Вопрос № 27: Психогимнастика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 27: Психогимнастика



Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на "язык тела" и пространственно-временные характеристики общения.

Термин "психогимнастика" может иметь широкое и узкое значение. Психогимнастика в узком значении понимается как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Такого рода психогимнастика направлена на решение задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработку обратных связей и т.д.
В широком смысле психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Психогимнастика как невербальный метод групповой работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

По методике Г. Юновой каждое занятие, включая в себя ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы, состоит из трех фаз:
1. Подготовительная - Снятие напряжения. Достигается с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих и социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде и т.д. В начале работы группы подготовительной части может отводиться больше половины времени всего занятия, а иногда и все занятие, поскольку напряжение, тревога, скованность пациентов, страх перед неформальными контактами в непривычной ситуации усиливаются и необходимы упражнения, направленные на преодоление именно этих явлений.
2. Пантомимическая фаза. На этой фазе членам группы необходимо изобразить невербально свое поведение в случае, если в окно влезает вор, при боязни наступить в лужу и т.д. Пациентам предлагаются темы, которые они представляют без помощи слов. Темы могут предлагаться и психотерапевтом, и самими пациентами. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы и группы в целом, т. е. касается межличностного взаимодействия. Чаще всего в пантомимической части П. используются: привычные жизненные ситуации (просьбы, требования, обвинения, ссоры, опоздания и др.); темы, относящиеся к проблемам конкретных пациентов (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей; моя семья, моя болезнь и др.);
3. Заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к группе, в ней используются различного рода коллективные игры и танцы..З.Ч. должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. Здесь могут быть использованы упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые позволяют пациентам пережить чувство общности.


Гештальттерапия

— направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Пол Гудман, Лаура Перлз. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальттерапии внесли также Изедор Фром, Джозеф Зингер, Ирвен и Маряма Полстеры, Джон Энрайт и др. Гештальттерапия - это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с окружающими людьми и в целом с внешним миром. Гештальттерапевт фокусирует внимание клиента на осознании процессов протекающих в «здесь и теперь», в каждый момент настоящего времени. Посредством этого гештальттерапия развивает осознанность, ответственность и восстанавливает способность к переживанию своих реальных чувств и эмоций. Методы гештальт терапии направлены на развитие целостного образа человека в пяти сферах его жизни:

1. Физическая.

Включает в себя все аспекты материальной и физической жизни человека (физическое здоровье, сексуальная зрелость, материальное благополучие)

2. Эмоциональная.

Сфера эмоциональных переживаний, чувства (радость, любовь, восторг, грусть…) и способность к их выражению и пониманию.

3. Рациональная.

Способности к рациональному мышлению, анализу, планированию, способности к творчеству, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир.

4. Социальная.

Отношения с другими людьми, (близкими, друзьями, коллегами) культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека.

5. Духовная.

Место и знания человека о самом себе и окружающем космосе. Знание законов жизни и духовных ценностей и смысла, на которые опирается человек.

Основные приемы работы и техники гештальт – терапии:

- осознавание;

- фокусировка энергии;

- принятие ответственности;

- работа с полярностями;

- монодрама.

Методы гештальт терапии.

В наши дни, гештальт терапия используется:

• в качестве психотерапии (индивидуальная, в парах и семьях, в группах);

• для лиц страдающих психологическими беспокойствами или психосоматическими нарушениями, экзистенциальными проблемами (кризисы роста и возрастные кризисы), тех, кто хотел бы справиться с острыми психологическими проблемами и ситуациями (чувство одиночества, траур, развод, смерть близкого и т.д.);

• в области личностного роста и развития: для лиц ищущих возможность раскрыть свой скрытый потенциал;

• в образовании (индивидуальном или группы);

• в консультировании предприятий и организаций;

• и даже в искусстве.

