Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Приемы, направленные на формирование оптимальных педагогических условий, способствующих формированию мотивации достижения успеха при коррекции заикания.

Поиск

На основе понимания деятельности достижения X. Хекхаузеном [167, с. 147] можно выделить оптимальные условия, необходимые для актуализации мотивации достижения успеха в процессе коррекционной деятельности: интерес к процессу коррекционной деятельности («деятельность должна быть желанна для субъекта»); внимание к полученным позитивным результатам и стремление к их улучшению («деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат»); наличие контроля в ходе выполнения деятельности («требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими»). Методы и практические приемы реализовываются в процессе коррекционного обучения следующим образом.

Приемы, направленные на формирование интереса к процессу коррекционной деятельности.

Создание интриги и загадочности ситуации, способствующие формированию эмоционально-положительного настроя на предстоящую деятельность. С этой целью нами используется специально придуманная психотерапевтическая сказка, в содержании которой зашифрованы все этапы и направления коррекционной работы. По аналогии со сказкой весь курс коррекционной работы рассматривается как путь к вершине правильной речи со своими трудностями и препятствиями. На каждом занятии зачитывается новый отрывок из сказки с последующим отгадыванием зашифрованных в нем символов.

Т.Н. Решенина

Бамбуковые качели

В эпоху, когда туманы были теплые и ласковые, болота благоухали, а деревья стояли вечнозеленые, жил один юноша.

Однажды он заснул в лесу. И увидел сон: в стране нет больше больных и печальных, люди здоровы и веселы, глаза их излучают свет и покой.

Проснувшись, юноша решил, что призван найти спасение для себя и своего народа. С самого детства он знал о сокровищах, хранящихся в ларце на вершине горы. Говорили, что там растет дуб, на нем висят бамбуковые качели, а на качелях стоит ларец. Юноша не знал, сможет ли он найти гору. Многие отправлялись в путь, но их дальнейшая судьба была неизвестна.

Тем не менее, юноша отважился на путешествие.

Первые трудности начались в дороге через степь. Ветер бил по глазам, гудел в ушах, гнул голову книзу. Прямые лучи солнца утомляли днем, а ночь сковывала холодом.

Чтобы стать выносливее, юноша преодолевал большие расстояния ночью, а днем отдыхал или шел медленно и неторопливо.

Он не спешил к цели: сохранял свои силы, не позволял себе уставать, а проходил с каждым днем все больше.

Как-то ночью он увидел летящую впереди сову. Она появлялась с тех пор каждую ночь, но всегда неожиданно и ненадолго.

Он решил следовать направлению ее полета. Случилось, что он вышел к реке. Хлопья пены прибились к берегу, на поверхности кипели водовороты, а противоположный берег был скрыт в тумане.

Юноша остановился в нерешительности. Вдруг из воды показалась древняя черепаха. Она сказала: «Убери то, что мешает мне хорошо плавать — и я переправлю тебя». Он снял с ее панциря водоросли и ракушки, и черепаха погрузилась в воду.

Через минуту юноша увидел дорожку из панцирей над гладью воды: множество черепах помогало ему. Так, наступая на их панцири, как на кочки, отталкиваясь от них, он переправился на другой берег.

Как только он ступил на землю, туман рассеялся. Он стоял у подножья горы. Внезапно он услышал громовой голос сверху: «Ни шагу дальше!»

В следующую минуту он заметил, как на горной тропе собирается стая собак. И снова голос: «Уходи! Тебя растерзают, если посмеешь сделать шаг вперед».

Сам не ведая как, но юноша замахнулся на одну собаку — та поджала хвост и убежала. Опять голос: «Еще движение — и тебе конец!» Но он уже понял: свора собак страшна, когда опасность заставляет отступать назад, а не шагать вперед. Поэтому он сделал шаг, и еще один, и еще... И тут же собачья стая исчезла.

Найдя в склоне горы пещеру, он прилег. Тогда только он понял, как устал. Его веки сомкнулись, и глубокий сон сморил его. Спал он два дня и две ночи. На третий день юноша встал — бодрый и отдохнувший.

Долго взбирался он вверх по склону. Подъем становился все круче — шаги его все осторожнее. Он тщательно выбирал место, чтобы поставить ногу — легко было скатиться вниз.

