Как запомнить, чтобы вспомнить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как запомнить, чтобы вспомнить.



 

Как запомнить, чтобы все быстро вспомнить? На этот вопрос мы и постараемся ответить в этой главе. А начнем разговор с учебника...

Давайте вместе полистаем любой учебник и найдем ответ на вопрос: «Какие виды информации есть в учебнике?» Итак, берем в руки учебник. Учебник – это предмет, который можно увидеть, пощупать, понюхать, одним словом, воспринять всеми органами чувств. Это и есть предметная зрительная информация. Открываем учебник и видим текст, т.е. слова, напечатанные одно за другим. Текст – это текстовая информация. А теперь давайте внимательнее рассмотрим текст, наверняка вы заметите различные названия, фамилии, числа, даты, - все это точная информация, т.е. информация, которую смысла не имеет запоминать приблизительно. В общем, мы с вами выделили три вида информации: предметную зрительную, текстовую и точную.

Интересно, а как эти виды информации запоминаются! Оказывается, что они запоминаются по-разному. Например, предметная зрительная информация запоминается сама собой, без всяких усилий и имеет самый высокий процент припоминания 98%. И действительно, стоит нам всего один раз увидеть человека, чтобы потом, при новой встрече, вспомнить его. Также легко мы можем вспомнить расположение предметов в нашей квартире, в школе, в институте, в офисе, - одним словом там, где мы часто бываем. Ведь мы специально не стараемся запомнить эту информацию, она запоминается сама собой, без наших усилий. Ко всему прочему, зрительная информация хранится в памяти сколь угодно долго, т.е. мы сможем все это вспомнить и через месяц, и через год.

А вот с текстом дело обстоит иначе. Текстовая информация запоминается гораздо хуже. После одного прочтения текста многие могут вспомнить только 30 – 50 % информации, причем даже многоразовое чтение помогает слабо, увеличивая процент запоминания всего на 10 – 20%. Да к тому же это запоминание краткосрочное, т.е. на 3 дня. А что потом? Скорее всего, вы хорошо знаете, что через месяц этот текст вы вспомните в лучше случае на 20 %. А через 4 месяца, к сожалению, в памяти останется только 5%. Вот такая печальная действительность. И перед экзаменами мы занимаемся ни чем иным, как новым заучиванием текстов.

 

РИСУНОК №2

 

Может быть, точная информация запоминается лучше? Ничего подобного. Числа, даты, фамилии, иностранные слова, таблицы, географические названия, - все это запоминается хуже всего, да к тому же с неимоверными усилиями. А результат плачевный, т.к. через месяц мы сможем вспомнить всего 3%.

Получается, что лучше всего запоминается предметная зрительная информация, хуже – текстовая и хуже всего - точная. Можно ли исправить положение вещей? Можно ли научиться запоминать все на 100%?

Да, можно. С помощью мнемотехники можно научиться запоминать и тексты, и точную информацию на 100%.

Предвижу ваши вопросы: «Почему? Почему мнемотехника является чудодейственным средством? В чем ее уникальность?»

Уникальность мнемотехники в том, что она позволяет «разговаривать с мозгом на его языке», позволяет управлять своей долговременной памятью, позволяет вспоминать запомненное.

Итак, мы разобрались в том, что и как запоминается, выявили особенность мнемотехники, а теперь переходим к техникам запоминания. В этой книге мы рассмотрим техники запоминания текстов, таблиц, определений, экономических и юридических статей, энциклопедических сведений, и даже стихов!

И начнем с запоминания таблицы Менделеева. «Почему именно с самого сложного? Почему именно с таблицы Менделеева, а не с коротенького определения или текста?» - спросите вы. Дело в том, что техника запоминания и таблицы Менделеева, и коротенького определения, и учебного текста, и даже юридической статьи одна и та же. Существуют небольшие отличия, но, в общем, все запоминается одинаково. Мы предлагаем вам универсальную технику запоминания, с помощью которой вы сможете запоминать все, что угодно. А запомнив вместе с нами таблицу Менделеева, вы поверите в свою память и докажете на практике, что умеете запоминать сложную информацию. К тому же техника запоминания таблицы Менделеева содержит много разных мнемонических приемов и методов, что идеально подходит для тренировок, а значит, и для формирования навыка.

