ТОП 10:

Германская философия в области СМИ



После Второй мировой войны на западе Германии действовала норма объективности, в то же время ежедневная пресса четко позиционировалась согласно политическому спектру мнений. На надрегиональном уровне газеты «Вельт» и «Франкфуртер альгемайне» олицетворяли скорее буржуазно-консервативное направление, а «Зюддойче цайтунг» и «Франкфуртер рундшау» - скорее леволиберальное. Наверное, вместе с изменением политической культуры в целом сегодня стало труднее классифицировать прессу по партийно-политическому признаку. В большинстве случаев конкуренция выдвигает на передний план другие критерии, нежели близость к определенным группировкам: какое мнение господствует в целом среди населения, в какой мере можно персонифицировать тему, какова эмоциональная наполненность события? Прежде всего информационные СМИ должны соблюдать баланс между чистым исследованием фактов и их освещением, общественно-политической оценкой и посылкой и экономическими требованиями, которые зачастую сопровождают более сильную эмоционализацию и персонификацию событий. Естественно, что такая расстановка акцентов действует в отношении бульварной прессы намного сильнее, чем в отношении качественной прессы. И здесь поляризация проявляется сегодня намного меньше, чем раньше. «Бильд», самая крупная по тиражу национальная бульварная газета, всерьез воспринимается сегодня и элитой, формирующей общественное мнение, например как барометр «голоса народа»; и наоборот в качественной прессе можно найти бульварные темы. При этом считается, что - хотя границы то и дело перепроверяются - необходимо, например, проводить различия между частной и общественной жизнью политиков до тех пор, пока они четко не взаимосвязаны.

Постепенно это может измениться: конкуренция становится все более жесткой, тем самым возникает необходимость публиковать «горячие», в том числе прежде табуизированные темы. В то же время благодаря все большим скоростям и созданию сетей медийный ландшафт становится все более интернациональным, происходит смешение таких понятий как развлечение и информация. Наконец, сама публика стала спокойнее относиться к различиям между приватной и публичной сферами. Прежде всего юное поколение не считает больше дискретность ценностью самой по себе. Публичное внимание, в том числе и в рамках скандала, приобрело даже большую ценность.

Печать и ее развитие

Печать – уже в силу многообразия названий - по-прежнему служит олицетворением плюрализма в германских СМИ. В 2004 г. здесь насчитывалось около 350 ежедневных газет, кроме того существуют сотни популярных и специализированных журналов, отражающих все аспекты общественной жизни. Это и создающие общественное мнение общественно-политические журналы еженедельные газеты «Шпигель», «Фокус», «Штерн», «Цайт», и столь же влия­тельные издания, рассказывающие о жизни высшего общества, «Бунте» и «Гала», и малотиражные, но искусно выполненные издания типа «Квест» или «Спе». Несмотря на растущую конкуренцию со стороны телевидения и интернета, а возможно даже получив за счет этого стимул, число названий и тиражи популярных журналов выросли. Тем не менее, если брать печать в целом, следует говорить о кризисе или лучше о растущей пропасти между успешными изданиями и теми, которые находятся под угрозой закрытия. Особенно местные ежедневные газеты испытывают огромное давление. Озабоченность своим экономическим положением заставляет людей экономить, в том числе и на газетах. Кроме того, молодое поколение не обращается автоматически к печатным изданиям, а использует интернет, радио, телевидение и даже сотовые телефоны. Небольшие объявления и объявления о вакансиях перекочевали уже в бесплатные газеты, на онлайновые биржи или даже к «ebay.com». И наконец, издатели, особенно мелкие и средние, часто не способны к обновлениям и к повышению эффективности. Поэтому строгие правовые нормы относительно концентрации прессы и строгий контроль за слияниями, существующие в Германии, в 2004 г. будут, пожалуй, несколько либерализированы, что приведет, по меньшей мере, к развитию кооперации и альянсов. Совокупный тираж всех германских ежедневных газет в 2003 г. составлял 23 млн. экземпляров. Несмотря на тенденцию к снижению, почти каждый взрослый житель Германии (среди почти 83 млн. населения) имеет в той или иной мере доступ к какой-либо ежедневной газете. Интересно, что как носители рекламы ежедневные газеты по-прежнему имеют самую крупную долю на рынке (почти 25 проц.). В то же время в абсолютных цифрах в 2001 и 2002 годах они пережили самое большое сокращение своего оборота (почти на 13 проц.).

