Подходы к процессу принятия решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к процессу принятия решений



 

Менеджерская деятельность связана с решением самых разнообразных задач. Чтобы справиться с ними, менеджеру бывает недостаточно прежних знаний. Для этого нужно мыслить. Мышление – процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между видами и явлениями природы и общества.

Многочисленные мыслительные операции совершаются по механизмам двух моделей.

1. Решаются путем логического рассуждения. Тут возможны самые разнообразные приемы – от простых арифметических операций до проигрывания действий методом проб и ошибок. Совершив несколько таких проб, приходят к единственно правильному выводу, а данное решение осуществляется аналитическим путем.

2. «Креативное» (творческое) мышление. Суть этого вида мышления заключается в том, что оно не приводит к единственно правильному выводу, а предлагает ряд равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным.

В менеджерской деятельности встречаются обе модели мыслительных операций.

Аналитическое мышление имеет ту особенность, что решение задач на его основе осуществляется на языковой основе. В связи с этим для аналитического мышления характерны всем известные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. Креативное мышление также базируется на этих же операциях, но они для него не являются главными. Здесь проявляет свое действие механизм интуиции.

Под интуицией в психологии понимается мыслительная деятельность, осуществляемая «под порогом» или «на краю» сознания. В поле сознания «прорывается» результат решения, а сам процесс решения остается вне его. Вместе с тем, за этим результатом неизменно скрывается напряженный процесс работы мысли, обусловленный уже имеющимися умениями и навыками, т. е. опытом.

Многие люди, в силу их традиционной системы обучения, тяготеют к аналитическому мышлению. Лишь немногие вводят в действие креативные процедуры. Вместе с тем, почти все люди, так или иначе, используют в своей практической деятельности интуицию.

В зависимости от того, какой тип мышления преобладает у ЛПР, различают два подхода к процессу принятия решений:

1. Нормативный подход (в рамках математической теории). Его цель – выбор наилучших действий (альтернатив), исходя из заданного критерия и ситуации, в которой принимается решение. Этот подход делает акцент на том, как ЛПР должно подходить к принятию решения. Данная теория принятия решений по экономическим проблемам основана на предположении, что все ЛПР являются «экономически мыслящими» людьми, то есть действуют в пределах, допустимых законами, морально – этическими соображениями и т.д. Они стараются максимизировать результат производственно - хозяйственной деятельности.

Однако в жизни ЛПР не всегда стремится максимизировать экономический результат. Попытка осмыслить истинные причины принятия неэффективных решений привела к возникновению дескриптивных моделей, в основе которых лежит поведенческая теория принятия решений.

2. Дескриптивный подход носит ярко выраженный объясняющий характер (как фактически принималось решение), а не предписывающий (какими должны быть решения). В этом подходе используются психологические модели, в которых учитываются процессы и силы, объясняющие реальное поведение людей.

В частности, учитываются факторы, оказывающие отрицательное влияние на процесс принятия решения:

1. Эмоциогенный – сильное возбуждение, как положительное, так и отрицательное, которое препятствует трезвому расчету.

2. Фактор соблазна. Его психологическая сущность заключается в том, что у ЛПР возникает иллюзия достижения «легкого» пути решения проблемы в обход существующих норм.

3. Провоцирующий фактор – нечто такое, что прямо или косвенно толкает человека на заведомо ошибочные решения.

 


РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

 

Так как решение рассматривается как процесс, протекающий во времени, то можно выделить некоторое количество последовательно взаимосвязанных шагов, выстроенных в логическую схему (цепочку). В ее основе лежит комплексное использование нормативного и дескриптивного подходов. Такая схема позволяет ЛПР четко осмыслить и проанализировать принятое решение.

Особенности комплексного подхода.

1. Структуризация, которая предполагает определение места, роли, объекта решения среди задач более высокого и более низкого уровня, а также установление отношений между ними.

2. Характеризация - направлена на определение характеристик, которые описывают решаемую задачу полно.

3. Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения.

Первая, вторая и третья особенности дают возможность последовательно снижать неопределенность в процессе обоснования решения.

4. Возможность использования экспертных оценок и систем поддержки в принятии решений.

5. Позволяет ЛПР включаться в процесс подготовки принятия и реализации решения практически на любом этапе.

 


ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ

Процесс решения с технологической точки зрения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Этот процесс можно структурировать на отдельные этапы. Ниже предлагается схема процесса подготовки, принятия и реализации решения (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Процесс подготовки, принятия и реализации решения

 

1. Выявление и анализ проблемной ситуации. Анализируется исходная информация о состоянии объекта исследования и внешней среды; осуществляется выявление, структуризация и ранжирование проблем. Затем определяются стратегические направления решения проблем. Конечным результатом работ на первом этапе является выявление базовых, или кардинальных, проблем и выбор стратегического направления их решения с предварительной ресурсной оценкой.

2. Формирование целей. Определяются цели решения базовых (кардинальных) проблем; составляется либо просто перечень целей, либо дерево (граф) целей.

3. Выявление полного перечня альтернатив. Определяется как можно более полная совокупность альтернатив. В реальных условиях обычно рассматривают 2-3 варианта решений, т.к. уменьшается трудоемкость анализа, однако уменьшаются и шансы в принятии правильного решения, т.к. его может не быть в этой выборке.

4. Выбор допустимых альтернатив. Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, пропускаются через фильтр ограничений: ресурсных, финансовых, социальных, юридических.

5. Предварительный выбор лучшей альтернативы. Множество альтернатив, удовлетворяющих ограничениям, подвергаются детальному анализу с точки зрения 2

6. Оценка альтернатив со стороны ЛПР. Проводится выбор наилучшего способа достижения целей. На этом этапе ЛПР может принимать в расчет дополнительные факты и моменты, не учтенные системными аналитиками. А также использовать собственный опыт, интуицию.

7. Экспериментальная проверка альтернатив (если возможно). Если ЛПР затрудняется в окончательном выборе и если имеются соответствующие возможности, то осуществляется экспериментальная проверка 2-3 комбинаций определенных альтернатив. В результате эксперимента появляется дополнительная информация, необходимая для принятия решения в научно-технической деятельности.

8. Выбор единственного решения. ЛПР принимает окончательное решение.

Если экспериментальной проверки нет, то шестой и восьмой этапы совмещаются.

9. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. На данном этапе принятое решение делится на составные компоненты, имеющие конкретную временную и адресную привязку, то есть происходит ответ на следующие вопросы: что делать? кому делать? как? с кем? и в какой последовательности?

10. Обеспечение работ по выполнению решения. Осуществляется доведение заданий до исполнителей, обеспечение их всем необходимым, подбор и обучение кадров.

11. Выполнение решения и контроль. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, устраняются отклонения от реализации решения, вносятся в случае необходимости изменения, корректировки и т.п.

Если проблему решить с первого раза не удается, то можно повторять цикл разработки, принятия и реализации решений или возвращаться с любого этапа к предыдущим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.009 с.)