Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды чертежа-проекта. Характеристика, особенности применения



Существует несколько видов чертежа-проекта: линейный, ли­нейно-тональный, светотеневой (или то­нальный), полихромный.

Выбор любого из них зависит от особенностей объекта проектирования, самого проектного замысла и индивиду­альной графической манеры автора.

 

Линейный проект - внешне самый простой и наименее эффектный. Но он имеет и свои преимущества. Кроме мень­шей трудоемкости, он отличается лако­низмом, обобщенностью, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих от сути дела эффектов. Вместе с тем он может обладать достаточной информа­тивностью. Не следует думать, что линейный чертеж полностью лишен эстети­ческих качеств. Можно очень тонко варьировать толщину линий, от тонких до толстых, и добиваться их красивых сочетаний. С помощью линий можно нанести и легкую тоновую рас­кладку, когда штриховка создает ощу­щение плоскости.

 

Линейно-тональный проект - сочетает линейное изображение с вклю­чением тона. Линейно-тональный чертеж относительно условен, но и в этой услов­ности может быть заложена информа­ция, которая может помочь раскрыть суть проекта, передать внутренний смысл композиции. Линейно-тональный чертеж часто применяется при работе над объектом, включающим пространствен­ную среду. Например, при проектировании малых архитектурных форм, окружающий ландшафт может проходить фоном быть решен линейно, а сам объект иллюминуется, т.е. «подсвечивается»тоном, цветом. Аналогичная ситуация может возникнуть при проектировании объекта для интерьера, например светильника. Содер­жание работы отражается здесь подоб­ным же образом на графическом приеме: план комнаты (или развертка) обозна­чается в линиях, тогда как сам светиль­ник иллюминуется.

 

Светотеневой, или тональный, проект - монохромное изображение, передающее объем проектируемого пред­мета с помощью тона штриховкой пе­ром, черной тушью или акварелью, тем­перой. Самым удобным материалом для этой цели можно считать тушь и акварель. Они позволяют, наби­рая силу тона, делать многократные на­слоения и не теряет при этом прозрач­ность. Тушь и акварель можно смывать и продол­жать работу снова, не боясь жухлости.

Существует два принципиально раз­личных подхода к моделированию фор­мы. Способ моделирования формы по установившемуся общепринятому мето­ду с помощью построения теней - самый распространенный. Он основан на использовании так называемой теории теней. Исходное условие состоит в том, что собственные и падающие тени от идущих в определенном направлении световых лучей создают иллюзорную передачу формы предметов и взаиморасположе­ния их в пространстве. Очень важно, что по глубине падающей тени можно опре­делить расстояние между плоскостями.

Другой способ передачи объема пред­полагает только рассеянный свет. Услов­ное подчеркивание плоскостей по углам и граням и соответственно усиленные реф­лексы не создают иллюзию некото­рой формы в пространстве, а скорее информируют об объективном ее су­ществовании.

В проектной практике используются оба этих метода. Способ, ос­нованный на теории теней, однако, имеет определенное преимущество в процес­се обучения, так как с большей достовер­ностью передает информацию о внешней форме предмета, а значит, создается больше возможностей для оценки ее достоинств и недостатков. Иногда монохромный чертеж (его час­то называют отмывкой) дополняется тушевкой. В ряде случаев это дает замет­ный эффект, особенно если пользоваться не графитным карандашом, дающим блестящую поверхность, а угольным.

Тональный чертеж в художественном конструировании применяется значитель­но реже, чем в архитектурном. Значение цвета и фактуры для изображения от­дельного предмета несравненно важнее, чем для архитектурного объема, харак­терного обычно сложным пространствен­ным строением при относительно огра­ниченных вариантах отделки поверхнос­тей.

 

Полихромный проект следует считать основной формой подачи художественно­конструкторского проекта. В отличие от архитектурных, дизайнерские чертежи часто делаются полихромным для того, чтобы передать реальный цвет предмета (или соотношение цветов, если их несколько), его фактуру и материал.

В полихромном проекте применяются различные технические приемы: лессировочной покрас­ки (наложения прозрачных слоев), корпусной покраски гуашью или темперой, напыление аэрографом, полиграфическая печать.

