Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепции современного естествознания↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ В.И.Табуркин КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПРОГРАММА Для высших сельскохозяйственных учебных заведений Тюмень, 2002 Табуркин В.И. Концепции современного естествознания (Программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений). – Тюмень: ТГСХА, 2002. – 21с. Программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации. Учебно-методическая разработка содержит «Предисловие», учебно-методический план, программный материал к изучению курса «Концепции современного естествознания», тематику контрольных работ, зачетные и экзаменационные вопросы, список рекомендуемой литературы по темам и разделам курса. Утверждена на заседании кафедры философии ТГСХА (Протокол №5 от 27.03.02г.). Одобрена учебно-методическим советом заочной формы обучения Тюменской государственной сельскохозяйственной академии. Тюменская государственная сельскохозяйственная академия (ТГСХА), 2002. Цели и задачи курса «Концепции современного естествознания» Цель курса - формирование целостного взгляда на мир, системное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, стилей мышления в общекультурном и историческом контексте. Идея курса состоит в передаче студентам системных элементов естественнонаучного знания, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, интегрирующихся в единую целостную картину мира. Логика курса состоит в восхождении по уровням организации эволюционирующего природного мира (неживой и живой природы) к человеку как биопсихосоциальному образованию, затем - к взаимодействию природы и общества. Практической целью является формирование у студентов не только естественно-научной культуры мышления, но и рационального отношения к природе и живым существам, которое можно назвать экологической культурой, В связи с перечисленными целями весь курс "Концепции современного естествознания" можно разбить на пять лекционных тем и семинарских занятий: I. Естествознание в системе научного знания и культуры. 2. Абиотическая природа в современной естественно-научной картине мира. З.Живая и биогеотическая природа в современной естественно-научной картине мира. 4. Современная наука о природных началах бытия человека. 5. Естествознание на пороге 21 века. Учебно – тематический план курса «Концепции современного естествознания»
Лекционная тема 1. Научного знания и культуры». План Понятие науки. Наука как высшая форма знания и социокультурный феномен. Методы и формы научного знания. Предмет и структура современного естествознания. Исторические этапы развития естествознания. 5. Естествознание и научная картина мира. Литература: Алексеев И.С. Наука //Философский энциклопедический словарь. -М., 1983, с.403-406. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981. Воронов В.К. Основы современного естествознания. - М., 2000. Игнатова В.А. Основы современного естествознания. -Тюмень,1997. Кедров Б.М. Классификация наук.- М., 1985. Кедров Б.М., Спиркин А.Г. Наука //Философская энциклопедия, т.З.- М., 1964. Кохановский В.П. Философия и методология науки. -Ростов-на/Д., 1999. Кун Т. Структура научных революций, - М., 1977. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч., т.18, гл.5 Найдыш В.М. Концепции современного естествоэнания. -М.,1999.Ч.1,3, Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. –М., 2000. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. -М.,1999.Разд.1. 13.Философия и методология науки(Под ред. В.И. Купцова). -М., 1997. Философия. Наука. Человек: Конфликт или гармония? - СПб., 1992. Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.20. Лекционная тема 2. План Современная физическая картина мира. Современная химическая картина мира. З. Современная астрономическая картина мира. Литература; 1.Барашенков B.C. Существуют ли границы науки: количественная и качественная неисчерпаемость материального мира. - М., 1982. 2. Боряз В.Н., Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. - Л., 1976. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. - М., 1977. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. – М., 1989. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. - М., 1985. 6. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. - М., 1988. Грибанов Д.П. Философские взгляды А.Эйнштейна и развитие теории относительности. - М., 1987. Демин В.Н., Селезнев В.Л. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. - М., 1993. 9. Зельдович Я.Б., Хлопов М.Ю. Драма идей в познании природы: Частицы, поля, заряды. - М., 1988. 