Научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах.



Мерзлякова В.П., Рау Е.Н.

Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. — М: В. Секачев, 2011.

 

В монографии подробно рассмотрены научные направления изучения заикания, описаны психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, показана продуктивность интегрированного использования логопедических и психокоррекционных технологий при устранении заикания. Обоснована необходимость формирования мотивации достижения успеха в процессе коррекционной работы с точки зрения влияния на ее продуктивность. Описана система работы по развитию мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции с учетом личностных особенностей заикающихся подростков и взрослых (в рамках личностно-ориентированного подхода). Данная книга предназначена для специалистов в области патологии речи, студентов и аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Логопедия» и «Специальная психология».


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 4

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ......................................................................................................................................................... 7

§1. Научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах. 7

§2. Психологические особенности заикающихся подростков и взрослых. Специфика мотивационной сферы заикающихся................................................................................ 15

§3. Анализ факторов, влияющих на продуктивность коррекционно-педагогической работы с заикающимися....................................................................................................................... 27

§4. Мотивация достижения и ее влияние на продуктивность учебной деятельности. Роль индивидуально-психологических факторов в формировании мотивации достижения. 33

§5. Пути формирования мотивации достижения успеха в процессе общепедагогической и коррекционной работы........................................................................................................ 43

ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С ЗАДАЧАМИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 50

§1. Организация изучения индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых, влияющих на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания................................................................................................................................... 50

§2. Особенности личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при устранении заикания........................................... 54

ГЛАВА III ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ................................................................... 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................... 130

Приложение МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИИ........................................................................... 134

ВВЕДЕНИЕ

Одним из путей решения проблемы повышения эффективности коррекционной работы с заикающимися является совершенствование организации, содержания, средств и методов коррекционного процесса.

В работах некоторых авторов особое внимание обращено на те свойства личности заикающихся, которые непосредственно влияют на успешность коррекционного процесса (Л.З. Арутюнян, Н.М. Асатиани, В.И. Селиверстов, А.Б. Хавин). Особое внимание в этой связи уделяется фактору мотивации к преодолению заикания (Б. Адамчук, Ж.М. Глозман, Н.Л. Карпова, Ю.Б. Некрасова). Ряд исследователей отмечает, что наличие негативного опыта предыдущих попыток устранения заикания может привести к усугублению личностно-коммуникативных свойств заикающихся, проявляющихся в ряде патологических изменений: когнитивных (искаженное представление о себе и своих возможностях), эмоциональных (наличие отрицательных психических состояний, в основе которых логофобический синдром) и поведенческих (наличие стереотипов пассивно-оборонительного поведения). Наряду с этим у заикающихся может существенно меняться так называемая потребностно-мотивационная сфера, проявляющаяся в неверии в возможность преодоления заикания (Ж.М. Глозман, Н.Л. Карпова, Ю.Б. Некрасова, Н.Н. Станишевская). В этой связи интересны данные польского исследователя Б. Адамчука [68], указывающего на наличие стойкой мотивации к излечению лишь у 10% заикающихся, что существенно усложняет достижение продуктивных результатов их реабилитации.

Поэтому вопрос о достижении наибольшей продуктивности в работе с заикающимися так или иначе связан с активностью самих пациентов. Так, с точки зрения Н.Л. Карповой (1997), необходимо обращать внимание на уровень мотивационной включенности, как самих пациентов, так и их ближайшего семейного окружения; по данным В.И. Селиверстова (1979, 1994), учитывать индивидуальные особенности заикающихся; а, по мнению Ю.Б. Некрасовой (1985, 1992), не только учитывать эти особенности, но и создавать, пролонгировать в процессе психолого-педагогического воздействия продуктивные психические состояния, влияющие на качество речи. В основе этих состояний лежит «мобилизационная готовность пациентов», связанная, по нашему мнению, с уровнем их мотивационного настроя на успешное преодоление заикания. В данном исследовании нами предложено понятие «мотивационный настрой» на преодоление заикания, включающее в себя желание и веру в возможность его устранения, а также осознание необходимости собственных усилий в работе над речью.