Радио и телевидение

Вплоть до 80-х годов ХХ века радио и телевидение в Германии были организованы почти исключительно на публично-правовой основе. В конце сороковых годов была создана поначалу одна телекомпания, в которую входили региональные телекомпании, действовавшие децентрализованно, но которые сообща транслировали в рамках АРД (Рабочее сообщество публично-правовых телерадиокомпаний Германии) Первую программу германского телевидения. АРД как головная компания отвечает и за региональные публично-правовые радиостанции, а также за выходящие с 60-х годов в эфир региональные телепрограммы. В шестидесятые годы появилась еще одна публично-правовая телекомпания, организованная уже на федеральной основе, - ЦДФ (Вторая программа германского телевидения). АРД и ЦДФ имеют ограниченные возможности для продажи рекламного времени. Они рефинансируют себя не только за счет поступлений от предписанной законом платы за пользование радио- и телеприемником, но и за счет продажи прав, экспорта программ, продвижения товаров на рынок и спонсоров. Наверняка можно сказать, что в Германии сегодня существует самый широкий выбор публично-правовых телекомпаний вообще. Это не только АРД и ЦДФ, но и региональные «третьи программы», которые почти все можно принимать (по кабелю или через спутниковую антенну) на всей территории страны; «ЗSат», «Феникс» и «арте», специализирующиеся на культуре и документальных материалах, а также десятки публично-правовых радиостанций, в том числе транслирующие на всю страну «Дойчландрадио» и «Дойчландфунк», специализирующиеся на культурной тематике и информации, и вещающая на зарубеж «Немецкая волна» с ее радио- и телепередачами, а также сайтами в интернете.

Свою серьезную репутацию публично-правовые телерадиокомпании, несмотря на порой раздающуюся критику, постоянно укрепляли благодаря новаторским программам, получив за это национальные и международные премии по всем разделам. Ответственность за содержание программ и структуру публично-правовых телерадиокомпаний несут их советы по телерадиовещанию и соответственно административные советы, в составе которых должны быть представлены все важные общественные группы Германии.

В середине 80-х годов, когда были разрешены частные телерадиокомпании, в сфере СМИ произошла очередная смена эпох. Радио и телевидение стали «моложе», «менее почтительными», более коммерциализированными, но и более «поверхностными». Во второй половине 90-х годов на базе достигнутого к тому времени большого финансового успеха произошло так называемое «облагораживание» частных телерадиокомпаний. Теперь они могли позволить себе в целях укрепления собственного имиджа и серьезные форматы, невзирая на то, какой они будут иметь рейтинг. В начале XXI века частные телерадиокомпании наряду с публично-правовыми можно даже назвать ведущими создателями общественного мнения, институтами, задающими общественные темы. В том, что политика сегодня порой становится увлекательной, - заслуга частного телевидения.

Взгляд в будущее

В предстоящие года структура СМИ и способы их использования могут из­мениться еще более фундаментальным образом, чем за последние 20 лет. Сравнительное международное исследование, проведенное Европейским институтом СМИ, показывает, что сегодня свыше половины граждан Германии пользуются интернетом. В то же время наряду с цифровой структурой, которая использовалась прежде для индивидуальной коммуникации, возникает образец предложения на широкополосной основе, схожий со средствами массовой информации. Ведущий оферент на рынке, компания T-Online предлагает не только разнообразные порталы, но и свои новости, а с недавнего времени и голливудские фильмы.

Одновременно традиционные СМИ - в результате появления технологических новинок типа устройств, записывающих на жесткий компакт-диск, устройств, позволяющих скачивать музыку, и не в последнюю очередь из-за введенной в строй технологии UMTS для мобильной коммуникации - испытывают на себе все больший нажим. Все они предлагают платформу для рекламы или соответственно позволяют ее заглушить, захватывают традиционные сферы редакционной деятельности и перераспределяют, по меньшей мере, существующий бюджет времени пользователей.

Сегодня СМИ в Германии при всех их особенностях имеют европейский характер, даже космополитичный, и выступают за обращенное в будущее открытое общество - несмотря на все экономические кризисы.

