Давайте договоримся, в дальнейшем под «словом» понимать то, что мы можем представить, Т. Е. Один образ или «картинку» - соединение несколько образов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Давайте договоримся, в дальнейшем под «словом» понимать то, что мы можем представить, Т. Е. Один образ или «картинку» - соединение несколько образов.



Как же соединять слова?

Есть два варианта соединения слов: 1) слова можно соединить смешным, необычным рассказом; 2) слова можно соединить только зрительно, наложив друг на друга.

Как правило, сначала выбирают первый вариант, а по мере развития воображения выбирают второй. Бывают случаи, когда сразу начинают со второго варианта, минуя первый. Но чаще всего, используют и тот, и другой.

В этой книге мы научимся соединять слова этими двумя способами.

 

Важно, чтобы при соединении слов, вы четко видели оба слова и одновременно с «удержанием» в воображении этой «картинки» назвали то, что хотите запомнить.

КАРТИНКА + НАЗВАНИЕ

А теперь подробнее рассмотрим соединение слов и запомним ключа к таблице Менделеева.

 

РИСУНОК№ 30

 

Ключ к таблице Менделеева:

таблица,

водород (в виде исключения),

литий,

натрий,

калий,

медь,

рубидий,

серебро,

цезий,

золото,

франций.

 

Начнем с того, что представим в дверном проеме огромную таблицу Менделеева, которая мешает нам пройти внутрь комнаты. Ощущаем гладкую поверхность бумаги, чувствуем запах новой краски, и одновременно представляя эту «картинку» произносим вслух: «Таблица Менделеева».

 

РИСУНОК №31

 

Теперь подходим к двери (1 период) и представляем, что поливаем ее водой (созвучное слово к Водороду). Ощущаем мокрую поверхность двери и прохладу мокрой одежды, слышим звук капель, чувствуем вкус воды. Теперь нужно вспомнить этот необычный рассказ и, удерживая «картинку» в воображении, произнести вслух только одно слово «Водород».

 

РИСУНОК № 32

 

(Как вы уже догадались, созвучные слова – это слова, похожие по звучанию с названиями элементов. Созвучные слова могут совпадать с названиями только частично, по первым буквам. Этого вполне достаточно, чтобы вспомнить название химического. Важно, чтобы вы вслух не произносили созвучных слов. Вслух можно произносить только названия элементов!)

 

Далее мы переходим к кровати (2 период) и видим летучую мышь (созвучное слово к Литию), которая запуталась в пододеяльнике и не может выбраться. Мы помогаем ей освободиться. Ощущаем каждое движение этого зверька, чувствуем биение его сердечка, слышим скрежетание ноготков». Одновременно удерживаем в воображении «картинку» и произносим «Литий».

(Вы можете подобрать и другие созвучные слова к названиям элементов. Главное, чтобы созвучное слово вы хорошо представляли, и чтобы оно вам нравилось.)

 

РИСУНОК №33

 

«Сейчас мы подходим к занавеске (3 период) и замечаем, что за ней прячется огромная нутрия (созвучное слово к Натрию). Нутрия испуганно смотрит на вас. Зверек испачкал белую занавеску, оставив на ней отпечатки своих лапок. От нутрии неприятно пахнет. Вы рассержены и пытаетесь прогнать эту непрошенную гостью». Теперь также представляем «картинку» и произносим «Натрий».

 

РИСУНОК №34

 

Следующий 4 период состоит из двух рядов, начинающихся элементами Калий и Медь. Чтобы правильно запомнить эту информацию, нужно взять один предмет, в данном случае это будет окно,и выделить у него верхнюю часть – форточку и нижнюю часть большое стекло. Осталось только запомнить соответственно на форточку – Калий, а на стекло – Медь.

Вот, что у нас получится. Мы подходим к окну (4 период) и замечаем, что вместо форточки стоит маленькая калитка (созвучное слово к Калию). Калитка перекосилась на один бок и неприятно скрипит от каждого порыва ветра. мы начинаем ремонтировать странную форточку, трогаем шершавые, колющиеся доски, чувствуем запах свежей древесины. Представляем «картинку» и произносим «Калий».

 

РИСУНОК №35

 

Потом мы вспоминаем детство и царапаем подоконник медной проволокой (Медь). Это занятие доставляет удовольствие. На подоконнике появляются каракули, слышим скрежет проволоки о деревянную поверхность, ощущаем гладкую холодную поверхность проволоки». Представляем эту «картинку» и произносим «Медь».

