Гуманистический пафос пьесы горького «на дне» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистический пафос пьесы горького «на дне»



Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?

 

Действие пьесы М. Горького «На дне» происходит в грязной ночлежке. Обитали ее, на первый взгляд, вполне соответствуют заведению: это воры, бродяги, словом, люди, буквально опустившиеся на самое «дно» жизни. Но оказывается, что почти у каждого из них есть мечта. И это делает их положение не таким уж безвыходным: они хотели бы изменить свою жизнь. Однако герои фактически смирились со своим положением и не пытаются что-то сделать.

 

Конфликт возникает с момента появления в ночлежке странники Луки. Он убежден, что в душе каждый человек добр, но надо лишь дать возможность проявиться доброму началу. Появление Луки всколыхнуло общество «дна», его обитатели начинают верить в свои мечты. Лука – утешитель потерянных, отверженных людей. Они потянулись к нему, чувствуя, что этот человек может дать им опору и силы, чтобы жить. Лука прекрасно видит наивность и, может быть, несбыточность воздушных замков героев: Васька Пепел мечтает стать честным землевладельцем, Актер – вернуться на сцену, Настя – быть любимой любимым человеком. Однако Лука продолжает исповедовать «ложь во спасение». Он искренне верит, что ложь, которая помогает человеку, лучше правды Сатина, лишающей последней надежды. Ведь человек жив лишь до тех пор, пока жива надежда. Необходимо стремиться даже к самому крошечному лучику света. Можно согласиться со словами Сатина о том, что не жалеть, а уважать человека нужно. Но уважение и подразумевает веру в людей, в их возможности.

На мой взгляд, позиция Луки – позиция истинного гуманиста. Он искренне надеется повлиять своими словами на обитателей ночлежки и возродить в них любовь к жизни. Хотя мы не видим нравственного преображения героев, но зато очевидно пробуждение в их душах всего самого светлого и чистого, о чем они и сами раньше не подозревали. Трагедия же заключается не в ложности стремления Луки утешить людей, а в их неверии в собственные силы. Лишившись поддержки извне, в себе ни один из героев не нашел внутренней силы противостоять обстоятельствам. Люди «дна» все оказались духовно слабы.

Гуманистический пафос пьесы заключается в том, что автор позволяет нам увидеть, как мечта преображает человека. Здесь проявляется типичная для творчества Горького назидательность: если человек будет верить в свои силы, то любая цель окажется достижимой. Наша судьба, действительно, в наших руках.

Билет №8

Жанровая природа и особенности сюжета и композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать». Образы революционной эпохи и «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

2. Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений - поэму "Двенадцать". Она воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, "стороной - за сугроб", который в прежние времена "брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ". Теперь "товарищ поп" не имеет ни креста, ни былого высокомерия.

Совсем иное художественное воплощение в поэме имеет новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноармейцев. Образ этого отряд - это отражение реального лица революции. Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, черное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер:

Одним из композиционных приемов, которые использует А. Блок, является совмещение реального и символического планов. Так, например, образ ветра. С одной стороны, ветер как примета зимы 1918 года, а с другой стороны, «ветер веселый» олицетворяет собой революцию, которую А. Блок воспринимал как стихию. Приведем еще один пример. Известно, что отряды, патрулировавшие Петроград 1918 года, состояли из двенадцати человек. В то же время число «двенадцать» отсылает нас к библейскому сюжету о двенадцати апостолах. Поэтому можно говорить о том, что двенадцать красногвардейцев в поэме – это не только историческая примета времени, но и образ глубоко символичный.

Еще один художественный прием – кольцевая композиция поэмы. Поэма состоит из двенадцати глав, что также не случайно.

I и XII главы соотнесены между собой. В I главе происходит сужение реального пространства. Но постепенно появляются здания, социальные приметы времени, наконец, отдельные прохожие: старушка, «буржуй на перекрестке», «товарищ поп» и другие. Канат между зданиями как бы стягивает реальное пространство.