DEUTSCHLAND, Nr. 3/2004

 

 

№9

Добро пожаловать в страну идей

 

Aktiver Wortschatz

Der Gastgeber der Fußball-Weltmeisterschaft 2006, die Klischees(Pl), der Exportweltmeister, das Qualitätssiegel „Made in Germany“ in die Welt tragen, gut aufgestellt sein, die Anmeldungen beim Europäischen Patentamt, Forschungsschwerpunkte in D setzen, der Innovationsstandort, für Aufsehen sorgen, gut ankommen, der Studiengang, die Deutsche Zentrale für Tourismus, Fraunhofer-Gesellschaft, die Zukunftsbranche, die große Vielfalt an kulturellen Einrichtungen, unter Unesco - Schutz stehen, die meisten Drei-Sterne-Köche, mit D gekrönt werden.

 

Richtig oder falsch ?

1. Die großen Namen der Volkswirtschaft haben es zum Weltmarktführer in ihrem Segment geschafft – dank Erfindungsreichtum.

2. Die Firma Enercon gilt als Paradebeispiel für die Nummer drei bei Windenergieanlagen.

3. Bei den Maschinenherstellern verfügen deutsche Unternehmen über einen Weltmarktanteil von 50 Prozent.

4. Auf dem jungen Gebiet Automobil haben sich deutsche Unternehmen einen Namen gemacht.

5. Deutschland liegt auf Platz 1 bei der Patentanmeldungen.

6. Die Zahl deutscher Touristen steigt von Jahr zu Jahr.

7. An 732 Hochschulen wird studiert und geforscht.

8. Deutschland ist das bevölkungsreichste Land der Staatengemeinschaft.

9. Es ist leicht, mit Deutschen ins Gespräch zu kommen, weil …

10. Es gibt 67 deutsche Nobelpreisträger.

11. Biotechnologie ist eine Zukunftsbranche.

12. Deutsche Unternehmen entscheiden sich für Russland als Investitionsstandort.

13. Neo Rauch erregt internationale Aufmerksamkeit.

14. In Mode setzt Wolfgang Jopp Trends.

 

Erläutern Sie folgende These:

Willkommen im „Land der Ideen“!

 

Самая северная точка называется Элленбоген, самая южная – Хальденвангер Эк. А между ними на площади 357.021 кв.км расположилась страна. Сначала идет равнина, а потом, ближе к югу, горы возносятся уже на 2963 м в высоту. А о чем вообще речь? О Германии. О полуострове на Зильте в Северном море (Элленбоген) и о седловине в Альпах (Хальденвангер Эк), расположенных на расстоянии 886 км друг от друга. Теперь Вы, скорее всего, знаете больше, чем большинство из 82,5 млн. жителей Федеративной Республики. Вообще о Германии можно рассказать много всего, чего многие не знают. Вероятно, сейчас, за считанные недели до начала крупнейшего события в мире спорта, было бы уместно включить, так сказать, «зум» и сфокусироваться на стране в сердце Европы и нынешней хозяйке ЧМ по футболу-2006. Знакомьтесь, Германия, Федеративная Республика, 57 лет. Добро пожаловать в «Страну идей»! Такое название Германия дала себе сама и подкрепляет его в год ЧМ каждый день каким-то новым хорошим примером.

Разумеется, клише, связанных со страной между Северным морем и Альпами, хоть отбавляй. То, что здесь не у всех повседневная форма одежды – кожаные штаны или национальные платья, наверное, более или менее известно. Однако какой напиток типично немецкий? Конечно, пиво. А что немцы любят больше всего? Минеральную воду. И это верно. А еще сейчас все чаще говорят о немецком вине: «чудо рислинга» проникло даже в лучшие мировые рестораны, как в Нью-Йорке, так и в Токио. Легкое бодрящее вино из одного из самых северных винодельческих регионов стало популярнейшей статьей экспорта.

Вот мы и затронули предмет, которым немцы имеют все основания гордиться: Германия является чемпионом мира по экспорту, поставив товаров на сумму 734 млрд. евро. А после подведения итогов 2005 г. мы можем рассчитывать на сохранение этого титула, ибо германские предприятия, по предварительным оценкам Ведомства статистики, за прошлый год смогли увеличить объем экспорта на 8-9%. При этом речь не идет только о крупных фирмах третьей по величине экономики мира вроде Siemens, Volkswagen, BMW, DaimlerChrysler или SAP, благодаря которым знак качества «Made in Germany» ценят во всем мире. Ядро германской экономики по-прежнему образуют фирмы среднего бизнеса.

