Мыслитель, поэт, драматург – борец за свободу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мыслитель, поэт, драматург – борец за свободу



 

«Великий гений», человек «истинного, доброго, прекрасного» - говорили о нем. Сам он видел себя «гражданином мира, свободным от княжеской власти». К 200-летию со дня смерти в мае рождается новый взгляд на человека Фридриха Шиллера, истерзанного болезнями труженика, не прожившего и 46 лет.

Aktiver Wortschatz

Ungestümes Aufbegehren gegen die „schwere Zuchtrute des Despotismus“, das hämmernde Pathos, nicht mit sich spaßen lassen, absolute Unterordnung, Heuchelei vorführen, als Draufgänger gelten, das Männlichkeitsritual, von der ersten Minute an, das Werk vorantreiben, „Der Geisterseher“, das Versäumnis gutmachen, unverwechselbar nach Tonfall, bejubelt sein.

 

Richtig oder falsch?

1. Wilhelm von Humboldt sagte von Schillers Bedeutung: „Er ist der Mann „des Wahren, Guten, Schönen“.

2. Fast alle Biographien, Bildbände und Antologien zeigen die gleiche Absicht, dem Menschen Schiller näher zu bringen.

3. „Kabale und Liebe“ ist ein großer Bühnenhit geworden. Das war ein Trauerspiel in 4 Aufzügen.

4. Der frühe Erfolg Schillers begeisterte andere Schriftsteller und Dichter.

5. Sein Landesherr, Karl Eugen von Württemberg hat ihn sofort unterstützt.

6. Die Freundschaft mit Goethe dauerte 9 Jahre.

7. Das Geschichtsdrama „Wallenstein“ war an 3 Abenden spielbar.

8. Er war immer gegen Tyrannenmacht.

9. In Berlin hat man ihn auf Händen getragen.

10. Die Ehe hielt er „für das wohltätigste Ereignis meines ganzen Lebens“.

 

Erläutern Sie folgende These:

„ Er wächst, indem man sich mit ihm beschäftigt, vom Fernen ins Nahe“ - diese Erfahrung machte im 20. Jahrhundert der Schweizer Dramatiker Friedrich Dürrenmatt.

 

Он был не только большим стилистом. Шиллер был как минимум 1 м 80 см ростом, а один биограф даже считает, что 1 м 90 см. Истина где-то посередине. Во всяком случае этого было достаточно, чтобы нравиться в свое время: худой долговязый господин, во всяком случае более высокий, чем его веймарский конкурент, сосед и друг зрелых лет Гёте. Хотя памятник обоим поэтам перед Германским национальным театром в Веймаре до сих пор внушает нам обратное.

«Разбойники», бунтовщики и поджигатели вокруг Карла Моора, якобы отринутого своим отцом, проложили Шиллеру путь к славе. И до сего дня именно это юношеское произведение (начатое в возрасте 18-19 лет) влечет молодых людей к литературе и нередко побуждает к собственному творчеству. После первой постановки пьесы в 1782г. в Мангейме в фойе и на ярусах происходило светопреставление. Один свидетель нарисовал такую картину: «Незнакомые люди с рыданиями бросались друг другу в объятия, женщины были близки к обмороку. Царила какая-то всеобщая растерянность, из которой, как из тумана хаоса, должно было родиться новое творение». Так на литературном небосклоне внезапно вспыхнула новая звезда. Так внезапно родился бунтарь, чей неистовый протест против «тяжкого бича деспотизма» восхищал современников не меньше, чем пафос его баллад и драм.

