Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнографические источники и их использование в краеведческой работе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Белорусский народ сформировался на протяжении XIII – XVI ст. под влиянием нескольких факторов. Одним из которых было изменение исторических условий развития Поприпятья, Понемонья, Подвинья и Поднепровья в позднем средневековье, продолжительная совместная борьба населения этих земель против агресии немецких крестоносцев с запада и татар с востока. Вторым фактором формирования белорусского этноса было изменение экономического становления этих земель, быстрое развитие в этот период Понемоння, Минщины, Могилевщины, установление более тесных связей этого региона с поприпятскими и подвинскими землями. Третьим фактором формировния белорусского этноса было изменение политических условий развития поприпятских, понеманских, подвинских и поднепровских земель, возникновение крупного государства – Великого княжества Литовского, Русского и Жамойского. Непосредственное значение для создания белорусского этноса имело внешнее поприпятское и подвинско-днепровское восточнославянское население эволюция и диффузия элементов его культуры и языка, перегруппировка этих элементов. Первоначально белорусский этнос имел полную социальную структуру феодального типа. Она сформировалась во время его образования и складалась из нескольких сословий. Одним из них были горожане (местичи, мещане). Основным занятием этого сословия являлось ремесла и торговля. Большая часть крупных и средних городов пробрела право самоуправления. В это время возникает много урбанизованных сельских поселений – так называемых местечек, часть населения которых занималась ремеслами и торговлей. Некоторые местечки имели право местного самоуправления. Наиболее многочисленным сословием было крестьянсьво, состояние которого изменилось. Большая часть крестьянства стала полностью или частично крепостное. Этот процесс был связан с формированием шляхетского сословия. Шляхта стояла во главе местных органов управления и добилась равноправия с крупными землевладельцами и вместе с ними решала государственные вопросы. Белорусская шляхта управляла государственными делами совместно с украинской, литовской, жемонской. Этим группам шляхты было свойственно соперничество за привелегии и делились они на две группы. К одной относились непосредственно шляхта славянского происхождения (белорусская и украинская), ко второй – балтская (литовская и жемайтская). Часто эти группировки выступали как провославные, с одной стороны, и католические, со второй. В Великом княжестве Литовском, Руском и Жамойтском доминировала белорусская культура. Делопроизводство велось на старожитном белорусском письменном языке. На нем были сложены общегосударственные законы: Статусы Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского. На этом языке в начале XVI ст. на Беларуси появилось книгопечатание. С 1569 г., когда произошло объединение Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского с Польским Королевством в федеративное государство, особенно со второй половины XVII ст., условия для развития культуры белорусского этноса ухудшились. Произошло усиление пригонной системы, периодические экономические кризисы, разрушительные войны, уменьшение количества населения, религиозные противоборства, политическое «пленение». Отрицательную роль в развитии белорусской профессиональной культуры сыграло решение всеобщей конфедерации Речи Пасполитой в августе 1696 г. вести делопроизводство Великого княжества Литовского на польском языке. Отрицательным фактором развития белорусской профессиональной культуры стало также ориентир белорусской шляхты на польский язык. Этническая специфика белорусской культуры значительно сохранялась и сильно развивалась в сфере непрофессиональной культуры, особенно в устном народном творчестве. Обогащался белорусский разговорный язык, главным посредником которого являлось крестьянство. Неблагоприятными были условия развития белорусской профессиональной культуры и в XIX – начале ХХ ст., когда белорусское этническое сообщество находилось в составе второго государства – Российской империи. В делопроизводстве, образовании, печати польский язык был заменен на русский. Большая часть белорусской шляхты стала ориентироваться на русскую профессиональную культуру. Неблагоприятным фактором для развития белорусской профессиональной культуры, а в городе также непрофессиональной, было значительное сокращение части белорусов в общей численности городского населения, большинство которого складывали группы, относящиеся к другим этническим сообществам. Основным носителем белорусских этнических черт в это время являлись крестьяне. Они сохраняли и развивали богатую непрофессиональную культуру белорусов, их язык. На основании этой культуры в XIX ст. сформировалась национальная белорусская профессиональная культура, в особенности: новый белорусский литературный язык, новая белорусская литература, национальное профессиональное художественное искусство, белорусский национальный театр. Формирование белорусской национальной профессиональной культуры, усиление национального движения, экономических связей между белорусскими землями значительно влияли на постепенное расширение представлений о принадлежности всех групп белорусов к одному этническому сообществу. На этой основе чаще стал встречаться, особенно во второй половине XIX – начале ХХ ст., термин «белорусы» как название всего белорусского этнического сообщества, а термин «русины», «литвины» перестали применять в