Фактор мотивации более широко рассматривается в психолого-педагогической литературе, направленной на изучение вопросов эффективности учебной деятельности (А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и др.), где также доказывается необходимость исследования некоторых индивидуально-психологических свойств, влияющих на формирование так называемой «положительной мотивации» в процессе обучения.

Мотивация достижения успеха выступает в качестве позитивного фактора деятельности, определяющего стремление человека добиваться успехов в деятельности, что в значительной степени определяет ее продуктивность. Обращает на себя интерес исследователей к проблеме поиска путей формирования мотивации достижения успеха в ходе общепедагогической и коррекционной работы. В общепедагогической литературе описываются не только условия, способствующие формированию мотивации учебной деятельности, но и способы воздействия на мотивацию достижения путем формирования адекватных личностных свойств (Л.Е. Матузов и др.). В литературе, посвященной коррекционному обучению заикающихся, большее внимание уделяется созданию «психологической почвы», способствующей повышению их мотивационной включенности в процесс коррекционного обучения (Н.Л. Карпова и др.). В то же время свойства личности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при коррекции заикания, недостаточно изучены, и, как следствие, их учет в процессе коррекционной работы является неполным.

В связи с этим изучение психолого-педагогических основ формирования мотивации достижения успеха при коррекции заикания подростков и взрослых является чрезвычайно важным с точки зрения выявления и учета в коррекционно-логопедической работе тех личностных свойств заикающихся, которые могут препятствовать либо способствовать результативности данной работы в целом.

В первой главе рассматриваются научные направления изучения заикания в историческом и современном аспектах, описываются психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, специфика их мотивационной сферы, анализируются факторы, влияющие на продуктивность коррекционно-педагогической работы с заикающимися, рассматривается влияние мотивации достижения на продуктивность учебной деятельности, ее взаимосвязь с некоторыми свойствами личности, а также пути формирования в рамках общепедагогической и коррекционной работы.

Во второй главе описываются методы психолого-педагогической диагностики заикающихся подростков и взрослых, позволяющие составить индивидуальный психологический портрет каждого пациента, описываются индивидуально-психологические особенности заикающихся подростков и взрослых, влияющие на формирование мотивации достижения успеха при устранении заикания.

В третьей главе описывается система работы по развитию мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

В приложении приводятся методики психолого-педагогической диагностики заикающихся подростков и взрослых, направленные на изучение личностных особенностей, влияющих на формирование мотивации достижения успеха в процессе логопсихокоррекции.

ГЛАВА I
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Владей собой

Владей собой среди толпы смятенной

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор Вселенной,

И маловерным отпусти их грех.

В конце сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии происходит вручение специально подобранного для каждого пациента символа-талисмана. Несмотря на разнообразие символов-подарков, их назначение в том, чтобы настроить пациентов на предстоящую работу и научить их внимательно относиться к речевым победам, успехам, как в течение основного курса коррекционных занятий, так и после его окончания.

Так, одним из таких символов-талисманов может быть горный хрусталь, завернутый в определенное количество оберток, число которых соответствует дням занятий. После окончания каждого дня занятий следует снять обертку и написать на ней то, что особенно запомнилось в этот день, отметить свои достижения, успехи, а затем убрать в шкатулку, конверт или любое другое сокровенное место. Горный хрусталь, являясь природным минералом, символизирует очищение, избавляет человека от беспричинных страхов, привлекает любовь, радость жизни, удачу, душевный комфорт и благополучие, т. е. несет достаточно сильный энергетический потенциал.

Другим подарком-символом может быть карманная книга известных афоризмов, к некоторым из которых предстоит обращаться в ходе коррекционных занятий. Как известно, афоризм — это оригинальная законченная мысль, лаконичная и запоминающаяся. По преимуществу афористами были острословы и остроумцы, мыслители, ученые и поэты. Подарок в виде книги афоризмов — это своеобразный намек на результат коррекционной работы, предвосхищение предстоящих речевых побед.