 

РИСУНОК № 36

 

Важно представить на одном предмете сразу два слова.

 

РИСУНОК № 37

 

5 период также состоит из двух рядов, начинающихся элементами Рубидий и Серебро. Берем следующий предмет нашей комнаты книжную полку. Выделяем верхнюю полочку без книг и ряд книг на нижней полочке. Теперь запоминаем соответственно верхняя полочка – Рубидий, ряд книг – Серебро.

На верхнюю полочку мы осторожно кладем огромный блестящий рубин (созвучное слово к Рубидию). Рубин переливается в лучах солнца разными оттенками красного цвета. Это зрелище доставляет нам удовольствие. Ощущаем тепло камня, чувствуем его тяжесть. Представляем «картинку» и произносим «Рубидий».

 

РИСУНОК № 38

 

На нижней полочке стоит ряд книг. Мы кладем серебряную ложку (Серебро) между стоящими книгами. Чувствуем тяжесть ложки, ее гладкую холодную поверхность.Ложка странно смотрится на книжной полке». Представляем «картинку» и произносим «Серебро».

 

РИСУНОК №39

 

А теперь представляем два слова на одном предмете.

 

РИСУНОК №40

6 период состоит из двух рядов, начинающихся элементами Цезий и Золото. Шестым предметом в нашей комнате является письменный стол. Выделим настольную лампу и подставку для ручек, а затем запомним на них названия соответствующих элементов.

Настольную лампу со стола берет в руки Цезарь (созвучное слово к Цезию). Он бережно поднимает ее вверх и внимательно рассматривает «это чудо эволюции». Со стороны это выглядит смешно. Мы чувствуете тяжесть лампы, ощущаем ее тепло. Представляем эту «картинку» и произносим «Цезий».

 

РИСУНОК №41

 

Далее мы находим в подставке для ручек целую гору золотых изделий (Золото). Мы радуемся как дети, играем с ними, нежно гладим гладкую блестящую поверхность, надеваем на себя, чувствуем тепло золота, видим сияние благородного металла и разноцветных драгоценных камней». Представляем «картинку» и произносим «Золото».

 

РИСУНОК № 42

 

Одновременно представляем два слова на одном предмете.

 

РИСУНОК №43

 

И напоследок, мы подходим к креслу (7 период), в котором сидит известный французский актер Луи де Фюнес (Франций). Актер неожиданно вскакивает и начинает гримасничать и показывать что-то жестами. Мы его не понимаем и чувствуем себя неловко. Наконец, догадываемся, что француз знакомится с нами. Мы доброжелательно улыбаемся и сильно жмем маленькую ручку актера, ощущаете тепло его руки, дряблую сухую кожу, чувствуем запах французской туалетной воды. Представляем «картинку» и одновременно произносим «Франций».

 

РИСУНОК №44

 

Замечательно, мы запомнили ключ к таблице Менделеева! А теперь давайте повторим ключ по памяти, опираясь только на рисунок комнаты. Про себя вспоминайте рассказы, а вслух произносите только названия химических элементов. Вы сами удивитесь, как быстро и легко всплывают в памяти нужные названия. Если же возникнут трудности, что мало вероятно, то запомните их отдельно, и только потом повторите весь ключ.

Желательно, чтобы вы проверили себя, произнося вразброс названия химических элементов и соответствующие им номера периодов. Скорее всего, вы обратили внимание на то, что номер предмета соответствует номеру периода. И вам достаточно посчитать предметы, чтобы точно сказать к какому периоду относится тот или иной элемент. Например: Медь – 4 период, Золото – 6 период, Литий – 2 период и т.д.

Только после того, как вы сможете без ошибок назвать ключ и соответствующие номера периодов, можно приступать к следующему шагу.

 

Процесс запоминания

Процесс запоминания – это ни что иное, как процесс запоминания горизонталей и «парочек».

Итак, как же запоминаются горизонтали?

Запомните, что горизонтали всегда запоминаются методом «Бусы» или «Рассказ».

Метод «Бусы»

Метод «Бусы» представляет определенную сложность для новичков, поэтому мы расскажем о нем коротко.

Метод «Бусы» - это метод запоминания горизонталей, т.е. нескольких слов. Горизонталь, запомненная этим методом, очень похожа на бусы. Слова соединяются только зрительно, как бы «накладываясь» друг на друга.

