Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматическая фантазия в стихах; в одном действии с эпилогом.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Действующие лица: Старик. Женщина. Михаил, сын их. Извозчик.
<< Сцена 1 >>
<< Простая крестьянская изба; посередине деревянный стол. Старик >> << починивает сеть; пожилая женщина сидит за самопрялкой; >> << вдали в задумчивости сидит мальчик с книгой. >>
<< Старик >>
Плохие времена; прогневался на нас Правдивый бог: хлеба, покосы плохи - Того гляди, придется голодать, Придется продавать последние лаптишки. На ту еще беду ни щука, ни карась, Ни сельди, ни треска не ловятся изрядно. Ох, ох! старуха! худо время!
<< Женщина >>
Ась? Кажись, ворчишь недоброе ты что-то; Господь даст день и пищу, – не тужи!
<< Старик >>
Да, хороша пословица, а знаешь Пословицу другую: на бога надейся, Да не плошай и сам? и эта хороша. Вздохнешь и нехотя, как нету ни гроша, А силы всё слабее да слабее!- Ох! что-то мы с тобой, старуха, Тогда начнем, как выбьемся из сил!
<< Женщина >>
Зато наш сын в то время будет силен: На старости призрит, прокормит нас. Поди сюда, Михайло, о тебе, Ты слышишь, речь идет, поди скорее!
<< Михаил >>
Что, матушка? я книжки зачитался, – Как много тут хорошего, давно Я не был так доволен: как-то сердцу Приятно, как начну читать псалтырь. Послушай-ка! прочту тебе страничку!
<< Женщина >>
Ох, дитятко, ох, горе-богатырь! На горе выучил письму отец Никифор!
<< Старик >>
Доподлинно на горе: малец взрослый, А нет, чтоб отцу в работе помогать.
<< Женщина >>
Чтоб матери горшки переставлял…
<< Старик >>
Чтоб иногда развесил мне хоть сети Для сушки…
<< Михаил >> << (огорченный) >>
Матушка, отец родимый мой!
<< Старик >>
Всё с книгою сидит, читает. Дети, дети! Для вас трудись руками и спиной, А вы ленитесь…
<< Женщина >>
Рвете рубашонки Да дрянные читаете книжонки!
<< Михаил >>
Помилуй, матушка, отменнейшие книги, И даже есть картиночки в иных.
<< Старик >>
Опять свое!
<< Михаил >> << (жалобно) >>
Да не сердись, родимый; Что мне велишь, всё сделаю тотчас, Рад помогать тебе, что силы станет, И буду лишь тогда читать, Как дело кончу…
<< Старик >>
Ну, родимый, ладно!
<< Михаил >> << (ласкаясь к нему) >>
Прости, коли сердит!
<< Старик >> << (целует его) >>
Ну, будь вперед умнее!
<< Женщина >>
Да, да, умнее будь.
<< Михаил >>
Да, я буду умнее! Я, батюшка, теперь уж не дитя, Пройдет пять лет, – как ты, я взрослый буду И стану работать за всех вас, вам Покойно будет; всем займусь исправно, Лишь вы за то читать мне не мешайте, Как дело кончу…
<< Женщина >>
Да скажи на милость, Что к чтенью вдруг тебя так пристрастило И что, скажи, хорошего есть в книгах?
<< Михаил >>
O, много! много! матушка!
<< Женщина >>
Да что же?
<< Михаил >>
Не знаю, как сказать, а только хорошо. Когда я в первый раз взял книгу И начал буквы разбирать - Почувствовал я в сердце радость, Готов был с книгой умереть! Глаза мои к словам прильнули, Душа их смыслом увлеклась; Я дальше, дальше, – всё другое, И всё так чудно-хорошо! Куда, я сам не знаю, мысли Меня манили за собой, И вот с тех пор люблю я книги И буду их читать всегда!
<< Старик >>
Да что же толку? Ты ведь будешь Крестьянином таким же, как и я, А я не знаю в книгах ни бельмеса, Да прожил век не хуже грамотея.
<< Женщина >>
Ась?
