Исследование акцентуаций характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование акцентуаций характера.



Цель исследования: установить тип акцентуации характера личности.

Материал и оборудование: тест-опросник Леонгарда-Шмишека, состоящий из 88 вопросов, бланк ответов, ручка или карандаш.

Процедура исследования.

Инструкция: «Вам предлагается тест, позволяющий установить акцентуации характера личности на основе выделенных К. Леонгардом 10-ти типов акцентуированных личностей (в отличие от А.Личко, который, как известно, выделил 11 типов). Тест содержит 88 вопросов. Рядом с номером вопроса поставьте знак

«+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».

Опросник.

1. Является ли Ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Восприимчивы ли вы к обидам?

3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?

6. Считаете ли вы, что ваше настроение может меняться от глубокой радости до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?

8. Бывают ли у Вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидел?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?

15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?

16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собакой?

17. Считаете ли вы других людей достаточно требовательными друг к другу?

18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?

21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?

22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?

24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настеленная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?

27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?

28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?

37. Склонные ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?

38. Трудно ли вам входить в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?

42. Убегали ли вы ребенком из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

44. Бывали ли у вас конфликты, неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?

45. Можно ли сказать, что при неудачах вы теряете чувство юмора?

46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там что-то не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?

51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам. Если вас кто-то умышленно грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете в отчаяние?

55. Нравится ли вам работа организаторского характера?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?

59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?

60. Трудно ли Вам пойти ночью на кладбище?

61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?

63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?

64. Есть ли у вас предрасположение к головной боли?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми. Не открывая своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли вы, что вы чувствуете себя на «седьмом небе», хотя объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?

74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?

75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?

76. может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий промежуток времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?

78. Переносите ли вы злость длительное время?

79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?

84. Становитесь ли вы радостным и веселым в окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы молчать (да) или вы словоохотливы (нет)?

88. Могли ли вы, если пришлось участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Обработка результатов.

При совпадении с ключом ответу присваивается 1 балл.

1. Демонстративный тип. «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

«-»: 51

Сумму ответов умножить на 2.

2. Застревающий тип:

«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

«-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3. Педантичный тип:

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

«-»: 36.

4. Возбудимый тип:

«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

5. Гипертимный тип:

«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

6. Дистимный тип:

«+»: 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов умножить на 3.

7. Тревожно-боязливый тип:

«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

«-»: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

8. Аффективно-экзальтированный тип:

«+»: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

9. Эмотивный тип:

10. «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

11. «-»: 25.

12. Сумму ответов умножить на 3.

13. Циклотимный тип:

«+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножить на 3.

Максимальная сумма баллов после умножения – 24. По некоторым источникам признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника, считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Изучение способностей ученика.

Способности можно обнаружить в учебной деятельности по следующим признакам:

1. Устойчивость интереса к какой-либо сфере жизни или деятельности?

2. Наличие склонности у ученика к определенным занятиям.

3. Заметные успехи в определенном виде деятельности по сравнению с другими.

4. Относительная скорость продвижения в овладении знаниями, умениями, навыками.

5. Легкость овладения какой-либо деятельностью.

6. Творческие элементы в овладении деятельностью.

Однако не все способности проявляются в стенах школы, поэтому следует выяснить интересы ученика во внеурочное время. Какие кружки, секции, дополнительные образовательные учреждения он посещает?

 

Приложение 8.

Методика самооценки Т.В. Дембо – С.Л. Рубинштейна (модифицированный вариант).

Шкала самооценки личности.

Бланк для ответов.

«Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности, можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.

В бланке представлено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом самая верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина – едва заметной точкой. Они означают: 1) здоровье; 2) умственные способности; 3) характер; 4) авторитет у сверстников; 5) умение много делать своими руками, умелые руки; 6) внешность; 7) уверенность в себе. Над каждой линией написано, что она означает. При этом, например, на линии «здоровье» нижняя точка соответствует совершенно больному человеку, а верхняя – абсолютно здоровому.

На каждой линии поперечной черточкой («-») нужно отметить, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого, крестиком («х») необходимо отметить, при каком уровне развития этих качеств или сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя».