После окончания сеанса на пациентов накладывается «молчание», и в качестве домашнего задания они пишут небольшое сочинение-отзыв о прошедшем дне, своих чувствах и мыслях, возникших во время сеанса и после него.

Проиллюстрируем, какое влияние оказывает сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии на состояние мотивационного настроя заикающихся к преодолению речевого недуга, впечатлениями самих пациентов и их родственников.

Мама Г.М.: «Я скептически относилась к рассказам о всякого рода «чудесах», которые видели, ощущали на себе мои знакомые. Считала их выдумкой, плодом самовнушения, фантазии. Но то, что увидела сама, потрясло меня. Со слезами на глазах смотрела на ребят, которые очень хотели, но не могли выразить себя. Понимаю, что испытывали они в тот момент, потому что среди них был мой сын. То, что с ними стало, убедило меня, что чудо существует. Один человек имеет огромное желание помочь, другойтот, кто верит ему, идет за ним и преображается. Преображенные люди были великолепныони светились счастьем».

Г.М.: «После сеанса мне нельзя говорить, и я пишу о нем. На нем я услышал свою речь, ничем не искаженную, плавную. С виду кажется, что то, что проделали с нашей группой, довольно легко. Но я испытал при этом неведомые раньше чувства, как будто с моей груди упал камень, не знаю, что случилось, но говорить я стал гораздо лучше. И сейчас, когда мне нельзя говорить, я чувствую улучшение речи и необыкновенную легкость».

Т.Ч.: «После сеанса я почувствовала себя новорожденной, что могу говорить чисто, гладко и без запинки. И я верю, что теперь очень скоро я всегда смогу очень хорошо говорить».

А.Н.: «В аудитории института мы провели два часа, но за это время я испытала такие сильные эмоциональные переживания, что уходила оттуда буквально без сил. С самого начала меня потрясли выступающие люди из прошлых групп. Они так связно и правильно говорили, что просто не верилось, что у них были проблемы с речью. А главное, они так непринужденно говорили на такую большую аудиторию, что было видно, как они избавлены от многих комплексов, которые есть у меня, да, наверное, и у всех ребят из нашей группы. Потом стали выходить мы и по очереди рассказывать о себе. Я пережила несколько неприятных минут, так как не люблю и даже боюсь публичных выступлений. Но потом я поняла, что эти минуты были «цветочками» по сравнению с тем, что мне пришлось пережить после. Я услышала о самых трудных моментах нашей жизни. Я сама не часто думаю об этом, отгоняю от себя эти мысли. Но тут мне пришлось вновь пережить и прочувствовать всю глубину своих проблем, как бы пережить это заново. Моя сестра, сидящая в зале, призналась мне, что у нее слезы наворачивались на глаза, когда только М. (еще один участник коррекционного курса) начал вначале говорить, она видела, как ему трудно, но потом, она не смогла сдержать слез радости, когда начала говорить уже плавно и правильно К. (также участница курса). Я тоже, честно сказать, не поверила своим глазам, видя, как она и другие ребята говорят. Я тогда подумала, что действительно мы можем правильно говорить, и мы будем правильно говорить. Потом, когда говорила я, мне казалось, что я смотрю на себя со стороны, и тогда я подумала, что вот так я и должна говорить, что это моя нормальная речь и захотелось, как никогда, избавиться от всего загрязняющего ее и, думаю, если постараться, мне это удастся».

Н.К.: «Хочу упомянуть о тех словах, которые сказали на сеансе лично мне. Сейчас ни за что не вспомню, о чем были эти слова, но было ощущение, что они проникли мне прямо в сердце, затронули мою душу. Сейчас главные чувства, с которыми я иду в завтрашний день, это решительность и настойчивость в достижении своих целей, а также надежда, что все получится».

Таким образом, после сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии нами отмечаются существенные сдвиги в формировании стойкой мотивации достижения успеха в преодолении заикания. Многочисленные записи пациентов и их родственников свидетельствуют о возникновении сильных положительных эмоций, возникших после сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, необходимых для появления сильного желания, стойкой мотивации и высокой готовности для выработки новых навыков плавной речи, что очень важно для достижения успеха в процессе социореабилитации.

