Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
9. Губанов Н.И., Царегородцев Г.И. Биологическая и социальная детерминация способностей: Методологические аспекты //Филосовские науки, 1988, № 2 . Костандов Э.А. Сознательное и бессознательное в свете современных исследований мозга человека //Мозг и сознание. – М., 1990. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. Методологические аспекты исследования антропогенеза. - Киев, 1991. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание//Философские науки, 1991,№ 6. Монахов Н.А. Плоды подсознания. Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. - М., 1995. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. -М., 1999. Ч. 2, гл. 14. Плюскин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. -Новосибирск, 1990. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. - М., 1969. Сергеев Б. Тайны памяти. - М., 1995. Совещание по философским проблемам современной медицины. 20 июня 1996 г. - М., 1996. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. -М.,1999.Разд.4, гл.22-27. 21. Философские проблемы естествознания (Под ред. С.Т. Мелюхина). -М., 1985. Хорев Б.С. Очерки геоглобалистики и геополитики. - М., 1997. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. 24. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. - М., 1971. Романова Э.П., Куракова Л.И, Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. - М., 1993. Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы. - М., 1997. Мозг и сознание. - М., 1990. Энгельс Ф. Диалектика природы. Роль труда в превращении обезьяны в человека //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991. Лекционная тема 5. Естествознание на пороге 21 века. Новый образ науки в 21 веке. Теория самоуправления и самоорганизации сложных природных и социальных систем. Кибернетика как общая наука об управлении. Кибернетика и информация. Вклад Н. Винера, А.А. Богданова, А.И. Берга, В.М. Глушкова и других ученых в разработку кибернетики. Синергетика как общая наука о самоорганизации систем. И.Пригожин и Г.Хакен - основоположники синергетики. История формирования теории самоорганизации (синергетики): от моделирования простых систем к моделированию сложных. Основные свойства самоорганизующих систем - открытость, нелинейность, диссипативность. Закономерности самоорганизации: I) петли положительной обратной связи системы и ее среды; 2) взаимодействие случайной и необходимой связей (факторов) системы и ее среды; З) переломные состояния системы - точки бифуркации. Главная идея синергетики - идея спонтанного (самопроизвольного) возникновения порядка и организации из беспорядка, хаоса в результате процесса самоорганизации. Концепция универсального (глобального) эволюционизма. Идея глобального эволюционизма - дать представление о мире как о целостности в его глобальной эволюции всех структурных уровней и их самоорганизации Основные пути к постнеклассической науке 21 века. Наука и будущее человечества. Естествознание как движущая сила цивилизации. Естествознание - продукт цивилизации и условие ее развития. С помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, воспитывает и обучает новые поколения людей, лечит свое тело и душу. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей. Благодаря знанию законов природы человек может изменить и приспособить природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребностям. Естествознание - один из важнейших двигателей общественного прогресса. Будучи основным фактором материального производства, естествознание выступает мощной революционизирующей силой Современная наука и мистицизм. Мощное развитие современной науки, как ни странно на первый взгляд, связаны с мистикой и иррационализмом; оккультным, эзотерическим (тайным) знанием. Мистицизм есть вероучение людей о сверхъестественном, божественном. Социально-мировоззренческие истоки мистицизма: противоречия общественной жизни, бессилие отдельного человека перед природными и общественными силами, одиночество, отчуждение, чувство страха (на социально-психологическом уровне) и др. Источником мистицизма оказывается и само научное познание, а именно: мировозренческий и методологический релятивизм, склонность к стиранию грани между субъектом и объектом познания, холистский (целостный) подход к физической реальности, возвращающий от раскрытия естественных, закономерно структурированных взаимосвязей явлений природного мира к мифологическому отожествлению всего со всем. Весьма важной и сложной проблемой современности является проблема соотношения научной картины мира и мистического миропонимания. Мистические увлечения современных ученых не случайны, они обусловлены социальными, психологическими и гносеологическими причинами. Однако это не оправдывает дискредитацию ими науки, размывания граней между истиной и заблуждением, наукой и мистикой, наукой и религией, рационализмом и иррационализмом. Семинарское занятие по теме: "Естествознание на пороге 21 века» План Новый образ науки в 21 веке. Наука и будущее развития человечества. Современная наука и мистицизм. Литература: Барашенков В.С. Существуют ли границы науки, - М., 1982. Винокуров Ч., Гуртовой Г. Психотронная война. - М., 1993. З. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки, - М., 1980. Глобальный эволюционизм. - М., 1994, Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. – М., 1990. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994. Капра Ф. Уроки мудрости. - М., 1996. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М., 1994. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М., 1994. Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. - М., 1990. Найдыш В.M. Концепции современного естествознания. - М.,1999. Ч.3. Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в 20 веке, - М., 1990. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986 Пригожий И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. - М., 1994. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М., 1992. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания - М.,2000.Гл.13-14. Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления.-М.,1994. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. -М.,1999.Разд.1, гл.7-8. Разд.2, гл.15. Философские аспекты глобальной экологии. - М., 1989. 20. Фролов И.Т. Перспективы человека. - М., 1983. Хакен Г. Синергетика. - М., 1980. Хокинг С. От Большого Взрыва до черных дыр. Краткая история времени - М., 1990. Человек, космос, эволюция. - М., 1992. Энгельс Ф. Естествознание в мире духов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20. Эстетика природы. - М., 1994. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М., 1986. Ценности познания и гуманизация науки. - М., 1992. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Наука как форма знания. 2. Наука как социокультурный феномен. 3. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. 4. Проблема метода научного познания. 5. Основные формы систематизации и развития научного знания. 6. Современная концепция научно-технической революции. 7. Предмет и структура современного естествознания. 8. Исторические этапы развития естествознания, 9. Коренные или «узловые» проблемы современного естествознания. 10. Современная физическая картина мира. 11. Современная химическая картина мира. 12. Современная астрономическая картина мира. 13. Проблемы сущности и происхожденияжизни на Земле. 14. Проблема развития в современной биологии. 15. Проблема целостности в современной биологии. 16. Учение о структуре и эволюции биосферы нашей планеты. 17. Идея развития в современных научных концепциях о живой природе. 18. Картина биогеотической реальности и ее методологические функции. I9. 0 целостной модели эволюции биогеотической природы. 20. Становление и развитие эволюционных идей в почвоведении. 21. Почва как целостный объект научного исследования. 22. О целостности предмета современного почвоведения. 23. Концепция биогеотической формы движения материи. 24. Современные концепции взаимодействия природы и общества. 25.Человеческая деятельность как важнейший социально-экологический фактор преобразования биогеосистем Земли. 26. Агроэкология как теоретическая система охраны и рационализации землепользования. 27.Современные концепции антропосоциогинеза 28. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания. 29. Естествознание на пороге 21 века. 30. Наука и будущее человечества. 31. Современная наука и квазинаучные формы мировосприятия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Наука как высшая форма знания и социальный институт. 2. Место науки в системе культуры человечества. 3. Социальные функции науки. 4. Возникновение и развитие науки. 5. Внутренние закономерности функционирования и развития науки. 6. Предмет и структура научного знания. 7. Проблема классификации науки. 8. Понятие метода и методологии научного познания. 9. Эмпирический уровень научного знания и его методы. 10. Теоретический уровень научного знания и его методы. 11. Основные формы систематизации и развития научного знания. 12.Современная НТР, ее сущность, содержание и социальные последствия. 13. Предмети структура современного естествознания. 14. Естествознание и научная картина мира. 15. Связь естествознания с техникой и философией. 16. Натурфилософия как первый период зарождения элементов естествознания в Древнем мире. 17. Средневековый схоластический период естествознания (до второй половины 15 века). 18. Период механического естествознания в эпохи Возрождения и Нового времени (до второй половины 18 века). 19. Период эволюционных идей в естествознании (первая треть 19 века) 20. Период революции и кризиса в естествознании (рубеж 19 и 20 веков) 21. Период становления и развития системных аспектов в естествознании (с 20-х годов 20 века и до настоящего времени). 22. Коренные или "узловые" проблемы современного естествознания. 23.Релятивистская физика. Специальная и общая теории относительности. 24. Квантовая физика: становление, эволюция, принципы. 25. Мегамир в его многообразии и единстве. 26. Проблема "начала" и "конца" Вселенной. 27. Влияние космоса на земные процессы. Человек во Вселенной. 28. Современная химическая картина мира, её структура и функции. 29. Проблемы сущности и происхождения жизни на Земле. 30. Об эволюционных концепциях живой природы. З1. 0синтезе генетики и эволюционного учения. 32. Учение о структуре и эволюции биосферы нашей планеты. 33.Биогеотическая природа как объект научного исследования "биосферных" наук. 34.Основные принципы концепции биогеотического круговорота. 35.Современные концепции взаимодействия природы и общества. 36.Человеческая деятельность как важнейший социально-экологический фактор преобразования биогеосистем Земли. 37.Агроэкология-научная теория охраны и рационализации природопользования. 38.Место человека в научной классификации живых существ. Отличительные признаки человека. 39.Современные концепции происхождения человека. 40.Проблема соотношения природного и социального в человеке. 41.Сознание как высшая форма отражения. 42.Проблемы соотношения сознания и мозга, мышления и языка. 43.Трудовая концепция антропосоциогенеза. 44.Структура субъективного мира человека: эмоциональная сфера, сознания и самосознание, сознательное и бессознательное. 45.Проблема здоровья и здорового образа жизни в системе глобальных проблем современности. 46.Теория самоуправления и самоорганизации в новом «образе» науки 21 века. 47.Концепция универсального (глобального) эволюционизма. 48.Основные пути к постнеоклассической науке 21 века. 49.Наука и будущее человечества. Естествознание как движущая сила цивилизации. 50.Наука и квазинаучные формы духовной культуры в современном мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.008 с.) |