Лессировочная техника. Ее реко­мендуется применять начальной стадии обучения, так как она позволяет многократно прора­батывать поверхность листа. Это дает возможность находить правильные светотеневые отношения и моделировать объемы даже при недостатке опыта и технических навыков. Лессировочную покраску можно исправлять, смывать сделанное и возвращаться к нему без ощутимого ущерба для конечного резуль­тата. При лессировочной по краске легче моделировать небольшие детали и при этом не сбиться с чертежа.

Корпусная покраска обладает диамет­рально противоположными качествами. Для нее характерна укрывистая, ровно положенная красочная поверхность, вызывающая ощущение плотности и мате­риальности. При крупных масштабах, близких к натуральной величине, такая поверхность сравнительно точно инфор­мирует о цвете и фактуре предмета, не­значительно отличаясь от предполагае­мого цвета «в натуре». Для многих тем работа корпусными материалами явля­ется единственно рациональной. К ним относятся игрушки, требующие передачи цвета «в упор»,упаковка, некоторые виды визуальной информации и многое другое.

Аэрография - техника, предполагающая использование в качестве основного инструмента аэрографа. Аэрограф – это инструмент для распылителем краски. Он даёт возможности легко и быстро создавать прозрачные слои краски или делать переходы, что в любой другой технике более проблематично. Аэрограф можно использовать в сочетании с трафаретами, которые позволяют чётко ограничивать зоны напыления краски. Другой способ, когда трафареты не используются, называют "freehand" (свободная рука). В этом случае художник добивается чёткости и тонких линий приближая аэрограф к окрашиваемой поверхности. Это требует хороших навыков. Рисунки, сделанные с помощью трафаретов более чёткие, а созданные "свободной рукой" более естественные.

Полиграфия - область техники, позволяющая с помощью технических средств выполнять тиражирование текстовых и графических материалов. Также употребляется термин «печать», «печатание». Применение компьютерных программ в дизайне предоставляет проектировщику много преимуществ.

Эти техники могут применяются одновременно на одном листе для передачи различных ма­териалов или фактур (металла и дерева, пластмассы и стекла).

 

Комбинированный проект включает два или более выше перечисленных видов проектов. Он наиболее часто используется.

31.Выполнение проекта на планшетах. Компоновка на планшетах.

Макетирование в проекте

Выполнение проекта на планшетах

Плоскостной проект может быть выполнен на одном или нескольких планшетах 2 способами:

а) ручной графикой. В этом случае проект выполняется на бума­ге, натянутой на планшет для того, чтобы бумага после работы на ней водяными красками (акварелью, гуашью, темперой) не дефор­мировалась, а сохраняла гладкую поверх­ность;

 

б) компьютерной графикой. Проект выполняется на компьютере в специальных программах. Далее изображение распечатывается на бумаге или самоклеющейся (матовой) пленке. Изображение, распечатанное на бумаге, наклеивается с помощью клея на картон. Лучше для этого подойдет клей Момент - Кристалл, резиновый клей, клей-карандаш. Клей ПВА для таких случаев не пригоден, т.к. после высыхания бумага приобретает неровную поверхность. Клей Момент – Кристалл имеет тоже недостаток: если бумага не очень плотная, то он может просачиваться и разъедать краску. А резиновый клей имеет плохое сцепление с бумагой. В любом случае, перед применением клея следует попробовать его на небольшом участке, а то в противном случае можно испортить весь проект.

 

Компоновка на планшетах

 

При выполнении проекта на планшетах, после того как в эскизах все уже решено, необходимо хорошо закомпоновать материал, т.е расположить графическую и текстовую часть проекта на плоскости, соблюдая масштабность, соразмерность изображаемого с плоскостью планшета. На одном листе изображается обычно несколько по-разному взаимно распо­ложенных проекций, вычерченных или иллюминованных. К проекциям добавляют­ся заголовок и другая шрифтовая инфор­мация, которые занимают определенное место на листе, а их величина, компонов­ка и начертание должны хорошо читать­ся.

Совокупность чертежей должна рас­крыть содержание проекта, а не только изображать его внешнюю форму. Ос­новные проек­ции могут быть выполнены в линиях, а также могут передавать цвет и фактуру. Сопоставление линей­ного и иллюминованного чертежей по­могает зрительно определить главные, ключевые аспекты проекта. Чертежи должны располагаться в логической пос­ледовательности, их компоновка на лис­те - помогать ориентации. Само их выполнение - давать исчерпывающее представление о форме (внешней, внутренней) предмета проектирова­ния.

