ТОП 10:

Археологические источники и их использование в краеведческой работе.



Топонимика Беларуси.

Топонимика – наука о географических названиях разделяется на ойкунимию (общие название местностей в том числе и населенных пунктов), гидронимию (названия рек, озер, ручьев), оронимию (названия форм рельефа) и микротопонимию (названия урочищ, улиц и др.).

На территории Беларуси наиболее древними являются названия гидрографических объектов. По мнению большинства исследователей, гидронимы Беларуси по своему происхождению являются, в основном, индоевропейскими (т.е. их названия происходят из языков индоевропейской семьи) и лишь на крайнем севере встречаются названия финской языковой группы Уральской семьи.

Г.В.Седов считает, что наиболее ранний пласт гидронимов – древнеиндоевропейский оставлен поздненеолитическими (3 – начало 2 тысячелетия до н.э.) племенами культуры шнуровой керамики. К этому пласту относятся такие названия, как Двина (Божественная), Двиносса и др. Второй пласт возник в раннем железном веке (1 тыс. до н.э.). Он был оставлен индоевропейскими племенами милоградской, днепро-двинской и зарубинецкой культуры. К нему относится большинство названий рек и озер восточной и северо-восточной половины Беларуси: Днепр (вода), Березина (медвежья) и др.

Третий пласт – славянский, образовался после переселения славян на нашу территорию в 6-7 вв. н.э. Необходимо отметить, что 80% всех гидронимов в Беларуси относятся к дославянским и только 20% являются славянскими. Причем последние резко превалируют на юге страны – в Полесье. В названиях населенных пунктов Беларуси наоборот преобладают славянские названия, за исключением тех, что были образованы от местных гидрографических объектов. Это свидетельствует о том, что основной массив названий поселений и прежде всего городов, возник после славянской колонизации края.

Самые распространенные названия поселений (23,5%) связаны с особенностями окружающей природы (Лес, Вербы, Гора и др.). На втором месте по численности (21,5%) идут названия отражающие занятие населения и его этнические особенности (Бондары, Гончары, Рудня, Литва, Дулебы, Татарка и др.). Затем расположены названия, связанные с характером поселения (Слобода, Городок, Новоселки и др.). На четвертом месте находятся названия населенных пунктов по именам и фамилиям первопоселенцев (Юревичи, Яков, Барановичи и др.). И, наконец, пятую группу составляют названия, данные по местным рекам. Среди них выделяются наиболее древние с окончанием на суффикс СК, ЦК. (Полоцк, Витебск, Слуцк, Друцк и др.), а также относительно молоые (Понемонье, Задвинье и др.).

В стороне от этих традиционных названий стоят советские переименования населенных пунктов. Количество городов и поселков, переименованных в советское время в Беларуси было сравнительно небольшим (Червень, Дзержинск, Кировск, Славгород, Октябрьский). Гораздо больше было переименовано сельских населенных пунктов. А что касается микротопонимики (прежде всего названий улиц), то она была в значительной степени деформирована стандартным набором советских наименований (Ленина, Кирова, Калинина, Советская, Октябрьская и т. д.), которые существуют в каждом населенном пункте и не отражают ни историческую, ни географическую особенность ее расположения. Как уже указывалось, около 80% названий населенных пунктов Беларуси имеют славянское происхождение. Ряд населенных пунктов на северо-западе (в основном сельские и поселковые) имеют балтское происхождение (Юратишки, Видзы, Лынтупы и др.), что свидетельствует о поздней (13-19 вв.) ассимиляции балтского населения славянами на этой территории.

 

 

9.

 

Деятельность Ф. Скорины.

Среди представителей европейского Возрождения достойное место занимает имя восточнославянского и белорусского гуманиста, первопечатника и просветителя, ученого и писателя, уроженца древнего Полоцка Франциска Скорины (около 1490 – 1551 гг.). Первоначальное образование он получил, как предполагают историки, в Полоцке и Вильно, затем в 16 лет окончил Краковский университет.