По мнению Ф. Перлза, чтобы обрести радость творчества и получать удовольствие от жизни, человек должен уметь прислушиваться к самому себе. Доверяя своему внутреннему голосу можно научиться отвечать за свою жизнь и принимать решения. Другими словами, человек способен сам строить cвою жизнь и эффективно решать свои проблемы, если он полностью осознает то, что происходит в нем и вокруг него. Разработанная Ф. Перлзом гештальт-терапия - это форма экзистенциональной терапии, основанной на той предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самостоятельности личности, обретения подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем. В процессе терапии самым важным вопросом является мобилизация собственных ресурсов - учиться "стоять на собственных ногах", находить правильные формы связи с окружающим миром. Целью терапевтической работы является снятие блокирования и стимулирование процесса развития, реализация целей и возможностей и, прежде всего" создание внутреннего источника опоры и оптимизация процесса саморегуляции. Основой терапевтического процесса является осознование и переживание контакта с самим собой и окружением. Гештальттерапия - это попытка научиться восстанавливать свои чувства, мысли, чтобы правильно ими распорядиться, использовать в нужном нам направлении.


Психодрама

(П.) - метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами. П. как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого «Я» в «театре жизни». Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития П. как лечебного психотерапевтического метода. Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Дальнейшие исследования в области П. подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что П. способствует преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта. Классическая процедура П. предполагает наличие следующих элементов: 1. Протагонист — пациент — субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы. 2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) — тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего. 3. Помощники терапевта — котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как «вспомогательные "Я"». «Вспомогательные "Я"» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Выделяют несколько основных функций «вспомогательных "Я"»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 4. Зрители — остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе. 5. Сцена — место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство. Процесс П. включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную («разогрев»); собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр. Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др. Третья фаза — фаза обсуждения, или интеграции, — является завершающей. По сути дела, эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи двух видов — ролевой и идентификационной. Первая — обратная связь «из роли». Здесь протагонист получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что им хотелось сделать или сказать протагонисту и пр. во время разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом, протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера. Идентификационная обратная связь основана на возможной идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, т. е. тех членов группы, которые не принимали непосредственного участия в разыгрывании психодраматической ситуации. Здесь члены группы, наблюдавшие за ролевой игрой, говорят о том, что чувствовали они, какие переживания, мысли, воспоминания, ассоциации возникали у них. Идентификационная обратная связь, во-первых, предполагает более активное вовлечение всех участников группы в работу над собственными проблемами, во-вторых, предоставляет протагонисту поддержку и позволяет ему почувствовать, что его проблемы и переживания не чужды другим людям, а также может помочь ему увидеть иные возможности преодоления и разрешения существующих проблем и конфликтов. Иногда третья завершающая фаза психодрамы может содержать и собственно анализ и интерпретацию психодраматического действия. Однако при наличии качественной ролевой и идентификационной обратной связи это становится излишним. Метод П., ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках психоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов.


30.Игротерапия

– ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также: краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, «волей судьбы», не были в мире ребенка. Использование «игрушек» в психотерапевтической работе дает возможность клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество, аддиктивное или созависимое поведение. Спектр применения Игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при хронификации печали, с объюзной тематикой, с ранними детскими травмами с амнестическим компонентом. Метод Игротерапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности. В рекордно короткие сроки инструмент Игротерапии позволяет добиваться конкретных и ощутимых результатов в сфере бизнеса:

· в стратегическом и креативном подборе, управлении персоналом;

· в увеличении производительности труда каждого работника;

· в повышении эффективности деятельности компании в целом.

Виды игротерапии

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:

· игротерапию в психоанализе;

· игротерапию игротерапию, центрированную на клиенте,

· игротерапию построения отношений;

· примитивную игротерапию;

· игротерапию в отечественной психологической практике.

2. По функциям взрослого в игре различают

· недирективную игротерапию;

· директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:

· индивидуальную игротерапию;

· групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:

· игротерапию с неструктурированным материалом:

· игротерапию со структурированным материалом.

Итак, игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

 


Музыкотерапия

Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.

Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма. Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы.

В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают:

катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;

облегчение осознания собственных переживаний;

конфронтацию с жизненными проблемами;

приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.

В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач МТ может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку.Пассивная музыкотерапия имеет такую форму коррекции как регулятивную, способствующую снижению нервно-психического напряжения.


 

Библиотерапия

— метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом. Б — это «использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».

Библиотерапия — специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Выделяют три основные задачи библиотерапии:

1 библиоведческая, библиотека для больных должна играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания, (цель руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп не ставится);

2 психотерапевтическая, Б. является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных (проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);

3 вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.

При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей пациента, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.

Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания пациентом своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.

Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средства воздействия на людей, существует множество.