В последней же главе происходит обратный процесс: пространство начинает расширяться. Причем расширяется не только реальное пространство, но и символическое.

Действие остальных глав заключено в строгие рамки городских улиц.

А. Блок прибегает к сужению пространства, чтобы как можно более полно и объемно показать ту жизнь, которой живет страна после революции.

Расширение же символического пространства автор использует, чтобы событиям, происходящим во внутренних главах, придать вселенский масштаб.

Еще один композиционный прием – постоянно меняющийся размер стиха. Этот прием служит для того, чтобы точно передать хаос, царивший в это время в Петрограде. В поэме звучит и мотив марша, и частушки, и романса, и панихиды.

Идейно-художественное своеобразие «Донских рассказов» М.А. Шолохова.

Художественные средства: использование диалектизмов. Произведение написано в натуралистическом духе. (Натурализм –стремление к согласию с природой, гармонии). Что касается идейного своеобразия, в «Донских рассказах» по-особенному раскрывается тема гражданской войны. Там не прославляются подвиги,а показывается, что война не стоит человеческих жертв. В каждом из “Донских рассказов” Шолохова мы сталкиваемся с драмой, на которую толкнула Гражданская война людей.

Основная идея -произведения гуманизм, человечность. Старики, Гаврила и его жена, вырастили единственного сына Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Петр от рук красных. В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль превращаются в лютую ненависть к большевикам. И вот на его глазах белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества, его сердце сжимается от жалости. Именно родительская любовь, доброта, жалость к живому подсказали Гавриле спасти девятнадцатилетнего продкомиссара Николая, раненного кубанцем. Старики стали постепенно забывать о погибшем сыне и полюбили «чужую кровь». Самые тёплые, ласковые слова нашлись для сына: «родимый», «сынок», «сынушка». Названный сын полюбил стариков. (вывод) Это говорит о том, что Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь..

Билет №9

1.Эстетические и формальные эксперименты русских футуристов (И. Северянин, В. Хлебников, Б. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов). Выразительное чтение 1 стихотворения наизусть (по выбору).

Футуризм (от лат. Futurum — будущее) возник почти одновременно в Италии и России.Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Вместе с В.В.Маяковским и А.Е.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи». Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными художественными группировками 1910-х гг. («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»). Многие футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Елена Гуро, А.Е.Крученых, В.В.Маяковский и др.).

Вслед за художниками-авангардистами поэты «Гилеи» обратились к формам художественного примитива, стремились к утилитарной полезности искусства и в то же время попытались освободить слово от внелитературных задач, сосредоточившись на формальных экспериментах.

Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки — физику, математику, филологию — отличало футуризм от других модернистских течений. Так, например, В.В.Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».

Мироздание во всей безбрежности пространства и времени воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической площадки. Грядущая революция была желанна потому, что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. После Февральской революции 1917 г. футуристы «Гилеи» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара».

Программным для футуристов стал эпатаж обывателя («Пощечина общественному вкусу» - название футуристического альманаха). Как любое авангардное художественное явление, футуризм более всего страшился равнодушия и «профессорской» сдержанности. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала, освистывания и осмеяния. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество была не похвала и не сочувствие, но агрессивное неприятие, истерический протест. Именно такую реакцию со стороны публики провоцировали намеренные крайности в поведении футуристов. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. С. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. В. Маяковский — в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Е. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п.

В формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала и усложняла символистскую установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только обновляли значения слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста, а также гораздо энергичнее использовали композиционные и даже графические эффекты. Главный технический принцип их работы — принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов. Слово у футуристов лишалось ореола неприкосновенности, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов.

Делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы. Гораздо большее значение, чем поэты-предшественники, футуристы придавали визуальному воздействию текста. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и разномасштабных шрифтов, обыгрывание фактуры самого полиграфического материала (частные проявления «визуализации» стиха — их издание на обойной бумаге, расположение строчек «лесенкой», выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов внутренних рифм, важнейших слов).

Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве. Важное следствие футуристических экспериментов — осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве — не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.021 с.)