Ф. Скорина дважды стал доктором наук. Сначала он получил в Кракове степень бакалавра – первую ученую степень в средневековых европейских университетах. Затем успешно сдал экзамен на звание доктора медицины в Падуанском университете. Его портрет находится в мемориальном зале среди 40 портретов знаменитых европейских ученых, вышедших из стен Падуанского университета. Ф. Скорина имел также степень доктора свободных наук, которые изучались в западноевропейских университетах.

Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины сочетала в себе опыт европейского книгоиздания и традиции белорусского искусства. 6 августа 1517г. Ф. Скорина первым среди восточных славян издал в чешском юроде Праге печатную книгу – Библию. Он перевел Библию на церковнославянский язык в белорусской редакции, понятный простым людям. Значимость того, что сделал Ф. Скорина, заключается в напечатанных им 20 книгах Библии, её предисловиях и послесловиях, содержащихся в текстах гравюрах, иллюстрациях. Ф. Скорина трижды напечатал в изданных им книгах собственный портрет. Это единственный случай за всю историю издания Библии в Восточной Европе. На титульном листе Библии изображена, как считали исследователи, печать (герб) Скорины как доктора медицины. Основное содержание этого изображения – «Сонейка маладзіковае» – получение и передача знаний, физическое и духовное возрождение человека.

Книгоиздательская деятельность Ф. Скорины продолжилась на территории ВКЛ. В организованной им в столице ВКЛ Вильно типографии в 1522 и 1525 гг. он издал «Малую подорожную книжку» и «Апостол».

Издательская деятельность Ф. Скорины является жизненным подвигом, потому что не все, в том числе и церковь, понимали его просветительскую работу. Напечатанная Ф. Скориной Библия нарушала правила, которые существовали при переписывании и переводе церковных книг, содержала тексты от самого издателя и гравюры с его изображением.

Взгляды Ф. Скорины свидетельствует о нем как о гуманисте, просветителе, патриоте. Гуманизм Ф. Скорины представлял собой систему взглядов, которые наивысшей ценностью провозглашали самого человека и его права на свободное развитие, считали его не «рабом божьим», а творцом. Все предисловия и послесловия в Библии Ф. Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских преданий, проникнуты заботой о разумном упорядочении общества, воспитании человека, установлении достойной жизни на Земле. Гуманист Ф. Скорина оставил нам свой моральный завет в следующих строках: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети... Сей закон прироженый есть к серии единою кажного человека». В текстах Библии просветитель Ф. Скорина предстает человеком, который содействует распространению письменности. Об этом свидетельствуют такие строки: «Всякому человеку нужно читать, ибо чтение – зеркало нашей жизни, лекарство для души». Ф. Скорина – основоположник нового понимания патриотизма как любви и уважения к своей Родине. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова: «Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рыбы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, – також и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку мають».

 

 

11.

12.

13.

14.

 

15-16. Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.

Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только «наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых — не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

Еще одна причина многообразия существующих определений музея — развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция. В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов.

В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав Б 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Классификация музеев

Каждый из музеев уникален и неповторим. И вместе с тем в составе их собраний, масштабе деятельности, юридическом положении и других характеристиках есть некоторые сходные черты, которые позволяют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурнообразовательной деятельности. Например, исторические музеи связаны с системой исторических наук, хранящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.

Музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, хозяйственные музеи, педагогические музеи.

В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.

Исторические музеи делятся на:

• общеисторические музеи (широкого профиля);

• археологические музеи;

• этнографические музеи;

• военно-исторические музеи;

• музеи политической истории;

• музеи истории религии;

• музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ;

• монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу;

• прочие исторические музеи.

Художественные музеи делятся на:

• музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного);

• музеи декоративно-прикладного искусства;

• музеи народного искусства;

• прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие музеи.

Существуют музеи, собрания, деятельность которых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями.

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общественного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы, прежде всего, па специалистов.

К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы, прежде всего, на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.

Главное назначение учебных музеев – обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями; демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются и учебном процессе, а их собрания – в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания вещественных, письменных, изобразительных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев – музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на месте их нахождения с сохранением или восстановлением историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедников.

