон I (936—973), сделал попытку подавить самостоятельность герцогов, это вызвало восстание.

Стремясь подавить сепаратизм герцогов, король Оттон I заключает союз с церковью, стремясь поставить ее на службу государству. Материальной базой этого союза были крупные земельные пожалования церковным учреждениям. Заключительным итогом этих крупных земельных пожалований церкви, было превращение церковной власти в крупнейшего феодала наделенного широкими политическими правами в отношении населения пожалованных земель. На подвластных церкви землях запрещался любой суд кроме церковного.

Оттоновские иммунитетные привилегии, предоставляя церковным учреждениям широкие государственные полномочия, превращали их фактически в важнейшие исполнительные органы государства. Епископствам и имперским или королевским аббатствам, непосредственно подчиненным императору или королю, предоставлялся так называемый королевский банн над территорией, далеко выходящей за пределы их земельной собственности. Под королевским банном понимались, совокупность государственных функций и полномочий (судебных, военных, административных и др.), принадлежавших королю и его должностным лицам.

Такой политикой по отношению к церкви король Оттон стремился поставить церковь под государственный контроль, привязать ее к престолу что давало ему отличное орудие в подавлении сепаратизма и верных сторонников его власти. Так например все высшие церковные должности утверждались только королем.

Вассалы епископов и имперских аббатов составляли большую часть оттоновского войска; нередко во главе его подразделений стоял воинственный епископ или аббат. Это церковная организация, поставленная на службу королевской власти и являвшаяся ее главной опорой, получила в литературе название имперской церкви.

Итальянская политика Германского государства.

Церковная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в стремлении королевской власти установить контроль над папством, стоявшим во главе римской церкви. Подчинение папства было тесно связано с планами завоевания Италии и возрождения некоего подобия империи Карла Великого. В этом стремлении Оттона I поддерживало большинство немецких феодалов, видевших в итальянской политике королевской власти удобное средство для своего обогащения за счет грабежа богатых итальянских земель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.05 с.)