Приложения к методической разработке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приложения к методической разработке



УТ В Е Р Ж Д А Ю

НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ

Полковник М.Н.Розум

” ____ “ _______________ 2010 года

 

Методическая разработка для проведения занятий со студентами

ВУС 261000

по военно-профессиональной учебной дисциплине

" Ремонт военной автомобильной техники "

ТЕМА № 4: “ Восстановление деталей в войсковых ремонтных подразделениях ”

 

 

Обсуждено на заседании кафедры ”___ “__________ 2010г. протокол № ____

 

 


САНКТ - ПЕТЕРБУРГ 2010 год

 

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

В ходе изучения темы рассматриваются и отрабатываются следующие вопросы:

Способы восстановления деталей; способы восстановление деталей в войсковых ремонтных мастерских; классификация способов восстановления деталей; методы восстановления и изготовления деталей машин с использованием оборудования и оснастки мастерских ПАРМ-1А; слесарно-механическая обработка деталей; восстановление деталей пайкой, сваркой; восстановление деталей на основе применения клеевых композиций; слесарно-механическая обработка деталей.

В результате изучения темы обучаемые должны:

Знать:

методы восстановления и изготовления деталей машин с использованием оборудования и оснастки мастерских ПАРМ-1А (ПАРМ-1М1); требования руководящих документов, определяющих организацию ремонта военной автомобильной техники; сведения о системах, видах и методах ремонта автомобильной техники и организации ремонта военной автомобильной техники в подвижных и стационарных ремонтных средствах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Уметь:

определять техническое состояние военной автомобильной техники; развертывать, организовывать работу и свертывать материальную часть подвижных ремонтных и эвакуационных подразделений; обнаруживать и устранять неисправности составных частей военной автомобильной техники с использованием технологического и диагностического оборудования стационарных и подвижных ремонтных средств.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Номера и наименование тем и занятий Всего часов учебных занятий по расписанию В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий Время, отводимое на самостоятельную работу
лекции групповые занятия практические занятия практические занятия с полувзводом контрольные работы
                 
Тема № 1. Восстановление деталей в войсковых ремонтных подразделениях. - - -     - -  
В ВУЗе - - -     - -  
1. Восстановление деталей в ремонтных подразделениях - - -   - - - -
Самоподготовка - - - - - - -  
Восстановление деталей в ремонтных подразделениях - - - - - - -  
2. Восстановление деталей при войсковом ремонте АТ - - - -   - - -

 

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. Общие методические указания по изучению темы

Данная тема является одной из основных в изучении дисциплины. Поэтому студенты в логической последовательности вначале в ходе лекции приобретают знания о способах восстановления деталей; способах восстановление деталей в войсковых ремонтных мастерских; классификации способов восстановления деталей; методах восстановления и изготовления деталей машин с использованием оборудования и оснастки мастерских ПАРМ-1А; слесарно-механической обработке деталей; восстановление деталей пайкой, сваркой; восстановление деталей на основе применения клеевых композиций; слесарно-механической обработке деталей.

При проведении занятий по данной теме применяются следующие формы обучения студентов: групповое и практическое занятие. При проведении практических занятия и тренировки целесообразно учебный взвод делить на подгруппы для приобретения студентами прочных навыков и устойчивых умений.

2. Общие методические указания по подготовке преподавателя к занятиям

Порядок подготовки преподавателя к занятиям включает:

- уяснение темы занятия и его целей (по тематическому плану);

- изучение содержания данного занятия (по данной методической разработке);

- изучение литературы:

1. «Наставление по автотехническому обеспечению». Изд.2002 г;

2. «Войсковые подвижные средства ремонта автомобильной техники». Руководство. М.: Воениздат,1986 г., c. 116-135;

3. «ПАРМ-1А». Руководство. М.: Воениздат, 1991 г.

4. «Подвижная автомобильная ремонтная мастерская ПАРМ-1М1». Руководство. ВК при СПГГИ, 2006 г.

5. Сварка пайка резка металла. Навроцкий А. 2005.

6. Слесарное дело. Покровский Б.С.Скакун В.А.. 2005.

7. Общий курс слесарного дела. Общий курс слесарного дела 2005.

8. Токарная обработка. Фещенко В.Н.Махмутов Р.Х.. 2005.

- определение последовательности и методических приемов проведения занятия, использования материального обеспечения.