 

РИСУНОК №45

 

Обратите внимание, что кружочки перекрывают друг друга, точно также образы слов перекрывают друг друга. В результате получается следующая картина

 

РИСУНОК №46

 

Интересно, что из всего этого «кинофильма» мы всегда видим только по одному «кадру».

 

РИСУНОК №47

 

потом

 

РИСУНОК № 48

 

далее

 

РИСУНОК № 49

 

Несмотря на определенную сложность, этот метод достоин внимания, т.к. обеспечивает высокую скорость запоминания, например, в 3 – 5 раз быстрее, чем метод «Рассказ».

Мы советуем сначала освоить метод «Рассказ», а только потом – метод «Бусы». В таком случае будет постепенно развиваться ваше воображение, и постепенно увеличиваться скорость запоминания.

 

Метод «Рассказ»

Все очень просто. Этот метод, как вы уже поняли по его названию, заключается в соединении нескольких слов рассказом. Если внимательнее рассмотреть горизонталь, то увидите несколько слов, расположенных в последовательности, т.е. следующих одно за другим. Выше мы говорили, что два слова можно соединить рассказом, а в данном случае у нас не два слова, а несколько. Как же быть? Мы будем составлять рассказ по определенным правилам.

Итак, метод «Рассказ» начинается с того, что

1) по первым двум словам создается «картинка», т.е. место, герой и ситуация;

2) герой соединяет следующие слова горизонтали рассказом;

3) по первому слову повторяется вся горизонталь.

 

Сразу же используем этот метод для запоминания таблицы Менделеева.

 

Здесь горизонталями являются ряды. Каждый ряд относится к соответствующему периоду и включает в себя разные группы элементов (от 1 до 8). Еще раз перечислим эти горизонтали:

 

  1. Водород (7 группа), Гелий (8 группа);
  2. Литий (1 группа), Бериллий (2 группа), Бор (3 группа), Углерод (4 группа), Азот (5 группа), Кислород (6 группа), Фтор (7 группа), Неон (8 группа);
  3. Натрий (1 группа), Магний (2 группа), Алюминий (3 группа), Кремний (4 группа), Фосфор (5 группа), Сера (6 группа), Хлор (7 группа), Аргон (8 группа);
  4. Калий (1 группа), Кальций (2 группа), Скандий (3 группа), Титан (4 группа), Ванадий (5 группа), Хром (6 группа), Марганец (7 группа), Железо (8 группа), Кобальт (8 группа), Никель (8 группа);
  5. Медь (1 группа), Цинк (2 группа), Галлий (3 группа), Германий (4 группа), Мышьяк (5 группа), Селен (6 группа), Бром (7 группа), Криптон (8 группа);
  6. Рубидий (1 группа), Стронций (2 группа), Иттрий (3 группа), Цирконий (4 группа), Ниобий (5 группа), Молибден (6 группа), Технеций (7 группа), Рутений (8 группа), Родий (8 группа), Палладий (8 группа);
  7. Серебро (1 группа), Кадмий (2 группа), Индий (3 группа), Олово (4 группа), Сурьма (5 группа), Теллур (6 группа), Йод (7 группа), Ксенон (8 группа);
  8. Цезий (1 группа), Барий (2 группа), Лантан (3 группа), Гафний (4 группа), Тантал (5 группа), Вольфрам (6 группа), Рений (7 группа), Осмий (8 группа), Иридий (8 группа), Платина (8 группа);
  9. Золото (1 группа), Ртуть (2 группа), Таллий (3 группа), Свинец (4 группа), Висмут (5 группа), Полоний (6 группа), Астат (7 группа), Радон (8 группа);
  10. Франций (1 группа), Радий (2 группа), Актиний (3 группа), Дубний (4 группа), Жолиотий (5 группа), Резерфордий (6 группа), Борий (7 группа), Ганий (8 группа), Мейтнерий (8 группа).

 

А теперь можно и запоминать. Важно лишь отметить, что сначала мы вспоминаем ключ, запомненный методом «Цицерона», а потом уже 1 элемент соединяем со 2 элементом горизонтали методом «Рассказ» и т.д. Это выглядит так: предмет – 1 элемент – 2 элемент – 3 элемент и т.д.

 

1 период. Мы поливаем дверь водой (Водород – 7 группа), вода растекается по полу и попадает на гелевую ручку (Гелий – 8 группа), от которой на полу остается огромное пятно.

