Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Контрперенос в консультированииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Контрперенос — наблюдение и осознание аналитиком собственной бессознательной эмоциональной реакции при общении с тем или иным пациентом. Терапевт не может избавиться от своего травматического опыта, но может отслеживать его влияние на процесс консультирования. Контрперенос существует не только в терапии, консультировании, но и в педагогическом процессе. Ведь любимчиков учитель выбирает иногда бессознательно. Для полноценной психологической помощи обязательной является супервизия, т.е. помощь коллеги-терапевта в анализе происходящих на сеансе процессов. Задача: тонко отслеживать эмоциональные оттенки нашей реакции — различать идентификацию с пациентом и эмпатию к нему, осознавать, что именно мы переносим на пациента, и что он на нас. Важно не лечить своего ребенка, свою маму, мужа, отслеживать границы взаимодействия. При контакте с пациентом терапевт лишь активизирует его поиски решений своих проблем, но никак не ищет в лице клиента подтверждение своей силы, красоты, мужественности. Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса: 1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным. 2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п. 3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами. 4. Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами. 5. Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить. Проявляется ли контрперенос в форме внешнего поведения или представляет собой только переживания консультанта. В первом случае имеются в виду действия на основе внутренних конфликтов, и, конечно, такой контрперенос необходимо обсудить с коллегой или в специальных группах профессионалов, потому что неконтролируемый и плохо осознаваемый контрперенос препятствует объективности консультанта. В качестве внутренних переживаний контрперенос может оказаться весьма ценным, поскольку помогает консультанту лучше понять, какое влияние поведение клиента оказывает на него и на других людей. В любом случае влияние контрпереноса на ход консультирования зависит от желания и готовности консультанта взглянуть на истоки своих истинных чувств к клиентам. Итак, как же нормальному непрофессионалу определить, что «заражение» начинается? Приведем простую методику. · Если во время разговора с человеком вы физически начинаете ощущать состояние человека, то это свидетельство начинающегося переноса. Найдите способ отвлечься и перейти к другим темам или уйти. · Если во время жалоб человека на свою жизнь, вы ловите себя на мысли, что вы искренне даете советы человеку, опираясь на свой реальный жизненный опыт, остановитесь, здесь начинается контрперенос. Нельзя давать советы человеку, исходя из своего жизненного опыта. Это порождает неадекватность и зависимость от вас. Человек буквально прилипнет к вашей жизни и будет требовать дальнейших «костылей» для своего развития. Основные последствия работы психотерапевта Профессия психолога-консультанта или психотерапевта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. A. Storr выделяет несколько важных аспектов этой "платы": угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах; отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья); угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией. Консультанты нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. Зачастую консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через "темные очки". Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Во- первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта. Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания"
Понятие и причины синдрома эмоционального выгорания Синдром эмоционального выгорания – сложный психофизиологический комплекс эмоционального, умственного и физического истощения из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Выражается в: 1. Депрессивных состояниях, 2. Чувство усталости и опустошённости; 3. Недостаток жизненной энергии и энтузиазма; 4. Неспособность видеть положительные результаты своего труда; 5. Отрицательная установка на собственную жизнь. Причины СЭВ: 1. Монотонность работы, 2. Очень сильная личностная погруженность в работу, 3 работа с немотивированными клиентами, 4. Конфликты в рабочем коллективе, 5. Работа без возможности роста, 6. Нерешенные внутриличностные конфликты.
Способы преодоления синдрома эмоционального выгорания Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Способы преодоления СЭВ: 1. Иметь другие интересы, несвязанные с консультированием (хобби, научная работ…), 2. Создание новых проектов, 3. Забота о своём здоровье, соблюдение режима питания и бодрствования и сна, 4. Активная социальная жизнь (друзья из др. профессий), 5. Умение проигрывать (не заниматься самоуничижеием), 6. Умение не спешить и давать себе достаточно времени на решение проблемы, 7. Чтение не только проф. но и др. литературы., 8. Участие в выездных мероприятиях, 9. Совместная работа с коллегами, которые отличаются профессилнально и личностно. заболеваемость. Классический психоанализ Три составляющих личности: 1. Ид (бессознательное) – инстинкты животные, 2. Эго (я) – рациональное составляющее поведения человека, вырабатывает план действий, 3. Супер эго (сверх Я) – моральное, более социально-допустимая инстанция. Цель коррекции посредством психоанализа – помощь клиенту в понимании и осознании причин его плохого приспособления к реальности и помощь в адаптации к ней. Стадии психоанализа: 1. Поиск болезненного очага (воспоминания), 2. Вскрытие очага (проговаривание (вербализация)), 3. Переоценка значимости событий, 4. Эмоциональная окраска новых оценок (нейтральная или положительная), 5. Забывание и ликвидация очага. Техники классического психоанализа: 1. метод свободных ассоциаций (клиенту предлагается набор слов-предложений и говорит ассоциацию быстро), 2. Толкование сновидений (проинтерпретировать сон, найти скрытый смысл- называть подозреваемую проблему во сне), 3. Анализ переноса (анализ истинных эмоциональных основ, проитепретировать перенос, пережить, убрать) 4. Анализ сопротивления (осознание защитных механизмов и изменение отношения к механизмам) Защитные механизмы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.220 (0.006 с.) |