3 этап. Этап активной групповой логопсихотерапии. Как отмечала Ю.Б. Некрасова, на данном этапе необходимо поддержание и развитие интрагенного вида поведения, направленного прежде всего на процесс деятельности [118, с. 102]. В процессе занятий необходимо способствовать возникновению у пациентов состояния увлеченности процессом работы. Тем самым происходит переключение внимания заикающихся с «прагматики речевого акта на его игровую сторону», что значительно снижает ответственность пациентов за результат речевого поведения и, как следствие, способствует уменьшению логофобии [118, с. 102].

С этой целью в процесс коррекционной работы включаются методы библиотерапии, символотерапии, игротерапии, музыкотерапии, кинезитерапии и др., предложенные Ю.Б. Некрасовой как «методы опосредования в подаче психотерапевтического материала» [116].

Рассмотрим приемы работы, способствующие развитию и поддержанию мотивационного настроя на преодоление заикания, на данном этапе. Условно их можно разделить на две группы.

Бамбуковые качели

В эпоху, когда туманы были теплые и ласковые, болота благоухали, а деревья стояли вечнозеленые, жил один юноша.

Однажды он заснул в лесу. И увидел сон: в стране нет больше больных и печальных, люди здоровы и веселы, глаза их излучают свет и покой.

Проснувшись, юноша решил, что призван найти спасение для себя и своего народа. С самого детства он знал о сокровищах, хранящихся в ларце на вершине горы. Говорили, что там растет дуб, на нем висят бамбуковые качели, а на качелях стоит ларец. Юноша не знал, сможет ли он найти гору. Многие отправлялись в путь, но их дальнейшая судьба была неизвестна.

Тем не менее, юноша отважился на путешествие.

Первые трудности начались в дороге через степь. Ветер бил по глазам, гудел в ушах, гнул голову книзу. Прямые лучи солнца утомляли днем, а ночь сковывала холодом.

Чтобы стать выносливее, юноша преодолевал большие расстояния ночью, а днем отдыхал или шел медленно и неторопливо.

Он не спешил к цели: сохранял свои силы, не позволял себе уставать, а проходил с каждым днем все больше.

Как-то ночью он увидел летящую впереди сову. Она появлялась с тех пор каждую ночь, но всегда неожиданно и ненадолго.

Он решил следовать направлению ее полета. Случилось, что он вышел к реке. Хлопья пены прибились к берегу, на поверхности кипели водовороты, а противоположный берег был скрыт в тумане.

Юноша остановился в нерешительности. Вдруг из воды показалась древняя черепаха. Она сказала: «Убери то, что мешает мне хорошо плавать — и я переправлю тебя». Он снял с ее панциря водоросли и ракушки, и черепаха погрузилась в воду.

Через минуту юноша увидел дорожку из панцирей над гладью воды: множество черепах помогало ему. Так, наступая на их панцири, как на кочки, отталкиваясь от них, он переправился на другой берег.

Как только он ступил на землю, туман рассеялся. Он стоял у подножья горы. Внезапно он услышал громовой голос сверху: «Ни шагу дальше!»

В следующую минуту он заметил, как на горной тропе собирается стая собак. И снова голос: «Уходи! Тебя растерзают, если посмеешь сделать шаг вперед».

Сам не ведая как, но юноша замахнулся на одну собаку — та поджала хвост и убежала. Опять голос: «Еще движение — и тебе конец!» Но он уже понял: свора собак страшна, когда опасность заставляет отступать назад, а не шагать вперед. Поэтому он сделал шаг, и еще один, и еще... И тут же собачья стая исчезла.

Найдя в склоне горы пещеру, он прилег. Тогда только он понял, как устал. Его веки сомкнулись, и глубокий сон сморил его. Спал он два дня и две ночи. На третий день юноша встал — бодрый и отдохнувший.