Для лекции: тщательно продумать ее содержание, методику изложения, использование презентации, выработать стиль чтения лекции.

Для групповых и практических занятий обратить внимание на правильное соотношение между изучением теоретических положений и практическими действиями студентов, определить организацию работы студентов в каждой части всех занятий: работа в составе взвода, индивидуальная работа. Подготовить карточки – задания и другие необходимые учебные материалы.

- составление планов чтения лекции и проведения занятий и их утверждение;

- подготовка материального обеспечения занятия и места проведения занятия.

При проведении лекции, аудитория должна быть не менее чем на 30 посадочных мест, при этом важным элементом наглядности в обучении являются ТСО. Групповые и практические занятия по теме должны проводиться в аудиториях № 4012, 4013, 4014.

Для качественного проведения занятий преподавателю необходимо определить потребность в учебно – материальных средствах. Накануне дня проведения подать учебному мастеру заявку на подготовку материального обеспечения, лично проверить его исправность.

- определение требований безопасности при проведении занятия (для группового и практического занятий);

- постановка задач обучающимся по подготовке к занятию;

При подготовке студентов к занятиям им указывается тема, время, место проведения занятий, что необходимо изучить и к каким действиям быть готовым.

3. Общие методические указания по проведению занятий

Каждое занятие состоит из вступительной (вводной), основной и заключительной части.

Вступительная часть имеет целью подготовить обучаемых к активной и напряженной учебной работе. Поэтому во вступительной части целесообразно: принять рапорт дежурного по учебному взводу; проверить внешний вид и наличие студентов на занятии (отмечая в журнале отсутствующих и причину их отсутствия); проверить наличие рекомендованной литературы и учебных пособий, принадлежностей для работы на занятии, средств материально-технического обеспечения; при необходимости преподаватель проверяет усвоение ранее изученного материала, при проведении лекционного занятия может провести контрольный опрос для проверки готовности студентов к восприятию материала лекции. Объявить тему, учебные цели и вопросы занятия, отметить связь данного занятия с другими дисциплинами (занятиями) обучения и его важность. Для группового и практического занятий объявить порядок отработки учебных вопросов, провести расчет взвода по группам.

В основной части занятий в целесообразной последовательности, отрабатываются учебные вопросы, строго выдерживается время на их изучение или отработку.

Лекция – экономичный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Она является методологической и организационной базой для самостоятельной работы студентов. При этом содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для студентов.

При проведении лекции не следует стремиться к доведению до студентов большого объема учебного материала во вред полноте изложения узловых вопросов темы. Кроме того, обязательным элементом лекции должна быть четкая градация материала по степени важности. Поэтому при составлении плана лекции необходимо выделить самостоятельные важнейшие разделы занятия, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей, а в процессе чтения лекции рекомендуется пользоваться одним из самых распространенных способов подчеркивания определений и основных выводов - повторением. Слушатели очень скоро привыкают к тому, что лектор повторяет только то, что следует запомнить и записать.

Для достижения большего эффекта лекции немалое значение имеет применение средств наглядности. Непосредственное восприятие предмета или его изображения является первоначальным и наиболее простым способом познания, особенно значимым, когда наглядность демонстрируется с помощью компьютерных средств.

Подготавливая презентацию к занятию, следует помнить, что массированное применение слайдов на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать тот или иной слайд.

В ходе проведения лекции темп изложения учебного материала должен способствовать студентам в конспектировании лекции, при этом они активно, а не созерцательно изучают материал. Рекомендуется при проведении лекции соблюдать такое правило: лекцию нужно читать довольно громко, чтобы слышали, и в то же время довольно тихо, чтобы слушали, при этом темп речи должен быть 60-80 слов в минуту.

Лекционное преподавание требует четкости и сжатости выражений, выразительности речи, безусловной языковой и грамматической правильности. Лекции не допускают речевой небрежности и засорения ее ненужными вводными словами, жаргонами, вульгаризмами, кроме этого лектор должен стремиться к чистоте «военного языка». Избегать, как нарочитого усложнения речи, так и слов-паразитов («значит», «так сказать», «понимаете», «запишем»).

По окончании изложения каждого учебного вопроса лектор может задать несколько контрольных вопросов для проверки усвоения студентами учебного материала и ответить на возникшие у них вопросы. После этого сделать обобщающий вывод и перейти к объявлению следующего учебного вопроса или заключительной части лекции.