<< Михаил >>
Я слышал, батюшка, и в книгах Читал, что есть такой народ, Который знает всё на свете: Считает звезды в небесах, Всё, на чем свет стоит, изведал И, как вертится свет, постиг… Таких, слышь, в Питере немало, И всем им там большой почет, Какого немцам не бывало: Сама царица их блюдет!
<< Старик >>
Так что же в том: не хочешь ли и ты Таким же быть заморским колдунишкой?
<< Михаил >>
Признаться, батюшка, я думал, Когда бы ты позволил мне, Поехать в Питер, обучаться Охота забирает страх… Об этом мысль не оставляет Меня; попробовал бы сам Писать такие же я книги…
<< Женщина >>
Вот что затеял, вот те раз! Еще он смеет озорничать! Пусти его, вишь, в Питер: хочет он Учиться, а отца и мать Покинуть.
<< Старик >>
Не годится, Миша, Такие думы замышлять; и что С них проку? Лучше хлеб насущный Ты честно добывай, крестьянином живи, Куда уж нам до мудрости столичной! Ты там себе пристанища не сыщешь, Умрешь там с голоду…
<< Михаил >>
Я рад Всё претерпеть, лишь можно б было Мне там в училище вступить, – О, как бы я учиться начал! Всё б для науки я забыл! Мне, право, батюшка, порой На ум идет, что без науки Могу я умереть со скуки, – Давно уж я грущу душой. Все книги, что отец Никифор Оставил мне, уж я прочел, Почти уж выучил на память, А жить без книг я не могу… Свези же в Питер, мой родимый, Меня, и в школу там отдай! Я скоро выучусь, приеду И с вами снова буду жить!
<< Старик >> << (строго) >>
Откуда ты набрался этой дичи? Не смей об этом больше говорить! Мальчишка, ты не понимаешь дела… Знать, этого ты духу набрался Из книг; подай – я их все спрячу; Отдам тогда, как будешь поумней!
<< Михаил >> << (умоляющим голосом) >>
Пусти учиться!
<< Женщина >>
Ась!
<< Михаил >>
Хоть книги-то оставь!
<< Старик >>
Подай сюда иль сам возьму их, ну!
<< Михаил >> << (в страхе) >>
Оставь хоть две!
<< Старик >>
Нет, ты избаловался: Работать не работаешь, шалишь, Да дичь еще такую замышляешь!
<< Женщина >>
Знать, правда, что недобр тот человек, Который возится с нечистой силой книжной! Я, грешная, отроду не читала, Да и читать не приведет господь, Хоть до седых волос уж дожила я; А он молокосос!..
<< Михаил >>
Ах, матушка! за что Все на меня? Как я теперь несчастен!..
<< Старик >>
Из головы дурь выкинь, помогай Работать мне прилежно, приучайся Хлеб добывать трудом, и помни век, Что не бывать тебе, пока живу я, В столице, не видать поганых книг! Иди же, спи спокойно…
<< Михаил >>
Ах, родимый, Могу ли спать спокойно? Хоть одну Исполни просьбу: я…
<< Старик >> << (строго) >>
Не смей и говорить!
<< (Михаил заливается слезами) >>
<< сцена 2 >>
<< (Поле. Вдали лес. Вправо большая дорога) >> << Михаил >> << (один) >>
День ото дня мне тяжелей: До вечера от утра за работой, Которая не по сердцу, сижу; Отец за мной так строго смотрит, Все книги спрятал, а без них Мне тяжко, скучно, я страдаю… Бывало, так легко душе, Когда я чтеньем занимаюсь, Стараюсь разгадать: зачем И почему написано в ней то-то Или другое? Время так летит, Не замечаю я его теченья… Бывало, мысль надеждой занята, Что я учиться буду, буду сам писать, Что не простым я буду человеком И, может быть, других перегоню… Что и отца и мать утешу я Собою, облегчу их участь… И всё-то вдруг пропало, разлетелось: Крестьянин я, крестьянином умру! Отец не понимает польз своих И отпустить меня не хочет в Питер… А надо мне учиться, самому Приняться сочинять, да, надо! К тому назначен я судьбой и знаю, Что говорил мне тот небесный вестник, Во сне который посетил меня! Он мне сказал: "Высок удел, Который для тебя назначен, Иди, лишь не кривым путем, Будь честен, добр, покорен, прямодушен, К чужому завести не знай: И своего довольно будет! Учись прилежно, силы все Употреби ты на науку, Иначе будешь мужиком!" И вдруг пропал; тут на меня Повеял запах ароматный… Сначала я не понимал, Что делать; после догадался, За книгу взялся в тот же час И с той поры всё думал, думал, Как бы учиться, как бы мне Моей судьбины не прогневать!.. Читал прилежно и порой Стихи сам пробовал писать я, И так тогда я весел был! Теперь надежды я лишился. Что делать мне?