этом значении. Своееобразным было этническое развитие белорусов в ХХ ст. В этот период изменились экономические и политические условия жизни белорусского этноса. Произошел подъем творчества, как промышленного так и сельскохозяйственного. Оно стало развиваться на основе государственной и кооперативной власти. Изменился и политический фактор. Было образовано белорусское государство. Новые экономические, социальные, политические и идеологические условия значительно павлияли на непрофессиональные формы культуры белорусского этноса. Некоторые части непрофессиональной культуры, в частности народное прикладное искусство, получило импульс для дальнейшего прогресивного развития. Возникли и расширились промышленные художественные артели, которые в последствии были перераспределены в государственные. Возникли новые песни, частушки. Расширению непрофессиональной художественной культуры способствовала поддержка государственной художественной самодеятельности, которая стала значительным явлением в культурной жизни. В тоже время, некоторые части непрофессиональной культуры, например календарные обряды, были значительно реформированы. Разрушительное влияние на традиционную праздничную культуру оказала начатая борьба с религие, церковью, которая велась на протяжении нескольких десятилетий: 30-80-я гг. ХХ ст. И только в последний период, с начала 90-х годов ХХ ст., традиционные праздники стали отмечаться шире. Некоторые из них, например Каляды, стали государственными. ХХ ст. явилось новым этапом в развитии не только белорусской й культуры, но и этнического самосознания белорусов. В сравнении с XIX ст. в ХХ ст. она возмужала. Этому способствовало создание белорусского государства, политика белорусизации в Восточной Белорусси в 20-е годы и национального движения в Западной Белоруссии в 1921-1939 гг. Мощный толчек роста этнического самосознания белорусов дала активная борьба белорусского народа с немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1945 гг. В 90-е годы термин “белорусы” получил наиболее значительный смысл. Он является не только названием белорусского этнического сообщества, но и начал обозначать также белорусское политическое сообщество, в которое входят как белорусский этнос, так и другие этнические сообщества Республики Беларусь. Первоначальное население на современной этнической территории белорусов появилось в конце среднего каменного века, приблизительно свыше 40 тыс. лет до н. э. Вначале были заселены только некоторые местности на юге, находящиеся в бассейнах рек Припяти, Ясельда и Сожи. Центральная и северная части территории Беларуси заселились только в середине каменного века, приблизительно 9-5 тыс. лет до н. э. На протяжении длительного времени древнее население занималось охотой, собирательством, рыболовством. В новом каменном веке (4-3 тыс. лет до н.э.) появилось гончарство и значительная часть населения, особенно на севере, в Подвинни, разговаривала на языках, которые относятся к так называемой уральской семье, ее финско-уральской ветви. В последующий период – эпоху ранено металла (конец 3 тыс. до н. э. – IV – V ст. до н. э.) на территории Беларуси расселилось новое население, которое занималось земледелием и животноводством и разговаривало на индоевропейских языках. Большая часть этого нового населения, особенно на севере, в Подвинни, относилось к балтийской ветке индоевропейцев, и только небольшая группа на самом юго-западе – к славянской. Индоевропейское население постепенно ассимилировало предыдущее, неиндоевропейское (финоязычное), которое восприняло язык и культуру индоевропейцев, в особенности балтов, передав им в некоторых местах свои названия рек и озер (Мордва, Свирь и др.). В раннем средневековье на современной этнической территории белорусов широко расселилась славянская ветвь индоевропейцев и постепенно ассимилировала большую часть проживавших здесь балтов. В итоге славянско-балтийского синтеза в IX – X ст. н. э. произошли первоначальные восточнославянские этнические народности: дреговичи, радимичи и кривичи. Они просуществовали до середины XII ст. н. э. И к этому времени вместе с другими первоначальными восточнославянскими этническими сообществами (дравлянами, валынянами, палянами, славенами, вятичами, северянами и др.) транформировались в общевосточную славянскую этническую народность. Люди, которые относили себя к новой восточнославянской народности, называли себя “русинами”, “русичами”, “русскими”. Основными непосредственными предками белорусского народа были две большие группы новой восточнославянской этничной народности. Центром одной из них является Поприпятье, второй – Подвинье. В языке и культуре поприпятской и подвинско-днепровской групп восточнославянской этничной народности возникло много элементов, с которых сформировался язык и комплекс традиционной культуры белорусского народа. Кроме северной части поприпятской и южной части подвинско-днепровской групп, которые сложили основу белорусского этноса, в его состав влились особые группы западнославянского (польского), балтского (как восточнобалтского – литвы, латыголав, так и западнобалтскиго – прусов, яцвегов, жемайтов) и тюрского (татарского) населения. В сравнении с восочнославянским населением они стали дополнительным компонентом белорусского этноса. Первоначальными названиями белорусского народа были термины “литвины”, “русины”, “беларусцы” (“беларусы”). Термин “беларусы” как название беларуского этноса вначале, особенно в XVI – XVIII ст., встречался редко. Белорусский народ сформировался на протяжении XIII – XVI ст. под уплывам нескольких