Долго взбирался он вверх по склону. Подъем становился все круче — шаги его все осторожнее. Он тщательно выбирал место, чтобы поставить ногу — легко было скатиться вниз.

К полудню он достиг вершины. Сверкающие облака плыли над его головой, орлы, раскинув крылья, парили высоко в небе. А на самом пике горы возвышался древний дуб. Бамбуковые качели, подчиняясь порывам ветра, раскачивались на одной из его нижних ветвей. На них виднелся ларец с золотой крышкой. С одной стороны дуб охраняли зеленые драконы, а с другой — белые тигры. Вокруг качелей собрались девять фей. Одна из фей произнесла: «Устоишь — откроешь ларец!»

Хлынул ливень, загремел гром. Зарычали тигры, огненные шары вылетели из пастей драконов. Потоки воды низвергались с неба, ослепительные молнии прорезали небосклон и ударяли в землю рядом с юношей. Иногда у него внутри все замирало, но он стоял, не шелохнувшись, не проронив ни слова, спокойно и твердо.

Неожиданно все стихло.

Адский грохот, клубы дыма и огня, водная стена — стали тишиной и солнечным светом. Бамбуковые качели пропали. Было только яркое, чистое небо над головой. Вокруг стали видны вершины других гор. Он невольно залюбовался ими — бурыми, дымчатыми, белоснежными, изумрудными, угольными. Приглядевшись, он заметил на тех вершинах, что были ближе к нему, могучие деревья и что-то похожее на качели на их нижних ветвях.

Он понял, что теперь его путь — возвращение. И все, что он может дать своему народу, — знание, что у каждого свой путь, опасный и таинственный, неведомый для других и увлекательный.

Юноша встал на ноги и неторопливо пошел вниз по горному склону, размышляя о том, что, может быть, истинной целью его путешествия и был сам путь.

 

Для наглядного представления хода коррекционного процесса прочтение данной сказки сочетается с демонстрацией всех этапов и направлений работы на изображении в символической форме на плакате. У каждого пациента своя дорога к вершине горы. И у каждого пациента свой личный талисман, который помогает продвигаться вперед и не бояться трудностей, — это индивидуально подобранный для каждого символ с учетом индивидуальных особенностей. Так, например, талисманом одного из пациентов была сова с бакалаврской шапочкой, как символ мудрости, ясности мысли, точности слова. У другой пациентки талисманом была радуга, как символ обновления. Эти символы прикреплялись к дорожке, по которой должны были следовать наши пациенты.

Проведем краткий анализ сказки, чтобы выяснить основные зашифрованные в ней мысли. Под сокровищами, хранящимися на вершине горы, каждый понимает то, что дорого и ценно для него. Как правило, пациенты рассматривают их как знание, которое позволило бы им овладеть правильной речью. Путь к этому знанию тернист и нелегок, полон трудностей и препятствий. Дорога через степь указывает на первое правило красноречия: днем необходимо говорить медленно и неторопливо, а ночью — во сне — преодолевать большие расстояния по пути к цели, так как хороший ночной сон и спокойное бодрствование благоприятно действуют на нервную систему и способствуют снятию нервного напряжения.

Второе правило: к цели не следует торопиться, необходимо выполнять все речевые правила, старательно делать все упражнения и тогда с каждым днем все будет получаться лучше и лучше. Появление совы (неожиданно и ненадолго) является символом мудрости, знания, к которому стремятся участники группы, и говорит им о том, что каждый идет правильным путем и у каждого уже есть свои успехи. Необходимо следовать за совой, прислушиваться к ее советам. В конце каждого занятия наши пациенты получают письма от совы с советами, на что еще необходимо обратить внимание, а также похвалой за те или иные достижения на занятии.