<< (по дороге проезжают несколько путешественников) >>
Счастливый путь! Они, быть может, едут в Питер! А я, я должен здесь грустить И не учиться, не послушать Того, что сон мне предсказал! О, что мне делать! я просил Отца раз пять – не отпускает И не отпустит; бредом он Зовет мои предположенья… А доказать я не могу, Что он ошибся! Как же быть? Как в Питер мне попасть? не знаю! Когда б не гневался отец, Тихонько б я ушел отсюда! Но как? дороги не найду!
<< (по дороге проходят несколько пешеходцев) >>
Они идут… а что же я, Ходить тож, кажется, умею. Спрошу, где, как?.. язык ведь есть!..
<< (в ужасе) >>
А мать, отец? Оставить их На сокрушенье, на рыданья? Они меня балуют так, Лишь на меня у них надежда… Уйду… покоя их лишу, Они почтут меня погибшим!
<< (Решительно) >>
Пусть так… но я им докажу, Что не погиб я, ворочуся я Ученый, умный, ото всех Почтен, с чинами и с богатством, И пусть бранят тогда меня За то, что я от них укрылся! Иду… о, господи, прости, Что я родителей оставлю, Что не послушался я их! Иду, иду!..
<< По дороге проезжают извозчики с кладью. Михаил идет к ним. >>
Спрошу, где Питер, На первый раз хотя у них…
<< (Обращается к извозчику.) >>
Где в Питер мне пройти поближе, Скажи, старинушка?
<< Извозчик >>
Что, свет? Да ты зачем идти туда намерен? Ведь Питер-то – отсюда не видать!
<< Михаил >> << (в замешательстве) >>
Да так, мне надобно… Скажи, Пожалуйста, скорей!
<< Извозчик >>
Так ты не шутишь?
<< Михаил >>
До шуток ли?
<< Извозчик >>
Да как же ты пойдешь, И что тебе идти-то за охота?
<< Михаил >> << (в сторону) >>
Ах, боже мой! что ж я ему скажу?
<<(Вслух) >>
Пожалуйста, скажи, – там у меня родные, А здесь я сирота!
<< Извозчик >>
Теперь я понимаю… Да только всё того мне не понять, Как ты дойдешь? Ведь ты и мал, и беден!
<< Михаил >>
Дойду, дойду…
<< Извозчик >>
Пристанешь, захвораешь!
<< Михаил >>
Нужды нет!
<< Извозчик >>
Жалко мне тебя… Садись на воз, я подвезу покуда.
<< Михаил >> << (садится с веселой улыбкой) >>
Вот видишь: ты тужил, Как я дойду, а первый сам помог мне, - На свете не без добрых, знать…
<< Извозчик >>
И не без злых!
<< (Ударяет кнутом по лошади и уезжает вместе с Михаилом.) >> << Входит старик, отец Михаила, и за ним жена его. >> << Старик >>
Да где же наш Михайло? Что за пропасть, День целый я ищу его напрасно, – Помилуй бог, уж не пропал ли он? Искал, искал, ну так, что утомился! Где он? Не в Питер ли ушел, шалун, Не утонул ли, не упал ли в яму?.. О господи! как сердцу тяжело! Как будто должен я его лишиться!
<< Женщина >> << (входит) >>
Ах, горе, горе! мы его лишились. Искала я везде, и у соседей Я спрашивала – нет… О боже мой! Да где же он? да что же с ним случилось!
<< Старик >>
Везде искала – нет! О, страшное сомненье Исчезло! Новою бедой господь Карает нас: его святая воля! Одна была надежда – миновалась…
<< Женщина >> << (плачет) >>
Пропала наша лучшая надежда.
<< Старик >>
Один был сын – и тот недолго был! О горе, горе нам, старуха!