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи, создающиеся с целью увековечить память выдающихся людей и событий. Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

Существуют и другие принципы классификации, совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией. В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак, и соответствии с которым различаются республиканские, краевые, областные, районные музеи. По принадлежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Большая их часть находится в ведении Министерства культуры Республики Беларусь. Вместе с тем существует значительная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства.

На начало 2008 сеть музеев системы Министерства культуры Республики Беларусь состояла из 134 музеев и 58 их филиалов, из которых 14 имеют республиканское и 120 – региональное подчинение. Они занимают 310 зданий. Все музеи распределены по профильным группам: краеведческие – 50 %, исторические – 17 %, художественные – 18 %, литературные – 10 %, музеи-заповедники – 2 %, другие – 1 %. Коллекционный фонд этих музеев составляет свыше 2,7 млн. предметов.

В республике работает более 200 музеев других ведомств. К наиболее значительным ведомственным музеям Минска относятся: Музей истории медицины Беларуси Министерства здравоохранения (1993), Музей искусства игрушки при Театре кукол (1996), музей Минского отделения Белорусской железной дороги (1998), музей Связи Министерства связи (2000), Музей пожарного и аварийно-спасательного дела МЧС (2001), Музей криминалистики МВД (2001), Музей Национального банка Республики Беларусь (2001), музей истории и культуры евреев Беларуси (2002), Музей истории Советского района Минска (2003), Музей белорусского телевидения и радио Белтелерадиокомпании (2004), Музей белорусских остарбайтеров Фонда «Взаимопонимание и примирение» (2005), Музей Владимира Мулявина при Белорусской государственной филармонии (2005), Музей комсомольского и молодежного движения БРСМ (2005), Музей белорусской таможни (2006), Музей олимпийской славы Беларуси (2006) и др.

К музейным учреждениям разного уровня относятся народные музеи, музеи общественных организаций и школьные (всего действует около 1500). В 2000 звание «народный» получил Музей боевой славы средней школы № 104 Минска, в 2003 – Музей истории образования гимназии № 12 Минска.

Функционируют несколько частных музеев, среди которых наибольшей популярностью пользуется Музей истории материальной культуры в Дудутках, а также художественный музей в г. Старые Дороги.

В 2004 Министерство культуры Республики Беларусь утвердило Концепцию развития музейного дела в Республике Беларусь. Это стратегический документ, который определяет перспективы и направления развития музеев Беларуси. В нем предусматривается дальнейшее усовершенствование системы управления, модернизация материально-технической базы, структурное формирование всех видов музейной деятельности, развитие новых информационных те6хнолдогий и повышение профессионального потенциала музеев, а также разумная коммерциализация их деятельности, направленная на повышение доходов музейных учреждений.

В 1999 создан Белорусский национальный комитет Международного совета музеев. С помощью ЮНЕСКО в 2005 при Национальном музее истории и культуры Беларуси был открыт Центр превентивной консервации и проведена 1-я школа музейных консерваторов.

Музейный фонд Беларуси является неотъемлемой частью национального культурного наследия, и его охрана – это важнейшая обязанность музея как социального института. Показателем изученности музейного фонда, его введения в научный и культурный оборот является учет и научная инвентаризация музейных предметов. На сегодняшний день научную инвентаризацию прошли 53% от общей численности музейных предметов. Интенсификация этого процесса непосредственна с созданием электронных баз данных фондовых коллекций музеев. 15 музеев имеют собственные сайты в сети Internet. Результатом внедрения новых информационных технологий в музейную практику должен стать Государственный электронный каталог Музейного фонда Республики Беларусь.

 

Зарождение музейного дела в виде частного собирательства.

Предполагается, что богатейшая сокровищница в 11-13 вв. существовала в Полоцке. Известно, что белорусская просветительница Евфросиния Полоцкая заботилась о наполнении основанных ею храмов художественными ценностями и реликвиями.