Водовороты на реке — это наша кипучая жизнь, полная событиями и людьми, говорящими достаточно быстро, разговаривая с которыми бывает трудно удержать свой полный стиль произношения, новую технику речи. Древняя черепаха является символом неторопливости, медлительности, неспешности, размеренности, поддержки в таком кипучем мире (реке). Панцирь черепахи — это опора. И отсюда следует третье зашифрованное правило: следует отталкиваться от гласных, как от опоры, и тогда слово будет сказать легко. Водоросли и ракушки, мешающие плыть черепахе, — это то, что мешает говорить заикающимся. Поэтому освобождение черепахи от этого гнета очень символично.

Появление стаи собак символизирует страх заикающихся тех или иных коммуникативных ситуаций, страх речи. Из этого фрагмента следует следующая важная мысль: нельзя отступать назад, сдаваться, необходимо добиваться поставленной цели, преодолевать те или иные препятствия и трудности, встречающиеся на пути.

Пещера показывает необходимость отдыха в любом пути, в том числе и в работе над собой и своей речью, поэтому чрезвычайно важно выполнять упражнения на расслабление, аутотренинг, чтобы успокоиться и снять эмоциональное напряжение.

Путь вверх по склону достаточно тяжелый. Автор пишет, что легко скатиться вниз, необходимо идти осторожнее. Что же означают эти слова? Когда мы читаем пациентам этот отрывок сказки, они уже освоили некоторые навыки новой речи. Но, несмотря на это, необходимо также тщательно выполнять речевые упражнения, дыхательную гимнастику, аутотренинг, чтобы не растерять полученные знания и совершенствовать свою новую правильную речь. Пациенты должны понимать, что только самоконтроль позволит им в совершенстве овладеть новой техникой речи.

Зеленые драконы, белые тигры — последнее препятствие на пути к цели. Цель уже очень близко — главное устоять. Этот отрывок учит умению преодолевать себя, несмотря на трудности, встречающиеся на пути. Конец сказки, как правило, читается на заключительном занятии 3 этапа активной логопсихотерапии, подводя пациентов к мысли, что у каждого свой путь, в результате которого они обрели знание, научились им пользоваться. И теперь перед ними открываются все новые и новые вершины, которые они способны достичь.

Таким образом, с целью создания интриги и загадочности ситуации в данном случае был использован метод библиотерапии. Рассмотрим более подробно возможности библиотерапии на этапе активной логопсихокоррекции.

Использование метода библиотерапии как средства поддержания интереса к коррекционным занятиям и формирования уверенности в успехе лечения, мотивации достижения цели. Специальная подборка литературных произведений позволяет опосредованно обосновать некоторые этапы и приемы работы с заикающимися, способствуя не только повышению интереса пациентов к процессу занятий, но и создавая дополнительный мотивационный стимул для соблюдения всех «речевых» правил. Читая подобранные произведения, наши «ученики» идентифицируют себя с главными героями и проецируют на себя те или иные качества. Важно, что эти произведения используются на данном этапе для выстраивания и проведения психотерапевтических бесед, функциональных тренировок. Обсуждение на занятиях тех или иных произведений, разыгрывание по ролям эпизодов сказок или других художественных текстов способствует формированию и закреплению ситуационной и спонтанной речи, развитию ее диалогической формы, а также импрессивно-экспрессивных реакций [116].

Приведем примеры принципа подбора литературных произведений для коррекционной работы.

— С целью соблюдения режима молчания как необходимого этапа коррекционной работы возможно использование волшебных сказок, например, «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина, «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсена, «Молчание — тысячи стоит» (бирманская сказка), где объясняется важность молчания.

— Для поддержания контроля за соблюдением медленного темпа речи предлагаются психотерапевтические сказки, например, «Приключения голубой искорки» (Джойс Миллс); «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» (Д.Ч. Харрис).

— Работа над преодолением страха речи, повышенной тревожности проводится посредством сказок «Трусливый олень» (нганасанская народная сказка), «У страха глаза велики» (русская народная сказка) и т.д.

— Работа над формированием уверенности в успехе лечения, мотивации достижения цели: стихи «Успех», «Первая речь Демосфена», «Вторая речь Демосфена» (без автора), «Сибирь» (А.С. Пушкин), «Если» (Р. Киплинг в переводе С. Маршака), «Самая главная победа» (по записи С. Шагина), «Выше Радуги» (С. Абрамова) и др.