Часть времени занятия (30-40%) отводится на самостоятельное изучение и непосредственное ознакомление студентов порядком использования приборов технического диагностирования и их применения. В ходе работы на учебных местах студенты используют карточки – задания для изучения устройства приборов, применяемых при техническом диагностировании автомобилей изучаемых марок.

Практические занятия проводятся с целью освоения технического обслуживания систем и механизмов двигателя, трансмиссии и ходовой части, систем управления автомобилем. Основными требованиями к организации практических занятий являются: выделение большей части времени, отводимого на занятие (70 – 80%), для практической работы студентов, обеспечение высокой индивидуализации обучения, всестороннее и тщательно продуманное материальное обеспечение занятий. Должно быть предусмотрено создание таких условий, которые обеспечивали бы каждому студенту возможность индивидуально или в составе расчета в течение занятия самостоятельно и интенсивно приобретать необходимые практические умения и навыки.

На военной кафедре, не предусмотрено большого количества техники. Тем самым не всегда может быть обеспечено достаточное количество учебных мест. Поэтому учебный взвод делят на группы. В этом случае с каждой из групп занятие ведет отдельный преподаватель или учебный мастер (заведующий лабораторией), а на некоторых учебных местах в помощь преподавателю могут привлекаться подготовленные студенты. Это позволяет использовать учебную технику, компьютерные программы, тренажеры, приборы диагностирования, разрезные агрегаты и, узлы и детали, с тем, чтобы количество учебных мест обеспечивало необходимую практическую направленность занятия и охват всех студентов.

Заключительная часть имеет цель подвести итоги занятия и определить направления дальнейшей работы. Поэтому целесообразно напомнить тему и цели проведенного занятия, отрабатываемые учебные вопросы и степень достижения учебных целей (для лекции сделать обобщающие выводы, вытекающие из ее содержания). Ответить на возникшие вопросы, на лекционном занятии обязательно, а на групповом и практическом занятиях, проверить усвоение обучаемыми учебного материала методом проведения тестирования по заранее подготовленным вопросам. Затем дать задание студентам на самоподготовку, в котором указать: что студенты должны изучить, к чему должны быть готовы на следующем занятии, заполнить журнал и закончить занятие.

 

4. Общие методические указания по проведению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебного процесса и направлена на углубленное изучение теоретического материала, выполнение домашних заданий, на формировании навыков работы с литературой, техническим описанием и инструкциями по эксплуатации, а также на привитие навыков и умений.

Преподаватель, проводящий занятия по этой теме организует самостоятельную работу студентов, управляет ей в методическом отношении, а также контролирует качество отработки программного материала. Сущность этой работы заключается в выдаче студентам рекомендаций по наиболее рациональным методам самостоятельного изучения теоретического материала, по выполнению практических заданий и проведение консультаций.

Целями консультаций являются: разъяснение вопросов, возникающих у студентов в результате самостоятельного изучения учебного материала и выполнения практических заданий, углубление и закрепление знаний по отдельным вопросам.

В ходе первой и второй самоподготовки преподаватель должен: добиться твердого знания студентами информации о восстановления деталей в ремонтных подразделениях.

 

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема занятия: "Восстановления деталей в ремонтных подразделениях".

Вид занятия: групповое. Время: 2 часа. Место: согласно расписания занятий.

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить со способами восстановления деталей.

2. Изучить технологию восстановления деталей различными способами.

3. Формировать у обучаемых сознательное отношение к изучению вопросов, связанных с восстановлением деталей.

 

Методические указания

Во вводной части принять рапорт дежурного по взводу, проверить по журналу учета занятий наличие студентов, их внешний вид и готовность к занятию. Объявить тему, номер и наименование занятия. Довести до студентов учебные цели занятия в форме постановки задач. Исходя из поставленных целей, сформулировать и представить обучаемым учебные вопросы, указать важность их изучения и связь рассматриваемого материала с другими предметами, темами и практикой их применения в Вооруженных Силах. Проверить усвоение ранее пройденного материала путем устного или письменного опроса.

Изложение материала вопросов занятия осуществлять методом рассказа с одновременным показом слайдов презентации.

При отработке материала первого учебного вопроса довести материал о способе восстановления деталей, целесообразно дать под запись.