С самого начала с Шиллером связывали большие надежды: «Если уж искать немецкого Шекспира, то им непременно будет он». Светлый ум, критик «Эрфуртской ученой газеты». Или? Или Шиллер является сегодня всего лишь поэтом из школьных учебников? Увядший классик, чья жажда свободы уже никогда не сможет воспламенить школьника, уставшего от компьютерных стрелялок? Объяснить ли хоть кому-то сегодня, как воодушевлял некогда Шиллер? Кем его только не считали: «великим и гениальным поэтом» (так сказал о нем поэт Гёльдерлин), «самым плодотворным умом из тех, что вообще существуют» (Вильгельм фон Гумбольдт), человеком «истинного, доброго, прекрасного» (Гёте), «апофеозом искусства» (Томас Манн). Пора взглянуть на человека Шиллера. К 200-летию со дня смерти, отмечаемому 9 мая 2005 г., рождается новый взгляд на Шиллера, человека, измученного болезнями, который трудился до самого конца, который не дожил и до 46 лет. Годовщина вызвала в Германии небольшой книжный бум почти во всех биографиях, альбомах и антологиях прослеживается похожая тенденция - снять героя с постамента и приблизиться к человеку Шиллеру. Ранний успех Шиллера пробудил любопытство и зависть даже среди современников. Одного из завистников звали Гёте: его раздражал юный коллега и конкурент, чьи «Разбойники» вызывали «отвращение». Никто иной, как автор «Вертера», 10 лет назад приведшего читающую публику в похожее исступление, испугался «шумихи», поднятой в отечестве. Популярный автор Кристоф Мартин Виланд никак не мог принять «странного помешательства вокруг новоиспеченного гения, которым объят Неккар». Но театральный успех Фридриха Шиллера, который родился в 1759 г. в Марбахе-на-Неккаре, оказался не самой большой проблемой. В затхлой атмосфере немецких княжеств XVIII века одно путешествие из Штутгарта в Мангейм (где автор присутствовал на премьере своих «Разбойников») казалось заграничной поездкой, тем более недозволенной в случае с Шиллером, швабским полковым лекарем. С правителем Вюртемберга Карлом Ойгеном шутить было нельзя. Он был расточительным деспотом, настаивавшим на дисциплине и абсолютном повиновении, что особенно касалось учеников названной его именем элитарной школы и военной академии, среди выпускников каковой и значил­ся Шиллер. О возвращении в Штутгарт нельзя было и думать, поэтому уже в своей третьей пьесе Шиллер не побоялся изобразить лицемерие, корыстолюбие и прочие пороки, царившие при дворе. Пьеса, с успехом поставленная в 1784 г., называлась «Коварство и любовь. Мещанская трагедия в пяти актах». Теперь путь Шиллера начал проясняться. Врач по образованию стал зарабатывать на жизнь писательством. Профессиональный писатель - тогда это была действительно новая идея, тем более если человек собирался обеспечить себе финансовую независимость от княжеского двора. Шиллер решил «не обращаться больше к монархам, только к человеческой душе». Его сувереном отныне должны были стать исключительно зрители: «Публика для меня теперь все».

А любовь, силу которой он столь ярко изобразил на сцене? Разве это не тема для нежных стихов, не важная тема? Разве он сам не был тем юношей, которого бросает в краску при виде молодой девушки? Примером добродетели, верившим в то, что сладострастие - удел червя? Как об этом говорится в «Песне о колоколе» и в оде «К радости»? В кругу друзей Шиллера считали сорвиголовой. Будучи гораздо моложе Гёте, он имел большой опыт общения с противоположным полом. 20-летний военный врач Шиллер сполна вкусил армейской жизни: без походов по борделям, карт, табака и алкоголя нельзя было называться мужчиной. Сам Шиллер считал удивительным, что он, с одной стороны, почитал и любил в противоположном поле «сердечную восприимчивую натуру», а с другой, не мог устоять перед чарами первой попавшейся «кокетки», как говорил он сам.