(Подключите как можно больше ощущений, представьте как можно ярче эту «картинку» и одновременно произнесите «Гелий» Обратите внимание, что в данном случае в горизонтали 2 слова, которые мы запомнили, просто соединив друг с другом).

 

РИСУНОК №50

 

2 период. В кровати запуталась летучая мышь (Литий). К кровати подходит балерина (Бериллий), брезгливо берет летучую мышь за крылышки и несет ее в сосновый бор (Бор), чтобы выпустить на волю. Начинает смеркаться и холодать. Чтобы не замерзнуть, балерина разжигает костер и греется у черных пахучих углей (Углерод). Вдруг пошел дождь, и она спряталась под зонтиком (Азот).

 

РИСУНОК №51

 

Капли дождя, как большие мыльные пузыри (Кислород) стали отскакивать от зонта и заполнять тюбик зубной пасты (Фтор), висевший на сосне.

 

РИСУНОК №52

 

Тюбик стал раздуваться до огромных размеров и засветился, как неоновая лампа (Неон), освещая путь заблудившейся балерине.

 

(Постарайтесь вспомнить эту необычную историю про себя, а вслух произносите только названия химических элементов. Если вы ошибетесь, еще раз представьте весь рассказ как можно ярче и со всеми деталями. Только после того, как вы назовете правильно все элементы по порядку, можно приступать к запоминанию следующего периода.)

 

3 период. За занавеской прячется огромная грязная нутрия (Натрий). Мы прогоняем этого противного зверя. Нутрия, нисколько не смутившись, прошла мимо вас на кухню и захватила с собой магнит (Магний). Магнит, неожиданно для нас, стал притягивать к себе всю алюминиевую посуду (Алюминий): кастрюли, миски, тазики. В одной из мисок был крем (Кремний), который с большим удовольствием нутрия съела. После чего ее передние зубы засветились, излучая приятный зеленоватый фосфорный свет (Фосфор). Нам надоело смотреть на это безобразие, поэтому мы решили навсегда избавиться от этой ужасной нутрии. Взяли коробок спичек (Сера) и бросили в нее.

 

РИСУНОК №53

 

Нутрия испугалась и убежала. Мы вымыли пол в квартире хлоркой (Хлор) и спокойно сели почитать газету «Аргументы и факты» (Аргон).

(Постарайтесь вспомнить эту необычную историю про себя, а вслух произносите только названия химических элементов. Если вы ошибетесь, еще раз представьте весь рассказ как можно ярче и со всеми деталями. Только после того, как вы назовете правильно все элементы по порядку, можно приступать к запоминанию следующего периода).

 

4 период. Мы подходим к окну, чтобы отремонтировать странную форточку – калитку (Калий), но калитка ломается и падает за окно на проходящую мимо девушку. Девушка от неожиданности вскрикивает и убегает, потеряв обручальное кольцо (Кальций).

 

РИСУНОК №54

 

Только дома она обнаруживает пропажу, из-за которой разгорелся скандал (Скандий) с мужем.

 

РИСУНОК №55

 

Расстроенная девушка уходит в свою комнату смотреть фильм «Титаник» (Титан),

 

РИСУНОК №56

 

а сердитый муж отправился в ванную комнату (Ванадий). Он машинально залез в ванну в хромовых сапогах (Хром), высыпал целый флакон марганцовки (Марганец). Раствор марганцовки был такой сильный, что стал разъедать железную ванну (Железо), оставляя ржавчину.

 

РИСУНОК №57

 

Муж нечаянно задел каблуком (Кобальт) ржавчину и пробил дырку в ванне. Вода хлынула из дыры, заливая весь пол. Чтобы устранить течь, молодой человек судорожно схватился за никелевую ручку (Никель) двери, открыл ее и побежал за инструментами.

 

Теперь мы вспомним детство и станем царапать подоконник медной проволокой (Медь). Это занятие доставляет нам огромное удовольствие. Потом мы играем «в магазин»: вешаем на проволоку ценники (Цинк). Неожиданно приходи в гости Галя (Галлий). Она отбирает эту «ценную проволоку» и везет в Германию (Германий), чтобы показать российские цены своим родственникам. В поезде, направляющемся в Германию много мышей (Мышьяк), которых Галя очень боится.

 

РИСУНОК № 58

 

Наконец-то она приезжает в селение (Селен). Галю встречают родственники, они бросаются (Бром) в ее объятия и крепко (Криптон) сжимают.