<< Женщина >>
Горе, горе!
<< Плачут отчаянно; занавес опускается. >>
<< Эпилог >>
<< Действие происходит через пятнадцать лет. Кабинет, великолепно убранный. >> << Ломоносов сидит в задумчивости, сочиняя стихи. >>
<< Ломоносов >>
Ну, это будет хорошо… Что ж дальше? Подумаю, так что-нибудь придет…
<< (Думает) >>
Нет ничего… На мысль воспоминанья Приходят, я их разбудил стихом. "Как прошлое для нас заманчиво и ново!" Давно ль еще я был совсем не то! Я помню, был когда-то я в деревне, Читал псалтырь и сказку о Бове И приходил в восторг от разной дряни. Я помню, как отец меня бранил За леность, за любовь к науке. Он Не верил ни ученью, ни людям И был уверен, что ученье вздор! Покойный сон страдальческому праху - Тяжелый крест он до могилы нес, И жаль, что весть отрадная о сыне Не усладила дней его последних. А мать моя, – она меня любила, Хоть тоже от нее за книги доставалось! А как я их ужасно огорчил, Когда вдруг скрылся из дому… Как много С тех пор со мной случилось перемен! Трудов немало перенес я: Нередко даже голодал, С людьми боролся и с судьбою, Дороги сам себе искал. Сам шел всегда без руководства, Век делал то, что честь велит, И не имел хоть благородства, А благородней был других… Зато достиг своих желаний, Учиться дали средства мне - Я быстро шел путем познаний И на хорошем был счету… И вот я шел да шел, трудился, Свой долг усердно исполнял И этим кой-чего добился: Теперь я тот же дворянин! Но это всё еще ничтожно Совсем не этим я горжусь, Такое титло всем возможно. Горжусь я тем, что первый я Певец Российского Парнаса, Что для бессмертья я тружусь… Горжуся тем, что, сын крестьянский, Известен я царице стал И от нее почтен вниманьем И ей известен, как пиит. Горжуся тем, что сердце россов Умел я пеньем восхитить, Что сын крестьянский Ломоносов По смерти даже будет жить!
<1840(?)>
154-156. Из водевиля "Утро в редакции"
Чуть проснешься, нет отбоя От задорливых писак, Не дают тебе покоя, Жгут сигары и табак, Предлагают нам услуги, Повестцу вам принесут И, как будто на досуге, С жаром вам ее прочтут. Тот пучок стихотворений Вам изволит предлагать, – Сам не знает ударений, А ударился писать. Тот свою дрянную сказку Подает в десятый раз: "Я поправил тут завязку, Стал короче мой рассказ". Тот с безграмотной статьею Силой ломится к вам в дверь: "Извините – беспокою, Но последний раз теперь". Тот придет с пиесой дикой: "Прочитать я вас прошу, Человек-де вы великой, Вашим мненьем дорожу" - И начнется искушенье… И пойдет тут кутерьма. Просто сущее мученье, Ходишь точно без ума. Тут клянешь литературу, Проклинаешь сам себя; В лапах держишь корректуру, А держать ее нельзя. А тут смотришь – вдруг газеты Новый номер принесут, В нем тебя сживают с света, По карману больно бьют… А тут смотришь – гневный фактор Впопыхах к тебе бежит: "Господин, дескать, редактор, Типография стоит!" Как-нибудь гостей проводишь, Над статьей начнешь корпеть, Что попало производишь, Только б к сроку подоспеть! Вдруг… о, страх! толпою гости, Как враги, нахлынут вновь. От досады ноют кости, Приливает к сердцу кровь. День проходит, день потерян… Заглянуть беда вперед; На другой день – будь уверен - То же самое пойдет!
Как скучны эти господа! Жить не дают совсем в покое. Придут и сядут без стыда, Болтают битый час пустое, А ты тут думай: вот беда! Я не один, и нас не двое.
А завтра публика что скажет? Она меня же обвинит! Кто правоту мою докажет? Кто ей всё дело объяснит? Кто скажет ей, что на рассвете Я встал, забыв и сон и лень, И что на нашем белом свете Мне ежедневно – черный день?