 


 

Танцевальная терапия

Танец в терапии - в отличие от танца-представления - использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Танцевальная терапия стала популярна после второй мировой войны, чему способствовали такие ее первые практики, как Мэриан Чейс.

Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы осознания собственного тела; развитие положительного образа тела, социальных умений; исследование чувств и создание глубокого группового опыта. Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.

Руководитель группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцу, режиссер событии, катализатор, облегчающий развитие через движение. Терапевт создает безопасную окружающую среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Танцевальный терапевт применяет структурированные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. Система форм усилий Лабана часто применяется для диагностики движений и помощи участникам в расширении репертуара движений.

На большинство подходов танцевальной терапии повлияла психоаналитическая теория. Танцевальная двигательная терапия П. Бернстайна использует ритуал (символическую ролевую игру) и воображение для исследования скрытых чувств и преодоления кризиса развита. Психомоторный тренинг Пессо не придает значения дисциплине танца, а делает акцент на выражен эмоций через движение.

Тогда как прежде танцевальная терапия применяется почти исключительно к людям с тяжелыми нарушениями сегодня танец все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологически затруднения, с целью развития у них приспособления, чувства удовольствия и группового взаимодействия,а также для выражения и направления сильны эмоций.


 

34 Проективный рисунок П.Р.

Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяет П. р. в самостоятельный метод, а включает в комплекс, обозначаемый как “проективная арттерапия” (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и др.).

Основная задача П. р. состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика, П. р. способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов, занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать краски, цветные карандаши) и рисует на заданную тему. Для П. р. качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно темы охватывают три основные категории:

1) прошлое, настоящее и будущее пациента (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.);

2) общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх, зависимость, ответственность и др.);

3) отношение в группе (я глазами группы, мое положение в группе, моя группа и др.). Применяется также свободное (каждый член группы рисует то, что хочет) или совместное рисование (вся группа рисует на одном листе бумаги, например, портрет группы).

На рисование обычно отводится 30 минут После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента.

При интерпретации П. р. обращается внимание на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного пациента специфические особенности. В П. р. находят отражение непосредственное восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого пациента в групповой работе, характера его вклада в общую деятельность и особенностей взаимоотношений членов группы в процессе совместной работы.


35. Сочинение историй
Метод Сочинения историй восходит к приему передачи народной мудрости- фольклору.

Метод основывается на оживлении чувств, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у человека, для того чтобы претворить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдохновиться в творчестве.

Р. М. Стиртцингер описал терапию методом «общего сочинения историй» ребенком и психотерапевтом. Этот метод помогает ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения дома и в школе.

Этот метод может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Цель: Изменить дисфункциональное мышление т.е изменении неадекватных стереотипов мышления, представлений, которыми личность реагирует на внешние события, часто сопровождаемых тревогой, агрессией или депрессией.

Особенности: Используя групповую форму работы, психолог должен учитывать готовность чем-то искренне творчески поделиться в группе. Литературное сочинение координирует, дисциплинирует ум и руку; воображение используется клиентом в созидательной форме, а не в виде грез и фантазий. Написанное сочинение рассматривается в одном ряду с сочинениями других клиентов, в результате происходит обогащение.

Последовательность действий:

· сначала историю рассказывает клиент,

· затем ее продолжает терапевт, который вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов по сравнению с изложенными ребенком.

Юмор и театрализованность - существенная его часть, увеличивают заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошее и плохое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски. В «ответном рассказе» терапевт представляет альтернативные решения конфликтов для того, чтобы ребенок не был порабощен невротическими типами поведения. Каждая история начинается ребенком со слов «однажды», «Давным-давно», «далеко-далеко».

Это позволяет ребенку говорить о том, что вызвало у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, помогающее терапевту выделить наиболее важный аспект истории.


Сказкотерапия.

Сказкотерапия — течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Особенности метода:

Используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как нарратив (повествование). Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

способы работы:

· обсуждение уже существующей сказки;

· самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;

· инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

· арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Этапы:

1. Замедление. (творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки)

2. Написание сказки. (предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения.)

3. Прочтение сказки, завершение.(Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.)

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей:

· психодиагностические,

· психокоррекционные,

· прогностические.

Литература

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии.

Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия

Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.083 с.)