 

Универсальная техника запоминания

  1. Подготовка к запоминанию.
  2. Составление плана.
  3. Формирование ключа.
  4. Процесс запоминания.
  5. Контрольное припоминание.

 

А теперь рассмотрим подробнее каждый пункт и запомним таблицу Менделеева.

Смелее! Тяжело в учении – легко в бою!

 

Подготовка к запоминанию

Нужно ли к запоминанию готовиться? Оказывается, нужно, т.к. наша психика обладает инерцией. Мы не можем мгновенно переключиться с одного дела на другое. Вспомните уроки в школе, как трудно после «трудов» или «физкультуры» учить математику.

Интересно, что ваше настроение никак не влияет на запоминание, а вот физическое состояние очень сильно. Если вы устали или не выспались, то не ждите чудес от своей памяти!

Мы советуем вам перед запоминанием сделать глубокий выдох (можно несколько), чтобы волна расслабления прокатилась по всему телу, вспомнить что-нибудь приятное и дать себе приказ: «Запомнить!»

Итак, вы готовы к запоминанию. А следующим шагом будет подготовка плана.

 

Составление плана

Планированию в любом деле уделяется большое внимание. И действительно, не спланировал отдых, значит, опоздал на вокзал; не спланировал подготовку к экзамену, значит, завалил «экзамен»; не спланировал поход по магазинам, значит, купил не то или потратил все деньги. Мы уже не говорим о значении планирования в бизнесе. Именно планированию, в бизнесе отводится 80% времени и только 20% времени действиям.

Не пугайтесь, мы изучаем не бизнес, а мнемотехнику. И на составление плана запоминания отводится совсем немного времени, всего несколько секунд. Достаточно ответить на несколько вопросов, и план готов! Только нужно немного потренироваться и научиться составлять общие схемы.

 

ВОПРОС №1. Что является вертикалью?

ВОПРОС №2. Что является горизонталями?

ВОПРОС №3. Есть ли «парочки»?

А теперь ответим на эти вопросы и научимся составлять схемы.

 

ВОПРОС №1. Что является вертикалью?

Вертикаль – это вертикальная последовательность слов, другими словами, вертикаль – это столбик.

Договоримся, вертикаль обозначать так, как показано на схеме.

РИСУНОК №3

 

Рассмотрим схему подробнее, вы видите кружочки, в которые заключены буквы. Буквы – это буквы, с которых начинаются слова, а кружочками мы обозначаем сами слова. К тому же, кружочки соединены между собой вертикальной линией, а это значит, что слова соединены в последовательность. Важными дополнениями является то, что, во-первых, на схеме должно быть столько кружочков, сколько слов, а во-вторых, слова должны хорошо представляться, т.е. быть словами-образами.

 

Давайте посмотрим на таблицу Менделеева. Как вы думаете, что здесь является вертикалью?

 

РИСУНОК № 4 – таблица Менделеева.

 

Правильно, первый столбик химических элементов, т.е.

Водород (запомним, что он относится к 7 группе),

Литий,

Натрий,

Калий,

Медь,

Рубидий,

Серебро,

Цезий,

Золото,

Франций.

 

А теперь нарисуйте схему вертикали таблицы Менделеева и сравните с нашей.

 

РИСУНОК № 5

 

Желательно, чтобы последующие примеры вы просматривали быстро. В противном случае, отвлечетесь и не поймете, как выделять вертикали.

УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ

А если взять текст. Что в нем будет вертикалью? Постарайтесь сами ответить на этот вопрос, а потом сверьтесь с нашим ответом.