10. Концепции современного естествознания (Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова). - М., 2001. Гл. 3-5. 11. Концепции современного естествознания (Под ред. С.И.Самыгина). -Ростов-на/Д., 2001. Разд.З-4. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике.-М., 1991. Кузнецов В.И. Диалектика развития химии. – M., 1973. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М.,1996. Лойфман И.Я. Принципы физики и философские категории. - Свердловск, 1973. Марков М.А. О природе материи. - М., 1976. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 1999.Ч.2. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - М., 1990. Омельяновский М.Э. Диалектика в современной физике. - М., 1973. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. - М., 1985. Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. – М., 1982. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания, - М.,1999,Разд. 2 Спасский Б.И. Физика для философов. – М., 1989. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.,2000.Гл.2-9. Трофименко А.П. Вселенная: творение или развитие? - Минск, 1987. Философия русского космизма. – М., 1996. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1977. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. - М., 1995. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1966. Лекционная тема 3. План Современная биологическая картина мира. Концепция биогеотического круговорота. Картина социально-экологической реальности. Литература: Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -М., 1986. Бернал Дж. Возникновение жизни. - М., 1969. Вавилов Н.И. Жизнь коротка, надо спешить. - М., 1990. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. - М., 1993. Вилли К., Детье В. Биология. - 1975. Гл.12-15. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987. Дарвинизм: история и современность. - Л., 1988. Дубинин Н.П. Генетика и человек. - М., 1978. Дубинин Н.П. Вечность движения. - М., 1986. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. - М., 1974. Кейлоу П. Принцип эволюции. - М., 1986. Найдыш B.M. Концепции современного естествознания. – М., 1999. Ч.2, гл.12-13. Общая биология. - М., 1980. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. - М., 1960. Сущности жизни. - М., 1964. Проблема поиска жизни во Вселенной. - М., 1986. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. -М.,2000.Гл.10-12. Совещание по философским проблемам современной медицины. 16 января 1997 г. – М., 1997. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. -М.,1999.Разд.З. Табуркин В.И. Принцип целостности в философии и естествознании. - Новосибирск, 1992. 21. Табуркин В.И., Табуркин Е.В. Принцип развития в философии и естествознании. - Екатеринбург, 1999. 22. Удуман Н.К. Концепция самоорганизации и проблемы молекулярной эволюции. - М., 1994. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. - М., 1969. 24. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. - М., 1984. 25. Югай Г.А. Общая теория жизни. - М., 1985. Лекционная тема 4. План I. Концепция естественного происхождения человека. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания., З. Проблема здоровья и здорового образа жизни людей в системе глобальных проблем современности. Литература: Алексеев В.П. Историческая антропология. - М., 1979. Мозг и сознание. - М., 1990. Источником мистицизма оказывается и само научное познание, а именно: мировозренческий и методологический релятивизм, склонность к стиранию грани между субъектом и объектом познания, холистский (целостный) подход к физической реальности, возвращающий от раскрытия естественных, закономерно структурированных взаимосвязей явлений природного мира к мифологическому отожествлению всего со всем. Весьма важной и сложной проблемой современности является проблема соотношения научной картины мира и мистического миропонимания. Мистические увлечения современных ученых не случайны, они обусловлены социальными, психологическими и гносеологическими причинами. Однако это не оправдывает дискредитацию ими науки, размывания граней между истиной и заблуждением, наукой и мистикой, наукой и религией, рационализмом и иррационализмом. План ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Наука как форма знания. 2. Наука как социокультурный феномен. 3. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 4. Проблема метода научного познания. 5. Основные формы систематизации и развития научного знания. 6. Современная концепция научно-технической революции. 7. Предмет и структура современного естествознания. 8. Исторические этапы развития естествознания, 9. Коренные или «узловые» проблемы современного естествознания. 