Летом 1787 г., будучи 28-и лет от роду, он наконец приехал в Веймар, где жили его кумиры Гёте, Гердер, Виланд и одна дама, Шарлотта фон Кальб, родившаяся в 1761 г. и имевшая маленького сына. Она давно была влюблена в Шиллера и способствовала его переезду, а по сути, вознесению в цитадель немецкой духовной жизни. А потом появились две сестры, и Шиллер посватался к одной из них, тоже Шарлотте. Все лето 1788 г. он провел с обеими сестрами в Рудольштадте - с 21-летней Шарлоттой фон Ленгефельд и старше 3 года Каролиной, в замужестве Бойльвитц. Обеим сестрам он признался в любви - причем, в одном письме, которое является, пожалуй, уникальным документом эпистолярной культуры. Шиллер, которому должно было вскоре исполниться 30 лет, в самом деле хотел их обеих – Лотту и Лину, как он их называл. Свадьба с Лоттой состоялась в феврале 1790 г., и сестра была рядом. Пока. Но Каролина продолжала оставаться замужем и вскоре была вынуждена уступить место сестре, которая с первой же минуты окружила молодого супруга заботой, так что тот все реже и реже заверял Каролину в своей любви. Потом у четы Шиллер родились четыре ребенка.

Брак успокоил его, побудил работать. Им оставалось жить вместе 15 лет, во время которых Шиллер неустанно трудился над своими произведениями, «которых не постыдился бы даже человек, вошедший в библейский возраст» (Томас Манн). И тем не менее именно Каролина написала 1830 г. первую серьезную биографическую книгу о своей большой любви. Даже в зрелом возрасте она не предала Шиллера и, став вполне успешной писательницей, нарисовала идеализированный портрет своего Шиллера.

В годы до женитьбы и после нее Шиллер отошел от сочинения стихотворений и драм. Последняя драма этого периода, «Дон Карлос», была поставлена в 1787 г. в Гамбурге. Во второй половине 80-х гг. он – также весьма громко заявил о себе как автор рассказов вроде «Преступник из-за потерянной чести» (1786) или «Духовидец» (1789). Шиллер давно преуспел - как профессор Йенского университета, как отец семейства, как крупный писатель (в 1802 г. ему должны были пожаловать дворянство), как друг и корреспондент известных умов. Ему не хватало лишь одного: того Гёте, который некогда дал ему от ворот поворот, а теперь, видимо, только и ждал момента, когда можно будет исправить ошибку.

Так в середине 90-х гг. XVIII в. пути двух великих умов пе­ресеклись, встретились две звезды. Их дружбе суждено бы­ло продлиться еще 10 лет. Вскоре письма (в итоге осталось около 1000 писем) стали заканчиваться формулами вроде: «Будьте здоровы, кланяйтесь всем Вашим, продолжайте радовать меня знаками Вашей верной дружбы и прекрасной любви и примите мои заверения в том же» (Гёте). Некогда театр был страстью Шиллера. Теперь он вновь вернулся к написанию пьес - не в последнюю очередь благодаря по­мощи и поддержке Гёте. Со дня последней премьеры Шиллера прошло 11 лет, и вот в 1798 г. на сцене появляется его новая пьеса. «Валленштейн» - большая трагедия на исторический сюжет, разросшаяся до трех частей, которые должны были играться три вечера подряд. В последние годы жизни Шиллер как одержимый работал над своими 5 драмами: за «Валленштейном» Heзамедлительно последовали «Мария Стюарт» (премьера в 1800 г.) и «Орлеанская дева» (1801 г.), затем - неоцененная публикой «Мессинская не­веста» (1803) и последний крупный театральный триумф - «Вильгельм Телль» (1804). Другие драмы (как, например, довольно объемный «Димитрий») остались неоконченными. «Он изобрел собственный театральный язык – уникальный по своему звучанию, мимике, мелодии, язык, сразу бросающийся в глаза своим блеском, риторической отточенностью, смесью рефлексии и аффекта, чего больше не встретишь ни в немецком, ни в любом другом языке мира», - в восхищении писал Томас Манн, который вместе с тем с любовью говорил о «вечно мальчишеском» у Шиллера, о его «страсти к возвышенной игре в индейцев, к приключениям и психологическим переживаниям». В «Телле», этой грандиозной драме о «золотом выстреле» (причем цена за выстрел - свобода - не была выплачена герою), созданной по мотивам швейцарских саг, Шиллер возвращается к истокам: «Нет, власть тиранов не безгранична!» - об этом послании автор не забывал ни на минуту. И в самом деле, в творчестве Шиллера мы вновь и вновь встречаемся с обескураживающими политическими идеями, вопросами, надеждами. Задолго до Бертольта Брехта с его знаменитыми «Вопросами читающего рабочего» Шиллер (в «Духовидце» 1789 г.) заставлял спрашивать о судьбе тех, кто строил пирамиды во славу королей: «Что мы должны рабочему, который больше не может работать, когда на него уже ничто не будет работать? Что мы должны человеку, которого больше нельзя использовать?» В своей профессорской инаугурационной речи в Йене (в том же году), где автору «Разбойников» рукоплескали восхищенные студенты, он обосновывал исторический, несколько преждевременный оптимизм: «Кажется, что европейское сообщество государств превратилось в большую семью. Жители одного большого дома могут враждовать друг с другом, но уничтожать друг друга уже не могут».