<1841>
157-160 Из водевиля "Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь"
На объявленья ловят нас, Кто нынче их не рассылает… О новой книге в день пять раз Книгопродавец объявляет… Все деньги шлют за новизну, Спеша прочесть ее во здравье, А получают старину, Где ново – только лишь заглавье. Врачи зубные о зубах Кричат немало и кричали, А между тем не дай аллах, Чтоб мы к ним на зубы попали. Очки вам оптик продает, Слепцы в которых видеть станут, – А кто их купит, тот поймет, Что он оптически обманут… Какой-нибудь мосье Гримо, Недоучившийся повеса, Берется с глаза снять бельмо, А сам не смыслит не бельмеса. Вот объявленья! Вот они! Сказать не будет неприлично, Что объявленья в наши дни - Легчайший способ врать публично!
Жизнь нашу тратя на химеры, Весь век мы все до одного На разнородные манеры Вертимся около того… Чиновник, чтобы подслужиться Там, где есть польза для него, И повышения добиться, – Вертится около того. Тот на красавице женился Для утешенья своего; Вдруг знатный друг к нему явился, Вертится около того! Писатель раз умно напишет, Так, что похвалят все его, Да после тем же всё и дышит, Вертится около того. Жених невесту так голубит, Ее хранит как божество - Подумаешь: ее он любит, – Вертится около того.
<< (Бьет по карману.) >>
Тут, впрочем, нечему дивиться, Мудреного нет ничего: И мир-то, кажется, вертится Весь около того!
Доктора свои находки Сыплют щедрою рукой: Лечат солью от чахотки И водой от водяной. Прежде этими вещами Добывали мы доход, А теперь не рады сами, Что пустили воду в ход. Времена для нас плохие, Мы теперь хоть волком вой: Не зовут уж нас больные, Сами лечатся водой. И недужных, и уродов - Всех вода лечить взялась, И теперь водопроводов Тьма на свете завелась. В бога здравья воду тянут, Воду тянут, как вино, И уж скоро в море станут Без помехи видеть дно… Не дождутся злого году… Как во всех концах земли Всю до капли выпьют воду - Сядут раком на мели!
Наш мир – театр. На сцене света Играть нам роли суждено, В репертуаре жизни этой Пиесы те же уж давно: Любовь – ошиканная драма, Честь – историческая быль, Приязнь – на век наш эпиграмма, И Совесть – шутка-водевиль. Мы в жизни бенефицианты. Вся трудность в том, что надо знать, Чтоб показать свои таланты, Какую пьесу разыграть: В Любви и Дружбе мало смеху, От Чести выгодой не льстись, А Совесть дай толпе в потеху, – Так схватишь славный бенефис!
<1841>
161-164. Из водевиля "Феоклист Онуфрич Боб, или муж не в своей тарелке"
Табак противен модным франтам, Но человек с прямым умом, Писатель с истинным талантом Живут, как с другом, с табаком. Нос образованный и дикий Его издревле уважал, И даже Фридрих, муж великий, Табак в карман жилетный клал.
Наполеон пред жарким боем Им разгонял свою тоску, – И вряд ли б он прослыл героем, Когда б не нюхал табаку. Табак смягчает нрав суровый, Доводит к почестям людей: Я сам, винюсь, через бобковый Достиг известных степеней.
Табак, наш разум просветляя, Нас к добродетели ведет, И если, трубку презирая, Весь свет понюхивать начнет - Добро, как будто в мире горнем, Здесь процветет с того числа И на земле табачным корнем Искоренится корень зла!
– Что это за история? Во что ты наряжен?..
Купил в столице с горя я Французский балахон… Там все творят магически: Лишь в Английский придешь - Нарядят эластически Уродом, и пойдешь.
Одежда хоть престранная, Не стоит ни гроша, Но так как иностранная, Так очень хороша! Метода басурманская На свете завелась: Смола американская Повсюду разлилась!
Вы, жители пустынные, Лишь любите свое; А там так всё резинное: И люди и житье! Там каждый страшно тянется, Чтоб честь приобрести: В резине ловко кланяться - За то она в чести…
Погибель разрушителю Блаженства моего! Пойду к градоправителю С прошеньем на него! Со мной сыграл ты шуточку И честь мою задел, Теперь под нашу дудочку Напляшешься, пострел!