факторов. Одним из которых было изменение исторических условий развития Поприпятья, Понемонья, Подвинья и Поднепровья в позднем средневековье, несомненно агресия немецких крестоносцев с запада и татар с востока, продолжительная совместная борьба населения этих земель против захватчиков. Вторым фактором формирования белорусского этноса было изменение экономического становления этих земель, быстрое развитие в этот период Понемоння, Минщины, Могилевщины, установление более тесных связей этого региона с поприпятскими и подвинскими землями. Третьим фактором формировния белорусского этноса было изменение политических условий развития поприпятских, понеманских, подвинских и поднепровских земель, возникновение крупного государства – Великого княжества Литовского, Русского и Жамойского. Непосредственное значение для создания белорусского этноса имело внешнее попряпятское и подвинско-днепровское восточнославянское население эволюция и диффузия элементов его культуры и языка, перегруппировка этих элементов. Первоначально белорусский этнос имел полную социальную структуру феодального типа. Она сформировалась во время его образования и складалась из нескольких сословий. Одним из них были горожане (местичи, мещане). Основным занятием этого сословия являлось ремесла и торговля. Большая часть крупных и средних городов пробрела право самоуправления. В это время возникает много урбанизованных сельских поселений – так называемых местечек, часть населения которых занималась ремеслами и торговлей. Некоторые местечки имели право местного самоуправления. Наиболее многочисленным сословием было крестьянсьво, состояние которого изменилось. Большая часть крестьянства стала полностью или частично крепостное. Этот процесс был связан с формированием шляхетского сословия. Шляхта стояла во главе местных органов управления и добилась равноправия с крупными землевладельцами и вместе с ними решала государственные вопросы. Белорусская шляхта управляла государственными делами совместно с украинской, литовской, жемонской. Этим группам шляхты было свойственно соперничество за привелегии и делились они на две группы. К одной относились непосредственно шляхта славянского происхождения (белорусская и украинская), ко второй – балтская (литовская и жемайтская). Часто эти группировки выступали как провославные, с одной стороны, и католические, со второй. В Великом княжестве Литовском, Руском и Жамойтском доминировала белорусская культура. Делопроизводство велось на строжитном белорусском письменном языке. На нем были сложены общегосударственные законы: Статусы Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского. На этом языке в начале XVI ст. на Беларуси появилось книгопечатание. С 1569 г., когда произошло объединение Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского с Польским Королевством в федеративное государство, особенно со второй половины XVII ст., условия для развития культуры белорусского этноса ухудшились. Произошло усиление пригонной системы, периодические экономические кризисы, разрушительные войны, уменьшение количества населения, религиозные противоборства, политическое пленение. Отрицательную роль в развитии белорусской профессиональной культуры сыграло решение всеобщей конфедерации Речи Пасполитой в августе 1696 г. вести делопроизводство Великого княжества Литовского на польском языке. Отрицательным фактором развития белорусской профессиональной культуры стало также ориентир белорусской шляхты на польский язык. Этническая специфика белорусской культуры значительно сохранялась и сильно развивалась в сфере непрофессиональной культуры, особенно в устном народном творчестве. Обогащался белорусский разговорный язык, главным посредником которого являлось крестьянство. Неблагоприятными были условия развития белорусской профессиональной культуры и в XIX – начале ХХ ст., когда белорусское этническое сообщество находилось в составе второго государства – Российской империи. В делопроизводстве, образовании, печати польский язык был заменен на русский. Большая часть белорусской шляхты стала ориентироваться на русскую профессиональную культуру. Неблагоприятным фактором для развития белорусской профессиональной культуры, а в городе также непрофессиональной, было значительное сокращение части белорусов в общей численности городского населения, большинство которого складывали группы, относящиеся к другим этническим сообществам. Основным носителем белорусских этнических черт в это время являлись крестьяне. Они сохраняли и развивали богатую непрофессиональную культуру белорусов, их язык. На основании этой культуры в XIX ст. сформировалась национальная белорусская профессиональная культура, в особенности: новый белорусский литературный язык, новая белорусская литература, национальное профессиональное художественное искусство, белорусский национальный театр. Формирование белорусской национальной профессиональной культуры, усиление национального движения, экономических связей между белорусскими землями значительно влияли на постепенное расширение представлений о принадлежности всех групп белорусов к одному этническому сообществу. На этой основе чаще стал встречаться, особенно во второй половине XIX – начале ХХ ст., термин «белорусы» как название всего белорусского этнического сообщества, а термин «русины», «литвины» перестали применять в этом значении. Своееобразным было этническое развитие белорусов в ХХ ст. В этот период изменились экономические и политические условия жизни белорусского этноса. Произошел подъем творчества, как промышленного так и сельскохозяйственного. Оно