Чтобы вам помочь, мы выделили ключевые слова и сформулировали главные мысли. Очевидно, что в дальнейшем вам самим придется это делать.

Государственный строй и реформы середины XVI в.

Опричнина.

 

Создание единого Русского государстваукрепляло властьмосковских великих князей. При Иване III и Василии III власть приобрела самодержавный харак­тер. Хотя властители и советовались со своими при­ближенными — боярами, решения обычно принимались самолично монархами.

 

Главная мысль: Самодержавная власть при Иване III и Василии III.

Слова-образы: монархи.

 

Иван Грозный. Начало царствования. Рано осиротевшийсын Василия III рос в обстановкедворцовых интриг, на его глазах разыгрывались жестокие сцены казней и вероломства. О своих ранних годах он позже писал, что «ни в чем не поступали с нами так, как сле­дует поступать с детьми». Все это повлияло на впечат­лительного мальчика и отразилось на чертах его характера. В 13-летнем возрасте юный князь, к ужасу окружающих, приказал псарям расправиться со знат­ным боярином. Того замучили до смерти. Иван IV рано возмужал, и сторонники укрепления великокняжеской власти возлагали на него свои надежды.

 

Главная мысль: «Трудное детство» сказалось на характере Ивана IV.

Слово-образ: «волчонок».

 

Незаурядные способности — писатель, сочинитель церковкой музыки, хороший шахматист — сочетались в Иване IV с властностью, беспощадностью, безмерной подозрительностью. С детских лет великий князь пристрастился к чтению. Его живо интересовало все, что говорилось в летописях и других книгах о величии и особом предназначении верховной власти. Он видел себя самодержавным монархом, повелевающим судьбами государства и подданных. А в 1547 г. состоя­лось возведение великого князя Ивана IV на царствование. Торжественная церемония прошла в Успенском собореМосковского кремля, ее возглавлял митрополит Маля­рий, который и увенчал голову молодого правителя Руси царской короной. Ее было принято называть «шапкой Мономаха» согласно легенде о передаче Вла­димиру Мономаху из Византии знаков царской власти.

 

Главная мысль: Возведение на царствование Ивана IV.

Слово-образ: шапка Мономаха.

 

Став царем, Иван IVприравнивался к самым знатным правителям других государств. Поскольку царями именовали ханов Золотой Орды, этот акт имел симво­лическое значение — конец политической зависимости от иноземных восточных монархов. Одновременно для европейских государств царский титул москов­ского государя означал не меньше, чем императорский. Особенно сопротивлялись признанию царского титула в соседнем Великом княжестве Литовском (позже Речи Посполитой, объединившей Польшу и Литву) И это понятно, так как за пределами Русского госу­дарства еще оставалось немало русских земель. А мос­ковские государи не скрывали, что рассматривают себя прямыми преемниками великих киевских князей, тем более что жители будущих Украины и Белоруссии подпав под власть польско-литовских королей, продол­жали называть себя русскими. Понятия «украинец и «белорус» укоренились много позже. На этих терри­ториях оформлялись некоторые этнические и культур, но бытовые особенности, но чувство векового единства не покидало восточнославянские народы.

 

Главная мысль: Конец политической зависимости от восточных монархов.

Слово-образ: царский трон.

 

Управление Русским государством в середине XVI в. При монархе складывался многочисленный государев двор. В его состав входили вчерашние удель­ные князья и их потомки (называли их «княжатами»). Сильную группу составляло московское боярство, наи­более приближенное к власти. Из всех городов в Москву созывали определенное число местных дворян («выбор»). Они также несли службу при государевом дворе. Иван IV в Подмосковье разместил «избранную тысячу» дворян, своего рода личную гвардию, обеспе­чив их землями и крестьянами.

 

Главная мысль: Формирование государева двора и личной гвардии.

Слово-образ: гвардеец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.023 с.)