К полудню он достиг вершины. Сверкающие облака плыли над его головой, орлы, раскинув крылья, парили высоко в небе. А на самом пике горы возвышался древний дуб. Бамбуковые качели, подчиняясь порывам ветра, раскачивались на одной из его нижних ветвей. На них виднелся ларец с золотой крышкой. С одной стороны дуб охраняли зеленые драконы, а с другой — белые тигры. Вокруг качелей собрались девять фей. Одна из фей произнесла: «Устоишь — откроешь ларец!»

Хлынул ливень, загремел гром. Зарычали тигры, огненные шары вылетели из пастей драконов. Потоки воды низвергались с неба, ослепительные молнии прорезали небосклон и ударяли в землю рядом с юношей. Иногда у него внутри все замирало, но он стоял, не шелохнувшись, не проронив ни слова, спокойно и твердо.

Неожиданно все стихло.

Адский грохот, клубы дыма и огня, водная стена — стали тишиной и солнечным светом. Бамбуковые качели пропали. Было только яркое, чистое небо над головой. Вокруг стали видны вершины других гор. Он невольно залюбовался ими — бурыми, дымчатыми, белоснежными, изумрудными, угольными. Приглядевшись, он заметил на тех вершинах, что были ближе к нему, могучие деревья и что-то похожее на качели на их нижних ветвях.

Он понял, что теперь его путь — возвращение. И все, что он может дать своему народу, — знание, что у каждого свой путь, опасный и таинственный, неведомый для других и увлекательный.

Юноша встал на ноги и неторопливо пошел вниз по горному склону, размышляя о том, что, может быть, истинной целью его путешествия и был сам путь.

 

Для наглядного представления хода коррекционного процесса прочтение данной сказки сочетается с демонстрацией всех этапов и направлений работы на изображении в символической форме на плакате. У каждого пациента своя дорога к вершине горы. И у каждого пациента свой личный талисман, который помогает продвигаться вперед и не бояться трудностей, — это индивидуально подобранный для каждого символ с учетом индивидуальных особенностей. Так, например, талисманом одного из пациентов была сова с бакалаврской шапочкой, как символ мудрости, ясности мысли, точности слова. У другой пациентки талисманом была радуга, как символ обновления. Эти символы прикреплялись к дорожке, по которой должны были следовать наши пациенты.

Проведем краткий анализ сказки, чтобы выяснить основные зашифрованные в ней мысли. Под сокровищами, хранящимися на вершине горы, каждый понимает то, что дорого и ценно для него. Как правило, пациенты рассматривают их как знание, которое позволило бы им овладеть правильной речью. Путь к этому знанию тернист и нелегок, полон трудностей и препятствий. Дорога через степь указывает на первое правило красноречия: днем необходимо говорить медленно и неторопливо, а ночью — во сне — преодолевать большие расстояния по пути к цели, так как хороший ночной сон и спокойное бодрствование благоприятно действуют на нервную систему и способствуют снятию нервного напряжения.

Второе правило: к цели не следует торопиться, необходимо выполнять все речевые правила, старательно делать все упражнения и тогда с каждым днем все будет получаться лучше и лучше. Появление совы (неожиданно и ненадолго) является символом мудрости, знания, к которому стремятся участники группы, и говорит им о том, что каждый идет правильным путем и у каждого уже есть свои успехи. Необходимо следовать за совой, прислушиваться к ее советам. В конце каждого занятия наши пациенты получают письма от совы с советами, на что еще необходимо обратить внимание, а также похвалой за те или иные достижения на занятии.

Водовороты на реке — это наша кипучая жизнь, полная событиями и людьми, говорящими достаточно быстро, разговаривая с которыми бывает трудно удержать свой полный стиль произношения, новую технику речи. Древняя черепаха является символом неторопливости, медлительности, неспешности, размеренности, поддержки в таком кипучем мире (реке). Панцирь черепахи — это опора. И отсюда следует третье зашифрованное правило: следует отталкиваться от гласных, как от опоры, и тогда слово будет сказать легко. Водоросли и ракушки, мешающие плыть черепахе, — это то, что мешает говорить заикающимся. Поэтому освобождение черепахи от этого гнета очень символично.