стало развиваться на основе государственной и кооперативной власти. Изменился и политический фактор. Было образовано белорусское государство. Новые экономические, социальные, политические и идеологические условия значительно павлияли на непрофессиональные формы культуры белорусского этноса. Некоторые части непрофессиональной культуры, в частности народное прикладное искусство, получило импульс для дальнейшего прогресивного развития. Возникли и расширились промышленные художественные артели, которые в последствии были перераспределены в государственные. Возникли новые песни, частушки. Расширению непрофессиональной художественной культуры способствовала поддержка государственной художественной самодеятельности, которая стала значительным явлением в культурной жизни. В тоже время, некоторые части непрофессиональной культуры, например календарные обряды, были значительно реформированы. Разрушительное влияние на традиционную праздничную культуру оказала начатая борьба с религие, церковью, которая велась на протяжении нескольких десятилетий: 30-80-я гг. ХХ ст. И только в последний период, с начала 90-х годов ХХ ст., традиционные праздники стали отмечаться шире. Некоторые из них, например Каляды, стали государственными. ХХ ст. явилось новым этапом в развитии не только белорусской й культуры, но и этнического самосознания белорусов. В сравнении с XIX ст. в ХХ ст. она возмужала. Этому способствовало создание белорусского государства, политика белорусизации в Восточной Белорусси в 20-е годы и национального движения в Западной Белоруссии в 1921-1939 гг. Мощный толчек роста этнического самосознания белорусов дала активная борьба белорусского народа с немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1945 гг. В 90-е годы термин “белорусы” получил наиболее значительный смысл. Он является не только названием белорусского этнического сообщества, но и начал обозначать также белорусское политическое сообщество, в которое входят как белорусский этнос, так и другие этнические сообщества Республики Беларусь.
7.
Топонимика Беларуси. Топонимика – наука о географических названиях разделяется на ойкунимию (общие название местностей в том числе и населенных пунктов), гидронимию (названия рек, озер, ручьев), оронимию (названия форм рельефа) и микротопонимию (названия урочищ, улиц и др.). На территории Беларуси наиболее древними являются названия гидрографических объектов. По мнению большинства исследователей, гидронимы Беларуси по своему происхождению являются, в основном, индоевропейскими (т.е. их названия происходят из языков индоевропейской семьи) и лишь на крайнем севере встречаются названия финской языковой группы Уральской семьи. Г.В.Седов считает, что наиболее ранний пласт гидронимов – древнеиндоевропейский оставлен поздненеолитическими (3 – начало 2 тысячелетия до н.э.) племенами культуры шнуровой керамики. К этому пласту относятся такие названия, как Двина (Божественная), Двиносса и др. Второй пласт возник в раннем железном веке (1 тыс. до н.э.). Он был оставлен индоевропейскими племенами милоградской, днепро-двинской и зарубинецкой культуры. К нему относится большинство названий рек и озер восточной и северо-восточной половины Беларуси: Днепр (вода), Березина (медвежья) и др. Третий пласт – славянский, образовался после переселения славян на нашу территорию в 6-7 вв. н.э. Необходимо отметить, что 80% всех гидронимов в Беларуси относятся к дославянским и только 20% являются славянскими. Причем последние резко превалируют на юге страны – в Полесье. В названиях населенных пунктов Беларуси наоборот преобладают славянские названия, за исключением тех, что были образованы от местных гидрографических объектов. Это свидетельствует о том, что основной массив названий поселений и прежде всего городов, возник после славянской колонизации края. Самые распространенные названия поселений (23,5%) связаны с особенностями окружающей природы (Лес, Вербы, Гора и др.). На втором месте по численности (21,5%) идут названия отражающие занятие населения и его этнические особенности (Бондары, Гончары, Рудня, Литва, Дулебы, Татарка и др.). Затем расположены названия, связанные с характером поселения (Слобода, Городок, Новоселки и др.). На четвертом месте находятся названия населенных пунктов по именам и фамилиям первопоселенцев (Юревичи, Яков, Барановичи и др.). И, наконец, пятую группу составляют названия, данные по местным рекам. Среди них выделяются наиболее древние с окончанием на суффикс СК, ЦК. (Полоцк, Витебск, Слуцк, Друцк и др.), а также относительно молоые (Понемонье, Задвинье и др.). В стороне от этих традиционных названий стоят советские переименования населенных пунктов. Количество городов и поселков, переименованных в советское время в Беларуси было сравнительно небольшим (Червень, Дзержинск, Кировск, Славгород, Октябрьский). Гораздо больше было переименовано сельских населенных пунктов. А что касается микротопонимики (прежде всего названий улиц), то она была в значительной степени деформирована стандартным набором советских наименований (Ленина, Кирова, Калинина, Советская, Октябрьская и т. д.), которые существуют в каждом населенном пункте и не отражают ни историческую, ни географическую особенность ее расположения. Как уже указывалось, около 80% названий населенных пунктов Беларуси имеют славянское происхождение. Ряд населенных пунктов на северо-западе (в основном сельские и поселковые) имеют балтское происхождение (Юратишки, Видзы, Лынтупы и др.), что свидетельствует о поздней (13-19 вв.) ассимиляции балтского населения славянами на этой территории.