В середине 13 в. богатейшая сокровищница находилась в тогдашней столице Великого княжества Литовского Новогрудке. После перенесения столицы ВКЛ в Вильну и строительства в городе княжеской резиденции здесь концентрируются значительные материальные и художественные ценности. Своего апогея этот процесс достиг при Витовте, когда княжество превратилось в крупнейшее государство Восточной Европы. Это собрание понесло значительные потери после Кревской унии 1385 и брака великого князя Ягайло.

Николай Радзивилл Черный положил начало несвижскому собранию. Он основал нумизматический кабинет, а также приказал выбить медаль со своим изображением, которая вошла в коллекцию. На протяжении 17-18 вв. эта коллекция пополнялась эпизодически. Меценатские увлечения отца перенял его сын Николай Христофор по прозвищу Сиротка. В 1616 в Несвиже завершилось строительство замка, где разместилась коллекция картин. Кроме произведений живописи интерьер несвижского дворца украшали ценные скульптуры, шпалеры, ковры, златотканые слуцкие пояса, а также восковые фигуры. В несвижской резиденции имелся основанный Сироткой специально оборудованный арсенал, где хранилось большое количество холодного и огнестрельного оружия, а также военная амуниция, имевшая большую художественную ценность. Специальное помещение в замке было отведено под хранилище древностей, где находились гетманские булавы, маршальские жезлы, меч, подаренный Радзивиллам папой Иннокентием XI, коллекция печатей, перстней, личные вещи магнатов Собесских, Вишневецких и др. Существовал также «тайный скарбец», о котором знали только хозяева замка и их доверенные лица. Кроме того в замке существовали архив и библиотека.

По своему характеру несвижское собрание было закрытым. Осмотреть его имели право только представители феодальной знати Речи Посполитой и высокие иностранные гости.

После 1-го раздела Речи Посполитой в 1772 генерал-аншеф А.И.Бибиков вывез архив и библиотеку Радзивиллов из Несвижа в Петербург. В 1813 по распоряжению адмирала П.В.Чичагова предметы несвижской коллекции были отправлены в Москву начальнику мастерской и Оружейной палаты П.С.Валуеву, а также в Успенский собор Московского Кремля. Нумизматический кабинет был передан в Харьковский университет. Несмотря на отдельные попытки в начале 20 в., восстановить несвижское собрание в полном объеме уже не удалось.

Следуя примеру Радзивиллов создавали собственные собрания художественных и исторических ценностей магнатские роды Сапег, Острожских, Лопатинских, Ходкевичей, Прозоров и др. Во 2-й половине 18 в. на белорусских землях, как и во всей Речи Посполитой, распространялась просветительная идеология. Наряду с философией, литературой, искусством просветительские идеи нашли свое отражение и в музейном деле. Важную роль в их распространении сыграли коллекции книг и картин И.Хрептовича (1729-1812), кабинет редкостей и библиотека Г.Яблоновской (1728-1800). Орнитологическое собрание и коллекция живописи К.Тизенгауза (1786-1851) и др., которые значительно отличались от замковых магнатских собраний. Эти коллекции книг и документов, предметов искусства и естественной истории привлекали внимание образованной части общества. Небольшие по размерам коллекции живописи, исторических реликвий, природоведческих предметов были разбросаны по шляхетским резиденциям. Фактом большого культурного значения было существование во 2-й половине 18 в. в Верках (ныне черте Вильнюса) художественной коллекции, основа которой была заложена виленским епископом, первым председателем Эдукационной комиссии И.Масальским во время его путешествий за границу.

Логойское собрание К.Тышкевича (1806-68), одного из основателей белорусской археологической науки, называли «музеем древностей», которое в 40-е гг. 19 в. получило широкую известность. Для развития науки К.Тышкевич пожертвовал большую его часть Виленскому музею древностей, часть археологических находок передал в Краковский музей археологии, коллекцию стекла эпохи Римской империи – в Музей Народовы в Варшаву. «Чрезвычайно выдающуюся коллекцию доисторических древностей западного края» он передал в распоряжение Московского археологического общества.

Собирательная деятельность графа Румянцева (1754 – 1826) была связана с археографической и источниковедческой работой, которая развернулась в Российской империи в начале 19 в. После смерти, его собрания и гомельские коллекции были перевезены в петербургский дом на Английской набережной, где в 1831был открыт музей.