За год до смерти Шиллер съездил в Берлин, самый большой город, какой ему довелось увидеть в жизни, и более всех удаленный от его родных мест. Он провел там более трех недель, его носили на руках. Многие из его пьес были сыграны в его честь, его засыпали цветами и предложениями. Вместе с ним в Берлин приехала и семья: дети стали свидетелями триумфа отца.

Шиллера уговаривали остаться в Берлине, подкрепляя слова вескими денежными аргументами, но он вернулся в близкий сердцу Веймар. Вероятно, он чувствовал, что с его недугами жить ему осталось совсем недолго. Он страдал сильным туберкулезом, сердечная мышца была ослаблена, ко всему этому добавилось острое воспаление легких. Шиллер умер в 1805 г., не прожив и 46 лет. «Самым счастливым событием своей жизни» он назвал перед смертью не брак, а дружбу с Гёте. Последний, будучи старше Шиллера на 10 лет, пережил его почти на три десятилетия.

Поэт Адальберт фон Шамиссо, видевший Шиллера в Берлине лишь издалека, послал ему вслед восторженные строки: «Перед тобой должно склониться восторженное сердце». Кажется, это было очень давно. И тем не менее: разве не слышится отзвук этого почитания в наших пылких юношеских грезах? Вот только найти бы более трезвую формулировку. «Он растет по мере знакомства с ним, из далекого становясь близким», - так сказал о Шиллере в XX столетии швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт. И вот теперь он снова становится нам очень близким. Человек Шиллер. Наш Шиллер.

 

DEUTSCHLAND, Nr.1/2005

 

 

№ 8

 

СМИ в Германии

Aktiver Wortschatz

Der persönliche Bezug zu D., das gemeinsame Forum, sich aus D. ergeben, der Meinungspluralismus, die Medienlandschaft, alliierte Siegermächte, die Verhinderung einer übergreifenden Medienkontrolle, der lokale Ausgangspunkt, sich positionieren, auflagenstark, die Meinungselite, tabuisiertes Thema, die Vernetzung, die die Unterscheidung zwischen Privatheit und Öffentlichkeit, der Wert an sich, meinungsführend, die Gratisblätter, die Werbeträger, öffentlich-rechtlich, der Online-Auftritt, bahnbrechende Programme, der Quotenerfolg, der Themenseher, die Mediennutzung

 

Richtig oder falsch?

 

1. Die Massenmedien sind in Deutschland der Kitt, der die Gesellschaft zusammenhält.

2. Im Osten des Landes prägte die sowjetische Auffassung die Medienlandschaft.

3. Überregionale Presse hat den lokalen Charakter.

4. Die deutschen Medien gehören zu den vielfältigsten in der Welt.

5. „Frankfurter Allgemeine Zeitung“ steht für eine linksliberale Auffassung.