При отработке материала второго учебного вопроса рассказать способы восстановления деталей в войсковых ремонтных мастерских. В практической части занятия в оформить алгоритм проведения дефектовки сопрягаемых деталей ЦПГ, изучить принцип работы инструментов, необходимых при дефектовке.

После изложения материала каждого вопроса рекомендуется делать обобщающие выводы по изученному материалу.

В заключительной части кратко напомнить основные положения рассмотренного материала. Проверить знание теоретических положений (опросить 2 – 3 студентов). Выставить оценки за занятие, заполнить журнал учета занятий. Дать задание на самоподготовку.

Необходимые подробности методики изучения каждого вопроса занятия отразить в плане проведения занятия в ходе подготовки к нему.

Самостоятельная работа.

Тема занятия: “Восстановления деталей в ремонтных подразделениях”

Вид занятия: самостоятельная подготовка. Время: 1 часа. Место: согласно расписанию занятий.

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить со способами восстановления деталей.

2. Изучить технологию восстановления деталей различными способами.

3. Формировать у обучаемых сознательное отношение к изучению вопросов, связанных с восстановлением деталей.

 

Самостоятельная работа.

Тема занятия: “Восстановления деталей в ремонтных подразделениях”

Вид занятия: самостоятельная подготовка. Время: 2 часа. Место: согласно расписанию занятий.

Учебные и воспитательные цели:

1. Учить студентов восстановлению деталей различными способами.

2. Дать практику в восстановлении деталей сваркой, применением клеевых композиций,.

3. Воспитывать чувство уверенности в возможностях по использованию восстановленных деталей.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема занятия: " Восстановление деталей при войсковом ремонте АТ ".

Вид занятия: практическое. Время: 6 часа. Место: согласно расписания занятий.

Учебные и воспитательные цели:

1. Учить студентов восстановлению деталей различными способами.

2. Дать практику в восстановлении деталей слесарно-механической обработкой, сваркой и применением клеевых композиций.

3. Формировать интерес к изучению технологического процесса ремонта ВАТ.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ МЕСТ

Учебное место № 1

Учебное место № 2

Учебное место № 3

Сварка.

В современном автомобиле длина сварных соединений кузова достигает 200-300 метров. При этом в заводской технологии изготовления кузовов доминирующее положение занимает контактно-стыковая сварка, на долю которой приходится свыше 90% всех сварных соединений. Такая ситуация сложилась благодаря технологической простоте данного способа сварки и великолепным физико-механическим и эксплуатационным свойствам самого сварного соединения.

Сварное соединение в виде круглой точки диаметром 0,8-3 мм образуется при прохождении электрического тока большой силы через участок контакта соединяемых деталей. В результате в этом участке металл разогревается до температуры, близкой к его температуре плавления, а давление, прикладываемое в этой зоне, позволяет завершить создание неразъемного соединения, сблизив свариваемые участки до расстояния, на котором начинают действовать силы межатомного сцепления.

На практике создание сварного контакта происходит за доли секунды между двумя электродами, сжимающими соединяемые детали. При заводской сварке кузова процесс легко автоматизируется, что позволяет соединять детали с высокой скоростью. Использование особых кондукторов, своего рода колодок, воспроизводящих форму соединяемых деталей, дает возможность осуществлять сварку в самых труднодоступных местах, получая сварной шов неизменно высокого качества.

В ремонтных технологиях контактно-стыковая сварка применяется значительно реже. Основное применение в кузовном ремонте получили различные способы электродуговой и газопламенной сварки. Это связано с тем, что ремонтная технология контактной сварки несколько отличается от заводской.

Инструментом сварщика здесь служат сварочные клещи с двумя электродами. Конструктивно же кузов выполнен так, что сварочные клещи можно установить далеко не на любом участке.

Другой недостаток сварочных клещей заложен в самой их конструкции. В момент сварки механизм, сближающий сварочные электроды, развивает определенное, постоянное усилие. Но сами электроды в зависимости от условий работы могут быть установлены с разным «вылетом».

При этом, по известному правилу рычага, усилие сжатия деталей изменяется в широких пределах. Однако усилие сжатия изделий при сварке является весьма важным с точки зрения получения качественного соединения параметром. Изменение этого параметра ведет к тому, что прочность сварных участков меняется, что не позволяет полностью реализовать преимущества этого способа сварки.