9.
Деятельность Ф. Скорины. Среди представителей европейского Возрождения достойное место занимает имя восточнославянского и белорусского гуманиста, первопечатника и просветителя, ученого и писателя, уроженца древнего Полоцка Франциска Скорины (около 1490 – 1551 гг.). Первоначальное образование он получил, как предполагают историки, в Полоцке и Вильно, затем в 16 лет окончил Краковский университет. Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала он получил в Кракове степень бакалавра – первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем успешно сдал экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете. Его портрет находится в мемориальном зале среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, вышедших из стен Падуанского университета. Ф. Скорина имел также степень доктора свободных наук, которые изучались в западноевропейских университетах. Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины сочетала в себе опыт европейского книгоиздания и традиции белорусского искусства. 6 августа 1517г. Ф. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском юроде Праге печатную книгу – Библию. Он перевел Библию на церковнославянский язык в белорусской редакции, понятный простым людям. Значимость того, что сделал Ф. Скорина, заключается в напечатанных им 20 книгах Библии, её предисловиях и послесловиях, содержащихся в текстах гравюрах, иллюстрациях. Ф. Скорина трижды напечатал в изданных им книгах собственный портрет. Это единственный случай за всю историю издания Библии в Восточной Европе. На титульном листе Библии изображена, как считали исследователи, печать (герб) Скорины как доктора медицины. Основное содержание этого изображения – «Сонейка маладзіковае» – получение и передача знаний, физическое и духовное возрождение человека. Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины продолжилась на территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал «Малую подорожную книжку» и «Апостол». Издательская деятельность Ф. Скорины является жизненным подвигом, потому что не все, в том числе и церковь, понимали его просветительскую работу. Напечатанная Ф. Скориной Библия нарушала правила, которые существовали при переписывании и переводе церковных книг, содержала тексты от самого издателя и гравюры с его изображением. Взгляды Ф. Скорины свидетельствует о нем как о гуманисте, просветителе, патриоте. Гуманизм Ф. Скорины представлял собой систему взглядов, которые наивысшей ценностью провозглашали самого человека и его права на свободное развитие, считали его не «рабом божьим», а творцом. Все предисловия и послесловия в Библии Ф. Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских преданий, проникнуты заботой о разумном упорядочении общества, воспитании человека, установлении достойной жизни на Земле. Гуманист Ф. Скорина оставил нам свой моральный завет в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый есть к серии единою кажного человека». В текстах Библии просветитель Ф. Скорина предстает человеком, который содействует распространению письменности. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение – зеркало нашей жизни, лекарство для души». Ф. Скорина – основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Родине. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рыбы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, – також и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку мають».
11. 12. 13. 14.
15-16. Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется. Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только «наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения. В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых — не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения. Еще одна причина многообразия существующих определений музея — развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция. В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов. В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав Б 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды». Классификация музеев Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию. Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурнообразовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого. Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, хозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие. Исторические музеи делятся на: • общеисторические музеи (широкого профиля); • археологические музеи; • этнографические музеи; • военно-исторические музеи; • музеи политической истории; • музеи истории религии; • музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; • монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; • прочие исторические музеи. Художественные музеи делятся на: • музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); • музеи декоративно-прикладного искусства; • музеи народного искусства; • прочие художественные музеи. Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие музеи. Существуют музеи, собрания, деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль. Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи. Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы, прежде всего, па специалистов. К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы, прежде всего, на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями; демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел. Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются и учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика. Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им о<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.012 с.) |