Мужьям в наш век решительно Стеречь должно жену: Вот как неутешительно Бросать ее одну! С родимыми пенатами Чуть-чуть ты разлучен - И хватами усатыми Весь дом твой окружен.
Приятные мечтания Я в сердце заключал, День бракосочетания Я лучшим почитал… Вдруг мне судьба повесила Беду на шею вновь: Жена закуролесила. И как ведь? стынет кровь!
Не знал я прежде ревности, Сей гибельной чумы, От коей гибли в древности Великие умы, - Теперь я как помешанный. Мне нужен мщенья лавр, Понятен мне ты, бешеный Веницианский мавр!
<1841>
Из водевиля "Актер"
И вот как у нас понимают искусство! Вот как на жрецов его люди глядят: Ты тратишь и силы, и душу, и чувства, – За то тебя именем шута клеймят! Талант твой считают за ложь и обманы: Понять его – выше их сил и ума. Им нет в нем святыни, для них шарлатаны И Гаррик, и Кин, и Лекень, и Тальма!
<1841>
166. Из водевиля "Вот что значит влюбиться в актрису"
Ах, как мило! ах, как чудно - Быть актрисой, всех пленять, Над толпою многолюдной Каждый день торжествовать!.. Чуть на сцену – все лорнеты На тебя устремлены, Генералы и корнеты - Все тобой поражены! Тот стишки тебе скропает, Тот срисует твой портрет, Тот с любовью предлагает На придачу фунт конфет. Не играешь – балагуришь, Будь дурна хоть выше мер… Глазки сделаешь, прищуришь, И захлопает партер!
<1841>
167. Из водевиля "Дедушкины попугаи"
Чтоб о женщинах понятья Сын ваш как не разгадал, Я всех женщин без изъятья Из истории прогнал… Клеопатру, Феодору, Катерину Медичи - Всех без счету, без разбору В шкаф я запер на ключи, Сам об них молчал как рыба, Но и тут брала тоска, - Благо в нем еще, спасибо, Кровь не слишком-то жарка. Есть такие забияки, Что запри их хоть замком, Словно гончие собаки, Слышат женщину чутьем!
<1841>
Актриса
На сцене я для всех загадка: Иначе действую, хожу, Смотрю так весело, так сладко, Что хоть кого обворожу. Но посмотрите за кулисы, Там изменяюсь я тотчас - Театр, актеры и актрисы Не то на деле, что для глаз!
Что вас в театре занимает, Что вас из кресел и из лож Так веселит, так поражает - Всё подражание, всё ложь! У нас поддельные картины, Умны мы – от чужих речей, Природа наша – из холстины, А солнце наше – из свечей.
Рассчитаны движенья наши. Суфлер – вот наше волшебство, И сами мы, кумиры ваши, – Актеры, больше ничего! За нами можно волочиться В честь нашей славе и красе, Мы даже любим тем гордиться - Мы те же женщины, как все. Поклонников у каждой вволю, На сцену явится едва! И на мою, признаться, долю Их также есть десятка два!
Они болтливы все, любезны, И даже остры на полдня, Притом они мне и полезны: Они так хвалят все меня! В честь мне дрожат в театре стены От их здоровых, крепких рук, А я за то порой со сцены Им глазки делаю – всем вдруг!
<1841>
169. Из повести "В Сардинии"
Если жизнь ослепит блеском счастья глаза, Даст на счастье обет, Да изменит… солжет… и наступит гроза, – Есть терпенье для бед, Есть для горя – слеза!
Если тот, с кем делить ты все тайны привык, Чью ты руку сжимал, Вдруг обидит тебя иль предаст хоть на миг, – Есть для мести – кинжал, Для проклятья – язык.
И на всё и за всё оживляющий вновь В чем-нибудь есть ответ… Лишь ничем не зальешь страстью полную кровь… Гамм ответных нет Без любви на любовь!
Под балконом тебя столько черных ночей Я стерег от измен. Сколько взоров кидал я тебе из очей, Сколько сплел кантилен!- Нет ответных речей!
Подожду… и уйду, как земле возвратят Светлый день небеса… Но уж завтра сюда не вернусь я назад… Есть для горя – слеза, Для отчаянья – яд!