 

3-й учебный вопрос: Восстановление деталей на основе применения клеевых композиций.

Склеивание - это один из способов соединения деталей друг с другом в ряду прочих, среди которых, конечно же, и резьбовые соединения, и сварка, пайка, клепка.

Использование клеев и герметиков имеет ряд преимуществ. Вот лишь некоторые из них:

- полимерным материалам свойственна универсальность, иначе говоря, способность эффективно и надежно соединять самые разнообразные по структуре и свойствам материалы;

- ремонт с использованием клеев и герметиков дает возможность восстанавливать изделия весьма сложной формы, для которых другие способы восстановления непригодны;

- прочность восстановленных с помощью клеев и герметиков изделий зачастую выше, чем при ремонте другими методами при более низкой стоимости;

- герметики и клеи более равномерно передают напряжения между соединяемыми элементами с минимальной концентрацией напряжений;

- полимерные материалы обеспечивают защиту разнородных соединяемых материалов от электролитической коррозии, воздействия влаги и агрессивных сред;

- отверждение составов часто подразумевает условия с комнатной температурой (эти составы отмечаются аббревиатурой RTV), что обеспечивает безопасность ремонта и не требует специальных сложных подготовительных работ;

Материал для практического занятия по теме "Восстановление деталей при войсковом ремонте АТ".

 

1-й учебный вопрос: Слесарно-механическая обработка деталей.

Действия руководителя занятия и методические указания:

1. В ходе отработки учебных вопросов контролирует работу студентов, следит за соблюдением обучаемыми мер безопасности. В случае затруднения выполнения студентами какой-либо операции, оказывает необходимую помощь.

2. Проверяет качество выполнения работ, проводит контрольный опрос.

3. Дает команду дежурному по взводу о подготовке к смене учебных мест.

4. Дает команду на смену учебных мест.

 

Действия обучаемых:

1. Выполняют практически.

1. слесарно-механическую обработку на сверлильном станке;

2. слесарно-механическую обработку на шлифовально-заточном

станке;

3. слесарно-механическую обработку на токарном станке;

4. механическую обработку деталей (правка, рубка, резание,

шлифовка);

Студенты находятся на учебных местах.

2. Дежурный по взводу подает команду о наведении порядка на учебных местах и подготовке к построению для смены учебных мест.

3. Старшие групп строят личный состав на учебных местах. Убывают на места отработки учебных вопросов.

 

2-й учебный вопрос: Восстановление деталей пайкой, сваркой.

Действия руководителя занятия и методические указания:

1. В ходе отработки учебных вопросов контролирует работу студентов, следит за соблюдением мер безопасности. В случае затруднения выполнения студентами какой-либо операции, оказывает необходимую помощь.

2. Проверяет качество выполнения работ, проводит контрольный опрос.

3. Дает команду дежурному по взводу о подготовке к смене учебных мест.

4. Дает команду на смену учебных мест.

 

Действия обучаемых:

1. Выполняют практически:

5. восстановление деталей сваркой;

6. восстановление деталей пайкой;

Студенты находятся на учебных местах.

2. Дежурный по взводу подает команду о наведении порядка на учебных местах и подготовке к построению для смены учебных мест.

3. Старшие групп строят личный состав на учебных местах.

4. Убывают на места отработки учебных вопросов.

3-й учебный вопрос: Восстановление деталей на основе применения клеевых композиций.

Действия руководителя занятия и методические указания:

1. В ходе отработки учебных вопросов контролирует работу студентов, следит за соблюдением обучаемыми мер безопасности. В случае затруднения выполнения студентами какой-либо операции, оказывает необходимую помощь.

2. Проверяет качество выполнения работ, проводит контрольный опрос.

3. Дает команду дежурному по взводу о подготовке к смене учебных мест.

4. Дает команду на смену учебных мест.

 

Действия обучаемых:

1. Выполняют практически.

7. восстановление деталей на основе применения клеевых композиций;

8. восстановление деталей вулканизацией;

Студенты находятся на учебных местах.

2. Дежурный по взводу подает команду о наведении порядка на учебных местах и подготовке к построению для смены учебных мест.

3. Старшие групп строят личный состав на учебных местах.

4. Убывают на места отработки учебных вопросов.

 

 

ЗАДАНИЕ

на практическое занятие по дисциплине

«Восстановление автомобильной техники»

Тема № 4: «Восстановление деталей в войсковых ремонтных подразделениях».