10. Современная физическая картина мира. 11. Современная химическая картина мира. 12. Современная астрономическая картина мира. 13. Проблемы сущности и происхожденияжизни на Земле. 14. Проблема развития в современной биологии. 15. Проблема целостности в современной биологии. 16. Учение о структуре и эволюции биосферы нашей планеты. 17. Идея развития в современных научных концепциях о живой природе. 18. Картина биогеотической реальности и ее методологические функции. I9. 0 целостной модели эволюции биогеотической природы. 20. Становление и развитие эволюционных идей в почвоведении. 21. Почва как целостный объект научного исследования. 22. О целостности предмета современного почвоведения. 23. Концепция биогеотической формы движения материи. 24. Современные концепции взаимодействия природы и общества. 25.Человеческая деятельность как важнейший социально-экологический фактор преобразования биогеосистем Земли. 26. Агроэкология как теоретическая система охраны и рационализации землепользования. 27.Современные концепции антропосоциогинеза 28. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания. 29. Естествознание на пороге 21 века. 30. Наука и будущее человечества. 31. Современная наука и квазинаучные формы мировосприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Наука как высшая форма знания и социальный институт. 2. Место науки в системе культуры человечества. 3. Социальные функции науки. 4. Возникновение и развитие науки. 5. Внутренние закономерности функционирования и развития науки. 6. Предмет и структура научного знания. 7. Проблема классификации науки. 8. Понятие метода и методологии научного познания. 9. Эмпирический уровень научного знания и его методы. 10. Теоретический уровень научного знания и его методы. 11. Основные формы систематизации и развития научного знания. 12.Современная НТР, ее сущность, содержание и социальные последствия. 13. Предмети структура современного естествознания. 14. Естествознание и научная картина мира. 15. Связь естествознания с техникой и философией. 16. Натурфилософия как первый период зарождения элементов естествознания в Древнем мире. 17. Средневековый схоластический период естествознания (до второй половины 15 века). 18. Период механического естествознания в эпохи Возрождения и Нового времени (до второй половины 18 века). 19. Период эволюционных идей в естествознании (первая треть 19 века) 20. Период революции и кризиса в естествознании (рубеж 19 и 20 веков) 21. Период становления и развития системных аспектов в естествознании (с 20-х годов 20 века и до настоящего времени). 22. Коренные или "узловые" проблемы современного естествознания. 23.Релятивистская физика. Специальная и общая теории относительности. 24. Квантовая физика: становление, эволюция, принципы. 25. Мегамир в его многообразии и единстве. 26. Проблема "начала" и "конца" Вселенной. 27. Влияние космоса на земные процессы. Человек во Вселенной. 28. Современная химическая картина мира, её структура и функции. 29. Проблемы сущности и происхождения жизни на Земле. 30. Об эволюционных концепциях живой природы. З1. 0синтезе генетики и эволюционного учения. 32. Учение о структуре и эволюции биосферы нашей планеты. 33.Биогеотическая природа как объект научного исследования "биосферных" наук. 34.Основные принципы концепции биогеотического круговорота. 35.Современные концепции взаимодействия природы и общества. 36.Человеческая деятельность как важнейший социально-экологический фактор преобразования биогеосистем Земли. 37.Агроэкология-научная теория охраны и рационализации природопользования. 38.Место человека в научной классификации живых существ. Отличительные признаки человека. 39.Современные концепции происхождения человека. 40.Проблема соотношения природного и социального в человеке. 41.Сознание как высшая форма отражения. 42.Проблемы соотношения сознания и мозга, мышления и языка. 43.Трудовая концепция антропосоциогенеза. 44.Структура субъективного мира человека: эмоциональная сфера, сознания и самосознание, сознательное и бессознательное. 45.Проблема здоровья и здорового образа жизни в системе глобальных проблем современности. 46.Теория самоуправления и самоорганизации в новом «образе» науки 21 века. 47.Концепция универсального (глобального) эволюционизма. 48.Основные пути к постнеоклассической науке 21 века. 49.Наука и будущее человечества. Естествознание как движущая сила цивилизации. 50.Наука и квазинаучные формы духовной культуры в современном мире.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ В.И.Табуркин КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПРОГРАММА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.163.82 (0.009 с.) |