Пусть их названия не так известны, как крупные марки, но все же около 450 «тихих звезд», руководимых, как правило, основателями, смогли стать лидерами мирового рынка в своем сегменте благодаря изобретательности и инновациям. Удачные идеи – только и всего. К их числу относятся изготовитель крепежных изделий Wuerth, производитель машин Krones, «эксперт» по High-Tech-npoдуктам Rittal или Brita, лидер мирового рынка по водяным фильтрам для кухни.

Эксперт по экономике Херманн Симон выявил более 30 «чемпионов роста», которые за последнее десятилетие преодолели отметку в 1 млрд. еврооборота. Причину роста Симон видит только в инновациях, приводя в качестве примера фирму Enercon, мирового лидера в производстве ветряных установок. Но и без того Германия имеет в сфере экологических технологий сильные позиции: на долю германских производителей ветряных установок приходится 50% мирового рынка. Основанный в 1984 г., Enercon имеет теперь 7000 сотрудников и оборот в 1,2 млрд. евро. Помимо производства фирма уделяет большое внимание исследованиям и новым разработкам: в этой сфере фирма зарегистрировала почти половину от существующего числа патентов.

«Специалист» по энергии ветра попал в хорошее общество: по числу поданных в Европейское патентное ведомство заявок «страна идей» является лидером (23.044 патентов), заметно опережая Францию. Четыре германских фирмы – Bosch, BASF, Infineon и Siemens – входят в список из 12 фирм, лучших в мире по числу зарегистрированных патентов. Германские фирмы прославились исследованиями и наработками в сфере автомобилестроения и фармацевтики, а также в новой и перспективной сфере нанотехнологий. Здесь по числу патентов Германия на втором месте после США (Япония – на третьем).

Как инновационный регион Германия интересна и зарубежным предприятиям. Недавно о крупных инвестиционных проектах объявили американский производитель чипов Advanced Micro Devices (AMD), фармацевтические гиганты Pfizer и Glaxo Smith Kline, а также крупнейший технологиче­ский концерн General Electric. В качестве одной из причин такого международного интереса часто называется высокий стандарт образования в Германии: в 372 вузах по всей стране проводятся исследования. Германские вузы пользуются популярностью и у иностранных учащихся: Германия – после США и Великобритании – занимает третье место по привлекательности образования. Это и понятно: ведь университеты и технические вузы стремятся вывести образование на международный уровень, например, вводя мировые стандарты вроде программ «Bachelor» и «Master» или англоязычные учебные планы, из которых около 300 рекомендованы Германской службой академи­ческих обменов (DAAD) для зарубежных аспирантов.

Иными словами, чтобы учиться в Германии, не обязательно говорить по-немецки, хотя, конечно, язык лучше знать. Ведь немецкий язык – самый распространенный язык в Европейском Союзе. Это и не удивительно, ибо Германия – самая густонаселенная страна в этом сообществе государств.

9 пограничных государств – столь много точек соприкосновения нет ни одной другой страны Западной Европы. Видимо, поэтому немцы любят учить иностранные языки: из молодых немцев в возрасте до 30 лет около 80% могут говорить как минимум на одном иностранном языке – факт, установленный Институтом им. Макса Планка по исследованию образования (Берлин). Тем самым Германия входит в число европейских лидеров. То есть гостям из-за рубежа будет просто найти с немцами общий язык.

Хорошая мысль: а не попробовать ли сделать это самому, приехав в «страну идей» в год проведения ЧМ по футболу? Ведь туризм в Германии на высоком уровне: количество иностранных туристов растет год от года, в 2005 г. Германский центр туризма насчитал около 48 млн. забронированных номеров (только зарубежные гости). А ведь это рекорд!

Всех притягивает к себе Берлин, столица с 3,4 млн. жителей, политический и креативный центр. Но есть что посмотреть и в других регионах страны. Этим мы не в последнюю очередь обязаны культурному многообразию 16 федеральных земель. Sightseeing в городах, замках и дворцах, большие музеи, культура во всех проявлениях, интересный пейзаж, имеющий все – от песчаных пляжей до горных склонов, народные фестивали и шарм – причин для того, чтобы провести отпуск в Германии, предостаточно. Будет и прохладное пиво. Не беспокойтесь. А иногда, где-нибудь на юге, Вы даже сможете увидеть за соседним столиком мужчину в кожаных штанах.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.009 с.)