Шкала самооценки.

1) Здоровье; 2) умственные способности; 3) характер 4) авторитет у сверстников; 5) умение много делать своими руками, умелые руки; 6) внешность 7) уверенность в себе

 

Приложение 9

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ Д. СТОТТА

Карта наблюдения Д. Стотта предназначена для изучений особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы, лагеря. К дезадаптированным относятся два типа учеников; а) которые испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это так называемые трудные дети; б) которым самим трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Карта наблюдения состоит из 16 комплексов симптомов – особенностей поведения, их называют «симптомокомплексами» (СК), или синдромами. СК пронумерованы и имеют собственное название. Каждый симптомокомплекс включает определен­ный: перечень симптомов (фрагментов) поведения ребенка.

Как заполнять карту

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, кото­рые соответствуют тем или иным фрагментам поведения, харак­терным для данного ребенка. В бланке номера симптомов не все­гда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или: иного симптома. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа «неприспособленность») от менее тяжелых (слева – «нарушения»).

Карта наблюдения

-1-

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому помощи, но охотно ока­зывает ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок подчиненный (соглашается занимать не всегда благоприятные позиции, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит и не показывает учителю найден­ных им вещей, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит учителю цветов или других подар­ков, хотя его товарищи это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, можно сказать, игнорирует других одноклассников.

11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко отказывается от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

-2-

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи, либо нет.

3. Старательность в школьных занятиях изменяется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. Временами проявляется отсутствие интереса во время сво­бодных занятий.

6. При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда совсем нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Впадает в бешенство, спровоцированный другими.

9. Может работать в одиночестве, но не обладает достаточ­ной энергией.

10. В ручной работе проявляет недостаток физических сил.

11. Вял, безынициативен в классе.

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Проявляет внезапные спады энергии.

14. Движения замедлены.

15. Слишком апатичен, чтобы от чего-нибудь расстраиваться.

16. Взгляд равнодушный.

17. Всегда ленив в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Выглядит усталым (угнетенный, несчастный), редко сме­ется.

-3-

1. Никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствие.

3. Не реагирует дружелюбно и доброжелательно на других людей.

4. Избегает разговоров, замкнут в себе.

5. Мечтает и занимается чем-либо иным, а не школьными занятиями.

6. Абсолютно не заинтересован ручной работой.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то за­дет или в чем-то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей, к нему невоз­можно «приблизиться».

11. Производит впечатление совершенно не замечающего других детей.

12. В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы разго­вора.

13. Ведет себя подобно настороженному животному.

-4-

1. Очень охотно исполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учите­лям.

5. Часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки и т.д.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Слишком много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей персоной.

10. Постоянно нуждается в контроле и помощи со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя, подходит нему с различ­ными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его ис­ключительно собой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых собой, но не прилага­ет никаких стараний со своей стороны в этом направле­нии.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы обратить на себя внима­ние взрослых и приобрести их симпатию.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчива­ются успехом.

-5-

1. Переменчив в настроении.

2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда на­ходится в «хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою по­мощь или услуги.

6. Временами очень сердечен, временами равнодушен, иног­да просит учителя о чем-либо.

7. Иногда стремится поздороваться с учителем, а иногда из­бегает этого.

8. Может выражать злость и подозрительность в ответ на приветствие.

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении, иногда производит впе­чатление человека, умышленно плохо выполняющего ра­боту.

11. Портит общественную и частную работу.

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Подозрителен, когда защищается от предъявленные обвинений.

14. Бормочет под нос, когда чем-то неудовлетворен.

15. Негативная позиция, если ему делают замечания.

16. Временами лжет спонтанно и без затруднений.

17. Время от времени (раз или два) ворует деньги, сладости, ценные предметы.

18. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд, смотрит исподлобья.

20. Очень непослушный, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивная позиция (кричит, угрожает, применяет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

23. Очень часто ворует деньги, сласти, ценные бумаги.

24. Ведет себя непристойно.

-6-

1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.

2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.

3. Проявляет наклонность «прикидываться дурачком».

4. Слишком смел (рискует без надобности).