<1842>
Песнь Марии
Из драмы "Материнское благословение"
В хижину бедную, богом хранимую, Скоро ль опять возвращусь? Скоро ли мать расцелую любимую, С добрым отцом обнимусь? Бледная, страшная, в грезах являлася Мать моя часто ко мне, И горячо я с мечтой обнималася, Будто с родимой, во сне!.. Сколько, я думаю, к горю привычная, Мать моя слез пролила… Если б отсюда она, горемычная, Речь мою слышать могла, Я закричала б ей, – пусть не пугается: "Жизнь для меня не тошна. Матушка! дочь твоя с горем не знается: Замуж выходит она!"
<1842>
171. Из водевиля "Кольцо маркизы, или ночь в хлопотах"
Недолго нас незнанье мучит, – Чуть закипит огонь в крови, Сейчас же сердце нас научит Всем тайнам языка любви. Не верьте, если уверяем, Что не понять нам слов иных, А сами взоры потупляем, Краснеем при намеках злых. Притворство явно и безбожно! Зачем бы взоры потуплять? Того стыдится невозможно, Что невозможно понимать! Нам всё понятно чрезвычайно, И существует под луной В шестнадцать лет одна лишь тайна… А иногда – и ни одной!..
<1842>
Портреты
Суд современный, грешный суд - В нем судьи слепы, словно дети, Он то решает в пять минут, На что потребно пять столетий! Людей-гигантов каждый год У каждой множество эпохи, А как потомство наведет Свои правдивые итоги - Увы! огромная толпа Редеет, чуть не исчезает!.. Судьба на гениев скупа, Она веками их рождает!..
Подчас войдет случайно в моду Поэт, актер иль музыкант, Который сам не думал сроду, Что дал господь ему талант. Но вот о нем все закричали И докричались до того, Что бюст счастливца изваяли, Великим прозвали его… А он? Он с бюстом чудно сходен: Он так же точно, как и бюст, Формально никуда не годен, Ни в чем не грешен, тих и пуст!
С кого не пишем мы портретов?.. Богач, без мозга, без души, Нам задал несколько обедов - Скорей портрет с него пиши! Тотчас чудес о нем наскажут, Опишут жизнь его в два дни И исторически докажут, Что он Горацию сродни. Полна хвалами биографья, Где строчка каждая ложна И где жена его Агафья Агатой важно названа…
Иной полвека делал зло, Труслив, бессовестен, продажен, Но счастье плуту повезло, И вдруг он стал спесив и важен. У всех поклонников своих На стенках тщательно повешен, Он на портрете добр и тих, Как агнец, кроток и безгрешен, Но разгляди его вполне, В оригинале – не в картине: Ему б висеть не на стене, Ему висеть бы на осине!
Иной, напротив, щедр и знатен, Прилично вел себя всегда, И громких дел, и черных пятен Равно душа его чужда. Он добр и пуст, и слава богу! Ему зевать бы да толстеть, Но и к нему нашло дорогу Желанье – в рамке повисеть. Занятий не берет он в руки, Чужим умом дела ведет, А сам от праздности и скуки Свои портреты издает…
Какой-нибудь писатель странный Во сне увидит сгоряча, Что он из тысячи избранный, И ну писать, писать с плеча! Почуяв лавры над главою, Тотчас он тиснул свой портрет, С улыбкой гордою и злою, "Как Байрон, гордости поэт". Но байроническою миной Он никого не удивил… Он поросенка в коже львиной Напомнил всем – и насмешил!
В иной актрисе нет приметы Ума, таланта и души, Но пишут все с нее портреты За то, что глазки хороши. Актер на сцене фарсирует, А в частной жизни с ним сойдись - Облобызает и надует, А ты ему же подивись! Вот он: портрет его так важен! Вообразить не станет сил, Что и душою он продажен, Да и способностями хил!
Суд современный, грешный суд - В нем судья слепы, словно дети, Он то решает в пять минут, На что потребно пять столетий! Людей-гигантов каждый год У каждой множество эпохи, А как потомство наведет Свои правдивые итоги - Увы! огромная толпа Редеет, чуть не исчезает!.. Судьба на гениев скупа, Она веками их рождает!..