Занятие № 2: «Восстановление деталей при войсковом ремонте АТ».

 

1. Содержание работ, выполняемых студентами на занятии:

1. слесарно-механическую обработку на сверлильном станке;

2. слесарно-механическую обработку на шлифовально-заточном станке;

3. слесарно-механическую обработку на токарном станке;

4. механическую обработку деталей (правка, рубка, резание, шлифовка);

5. восстановление деталей сваркой;

6. восстановление деталей пайкой;

7. восстановление деталей на основе применения клеевых композиций;

8. восстановление деталей вулканизацией;

 

2. Методические указания студентам по подготовке к занятию и выполнению заданий:

1. на самостоятельной подготовке изучить материал лекций, рекомендованную

литературу;

2. быть в готовности ответить на контрольные вопросы по данной тематике;

3. записать в рабочие тетради особенности выполняемых операций.

3. Рекомендуемая литература, учебно-методические и справочные материалы:

1. «Модернизированная подвижная автомобильная ремонтная мастерская (ПАРМ-1)».

2. «Ремонт военной автомобильной техники». Учебник. М. Воениздат, 1981г.

3. Сводная ведомость оборудования. М.: Воениздат, 1971 г.

4. Материальное обеспечение:

1. технологическое оборудование ПАРМ-1М.

2. плакаты, слайды по теме занятия.

5. Отчетные материалы по занятию, порядок их оформления и сроки представления:

В ходе проведения занятия студенты должны отработать следующее:

1. записать технические условия и требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте машин.

2. в ходе занятия практически отработать вопросы, связанные с выполнением практических работ согласно заданий на учебных местах;

 

ЗАДАНИЕ НА УЧЕБНОЕ МЕСТО № 1

ЗАДАНИЕ НА УЧЕБНОЕ МЕСТО № 2

ЗАДАНИЕ НА УЧЕБНОЕ МЕСТО № 3

Сварка.

В современном автомобиле длина сварных соединений кузова достигает 200-300 метров. При этом в заводской технологии изготовления кузовов доминирующее положение занимает контактно-стыковая сварка, на долю которой приходится свыше 90% всех сварных соединений. Такая ситуация сложилась благодаря технологической простоте данного способа сварки и великолепным физико-механическим и эксплуатационным свойствам самого сварного соединения.

Сварное соединение в виде круглой точки диаметром 0,8-3 мм образуется при прохождении электрического тока большой силы через участок контакта соединяемых деталей. В результате в этом участке металл разогревается до температуры, близкой к его температуре плавления, а давление, прикладываемое в этой зоне, позволяет завершить создание неразъемного соединения, сблизив свариваемые участки до расстояния, на котором начинают действовать силы межатомного сцепления.

На практике создание сварного контакта происходит за доли секунды между двумя электродами, сжимающими соединяемые детали. При заводской сварке кузова процесс легко автоматизируется, что позволяет соединять детали с высокой скоростью. Использование особых кондукторов, своего рода колодок, воспроизводящих форму соединяемых деталей, дает возможность осуществлять сварку в самых труднодоступных местах, получая сварной шов неизменно высокого качества.

В ремонтных технологиях контактно-стыковая сварка применяется значительно реже. Основное применение в кузовном ремонте получили различные способы электродуговой и газопламенной сварки. Это связано с тем, что ремонтная технология контактной сварки несколько отличается от заводской.

Инструментом сварщика здесь служат сварочные клещи с двумя электродами. Конструктивно же кузов выполнен так, что сварочные клещи можно установить далеко не на любом участке.

Другой недостаток сварочных клещей заложен в самой их конструкции. В момент сварки механизм, сближающий сварочные электроды, развивает определенное, постоянное усилие. Но сами электроды в зависимости от условий работы могут быть установлены с разным «вылетом».

При этом, по известному правилу рычага, усилие сжатия деталей изменяется в широких пределах. Однако усилие сжатия изделий при сварке является весьма важным с точки зрения получения качественного соединения параметром. Изменение этого параметра ведет к тому, что прочность сварных участков меняется, что не позволяет полностью реализовать преимущества этого способа сварки.

Требования безопасности труда при техническом обслуживании

И ремонте машин

Требования безопасности труда при работе на станках

Общие требования

Применяемые станки и оборудование должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.2.009-80 в те­чение всего срока эксплуатации.