5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии большинством.

6. Любит быть в центре внимания.

7. Играет исключительно или почти исключительно с детьми старше себя.

8. Старается занять ответственный пост, не боится, что не справится с ним.

9. Хвастается перед другими детьми.

10. Паясничает (строит глупые и клоунские мины).

11. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.

12. Одевается вызывающе.

13. Нравится портить общественную собственность.

14. Дурацкие выходки в группе.

15. Подражает хулиганским проделкам других.

-7-

1. Не заинтересован в учебе.

2. Работает в школе, только когда над ним «стоят» или ког­да его заставляют.

3. Работает вне школы, только когда его контролируют.

4. Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.

5. Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

7. Не проявляет заинтересованности ни в одобрении, ни в неодобрении со стороны взрослых.

8. Минимальные контакты с учителем, хотя с другими людь­ми они в норме.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашнее задание у других.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. Хитрый, непорядочный (в играх с другими).

14. Плохой спортсмен (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может прямо смотреть в глаза другому.

16. Скрытен, недоверчив, недружелюбен.

-8-

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его об­щения.

3. Докучает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать трудности у дру­гих детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие дру­гим детям.

7. Находится преимущественно в плохих отношениях с другими детьми.

8. Докучает более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапа­ется, использует опасные предметы в качестве орудия дра­ки).

-9-

1. Очень неряшлив.

2. Отказывается от контакта с другими детьми способом, ко­торый для них очень неприятен.

3. В ручной работе легко бросает начатое дело при неуда­чах.

4. Совершенно не владеет собой в играх.

5. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.

6. Безответственный в ручной работе.

7. Нестарателен в школьных занятиях.

8. Слишком беспокоен, чтобы мог работать в одиночку.

9. Не может в классе быть внимательным или слишком дол­го на чем-то сосредоточиваться.

10. Не знает, что с собой поделать, ни на чем не может оста­новиться, хотя бы на относительно короткий срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запоминать указания или за­мечания, полученные от взрослых.

-10-

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет к ним интерес.

3. Речь похожа на речь ребенка более раннего возраста.

4. Слишком незрел, чтобы мог прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно или преимущественно с детьми бо­лее младшего возраста.

6. Слишком тревожен, чтобы на что-то решиться.

7. Другие дети ему докучают (он является «козлом отпуще­ния»).

8. Раз или два пытался прогуливать уроки.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный.

-11-

1. Заикается, запинается, «слова из него не вытянешь».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Делает бесцельные движения руками, имеют место раз­нообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

-12-

1. Часто отсутствует в школе – полдня или целый день.

2. Отсутствует в школе по несколько дней.

3. Родители сознательно лживо оправдывают отсутствие ре­бенка в школе (например, заболел).

4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.

5. Неряшлив, «грязнуля».

6. Выглядит очень плохо питающимся.

7. Значительно некрасивее других детей.

-13-

1. Очень раннее развитие, чувствительность к противопо­ложному полу.

2. Задержки полового развития.

3. Проявляет извращенные наклонности.

-14-

1. Сильно отстает в учебе.

2. Умственное развитие значительно ниже, чем у сверстни­ков.

3. Совершенно не умеет читать.

4. Огромные недостатки в знании элементарной математики.

5. Совершенно не понимает математики.

6. Другие дети относятся к нему, как к дурачку.

7. Попросту глуп.

-15-

1. Неправильное дыхание.

2. Частые простуды.

3. Частые кровотечения из носа.

4. Дышит через рот.

5. Склонность к заболеванию ушей.

6. Склонность к кожным заболеваниям.

7. Жалуется на частые боли в желудке и тошноту.

8. Частые головные боли.

9. Склонность чрезмерно бледнеть или краснеть.

10. Болезненные, покрасневшие веки.

11. Очень холодные руки.

12. Косоглазие.

13. Плохая координация движений.

14. Неестественные позы тела.

-16-

1. Плохое зрение.

2. Слабый слух.

3. Слишком маленький рост.

4. Чрезмерная полнота.

5. Прочие ненормальные особенности телосложения.

 

Содержание симптомокомплексов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.161 с.)