<1842>
173. Из рецензии на "Русский патриот. Отечественное песнопение…"
Привет русскому патриоту
Умолкни в мире глас наветов, Склони главу, подлунный свет, И громко грянь творцу приветов Нелицемерный свой привет! Сей дивный муж твореньем новым Днесь всю Европу огласил И в нем весь мир приветным словом Без исключенья подарил! Когда, сознав в душе отвагу, Свою он книгу издавал, То даже серую бумагу Приветом братским обласкал. И пусть жестокие зоилы Все скажут: в книге толку нет! Лишь были б перья да чернилы - И им напишет он привет. Проснется правда, зла каратель, Потомство взглянет и найдет, Что рифм приветственный слагатель Был гений, "русский патриот". И если в гору, полный жару, Его не вывезет Пегас, – Оно прогоны даст на пару Для отправленья на Парнас!
<1842>
174. Из рецензии на "Пять стихотворений Н. Ступина…"
У нее, как у страдальца, Неприятный желтый цвет; Шириной она в два пальца, В ней на палец толку нет. При журнале на узоре, Может быть, читатель мой, Вы видали инфузорий - Вот портрет ее живой! По формату, по сюжету Неописанно мала, Странно, как, на диво свету, В свет в наш век она зашла! Всех возможных предприятий Удивительней она: Для нуждающихся братий, Говорят, сотворена. За усердье честь и слава И еще бы кое-что, – Но, нам кажется, в ней, право, Не нуждается никто! Видно, ей погибнуть вмале Жребий горький предстоит. Вот, послушайте, в начале Что наш автор говорит: "Доселе я не торговал Небесным даром вдохновенья, Ни дум, ни чувств не продавал, Не продавал воображенья. Зачем теперь я изменил Обет души, обет смиренный, Перо печатью заменил И в торг пускаюся презренный?"
<< (Стр.7 и 9) >>
В самом деле, для чего вы Изменили свой обет? Сами ж вы, держась основы, Говорите, наш поэт:
"Кто для земных, для мелких нужд Продаст небесный дар за злато, Корыстолюбия не чужд, Готов платить святою платой За хлеб, за деньги на вино, – Ужель в душе его презренной Есть чувство светлое одно, Ужель певец он вдохновенный?"
<< (Стр.17 и 18) >>
Но пора беседе нашей Положить конец давно, А то больше книге вашей Выйдет взгляд наш неравно. В заключенье допустите Вам совет полезный дать: Строже впредь обет храните - Грех обеты нарушать!
<1842>
Еще звено от цепи вековой Оторвалось и с грохотом упало Туда, где всё берет свое начало, Где всё конец находит роковой, Где спят года и славы и позора. Еще к векам забвенным прибыл год - И нет его! Он снова не придет, Но нет ему и тяжкого укора! Что начертал неумолимый рок, Сбылося то по воле провиденья: Не он был скуп на наслажденья, А жребий мира был жесток!
<1843>
Кабинет восковых фигур
Из Вены, в человеческий рост, Содержащий более 125 частию вращающихся фигур Или автоматов, групп и изображений Предметов исторических и мифологических, Из коих многие целые из воску. Каждый день с 4 до 9 часов пополудни Показываются публике При великолепном освещении
Кто не учился в детстве в школах, Историй мира не читал, Кто исторических героев В натуре видеть не желал, И кто в часы уединенья, В часы вечерней тишины Не рисовал воображеньем Картин геройской старины? Чтоб оживить свои идеи, О чем мечтала старина, Так вы идите в галерею, Идите в дом Осоргина. Там всё, что умерло и сгнило, Мы оживили навсегда. Оно и дешево и мило: Ей-ей, смотрите, господа! Чем вам по Невскому слоняться, Морозить уши и носы, Идите с прошлым повидаться, Смотреть истлевшие красы. Там целый ряд былых деяний Людей умерших и живых Предстанет в пышных одеяньях В лице героев восковых. Вы их с вниманьем рассмотрите, – Довольны будете собой, Притом художнику дадите За труд награду с похвалой. Взойдете – прямо перед вами Стоит задумавшись один, Тальма, прославленный людями, Французской сцены исполин. Его французы все любили, Он их героев представлял; Как мы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.02 с.) |