Появление стаи собак символизирует страх заикающихся тех или иных коммуникативных ситуаций, страх речи. Из этого фрагмента следует следующая важная мысль: нельзя отступать назад, сдаваться, необходимо добиваться поставленной цели, преодолевать те или иные препятствия и трудности, встречающиеся на пути.

Пещера показывает необходимость отдыха в любом пути, в том числе и в работе над собой и своей речью, поэтому чрезвычайно важно выполнять упражнения на расслабление, аутотренинг, чтобы успокоиться и снять эмоциональное напряжение.

Путь вверх по склону достаточно тяжелый. Автор пишет, что легко скатиться вниз, необходимо идти осторожнее. Что же означают эти слова? Когда мы читаем пациентам этот отрывок сказки, они уже освоили некоторые навыки новой речи. Но, несмотря на это, необходимо также тщательно выполнять речевые упражнения, дыхательную гимнастику, аутотренинг, чтобы не растерять полученные знания и совершенствовать свою новую правильную речь. Пациенты должны понимать, что только самоконтроль позволит им в совершенстве овладеть новой техникой речи.

Зеленые драконы, белые тигры — последнее препятствие на пути к цели. Цель уже очень близко — главное устоять. Этот отрывок учит умению преодолевать себя, несмотря на трудности, встречающиеся на пути. Конец сказки, как правило, читается на заключительном занятии 3 этапа активной логопсихотерапии, подводя пациентов к мысли, что у каждого свой путь, в результате которого они обрели знание, научились им пользоваться. И теперь перед ними открываются все новые и новые вершины, которые они способны достичь.

Таким образом, с целью создания интриги и загадочности ситуации в данном случае был использован метод библиотерапии. Рассмотрим более подробно возможности библиотерапии на этапе активной логопсихокоррекции.

Использование метода библиотерапии как средства поддержания интереса к коррекционным занятиям и формирования уверенности в успехе лечения, мотивации достижения цели. Специальная подборка литературных произведений позволяет опосредованно обосновать некоторые этапы и приемы работы с заикающимися, способствуя не только повышению интереса пациентов к процессу занятий, но и создавая дополнительный мотивационный стимул для соблюдения всех «речевых» правил. Читая подобранные произведения, наши «ученики» идентифицируют себя с главными героями и проецируют на себя те или иные качества. Важно, что эти произведения используются на данном этапе для выстраивания и проведения психотерапевтических бесед, функциональных тренировок. Обсуждение на занятиях тех или иных произведений, разыгрывание по ролям эпизодов сказок или других художественных текстов способствует формированию и закреплению ситуационной и спонтанной речи, развитию ее диалогической формы, а также импрессивно-экспрессивных реакций [116].

Приведем примеры принципа подбора литературных произведений для коррекционной работы.

— С целью соблюдения режима молчания как необходимого этапа коррекционной работы возможно использование волшебных сказок, например, «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина, «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсена, «Молчание — тысячи стоит» (бирманская сказка), где объясняется важность молчания.

— Для поддержания контроля за соблюдением медленного темпа речи предлагаются психотерапевтические сказки, например, «Приключения голубой искорки» (Джойс Миллс); «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» (Д.Ч. Харрис).

— Работа над преодолением страха речи, повышенной тревожности проводится посредством сказок «Трусливый олень» (нганасанская народная сказка), «У страха глаза велики» (русская народная сказка) и т.д.

— Работа над формированием уверенности в успехе лечения, мотивации достижения цели: стихи «Успех», «Первая речь Демосфена», «Вторая речь Демосфена» (без автора), «Сибирь» (А.С. Пушкин), «Если» (Р. Киплинг в переводе С. Маршака), «Самая главная победа» (по записи С. Шагина), «Выше Радуги» (С. Абрамова) и др.

— Для развития умения выделять и анализировать собственные индивидуальные качества и возможности применяется сказка Г.Х. Андерсена «Улитка и розовый куст».

— Для развития умения адекватно преодолевать эмоциональные кризисы, справляться с негативными эмоциями используются сказки, в которых показано преобразование героев («Дядюшка Эйнар» Р. Брэдбери и «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена и др.).