 

РИСУНОК №59

 

(Постарайтесь вспомнить эти необычные истории про себя, а вслух произносите только названия химических элементов. Если вы ошибетесь, то еще раз представьте отдельно каждый из двух рассказов как можно ярче и подробнее. Если же ошибок не будет, то можно приступать к запоминанию следующего периода.)

 

5 период 1 ряд. Мы подходим к книжной полке и на верхнюю, пустую полочку, осторожно кладем огромный блестящий рубин (Рубидий). Вдруг рубин соскальзывает, падает на гитарные струны (Стронций) и рвет три (Иттрий) струны. Струны сворачиваются завитушками, а драгоценный рубин разбивается вдребезги. Мы очень расстроены и опечалены.

 

РИСУНОК №60

 

Чтобы забыть о неприятностях и развеселиться, мы отправились в цирк (Цирконий), рассматривая по дороге небо (Ниобий). Веселый клоун подарил вам мольберт (Молибден).

 

РИСУНОК № 61

 

Представление закончилось, и вы с подарком идете домой, проходя мимо техникума (Технеций). Из окон дома руки тянет (Рутений) парень, прося вас отдать ему мольберт, но вы не соглашаетесь. Ваше внимание привлекла большая черная родинка (Родий) странной формы на одной руке. Вы засмотрелись на родинку, споткнулись о палку (Палладий) и чуть не упали.

 

5 период 2 ряд. На нижней полочке между книг мы положили серебряную ложку (Серебро). Потом собрали все серебряные изделия, которые только можно было найти дома, и спрятали их в кадушку (Кадмий) с солеными огурцами. Мы поехали в Индию (Индий), чтобы там выменять серебряные изделия на оловянных солдатиков (Олово). Сделка прошла успешно.

 

РИСУНОК №62

 

Оловянных солдатиков мы бережно сложили в огромную суму (Сурьму) и от радости сильно прижали к телу (Теллур). Вдруг неожиданно в сумке лопнул пузырек с йодом (Йод), и йод потек вниз целым потоком прямо к стогу сена, т.е. к сену (Ксенон).

 

РАССКАЗ №63

 

(Постарайтесь вспомнить эти необычные истории про себя, а вслух произносите только названия химических элементов. Если вы ошибетесь, еще раз представьте отдельно каждый из двух рассказов как можно ярче и четче. Если же ошибок не будет, то можно приступать к запоминанию следующего периода.)

 

6 период 1 ряд. Теперь мы подходим к письменному столу и видим, как Цезарь (Цезий) рассматривает настольную лампу. Мы почтительно здороваемся с ним и приглашаем в бар (Барий). Там Цезарь заметил, что порвал одежду и стал латать (Лантан) дырки на плаще. К странному посетителю пристал пес Гуффи (Гафний). Чтобы избавится от надоедливого пса, Цезарь стал бить в барабан там-там (Тантал).

 

РИСУНОК №64

 

На этот звук пришел Волька (Вольфрам) со стариком Хоттабычем. Пионер залез на стойку и начал выступать с речью (Рений). Посетители бара его осмеяли (Осмий) и дали целую жменю ирисок (Иридий). Волька был доволен и приказал старику Хоттабычу подарить всем нарядные платья (Платина).

 

РИСУНОК № 65

 

6 период 2 ряд. Мы находим в подставке для ручек целую гору золотых изделий (Золото). Неожиданно золотые украшения падают из ваших рук на градусник (Ртуть), который прямо на глазах плавиться и таит (Таллий). Ртуть капнула на спину свиньи (Свинец), проходящей мимо. Свинья с визгом выбежала из комнаты, спотыкнувшись о напольные весы (Висмут) и сбив полку (Полоний) с цветами.

 

РИСУНОК №66

 

Все горшки с цветами разбились, но остался (Астат) целым только любимый цветок. Мы радуемся (Радон), что этот цветок уцелел.

(Постарайтесь вспомнить эти необычные истории про себя, а вслух произносите только названия химических элементов. Если вы ошибетесь, еще раз представьте отдельно каждый рассказ как можно ярче и со всеми деталями. Если же ошибок не будет, то можно приступать к запоминанию следующего периода.)