Стационарные стайки должны быть установлены на проч­ных фундаментах или основаниях, тщательно выверены, прочно закреплены и окрашены. Оборудование, имеющее электрический привод, должно быть заземлено или занулено. Стационарные и переносные станки должны приводиться в действие и обслуживаться только теми лицами, за кото­рыми они закреплены. Пускать в ход станки и работать на них другим лицам запрещено.

Расстояние между станками в производственных помеще­ниях, ширина проездов и проходов должны обеспечивать безопасность труда при холодной обработке металлов.

Выключение станка обязательно в случае прекращения подачи тока, при смене рабочего инструмента, укреплении или установке на нем обрабатываемого предмета, при сня­тии его со станка, а также при ремонте, чистке и смазке станка, уборке опилок и стружки.

При обработке на станках тяжелых деталей или загото­вок (свыше 20 кг) необходимо их установку и снятие произ­водить с помощью подъемных устройств или приспособлений.

Обрабаваемые на станках предметы должны прочно и надежно закрепляться.

Станки должны быть снабжены удобными в эксплуатации предохранительными приспособлениями с достаточно проч­ным стеклом или иным прозрачным материалом для защиты глаз от летящей стружки и частиц металла, помещаемыми между рабочим инструментом и лицом, работающим на стан­ке. Такие приспособления должны быть сблокированы с пу­сковым устройством станка, а конструктивно выполнены так, чтобы обеспечить удобную и быструю их установку в необ­ходимое положение.

В случае невозможности по техническим условиям при­менить предохранительный щиток рабочие должны работать в предохранительных очках.

Передачи от электродвигателя к станку (ремни, зубча­тые передачи) должны иметь ограждения, удобные для экс­плуатации. Все выступающие движущиеся части станков, находящиеся на высоте до 2 м от пола, должны надежно ограждаться. Работать на неисправных станках, а также на ртанках с неисправными или плохо закрепленными ограж­дениями запрещается. Зубчатые передачи, находящиеся вне станка и не имеющие специальных коробок, должны быть ограждены со всех сторон.

Все доступные для прикосновений токоведущие части электродвигателей необходимо ограждать. Токоведущие ча­сти пусковых приспособлений для электродвигателей (ру­бильников, коробчатых выключателей, реостатов) должны быть закрыты.

Рубильники и коробчатые выключатели должны быть мгновенного действия. Рубильники допускаются к эксплуа­тации только при наличии специального предохранительного кожуха.

Корпуса электрических двигателей и пусковых приспособ­лений, а также все металлические части вблизи них, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены.

Рабочее место станочника должно всегда содержаться в чистоте, хорошо освещаться и не загромождаться изделиями и материалами.

Удаляют стружку со станка соответствующими приспособлениями (крючками, щетками), убирать стружку руками запрещается.

Необходимо убирать стружку из рабочих проходов, скопление стружки не допускается. Стружку собирают в специ­альные ящики и по мере заполнения их удаляют из цеха.

При укладке изделий в штабели высота их должна опре­деляться условиями устойчивости штабеля и удобством рас­положения деталей, но не должна превышать 1,5 м.

Все эксплуатируемое оборудование должно находиться под постоянным надзором со стороны руководителя произ­водственного участка. На места работ посторонние лица не допускаются.

К работе на станках допускаются лица, прошедшие спе­циальное обучение, знающие устройство станков, их эксплуа­тацию, требования безопасности труда.

Рабочие-станочники при работе должны пользоваться спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, преду­смотренными нормами. При работе спецодежда должна быть наглухо застегнута. Волосы женщин должны быть закрыты головным убором (косынкой, беретом, сеткой и т. д.) и по­добраны под него.

При уходе с рабочего места (даже кратковременном) станочник должен отключить его от источника питания.

Во время работы на станке запрещается заниматься по­сторонними делами и разговорами, принимать и передавать какие-либо материалы через оборудование.

Запрещается укладывать на станки и другое оборудова­ние какие-либо предметы (инструмент, приспособление и т. д.) или вешать на них одежду.

На рабочем месте, под ногами у работающего, должен лежать исправный решетчатый настил с расстоянием между планками 25-30 мм.

Применение сжатого воздуха для обдува заготовок, де­талей, оборудования и спецодежды запрещается там, где это не предусмотрено



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.171 с.)