— Для развития умения выделять и анализировать собственные индивидуальные качества и возможности применяется сказка Г.Х. Андерсена «Улитка и розовый куст».

— Для развития умения адекватно преодолевать эмоциональные кризисы, справляться с негативными эмоциями используются сказки, в которых показано преобразование героев («Дядюшка Эйнар» Р. Брэдбери и «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена и др.).

— С целью релаксации, снятия психоэмоционального напряжения и закрепления достигнутых позитивных результатов в конце занятия применяются придуманные нами медитативные сказки, при восприятии которых необходимо занять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза.

В качестве приемов работы со сказкой используются следующие: самостоятельное домашнее прочтение и последующее обсуждение на занятии, написание отзыва-отклика, разыгрывание эпизодов из сказки с целью прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации.

Чтобы проиллюстрировать тот эмоциональный отклик, происходящий с пациентами в ходе коррекционного обучения после прочтения предложенных произведений, приведем примеры отзывов и некоторые их высказывания.

Соблюдение режима молчания. Ч.М.: «Дикие лебеди»это еще одна сказка, доказывающая важность молчания. Девочка Элиза не сомневалась в том, что она добьется своей цели. Ее не остановили ни психологические (молчание), ни физические (крапива) препятствия. Эта сказка похожа на наш путь исправления речи. И было бы очень хорошо, если бы все, как Элиза, справились с поставленными трудностями. С каждым днем наша группа справляется с заданиями все лучше и все ближе становится к осуществлению своей цели».

Соблюдение медленного темпа речи. В.И.: «Если сказку о приключениях голубой искорки перевести на нашу проблему, то все станет на свои места. Голубая искоркаэто один из нас. Воспоминанияэто Вы, т.е. способ, выход из этой ситуации. Когда мы полностью научимся говорить медленнее и плавнее, то мы тоже придем в восторг от своего достижения, и каждый из нас вернется в свою стаю рыбокобщество, окружающее каждого из нас, и заживет заново».

Преодоление страха речи. Г.М.: Сказка «Трусливый олень» заставила меня вообще задуматься о том, как бороться со страхом. Я думаю, что о страхе надо просто меньше думать. Всячески отгонять от себя мысли о страхе, а если они все-таки появились, то хотя бы постараться расслабиться и реально оценить ситуацию, не теряя голову».

Развитие способности к самоанализу. Н.А.: «Прочитав сказку «Улитка и розовый куст», я поняла, что смысл ее в том, что нужно стараться прожить жизнь как розовый куст, отдавая себя людям, принося радость и тем самым радоваться жизни и быть в гармонии с собой и миром. А позиция улитки не приносит радости ни окружающим, ни ей самой. Она угрюма, ворчлива. Несмотря на то, что мне не нравится позиция улитки, в моей жизни, к сожалению, до сих пор преобладает больше от улитки, чем от розового куста. И сейчас я, как никогда, хочу выбраться из скорлупы и посмотреть на мир другими глазами и не думать, что мир вокруг враждебен ко мне. Надеюсь, мне это удастся».

Прием незавершенности ситуации, когда каждому участнику группы в конце ежедневных занятий вручается один (или несколько) из фрагментов пазлов (Puzzle), которые необходимо собрать. В результате к концу курса обучения пациенты собирают надпись, являющуюся как известным афоризмом, так и дальнейшим напутствием в жизни: «Трудное становится привычным, привычное становится легким, легкое становится приятным». С одной стороны это повышает интерес к занятиям, а с другой — способствует формированию дружеской атмосферы в коллективе, сплоченности, взаимопомощи и умению сотрудничать, что формирует стойкую мотивацию к усвоению знаний в процессе коррекционного обучения в условиях коллективного взаимодействия. С другой стороны, незавершенность ситуации актуализирует потребность продолжить деятельность, вызывая интерес, как к самому процессу, так и к ее результату.