 

7 период. Мы видим, что в кресле сидит известный французский актер Луи де Фюнес (Франций). Мы познакомитесь с французом и пожали ему руку. Актер заметил странный предмет на стене – радио (Радий) и попросил включить. Услышав звуки музыки, Луи де Фюнес начал активно (Актиний) танцевать. Дубленка (Дубний) сильно сковывала его движения, поэтому он ее скинул на пол, продолжая танцевать в жилетке (Жолиотий).

 

РИСУНОК №67

 

Устав, он предложил поиграть в машинки. Актер достал из кармана на резинке «Форд» (Резерфордий) и стал дразнить кота Бориса (Борий).

 

РИСУНОК №68

 

После чего все вместе играли в гонки (Ганний) от «ментов» (Мейтнерий). (Постарайтесь вспомнить эту необычную историю про себя, а вслух произносите только названия химических элементов. Если вы ошибетесь, еще раз представьте весь рассказ как можно ярче и со всеми деталями.)

 

РИСУНОК №69

 

Итак, мы запомнили всю таблицу Менделеева. Осталось только сделать контрольное припоминание.

 

Контрольное припоминание

Это последний пункт универсальной техники запоминания.

 

Контрольное припоминание – это повторение всего запомненного материала по памяти, сначала вспоминают ключ, а потом по порядку - все горизонтали и только в последнюю очередь - «парочки».

 

Обратите внимание, что мы пока «парочки» не запоминали, хотя их запоминание относится к предыдущему пункту универсальной техники запоминания. Это авторы сделали сознательно, чтобы не нарушать целостность восприятия книги. А запоминание «парочек» выделили в отдельную главу.

 

Вернемся к контрольному припоминанию.

Сначала вспомните ключ и запишите названия элементов.

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

……………………….

 

Теперь вспомните все горизонтали и запишите названия элементов по порядку так, чтобы получилась вся таблица. Важно, чтобы вы сразу отметили номера периодов.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

Если вы правильно вспомнили все названия элементов и их расположение, то вас можно поздравить. А если были допущены ошибки, то необходимо обратить на них внимание и еще раз запомнить.

Хотим отметить, что контрольное припоминание проводится с целью проверки правильности запоминания, а не как сам процесс запоминания. Кроме того, с помощью контрольного припоминания мы «отлаживаем механизм» воспоминания. Другими словами, учимся быстрее и точнее вспоминать.

Вот вы и освоили универсальную технику запоминания, и к тому же запомнили таблицу Менделеева.

 

Поздравляем, вы запомнили таблицу Менделеева!

 

 

ГЛАВА № 2

КАК ЭТИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

 

Это следующий вопрос, который возникает после запоминания какой-либо информации. Ведь запоминаем мы для того, чтобы этим пользоваться, т.е. применять на практике. Да, мы уже знаем последовательное расположение элементов и их названия, можем вспомнить всю таблицу Менделеева. В том то и дело, что вспомним ее всю, как говорится от А до Я. А вот чтобы быстро вспомнить нужный элемент и всю информацию о нем (период, ряд и т.п.), нужно потренироваться.

Этим мы и займемся в этой главе, т.е. применением запомненного на практике. А, кроме того, для тренировки запомним Лантаноиды и Актиноиды.

Итак, предметы в комнате являются номерами периодов, а порядковый номер элемента в смешном рассказе соответствует номеру группы. Исключение составляют лишь элементы 8 группы, но и с этим легко справиться, просто запомните, что порядковый номер после 8 относится к 8 группе. Или, проще говоря, девятый и десятый элементы относятся к 8 группе. Зная все это, довольно быстро и легко определить месторасположение любого химического элемента в таблице.

Например: Галлий – 4 период (окно и стекло), 3 группа, т.е. вспоминаем необычную историю и считаем: медная проволока (Медь) – первый номер (1 группа), ценники (Цинк) – второй номер (2 группа), Галя (Галлий) – третий номер (3 группа).

 

В качестве тренировки выполните следующее упражнение.

 

УПРАЖНЕНИЕ.

 

Определите номер периода и номер группы каждого химического элемента:

Ванадий ………………………… Борий………………………………….

Кислород……………………….. Ртуть…………………………………..

Мышьяк………………………… Теллур…………………………………

Натрий …………………………. Азот…………………………………...

Углерод ………………………… Неон……………………………………

Рубидий ………………………… Радон ………………………………….

Никель …………………………. Аргон ………………………………….

Астат …………………………… Цезий ………………………………….

Хлор ……………………………. Гелий ………………………………….