Военно-историческое собрание 2-й четверти 19 в. в имении Добровляны Виленской губернии Адамом Гюнтером собрал ценную коллекцию оружия и военной амуниции польских, русских, французских, немецких и местных образцов 13-19 в.

Витебский купец-старовер И.И.Собольников (1763 – 1836) в своей молельне разместил собрание церковных древностей, в котором были уникальные вещи: первые рукописные и печатные книги, древние иконы в золотых и серебряных окладах, инкрустированных драгоценными камнями.

Искусствовед, историк и коллекционер М.Тышкевич, в своем имении в Острошицком Городке создал коллекцию живописных полотен старых мастеров, а также восточных и античных древностей, добытых им во время научных поездок в Италию, в частности в Геркуланум и Помпею, а также в Египет.

В 1924 была выработана и реализована программа объединения музеев республики в определенную систему.

Составной частью фонда культурного наследия и местом его хранения является сеть 134 музеев, среди которых 69 (51%) составляют комплексные краеведческие, 36 (27%) – исторические, 14 (10%) – искусствоведческие и другие. Музейный фонд Беларуси включает более 3750 тыс. предметов, из которых более 2805 тыс. (72%) относится к основному фонду, а свыше 1 млн. – к научно-вспомогательному.

Музеи природы

Среди самых посещаемых туристами объектов музеи давно и прочно занимают одну из главенствующих позиций.

Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более

двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание

кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под «мусейоном» святилище муз, а со временем с этим словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения. В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять

не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.

Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что «сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности». Появились музеи под открытым небом, в основе которых – не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

Еще одна причина многообразия существующих определений музея – «развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция». В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как « научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов». В новых законах музеи часто определены как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций».

В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей - это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Это определение прошло длительный путь развития, но разногласия относительно обоснованности и важности составляющих его элементов тем не менее существуют, поскольку вопросов оно поднимает не меньше, чем решает. Например, можно ли считать музеями ботанические сады и зоопарки? Ведь они обладают коллекциями животных и растений, заботятся об их сохранности, исследуют, экспонируют и популяризируют их, удовлетворяя тем самым образовательные и развлекательные потребности общества. Однако эти коллекции состоят не из мертвых образцов природы, а из живых созданий. Можно ли считать музеем планетарий? У него ведь нет собственной коллекции.

В ответах на эти и подобные им вопросы мнения специалистов разделились. Одни полагают, что «музеями можно считать только те учреждения, которые основывают свою деятельность на традиционных типах научных, исторических или художественных коллекций». Поэтому зоологические и ботанические сады, многие музеи науки, планетарии, исторические и природные достопримечательности и памятники, с их точки зрения, музеями как таковыми не являются. Другие придерживаются более широких взглядов на характер и роль музея в отношении культурного и физического наследия в целом. Они считают, что «в сферу интересов музея входит все природное, культурное и социальное окружение человека». При их поддержке ИКОМ принял в свои члены планетарии, ботанические и зоологические сады, многие природные и исторические

памятники и достопримечательные места.

Неоднозначно воспринимается и положение о том, что музей должен служить обществу и способствовать его развитию. Кто и на основании, каких

критериев определяет, в чем состоит общественный интерес? Ведь интересы и потребности различных групп общества не всегда совпадают. Для кого существуют музеи? Для ученых, работающих во благо общества и научного прогресса, или для удовлетворения эстетических и образовательных интересов широкой публики?

Приведенные примеры спорных вопросов - это лишь малая толика тех дебатов, которые на протяжении всего ушедшего столетия велись вокруг музея специалистами различных стран: музеологами, историками, искусствоведами, социологами, философами. Они свидетельствуют о том, что музей - очень сложный феномен и дать ему исчерпывающее, бесспорное и всех устраивающее определение нелегко.

Разные подходы к определению понятия «музей» существуют и в теоретическом музееведении, однако большинство исследователей определяют его как социальный институт через выполняемые им функции.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре - функцию документирования и функцию образования и воспитания.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.23 (0.025 с.)