Сообщение исторических справок, сведений. В ходе занятий сообщаются сведения о знаменитых людях, известных ораторах, которые ранее страдали заиканием и смогли избавиться от этого недуга путем кропотливой работы над собой. Сообщение таких сведений является мощным мотивационным стимулом, примером, побуждает участников коррекционного курса к упорным занятиям в работе над речью и вселяет веру в успех, актуализирует мотивационную установку на преодоление трудностей и достижение успеха. Кроме того, обязательно даются объяснения о необходимости того или иного вида упражнений, цели их выполнения. Это влияет на устойчивость целей и упорство в их реализации.

II. Приемы, направленные на гармонизацию индивидуально-психологических особенностей заикающихся подростков и взрослых, выступающих в качестве значимых факторов мотивации достижения успеха в ходе коррекционной работы.

Стратегия и тактика коррекционной работы строится на основе дифференцированного (личностно-ориентированного) подхода с учетом условного выделения трех диагностических групп по преобладанию той или иной мотивационной тенденции (группа 1 с преобладанием тенденции избегания неудач, группа 2 с преобладанием стремления к успеху, группа 3 с равным соотношением указанных тенденций). Данная работа по коррекции негативных мотивационных установок, изменению внутреннего отношения к речевой проблеме, развитию правильного представления о себе и своих возможностях, формированию адекватного отношения к успехам и неудачам, снижению уровня личностной тревожности проводится наряду с отработкой речевых техник. Упражнения, используемые нами в рамках психокоррекционной работы по гармонизации индивидуально-психологических особенностей, одновременно применяются и в логопедических целях, что способствует выполнению принципа взаимопроникновения логопедических и психокоррекционных приемов.

Так как в рамках одной коррекционной группы, как правило, принимают участие заикающиеся подростки и взрослые с разным уровнем сформированности мотива достижения успеха, отличающиеся друг от друга индивидуальным соотношением речевых и личностных характеристик, важно, чтобы коррекционно-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми проводилась дифференцированно, с учетом условной принадлежности пациента к той или иной группе по преобладанию мотивационной тенденции стремления к успеху или избегания неудач.

Группа 1. Большее внимание в процессе коррекционной работы следует уделять пациентам 1 группы с доминирующей мотивационной тенденцией избегания неудачи, так как они характеризуются наряду со средним уровнем мотивационного настроя на преодоление заикания и недооценкой роли собственных усилий в работе над речью рядом негативных индивидуально-психологических особенностей. Поэтому в работе с ними основное внимание необходимо сосредоточить на создании условий, способствующих замещению доминирующего мотива избегания неудачи мотивом достижения успеха на протяжении всего коррекционного процесса. Учитывая индивидуально-психологические особенности личности членов данной группы, в рамках личностно-ориентированного дифференцированного подхода необходимо формировать на занятиях объективную самооценку, адекватное отношение к неуспеху и возможным трудностям в деятельности, а также снижать их уровень тревожности. Кроме того, необходимо обращать внимание на роль собственных усилий в работе над речью, настойчивость при освоении правильной техники речи.

Фактором, стимулирующим занятия членов этой группы, является успешность деятельности. Им чрезвычайно важно видеть результаты выполнения деятельности. Поэтому для усиления действия данного фактора в работе с ними используются следующие приемы:

• конкретизируются задачи, поставленные на каждом занятии;

• конкретизируются результаты, достигнутые на каждом занятии;

• объясняется необходимость выполнения тех или иных заданий, их функции в коррекционной работе;

•выявляются лучшие индивидуальные достижения у каждого участника группы;

•используется система поощрений за преодоление трудностей к достижению цели (знаковая система оценок);

•коррекция дефектных мотивационных установок путем тренингов и ролевых игр, изменение внутреннего отношения к речевой проблеме:

— создание ситуаций препятствий;

— проигрывание ситуации успеха;

— снижение эмоционально-стрессовой реакции на неуспех.

Группа 2. У пациентов с доминирующей тенденцией стремления к успеху мотив достижени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.083 с.)