Медь ……………………………. Палладий ……………………………..

Кадмий …………………………. Актиний ………………………………

Платина ………………………… Кальций ………………………………

Водород ………………………… Гафний ……………………………….

Радий …………………………… Свинец ……………………………….

Фосфор …………………………. Полоний ………………………………

Галлий ………………………….. Мейтнерий ……………………………

Иттрий …………………………. Марганец ……………………………..

Цирконий ………………………. Ниобий ………………………………..

Бром …………………………….. Рутений ……………………………….

Германий ………………………. Осмий …………………………………

Кобальт …………………………. Дубний ………………………………..

Золото …………………………… Барий ………………………………….

Серебро ……………………….... Хром …………………………………..

Алюминий ……………………… Висмут ………………………………..

Ганий ……………………………. Бериллий ……………………………..

Тантал …………………………… Иридий ……………………………….

Рений ……………………………. Технеций ……………………………...

Вольфрам ……………………….. Индий …………………………………

Резерфордий ……………………. Таллий ………………………………..

Ксенон …………………………… Сурьма ……………………………….

Титан ……………………………. Криптон ……………………………..

Лантан …………………………… Магний ………………………………

Йод ……………………………… Калий ………………………………..

Железо …………………………... Селен ………………………………..

Фтор ……………………………… Стронций ……………………………

Молибден ……………………….. Франций …………………………….

Скандий …………………………. Олово ………………………………..

Жолиотий ……………………….. Бор ……………………………………

Литий ……………………………. Кремний ……………………………..

Сера ……………………………… Цинк ………………………………….

Родий …………………………….

 

Если вы выполнили это упражнение без ошибок, то можно приступать к следующей тренировке, т.е. запоминанию Лантаноидов и Актиноидов.

 

ЛАНТАНОИДЫ И АКТИНОИДЫ

 

Посмотрите внимательно на Лантаноиды и Актиноиды. Они вынесены в отдельное место под таблицей.

Как вы думаете, какая здесь вертикаль?

Совершенно верно, здесь нет вертикали, т.к. всего 2 ряда. Эти ряды ни что иное, как горизонтали, и запоминать мы их будем как горизонтали.

 

Запомним Лантаноиды

Лантаноиды занимают место после Лантана в Периодической системе элементов, и все относятся к 6 периоду, 3 группе.

Перечислим Лантаноиды: Церий, Празеодим, Неодим, Прометей, Самарий, Европий, Гадолиний, Тербий, Диспрозий, Гольмий, Эрбий, Тулий, Иттербий, Лютеций.

Чтобы подготовить ключ к этой горизонтали, воспользуемся методом «Воспоминание». Для начала подберем созвучное слово к слову «Лантаноиды», пусть это будет «латка». Теперь важно выбрать место, героя и ситуацию. Слово «латка» нам напоминает ситуацию, когда мы ставили «латку» на свою одежду. Пусть это происходило в гостиной комнате. Важно, чтобы местом развития ситуации была ваша комната. Героем будете вы сами.

 

РИСУНОК №70

 

(Обратите внимание, что в предыдущих рассказах героями были другие люди, а здесь герои вы сами. В этом и состоит отличие метода «Рассказ» от метода «Воспоминание», а вот все остальное похоже).

 

Итак, наш новый рассказ начинается в гостиной комнате, где вы сами ставите себе латку (Лантаноиды) на одежду. Вдруг к вам подбегает злой трехглавый пес Цербер (Церий), от которого вы в панике убегаете, взывая о помощи. Первым вам на помощь пришел Президент (Празеодим), который отчаянно пытался прогнать свирепого пса, но безуспешно. Тогда вам обоим на помощь пришел человек- невидимка (Неодим), который обманул пса.

 

РИСУНОК № 71

 

Вы поблагодарите человека-невидимку за свое спасение и просите его освободить еще и Прометея (Прометей), прикованного Зевсом к скале.

 

РИСУНОК №72

 

Когда благополучно освобождаете Прометея, то втроем пьете чай из самовара (Самарий) и рассматриваете карту Европы (Европий).

 

РИСУНОК № 73

 

Неожиданно к вам подходит цыганка и начинает гадать по линиям руки (Гадолиний). После чего она требует (Тербий) много денег.