Поиски общей композиции (особенно когда планшетов несколько) следует начи­нать с маленького эскиза. То, что должно быть иллюминовано, и то, что остает­ся в линиях, соответственно переносится на этот эскиз, выполняемый в одну пятую или десятую размера будущего чертежа. Эскиз рекомендуется выпол­нять в той же технике, что и окончательный проект, и пользоваться тем же ма­териалом (тушью, акварелью или темпе­рой в сочетании с графитным каранда­шом) и тем же способом наложения крас­ки. В противном случае, при переходе от одного материала к другому, легко поте­рять найденные в эскизе соотношения. А также при печати проекта на различных аппаратах возможно несовпадение цветовой палитры. Поэтому распечатывать эскиз проекта следует на том же устройстве, где планируется распечатка окончательного варианта.

При ручном способе выполнения проекта практикуется следующий метод компоновки: изготов­ляют выкройки всех проекций предмета, а затем компонуют их, перемещая по плоскости листа.

Основой композиционной завершенности является зрительное равновесие.Оно может быть основано на симметрии только в том случае, когда на листе одна, притом симметричная проекция (или несколь­ко - одна под другой). Обычно же на листе несколько, причем несимметрич­ных проекций, поэтому задача состоит в достижении зрительного равновесия всех компонентов чертежа. О закономерностях зрительной массы и центре тяжести речь шла в первой главе.

 

Для восприятия небезразличны правая и левая стороны композиции. Человек прочитывает изображение (по аналогии с буквенным текстом) начиная с левой стороны и останавливает свое внимание на правой.

Любое изображение соотносится с плоскостью листа и поэтому окружающее его поле или фон могут быть прос­торными или сжатыми, вызывая у зрите­ля ощущение известного напряжения или, напротив, разряженности. Поэтому абрис изображе­ния должен находиться в соответствии с пропорциями листа, а соотношение меж­ду свободным полем бумаги и самим изображением исходить из образной ха­рактеристики предмета. Затесненность или свобода расположения материала влияют на восприятие. Так при изображении длинного низкого объекта, требующего акцентирования этих качеств, необходимо узкое протяженное поля. Этого можно достичь специальным форматом подрамника или компоновкой на листе еще одной проекции, а также текста вдоль длинной стороны. Другой пример: спроектированный объект по разным причинам получился тяжелым и приземистым. Тесно скомпо­новав его изображение на листе, мы усу­губляем этот композиционный недоста­ток: в тесном пространстве он будет казаться еще более массивным, тогда как большее пространство фона зрительно «съедало» бы его объем.

Когда на листе нужно изобразить пред­мет с характерным, важным для компо­зиции силуэтом, развивающимся по вер­ху, в то время как низ предмета несло­жен, все изображение выгодно опустить, увеличив таким образом фон в верхней части проекта и соответственно умень­шив внизу.

Еще одна закономерность: когда на листе скомпоновано несколько проекции и одна из них, наиболее важная, должна в первую очередь привлечь внимание зри­теля, то ее следует окружать большим по величине полем.Композиция листа имеет свои особен­ности, когда в объекте присутствуют элементы динамики. Чаще всего это имеет место при работе над движущими­ся объектами, в основном средствами транспорта. На стороне, куда направлено движение, всегда необходимо оставлять значительное место.

К окончательному проекту предъявляется целый ряд эстетических требований: высокий графический уровень, колорис­тическое совершенство, целостность всех его разнородных составляющих элемен­тов (ортогональных проекций, перспек­тивы, разрезов, шрифта). Эта задача усложняется при развернутом проекте, исполненном на нескольких листах.

Декоративно-орнаментальная сторона графики и организация фона должны быть органически свя­занны с объектом проектирования и направлены на достижения образности всего листа.

Для того чтобы информативность чертежа была значительнее, а поле насыщеннее, пользуются наложением одного или не­скольких изображений друг на друга. Так, например, чертежи могут заходить на перспективные изображения.

 

Макетирование в проекте

Макетирование часто является не­отъемлемым компонентом проекта. Макет может выполнять самостоятельную роль в проекте - когда выполнен отдельно, а может вспомогательную - являясь составной частью планшета. В этом случае, способом макетирования могут быть выполнены отдельные элементы (чертежи, шрифт). Также встречаются проекты, где макет накладывается на одну из проекций изображения и «вырастает» в объемный объект.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.014 с.)