6. Die Informationen stellen die Balance zwischen den „Zwei M”

7. Die Philosophie überwiegt … Welche?

8. In den 60ern kam als öffentlichrechtlicher Sender die ARD hinzu.

9. Unter dem „Funktionsauftrag“ versteht man …

10. Das Verdienst des Privat-TV mag sein dass Radio und TV „jünger“ und kommerzieller geworden sind,

11. Der Marktführer „Nobilitierung“ bietet neben vielfältigen Portalen eigene Nachrichten und seit neuestem vor allem Hollywood – Filme an.

12. Die traditionellen Medien geraten durch Technologien wie Festplattenrecorder unter Druck.

Erläutern Sie folgende These:

 

Die Medien in Deutschland sind heute bei aller Besonderheit europäisch, ja kosmopolitisch und stehen für eine zukunftsgewandte und offene Gesellschaft, trotz aller wirtschaftlicher Krisen.

349 ежедневных газет и около 100 телеканалов: Германия принадлежит к странам с наиболее насыщенным медийным ландшафтом, с большим многообразием прессы. Ниже предлагается обзор структур и спектра германских СМИ.

Когда германское телевидение 9 ноября 1989 г. показывало крушение Берлинской стены, каждый телезритель знал, что на его глазах меняется мир. Это были те немногие телекадры, которые маркируют крупные исторические повороты, дают возможность их пережить и навсегда оставляют их в коллективной памяти. Это относится и к убийству президента Кеннеди, и к 11 сентября 2001 г., а также к коллапсу ГДР и всего «восточного блока», который можно было наблюдать live. Картины эпохи телевидения и интернета не только порождают чувство сопричастности к событиям, они определяют также совместный форум для понимания мира и являются составной частью развития культурной самобытности.

Как и в любом современном государстве СМИ в Германии являются связующим началом, которое в некотором роде цементирует общество. Печать, радио, телевидение и во все большей мере интернет вычленяют и определяют важные актуальные темы, они отражают общественное мнение, служат индикатором культурного состояния страны. Конечно же, и в Германии есть некоторые особенности, вытекающие из истории или соответственно связанные с нынешней специфической социальной структурой. Весьма охотно немцы слышат такую характеристику как «страна поэтов и мыслителей», в любом случае они ставят себе в заслугу, что благодаря Гутенбергу и развитию печатного дела создали базу для популярного средства массовой информации, а также для распространения литературы и философии, внеся таким образом вклад в просвещение. Одновременно предполагается, что этим позитивным сторонам СМИ противостоят и негативные. Пропагандистская машина Геббельса во времена «третьего рейха» четко показала, что тексты и кадры можно использовать в целях дискриминации, манипуляции и подготовки к убийствам. Не в последнюю очередь в силу этого опыта и мнения, что «третий рейх» возник также благодаря монополизированному мнению прессы, после Второй мировой войны было принято решение в пользу сильно децентрализованного медийного ландшафта и гарантированного законом плюрализма мнений. Модели и установки были заданы союзными державами-победительницами. США, Великобритания и Франция занимались этим в своих оккупационных зонах; радио и телевидение были, прежде всего, смоделированы по образцу Би-Би-Си, на востоке страны на медийный ландшафт наложило отпечаток советское мировоззрение. Таким образом и в сфере СМИ выкристаллизовался антагонизм между политическими блоками. На западе существовал идеал независимых от государства печати, радио и телевидения, на востоке - предписание о том, что СМИ призваны в ленинском духе служить делу общественного воспитания. Благодаря региональной дислокации союзников, но прежде всего в целях предотвращения всеобъемлющего контроля над СМИ на западе сложился «суверенитет земель» в отношении радио и телевидения. Ежедневные газеты также организованы преимущественно по региональному принципу. Об этом четко свидетельствуют их названия: «Франкфуртер альгемайне», «Зюддойче цайтунг». После воссоединения Германии в 1990 г. далеко идущая независимость СМИ - печати, радио и телевидения, кино и интернета - была политически гарантирована. Благодаря своей структуре, а также действующим актерам, институтам, предприятиям и самим журналистам германские СМИ являются одними из самых многообразных и свободных во всем мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.036 с.)