 

РИСУНОК № 74

 

Вы сбежали от назойливой цыганки и спрятались в диспансере (Диспрозий). Около диспансера ваше внимание привлекли голуби (Гольмий), которые клевали рассыпанные жевательные резинки «Орбит» (Эрбий). Вы пожалели птиц и стали крошить им «Тульские пряники» (Тулий) и терпеливо (Иттербий) ждать, когда голуби подойдут к вам поближе.

 

РИСУНОК № 75

 

 

Наконец ожидания ваши оправдались, птицам понравилось новое лакомство. Голуби стали подходить к вам все ближе и ближе и дарить вам лютики (Лютеций).

 

РИСУНОК №76

 

Теперь повторите эту необычную историю про себя, а вслух произнесите только названия химических элементов. Если вы ошиблись, то еще раз, как можно ярче, представьте себе весь рассказ и потом вновь повторите названия всех элементов. Только в том случае, если не будет ошибок, можно приступать к запоминанию названий Актиноидов.

 

Запоминаем Актиноиды

Актиноиды занимают место после Актиния, и все относятся к 7 периоду 3 группе.

Перечислим Актиноиды: Торий, Протактиний, Уран, Нептуний, Плутоний, Америций. Кюрий, Берклий, Калифорний, Эйнштейний, Фермий, Менделевий, Нобелий, Лоуренсий.

Для запоминания этой горизонтали тоже воспользуемся методом «Воспоминание». Подберем созвучное слово к слову «Актиноиды», пусть это будет «актер».

РИСУНОК № 77

Герой у нас уже есть – это известный актер, теперь нужно выбрать место и ситуацию. Актер обычно выступает на сцене, значит, местом будет сцена, а ситуация – торговля (Торий).

Итак, наша необычная история начинается в театре на сцене, где актер (Актиноиды) вместо того, чтобы исполнять свою роль развернул бойкую торговлю (Торий) сувенирами. Вы выбежали на сцену, и проталкиваетесь (Протактиний), активно работая локтями, к любимому актеру.

 

РИСУНОК № 78

 

Вдруг неожиданно раздался сильный грохот, это кто-то нечаянно уронил (Уран) фарфоровую статуэтку Нептуна (Нептуний), которая разбилась вдребезги.

 

РИСУНОК № 79

 

Все разбежались в стороны, и вы увидели, кто виновник. Им оказался диснеевский пес Плуто (Плутоний), который жалобно смотрел на всех, прося прощения. Богатый американец (Америций) пожалел симпатичного пса, возместил убыток продавцу – актеру и взял Плуто с собой.

 

РИСУНОК №80

 

По дороге американец купил псу курицу (Кюрий), которую счастливый Плуто съел под березой (Берклий).

 

РИСУНОК № 81

 

После плотного обеда они отправились в Калифорнию (Калифорний), где встретили растрепанного Эйнштейна (Эйнштейний), показывающего всем язык.

 

РИСУНОК №82

 

Эйнштейн пригласил друзей на ферму (Фермий) и похвастался памятником Менделееву (Менделевий), стоящим посреди двора.

 

РИСУНОК № 83

 

Затем он показал свой дом, в котором вся стена увешана нобелевскими премиями (Нобелий) и протянул лорнет (складные очки в оправе с ручкой) (Лоуренсий), чтобы гости внимательнее рассмотрели эти грамоты.

 

РИСУНОК № 84

 

Теперь повторите эту необычную историю про себя, а вслух произнесите только названия химических элементов. Если вы ошиблись, то еще раз, как можно ярче, представьте себе весь рассказ и потом вновь повторите названия всех элементов.

Чтобы проверить себя, выполните следующее упражнение, ответив на вопрос: «Этот элемент Лантаноид или Актиноид?»

 

УПРАЖНЕНИЕ

 

Диспрозий………………………….. Берклий…………………………………….

Эрбий……………………………….. Празеодим…………………………………

Уран………………………………… Торий………………………………………

Иттербий…………………………… Лютеций ………………………………….

Лоуренсий ………………………… Прометей………………………………….

Гольмий …………………………… Протактиний……………………………..

Самарий …………………………… Фермий …………………………………..

Америций………………………….. Гадолиний……………………………….

Церий……………………………… Менделевий………………………………

Нептуний…………………………. Неодим……………………………………

Калифорний………………………. Эйнштейний……………………………...

Европий…………………………… Плутоний…………………………………

Тулий……………………………… Нобелий…………………………………..

Кюрий…………………………….. Тербий ……………………………………

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.251 с.)