— С целью релаксации, снятия психоэмоционального напряжения и закрепления достигнутых позитивных результатов в конце занятия применяются придуманные нами медитативные сказки, при восприятии которых необходимо занять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза.

В качестве приемов работы со сказкой используются следующие: самостоятельное домашнее прочтение и последующее обсуждение на занятии, написание отзыва-отклика, разыгрывание эпизодов из сказки с целью прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации.

Чтобы проиллюстрировать тот эмоциональный отклик, происходящий с пациентами в ходе коррекционного обучения после прочтения предложенных произведений, приведем примеры отзывов и некоторые их высказывания.

Соблюдение режима молчания. Ч.М.: «Дикие лебеди»это еще одна сказка, доказывающая важность молчания. Девочка Элиза не сомневалась в том, что она добьется своей цели. Ее не остановили ни психологические (молчание), ни физические (крапива) препятствия. Эта сказка похожа на наш путь исправления речи. И было бы очень хорошо, если бы все, как Элиза, справились с поставленными трудностями. С каждым днем наша группа справляется с заданиями все лучше и все ближе становится к осуществлению своей цели».

Соблюдение медленного темпа речи. В.И.: «Если сказку о приключениях голубой искорки перевести на нашу проблему, то все станет на свои места. Голубая искоркаэто один из нас. Воспоминанияэто Вы, т.е. способ, выход из этой ситуации. Когда мы полностью научимся говорить медленнее и плавнее, то мы тоже придем в восторг от своего достижения, и каждый из нас вернется в свою стаю рыбокобщество, окружающее каждого из нас, и заживет заново».

Преодоление страха речи. Г.М.: Сказка «Трусливый олень» заставила меня вообще задуматься о том, как бороться со страхом. Я думаю, что о страхе надо просто меньше думать. Всячески отгонять от себя мысли о страхе, а если они все-таки появились, то хотя бы постараться расслабиться и реально оценить ситуацию, не теряя голову».

Развитие способности к самоанализу. Н.А.: «Прочитав сказку «Улитка и розовый куст», я поняла, что смысл ее в том, что нужно стараться прожить жизнь как розовый куст, отдавая себя людям, принося радость и тем самым радоваться жизни и быть в гармонии с собой и миром. А позиция улитки не приносит радости ни окружающим, ни ей самой. Она угрюма, ворчлива. Несмотря на то, что мне не нравится позиция улитки, в моей жизни, к сожалению, до сих пор преобладает больше от улитки, чем от розового куста. И сейчас я, как никогда, хочу выбраться из скорлупы и посмотреть на мир другими глазами и не думать, что мир вокруг враждебен ко мне. Надеюсь, мне это удастся».

Прием незавершенности ситуации, когда каждому участнику группы в конце ежедневных занятий вручается один (или несколько) из фрагментов пазлов (Puzzle), которые необходимо собрать. В результате к концу курса обучения пациенты собирают надпись, являющуюся как известным афоризмом, так и дальнейшим напутствием в жизни: «Трудное становится привычным, привычное становится легким, легкое становится приятным». С одной стороны это повышает интерес к занятиям, а с другой — способствует формированию дружеской атмосферы в коллективе, сплоченности, взаимопомощи и умению сотрудничать, что формирует стойкую мотивацию к усвоению знаний в процессе коррекционного обучения в условиях коллективного взаимодействия. С другой стороны, незавершенность ситуации актуализирует потребность продолжить деятельность, вызывая интерес, как к самому процессу, так и к ее результату.

Сообщение исторических справок, сведений. В ходе занятий сообщаются сведения о знаменитых людях, известных ораторах, которые ранее страдали заиканием и смогли избавиться от этого недуга путем кропотливой работы над собой. Сообщение таких сведений является мощным мотивационным стимулом, примером, побуждает участников коррекционного курса к упорным занятиям в работе над речью и вселяет веру в успех, актуализирует мотивационную установку на преодоление трудностей и достижение успеха. Кроме того, обязательно даются объяснения о необходимости того или иного вида упражнений, цели их выполнения. Это влияет на устойчивость целей и упорство в их реализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.009 с.)